№ 2-23
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
18 января 2012 года г. Чкаловск
Чкаловский районный суд Нижегородской области в составе
председательствующего судьи Красненкова Е.А.,
с участием заместителя прокурора Чкаловского района Огоньковой Г.Ю.,
представителя истца Калакиной М.М. - Батуновой Г.В. (по доверенности № <адрес>4 от ДД.ММ.ГГГГ),
при секретаре Грязиной Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску
прокурора Чкаловского района Нижегородской области в интересах Калакина М.М. к администрации г. Чкаловска Нижегородской области, администрации Чкаловского района Нижегородской области, Министерству социальной политики Нижегородской области о признании нуждающейся в жилом помещении, возложении обязанности поставить на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении с ноября 2009 года, возложении обязанности направить сведения о признании нуждающейся в жилом помещении и возложении обязанности предоставить единовременную денежную выплату с ноября 2009 года,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Чкаловского района Нижегородской области обратился в суд с иском в интересах Калакиной М.М. к администрации г. Чкаловска, администрации Чкаловского района, Министерству социальной политики Нижегородской области о признании нуждающейся в жилом помещении, возложении обязанности поставить на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении с ноября 2009 года, возложении обязанности направить сведения о признании нуждающейся в жилом помещении и возложении обязанности предоставить единовременную денежную выплату с ноября 2009 года и в обосновании своих требований указал, что прокуратурой была проведена проверка по поступившему обращению Калакиной М.М. о нарушении ее жилищных прав. В ходе проверки установлено, что Калакина М.М. проживает по адресу: <адрес> в <данные изъяты> квартире <данные изъяты> кв.м, на <данные изъяты> этаже, <данные изъяты>. Калакина М.М. является участником ВОВ, Ветераном труда, <данные изъяты>. На основании заключения межведомственной комиссии администрации г. Чкаловска от ДД.ММ.ГГГГ жилое помещение, в котором проживает Калакина М.М., признано непригодным для постоянного проживания инвалидов, пользующихся в связи с заболеванием креслами-колясками и издано распоряжение о признании Калакиной М.М. нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма и она принята на учет. Администрацией Чкаловского района заявление Калакиной М.М. с пакетом документов направлено в Министерство социальной политики Нижегородской области для единовременной денежной выплаты, которая как следует из ответа, будет предоставлена Калакиной М.М. в зависимости от даты постановки на учет и объема средств федерального бюджета на указанные цели. Между тем проверкой установлено, что Калакина М.М. дважды обращалась в администрацию г. Чкаловска с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. На основании выписок из протоколов заседания комиссии по решению жилищных вопросов администрации г. Чкаловска от ДД.ММ.ГГГГ № и от ДД.ММ.ГГГГ №, Калакиной М.М. было отказано в признании малоимущей, так как отсутствуют основания для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении, а затем отказано в признании нуждающейся в жилом помещении, так как не истек пятилетний срок совершения действий, приведших к ухудшению жилищных условий. Однако на момент обращения Калакиной М.М. в администрацию г. Чкаловска с заявлениями она являлась инвалидом-колясочником, и соответственно имела право на признание нуждающейся в жилом помещении, так как проживает в жилом помещении, которое признано негодным для постоянного проживания инвалидов, пользующихся в связи с заболеваниями креслами-колясками. Поэтому просит признать Калакину М.М. нуждающейся в жилом помещении с момента первого обращения в администрацию г. Чкаловска - с ноября 2009 года; возложить на администрацию г. Чкаловска обязанность поставить Калакину М.М. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении с ноября 2009 года; возложить на администрацию Чкаловского района обязанность направить в Министерство социальной политики Нижегородской области сведения о признании Калакиной М.М. нуждающейся в жилом помещении с ноября 2009 года; возложить на Министерство социальной политики Нижегородской области обязанность предоставить Калакиной М.М. единовременную денежную выплату в зависимости от даты признания нуждающейся в жилом помещении - с ноября 2009 года (л.д. 3-6).
Истец Калакина М.М. в судебное заседание не явилась, хотя о дате и времени рассмотрения дела была извещена надлежащим образом судебными повестками (л.д. 30, 36).
