Судебное решение



2 - 515                                        Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

21 сентября 2011 г.                                                                                 г. Чкаловск

Чкаловский районный суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Глаголевой О.Н.,

при секретаре Обуховой Н.А.,

с участием заместителя прокурора Чкаловского района Нижегородской области Огоньковой Г.Ю.,

представителя администрации Чкаловского района Нижегородской области – Сухаревой Н.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению

прокурора Чкаловского района Нижегородской области, в защиту интересов Российской Федерации, о признании неправомерным бездействия администрации Чкаловского района Нижегородской области по принятию муниципальной программы по профилактике экстремизма и терроризма, обеспеченной финансированием мероприятий; о возложении обязанности на администрацию Чкаловского района разработки и принятия муниципальной программы по профилактике экстремизма и терроризма, обеспеченную финансированием мероприятий,

                    У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Чкаловского района Нижегородской области, в защиту интересов Российской Федерации, обратился в суд с заявлением о признании неправомерным бездействия администрации Чкаловского района Нижегородской области по принятию муниципальной программы по профилактике экстремизма и терроризма, обеспеченной финансированием мероприятий; о возложении обязанности на администрацию Чкаловского района разработки и принятия муниципальной программы по профилактике экстремизма и терроризма, обеспеченную финансированием мероприятий.

В обоснование своего иска он указал, что проведенной прокуратурой района проверкой эффективности реализации и полноты финансирования муниципальных программ по профилактике экстремизма и терроризма установлено, что в нарушение требований федерального законодательства администрацией Чкаловского не разработана и не принята муниципальная программа по профилактике терроризма и экстремизма. Согласно ст.2 Федерального закона от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской    деятельности»    противодействие экстремистской деятельности основывается на принципах признания, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина, а равно законных интересов организаций, законности, гласности, приоритета обеспечения безопасности Российской Федерации и мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности, сотрудничества государства с общественными и религиозными объединениями, иными организациями, гражданами в противодействии экстремистской деятельности. Противодействие экстремистской деятельности в силу ст. 3 вышеназванного Закона осуществляется путем принятия профилактических мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности, в том числе на выявление и последующее устранение причин и условий, способствующих осуществлению экстремистской деятельности, а также путем выявления, предупреждения и пресечения экстремистской деятельности общественных и религиозных объединений, иных организаций, физических лиц. Статьями 4 и 5 названного закона закреплено, что в целях противодействия экстремистской деятельности субъекты противодействия, в том числе органы местного самоуправления, в пределах своей компетенции в приоритетном порядке осуществляют профилактические,    в том числе    воспитательные, пропагандистские, меры, направленные на предупреждение экстремистской деятельности. Основные принципы, вопросы профилактики и противодействия терроризму, а также минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений закреплены в Федеральном законе от 06.03.2006 № 35-Ф3 «О противодействии терроризму». Частью 3 ст. 5 указанного Закона предусмотрено, что органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий. В соответствии со ст. 14, ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма. Мероприятия, направленные на противодействие экстремизму и терроризму на территории района, являлись составной частью комплексной программы профилактики правонарушений на территории Чкаловского района на 2006-2010 г.г., утвержденной постановлением Земского собрания района от 24.05.2006 г. № 53. На основании представления прокурора, внесенного 17.04.2009 г. главе местного самоуправления района, распоряжением администрации Чкаловского района от 12.02.2009 № 125-р был утвержден План комплексных организационных и профилактических мероприятий по противодействию терроризму и экстремизму в районе на 2009-2010 годы. Однако муниципальная программа по профилактике экстремизма и терроризма, которая должна быть обеспечена финансированием и направлена на профилактику террористической и экстремистской деятельности, в нарушение требований законодательства о противодействии экстремизму и терроризму администрацией Чкаловского района на последующие годы не принята. Утвержденный администрацией Чкаловского района вышеуказанный План профилактики терроризма и экстремизма в Чкаловском районе на 2011-2012 годы предусматривает, что расходы на выполнение мероприятий Плана осуществляются за счет средств, предусмотренных на финансирование основной деятельности исполнителей мероприятий. Поскольку профилактическая работа является приоритетным направлением в организации противодействия экстремизму и терроризму, муниципальная программа по профилактике экстремизма и терроризма, обеспеченная финансированием, должна быть администрацией района разработана и принята. Таким образом, непринятием администрацией Чкаловского района муниципальной программы по профилактике экстремизма и терроризма, обеспеченной финансированием мероприятий, вопреки вышеуказанным требованиям федерального законодательства нарушаются интересы Российской Федерации (л.д. 3-5).