Представитель ответчика - администрации г. Чкаловска Нижегородской области в судебное заседание не явился, хотя о дате и времени рассмотрения дела извещались надлежащим образом судебной повесткой, представив в суд возражение на исковое заявление в котором указали, что ДД.ММ.ГГГГ в администрацию г. Чкаловска поступило заявление Калакиной М.М. о проведении обследования жилого помещения по адресу: <адрес>, на предмет пригодности его для проживания инвалида-колясочника. ДД.ММ.ГГГГ межведомственной комиссией администрации г. Чкаловска было проведено обследование жилого помещения Калакиной М.М., по результатам которого данное помещение было признано непригодным для проживания инвалидов, пользующихся в связи с заболеванием креслами-колясками. 21.09.2011 года Калакина М.М. обратилась в администрацию г. Чкаловска с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, заявление было рассмотрено на заседании комиссии по решению жилищных вопросов и Калакина М.М. была признана нуждающейся в жилом помещении. Таким образом, право на постановку на учет появилось у Калакиной М.М. только после признания межведомственной комиссией жилого помещения непригодным для проживания инвалида-колясочника. Считают, что в данном случае, не имело место нарушений прав и законных интересов Калакиной М.М., так как на момент первых обращений в 2009 и 2010 годах Калакина М.М. не обладала правом постановки на учет. Просят в иске прокурора Чкаловского района отказать, рассмотреть дело в их отсутствие (л.д. 41-63).
Представитель ответчика - администрации Чкаловского района Нижегородской области в судебное заседание не явился, хотя о дате и времени рассмотрения дела извещались надлежащим образом судебной повесткой, представив в суд отзыв на исковое заявление в котором указали, что ДД.ММ.ГГГГ в администрацию Чкаловского района поступило заявление Калакиной М.М. о включении ее в Сводный список граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем и ДД.ММ.ГГГГ данное заявление с копией учетного дела, было направлено в Министерство социальной политики Нижегородской области. Поэтому просят исковые требования Калакиной М.М. к администрации Чкаловского района оставить без удовлетворения, рассмотреть дело в их отсутствие (л.д. 69-72).
Представитель ответчика - Министерства социальной политики Нижегородской области в судебное заседание не явился, хотя о дате и времени рассмотрения дела извещались надлежащим образом судебной повесткой, представив в суд возражение на исковое заявление в котором указали, что распоряжением администрации г. Чкаловска от ДД.ММ.ГГГГ № жилое помещение по адресу: <адрес>, признано непригодным для проживания инвалидов, пользующихся в связи с заболеванием креслами-колясками. На основании данного распоряжения Калакина М.М., проживающая в указанном жилом помещении, признана нуждающейся в улучшении жилищных условий распоряжением администрации г. Чкаловска от ДД.ММ.ГГГГ №. Доводом искового заявления является то, что на момент обращений Калакиной М.М. в администрацию г. Чкаловска в 2009 и 2010 году она являлась инвалидом-колясочником и имела право на признание нуждающейся в жилом помещении. Однако данное утверждение основано на неправильном толковании норм действующего законодательства, так как признание жилого помещения непригодным для проживания осуществляется в рамках Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (далее - Положение), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №. Жилое помещение по адресу: <адрес>, находится в долевой собственности Калакиной М.М. и ее внучки ФИО3, соответственно, в силу нормы, содержащейся в пункте 42
Положения, распорядительный акт администрации г. Чкаловска о признании данного жилого помещения непригодным для проживания мог быть издан только после совершения предусмотренных Положением процедур (обследование специализированной организацией жилого помещения, заключение Комиссии) по заявлению собственника жилого помещения. Однако ни в 2009, ни в 2010 году истица не обращалась в администрацию г. Чкаловска с заявлением о признании находящегося в ее собственности жилого помещения непригодным для проживания и принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. Напротив, с указанным заявлением собственник вышеупомянутого жилого помещения обратился в администрацию г. Чкаловска в 2011 году, в результате чего жилое помещение в установленном порядке признано непригодным для проживания и Калакина М.М. принята на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий с 27.09.2011. Таким образом, в соответствии с Положением жилое помещение не было признано непригодным для проживания ни в 2009, ни в 2010 году по причине отсутствия самой просьбы собственника об этом, соответственно, доводы прокурора Чкаловского района о том, что на момент предыдущих обращений в администрацию г. Чкаловска Калакина М.М. имела право быть принятой на данный учет как проживающая в непригодном для проживания жилье не основаны на действующем законодательстве и несостоятельны. Кроме того, прокурор Чкаловского района не указывает, по какому основанию, предусмотренному статьей 51 ЖК РФ необходимо признать Калакину М.М. нуждающейся в улучшении жилищных условий и принять на соответствующий учет. Между тем, данное обстоятельство имеет значение для данного гражданского дела, поскольку администрацией г. Чкаловска дважды отказано Калакиной М.М. в постановке на учет по иным основаниям, кроме того, имеется вступившее в законную силу решение Чкаловского районного суда Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ, которым истице отказано в признании нуждающейся в улучшении жилищных условий. Калакина М.М. является нуждающейся в улучшении жилищных условий с ДД.ММ.ГГГГ и единовременная денежная выплата на приобретение или строительство жилья может быть предоставлена ей, исходя именно из даты принятия на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. Просят в исковых требованиях отказать в полном объеме, рассмотреть дело в их отсутствие (л.д. 64-67).