В судебном заседании заместитель прокурора Чкаловского района Нижегородской области Огонькова Г.Ю. на требованиях прокурора Чкаловского района, в интересах Российской Федерации, настаивала и просила суд признать неправомерным бездействия администрации Чкаловского района по принятию муниципальной программы по профилактике экстремизма и терроризма, обеспеченной финансированием мероприятий; возложить обязанность на администрацию Чкаловского района разработать и принять программу по профилактике экстремизма и терроризма, обеспеченную финансированием мероприятий (без указания муниципальной). Дополнительно пояснила, что просит установить срок для разработки и принятии программы по профилактике экстремизма и терроризма, обеспеченную финансированием мероприятий, до ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании представитель администрации Чкаловского района Нижегородской области Сухарева Н.П. пояснила, что администрация Чкаловского района Нижегородской области с заявленными прокурором Чкаловского района требованиями не согласна. В соответствии с Конституцией РФ МСУ обеспечивает самостоятельное решение вопросов местного значения. В соответствии со статьей 132 Конституции РФ органы МСУ самостоятельно формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, а также решают иные вопросы местного значения. Вопросы, касающиеся местного значения у нас все определены в 131-ФЗ от 06.10.2003г., а именно в ст.15 «Об общих принципах организации органов МСУ». Там имеется такое полномочие, как участие в профилактике экстремизма и терроризма, а также минимизации и ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма. Каким образом органы МСУ будут решать вопрос местного значения, в законе четких указаний нет. В целях реализации данной компетенции на территории Чкаловского района действует районная антитеррористическая комиссия. Кроме того, принято распоряжение администрации Чкаловского района от ДД.ММ.ГГГГ -р «Об утверждении плана профилактики терроризма и экстремизма в Чкаловском районе на 2011-2012годы». В данном распоряжении сказано, что расходы на выполнение мероприятий плана осуществляются за счет средств, предусмотренных на финансирование основной деятельности исполнителей мероприятий. Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ утверждено постановление «Об утверждении мероприятий по профилактике преступлений и иных правонарушений на территории Чкаловского района Нижегородской области на 2011-2012 годы». В данных мероприятиях точно также содержатся мероприятия, направленные на реализацию полномочий, на профилактику терроризма и экстремизма. На территории района, например, такие как реализация совместно с органами государственной власти, МСУ, общественными объединениями, согласованные меры по пресечению и предупреждению и ксенофобии расовой и религиозной нетерпимости, правового нигилизма в подростковую и молодежную среду. Ответственные за исполнение данного мероприятия определены ОВД по Чкаловскому району. Данные мероприятия они должны проводить в течение всего отчетного периода, т.е. в 2011-2012 г.г. В соответствии со ст.86 БК РФ расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения, принятия муниципальных правовых актов при осуществлении органов МСУ отдельных государственных полномочий и заключений от имени муниципальных казенных учреждений договоров и соглашений. В ст.86 БК РФ также сказано, что расходные обязательства муниципального образования устанавливаются органами МСУ самостоятельно и исполняются за счет средств собственных доходов. Считает, что прокуратура не вправе вмешиваться во внутреннюю деятельность органов МСУ и диктовать, какие акты принимать и как их финансирование должны осуществлять органы МСУ. Также считает, что требования прокурора Чкаловского района не основаны на законе и не подлежат удовлетворению в полном объеме.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд считает необходимым заявленные требования прокурора Чкаловского района Нижегородской области удовлетворить в полном объеме.

Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии с п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 ФЗ «О прокуратуре РФ» прокурор вправе обратиться с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» от 06.03.2006 года противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах: обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; системность и комплексное использование политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму; приоритет мер предупреждения терроризма …

Согласно ст. 1 Федерального закона № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» от 25.07.2002 года экстремистская деятельность (экстремизм) – это насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации; публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность; возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни; пропаганда исключительности …

Из смысла данного закона следует, что указанный Федеральный закон направлен на защиту интересов Российской Федерации, неопределенного круга лиц, проживающих на территории Российской Федерации, права и интересы которых гарантируются ст.ст. 18 и 19 Конституции РФ. Исходя из этого, заявление прокурора направлено на защиту интересов Российской Федерации и обоснованно предъявлено в суд в соответствии со ст. 45 ГПК РФ.