В судебном заседании представитель истца Калакиной М.М. - Батунова Г.В. (по доверенности) доводы иска поддержала и дополнительно пояснила, что Калакина М.М. является ее матерью. С 2000 года Калакина М.М. в связи с физическим состоянием, так как является участником ВОВ, инвалидом 1 группы, инвалидом-колясочником, не может самостоятельно передвигаться, выйти на улицу, чтобы подышать свежим воздухом, а балкон в квартире отсутствует. Поэтому администрация г. Чкаловска должны были проявить инициативу и самостоятельно провести обследование квартиры Калакиной М.М. на предмет пригодности для проживания инвалида-колясочника. Со всеми заявлениями от имени Калакиной М.М., в том числе и в суд, обращалась она, но о том, что необходимо именно собственнику обратиться в администрацию г. Чкаловска с заявлением о проведении обследования жилого помещения на предмет пригодности для проживания, она не знала. Ей известно, что в настоящее время Калакина М.М. поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и все необходимые документы направлены в Министерство социальной политики Нижегородской области, однако они обратились в суд с целью, чтобы ускорить решение данного вопроса. Просит исковые требования удовлетворить полностью.
Заместитель прокурора Чкаловского района Огонькова Г.Ю. на иске настаивала и дополнительно пояснила, что первоначально Калакина М.М. обратилась в администрацию г. Чкаловска с заявлением о признании нуждающейся в жилом помещении в 2009 года и на тот период времени Калакина М.М. являлась участником ВОВ, инвалидом 1 группы, инвалидом-колясочником, поэтому именно с ноября 2009 года истица имеет право в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. Считает, что требования является обоснованными и просит иск удовлетворить полностью
Выслушав объяснения сторон и их представителей, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
На основании копии удостоверения серия № Калакина М.М., <данные изъяты>, является участником ВОВ, как следует из копии справки № с 2000 года является инвалидом 1 группы по общему заболеванию, нуждается в постоянном и постороннем уходе, а также согласно справки Управления социальной поддержки населения от ДД.ММ.ГГГГ является инвалидом-колясочником (л.д. 19-20, 23).
В соответствии со ст. ст. 13, 14, 23.2 ФЗ РФ «О ветеранах» от 12.01.1995 года № 5-ФЗ социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей: 1) пенсионное обеспечение, выплату пособий в соответствии с законодательством РФ; 2) получение ежемесячной денежной выплаты; 3) получение и содержание жилых помещений; 4) оплату коммунальных услуг; 5) медицинское, протезно-ортопедическое обслуживание. При наличии у ветерана права на получение одной и той же формы социальной поддержки по нескольким основаниям социальная поддержка предоставляется по одному основанию по выбору ветерана, за исключением случаев, предусмотренных законодательством. Участникам ВОВ из числа лиц предоставляются следующие меры социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников ВОВ, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Таким образом, Калакина М.М., в случае признания её нуждающейся в улучшении жилищных условий, имеет право на обеспечение жильем.
Быть признанными нуждающимися в улучшении жилищных условий могут указанные в ст. 49 Жилищного Кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЖК РФ) категории граждан, к которым относятся: малоимущие; иные определенные федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ категории граждан; иностранные граждане, лица без гражданства в силу прямого указания международного договора.
Исчерпывающий перечень оснований для признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий установлен ст. 51 ЖК РФ, в которой указано, что гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; 3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; 4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Основания для признания жилого помещения непригодным для проживания установлены Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 года № 47 «Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» (далее по тексту - Положение).
Согласно технического паспорта, составленного по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, жилое помещение - квартира, в которой проживает Калакина М.М., по адресу: <адрес>, расположена в <данные изъяты> жилом доме, состоит <данные изъяты> комнат, кухни, санузла, ванной комнаты, общей площадью <данные изъяты> кв.м, в том числе жилой <данные изъяты> кв.м и имеет следующие виды благоустройства: центральное отопление, водопровод, канализацию, горячее водоснабжение, электроснабжение, газоснабжение (л.д. 47-49).
Пунктом 7 Положения установлено, что орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления.
Распоряжением администрации г. Чкаловска от ДД.ММ.ГГГГ №-р утвержден состав межведомственной комиссии (состоящей из председателя, заместителя и шести членов комиссии), по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (л.д. 60).
На основании договора о безвозмездной передаче жилья в собственность от ДД.ММ.ГГГГ, Калакина М.М. и Б.Е.Е. получили безвозмездно в совместную собственность, занимаемую ими квартиры по адресу: <адрес> (л.д. 58-59), то есть данное жилое помещение является частным.
В силу п. 8 Положения орган местного самоуправления вправе принимать решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан и делегировать комиссии полномочия по оценке соответствия этих помещений установленным в настоящем Положении требованиям и по принятию решения о признании этих помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан.
Как следует из п. 42 Положения комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Следовательно, на орган местного самоуправления, в данном случае на администрацию г. Чкаловска, возложено право, а не обязанность, принимать решение о признании частных жилых помещений непригодными для проживания и лишь при наличии заявления собственника жилого помещения.
Согласно заявления, поступившего в администрацию г. Чкаловска ДД.ММ.ГГГГ, Калакина М.М. просит провести обследование занимаемого ею жилого помещения на предмет определения непригодности (пригодности) для постоянного проживания в нем инвалида, пользующегося в связи с заболеванием инвалидным креслом-коляской (л.д. 43).
Заключением межведомственной комиссии администрации г. Чкаловска № от ДД.ММ.ГГГГ, на основании акта обследования, жилое помещение по адресу: <адрес>, в котором проживает Калакина М.М., признано непригодным для постоянного проживания инвалидов, пользующихся в связи с заболеванием креслами-колясками (л.д. 11).
Таким образом, межведомственная комиссия администрации г. Чкаловска в силу предоставленных ей полномочий и на основании заявления собственника жилого помещения - Калакиной М.М., произвела обследование квартиры и в соответствии с п. 47 Положения приняла обоснованное решение о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания - распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. 9).
На основании распоряжения администрации г. Чкаловска от ДД.ММ.ГГГГ №-р Калакина М.М. признана нуждающейся в жилом помещении и принята на учет в общую очередь за № (л.д. 10).
При этом доводы заместителя прокурора Чкаловского района Огоньковой Г.Ю., что Калакина М.М., как инвалид-колясочник, должна была быть признана нуждающейся в жилом помещении с момента первого обращения с заявлением в администрацию г. Чкаловска, то есть с <данные изъяты> года, суд признает несостоятельными.
В соответствии с ч. 2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Так решением Чкаловского районного суда Нижегородской области от 11.05.2010 года, вступившего в законную силу 06.07.2010 года, в иске Калакиной М.М. о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий и возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение на территории г. Чкаловска - отказано, при этом решения администрации г. Чкаловска (распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ № и распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ №) об отказе в признании Калакиной М.М. нуждающейся в жилом помещении, признаны обоснованными, нарушений жилищных и конституционных прав Калакиной М.М. допущено не было (л.д. 12-17).
Как было установлено в судебном заседании, ни в <данные изъяты>, ни в <данные изъяты> году Калакина М.М. как инвалид-колясочник с заявлением в администрацию г. Чкаловска о признании жилого помещения непригодным для проживания, не обращалась, поэтому оснований для обследования жилого помещения и впоследствии признания Калакиной М.М. нуждающееся в жилом помещении, на тот период времени, не имелось.
Кроме того, на основании заявления Калакиной М.М. от ДД.ММ.ГГГГ администрацией Чкаловского района ДД.ММ.ГГГГ все необходимые документы направлены в Министерство социальной политики Нижегородской области для включения Калакина М.М. в Сводный список граждан, претендующих на получение социальных выплат на приобретение (строительство) жилья (л.д. 71-72), поэтому каких-либо нарушений жилищных прав Калакиной М.М., суд не усматривает.
На основании ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которых она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Однако каких-либо иных доказательств обоснованности постановки на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении Калакиной М.М. в судебном заседании представлено не было.
Оценивая всю совокупность представленных и исследованных в судебном заседании доказательств, суд приходит к выводу, что исковые требования являются необоснованными и удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В иске прокурора Чкаловского района Нижегородской области в интересах Калакина М.М. к администрации г. Чкаловска Нижегородской области, администрации Чкаловского района Нижегородской области, Министерству социальной политики Нижегородской области о признании нуждающейся в жилом помещении, возложении обязанности поставить на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении с ноября 2009 года, возложении обязанности направить сведения о признании нуждающейся в жилом помещении и возложении обязанности предоставить единовременную денежную выплату с ноября 2009 года - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Нижегородский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 23 января 2012 года
Решение вступило в законную силу 03.04. 2012 года
Судья: _______________________________________ (Е.А.Красненков)