Согласно п.п. «б» п. 1 ст. 72 Конституции РФ защита прав и свобод человека и гражданина; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В силу требований Закона РФ «О прокуратуре Российской Федерации» на органы прокуратуры возложено осуществление надзора за точным и единообразным применением и исполнением требований Конституции Российской Федерации, законов Российской Федерации органами местного самоуправления.

Из материалов дела следует, что в порядке исполнения требований законодательства прокуратурой Чкаловского районного суда Нижегородской области была проведена проверка эффективности реализации и полноты финансирования муниципальных программ по профилактике экстремизма и терроризма, в результате которой было установлено, что в нарушение требований федерального законодательства администрацией Чкаловского района не разработана и не принята муниципальная программа по профилактике терроризма и экстремизма.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона № 114-ФЗ от 25.07.2002 года «О противодействии экстремистской деятельности» органы местного самоуправления участвуют в противодействии экстремистской деятельности в пределах своей компетенции.

Согласно ст. 5 вышеуказанного Федерального закона в целях противодействия экстремистской деятельности органы местного самоуправления в пределах своей компетенции в приоритетном порядке осуществляют профилактические, в том числе воспитательные, пропагандистские, меры, направленные на предупреждение экстремистской деятельности.

В соответствии со ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 года к вопросам местного значения поселения относятся в том числе участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах поселения …

Бездействие органа местного самоуправления – администрации Чкаловского района Нижегородской области, выразившееся в непринятии обеспеченной финансированием программы по профилактике экстремизма и терроризма, нарушает интересы Российской Федерации, поскольку экстремистская деятельность направлена на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, а также нарушает права и интересы граждан, поэтому бездействие органа местного самоуправления создает опасность нарушения прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, предусмотренных ст.ст. 18,19 Конституции РФ, создает угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц.

Таким образом, судом установлено, что со стороны администрации Чкаловского района Нижегородской области имело место бездействие в части непринятия мер, направленных на исполнение требований Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности».

При этом суд не принимает во внимание доводы представителя администрации Чкаловского района Нижегородской области, поскольку основой обеспечения эффективной организации противодействия экстремизму является создание эффективной системы взаимосвязанных мер по выявлению, предупреждению, профилактике и пресечению терроризма, разработка и реализация комплексной программы, включающий политический, социальный, экономический, правовой, идеологический и другие аспекты.

Заместитель прокурора Чкаловского района Нижегородской области Огонькова Г.Ю. в судебном заседании просила предоставить администрации Чкаловского района Нижегородской области определенный срок для разработки и принятии программы по профилактике экстремизма и терроризма, обеспеченную финансированием мероприятий, а именно срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.

В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.

    При таких обстоятельствах, суд полагает, что срок до ДД.ММ.ГГГГ, в который администрация Чкаловского района Нижегородской области должна исполнить возложенные на нее обязанности, является разумным и достаточным.

    На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199, 206 ГПК РФ, суд

                          Р Е Ш И Л:

Заявление прокурора Чкаловского района Нижегородской области, в защиту интересов Российской Федерации, удовлетворить.

Признать неправомерными бездействие администрации Чкаловского района Нижегородской области по принятию муниципальной программы по профилактике экстремизма и терроризма, обеспеченной финансированием мероприятий.

Возложить обязанность на администрацию Чкаловского района Нижегородской области принять обеспеченную финансированием мероприятий программу по профилактике экстремизма и терроризма на территории Чкаловского района.

Установить администрации Чкаловского района Нижегородской области срок для принятия обеспеченной финансированием мероприятий программы по профилактике экстремизма и терроризма на территории Чкаловского района до ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Нижегородский Областной суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья                                                         О.Н. Глаголева

Решение в окончательной форме принято 23.09.2011г.

Судья                                                         О.Н. Глаголева

Решение в законную силу          04.10.2011 г.

Судья                                                         О.Н. Глаголева