Судебное решение



№ 2-9

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

09 апреля 2012 года г. Чкаловск

Чкаловский районный суд Нижегородской области в составе

председательствующего судьи Красненкова Е.А.,

с участием истца Сидягиной Н.М.,

ответчика Сидягиной Е.Н. - законный представитель несовершеннолетних ответчиков С.И.А., С.М.А. и ее представителей Болонкина А.В., Мясникова В.А. (по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ),

третьего лица Сидягина А.А.,

при секретаре Грязиной Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску

Сидягиной Н.М. к Сидягиной Е.Н.,

С.И.А., С.М.А.

о признании утратившими право пользования жилым помещением

и снятии с регистрационного учёта,

У С Т А Н О В И Л:

Сидягина Н.М. обратилась в суд с иском к Сидягиной Е.Н., С.И.А., С.М.А. о признании утратившими право пользования жилым помещением, снятии с регистрационного учёта и в обосновании своих требований указала, что на основании свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ она является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>. В данном доме зарегистрирован и проживает ее сын Сидягин А.А.. Кроме сына в доме зарегистрированы, но не проживают бывшая жена и дети сына - Сидягина Е.Н. С.И.А. ДД.ММ.ГГГГ года рождения и С.М.А. ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Брак между ее сыном и Сидягиной Е.Н. расторгнут ДД.ММ.ГГГГ, ответчики в доме не проживают с августа 2011 года, забрали из дома все свои личные вещи, имущество между ними при расторжении брака было добровольно разделено. Обратиться к ответчику с просьбой о добровольном снятии с регистрационного учета она не может, так как Сидягина Е.Н. не отвечает на ее звонки, поэтому она вынуждена обратиться в суд. Поэтому просит признать Сидягину Е.Н., С.И.А., С.М.А. утратившими право пользования жилым домом <адрес> и обязать ответчиков сняться с регистрационного учета из указанного дома (л.д. 3-5).

Определением Чкаловского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ, в порядке ст. 43 ГПК РФ, к участию в деле, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Сидягин А.А. (л.д. 48об).

В судебном заседании Сидягина Н.М. на своих исковых требованиях настаивала в полном объёме и дополнительно пояснила, что ответчики были зарегистрирована в доме в 2004 году с ее согласия. В августе 2011 года Сидягина Е.Н. вместе с детьми добровольно выехала из дома, а в октябре 2011 года Сидягина Е.Н. и ее сын расторгли брак. В настоящее время Сидягина Е.Н. вместе с детьми уехала на постоянное место жительства в <данные изъяты>, запрещает ей видеться с внуками, забрала домовую книгу и не отдает. Ответчики не являются членами ее семьи, личного имущества ответчиков в доме нет, из дома ответчики выехали добровольно, никаких отношений с ответчиками она не поддерживает, расходов по содержанию дома Сидягина Е.Н. не несет, соглашение о порядке пользования жилым помещением с ответчиками не заключалось, на ее просьбы о добровольном снятии с регистрационного учета Сидягина Е.Н. отвечает отказом, поэтому она была вынуждена обратиться в суд.

Ответчик Сидягина Е.Н. иск не признала и пояснила, что она с детьми вынужденно выехали из дома, так как истца их выгнала из жилого помещения. В феврале 2012 года она и дети уехали проживать в <данные изъяты>, где она сейчас работает. В доме остались ее вещи, так как имущество после расторжения брака они не делили, но часть имущества она вывезла. Истец не является членом ее семьи, но дети приходятся ей внуками. Расходы по содержанию дома она не несет с момента выезда, отношений с истцом она не поддерживает, соглашение о порядке пользования жилым помещением между ними не заключалось. В настоящее время она добровольно снялась с регистрационного учета из дома, считает, что дети должны быть зарегистрированы по месту жительства своего отца.

Представители ответчика Болонкин А.В., Мясников В.А. (по доверенности) доводы иска и объяснения Сидягиной Е.Н. поддержали и дополнительно пояснили, что в настоящее время Сидягина Е.Н. в добровольном порядке снялась с регистрационного учета из дома, поэтому в этой части в иске следует отказать. Место жительства своих несовершеннолетних детей родители первоначально определили по взаимному согласию, где дети и зарегистрированы с одним из родителей - отцом, в связи с чем считают, что исковые требования удовлетворению не подлежат.

Третье лицо Сидягин А.А. с иском согласился и пояснил, что с августа 2011 года Сидягина Е.Н. в доме не проживает, выехала из дома добровольно, После расторжения брака в октябре 2011 года они все имущество между собой поделили, Сидягина Е.Н. свое имущество вывезла, поэтому в доме никакого имущества, принадлежащего ответчику, нет. В настоящее время Сидягина Е.Н. с детьми проживают в <данные изъяты>, при этом с детьми встречаться ему запрещает. Алименты на детей он платит. Он также зарегистрирован в доме, в котором проживает, но не постоянно.

Выслушав объяснения сторон и их представителей, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 288 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГК РФ) и ч. 1 ст. 30 Жилищного Кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЖК РФ) собственник осуществляет право владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему жилым помещением в соответствии с его назначением.

Согласно свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ собственником жилого дома, общей площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, является Сидягина Н.М. (л.д. 7).

На основании ч. ч. 2, 3 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения вправе предоставить во владение и (или) пользование принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение гражданину на основании договора найма, договора безвозмездного пользования или на ином законном основании. Собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения.

В судебном заседании установлено, что в <адрес> зарегистрированы по месту жительства: Сидягин А.А. (третье лицо), Сидягина Е.Н. (ответчик), С.И.А. (ответчик), С.М.А. (ответчик) (л.д. 10).

Вместе с тем сам по себе факт прописки либо регистрации лица на жилую площадь с согласия проживающих на ней лиц является административным актом и не означает наличия права на жилую площадь. Возникновение равного с собственником жилого помещения права пользования жилым помещением у лица обусловлено вселением его в жилое помещение и проживание в нем в качестве члена его семьи.

В соответствии с ч. ч. 1, 4 ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов его семьи. Члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи. В случае прекращения семейных отношений с собственником жилого помещения право пользования данным жилым помещением за бывшим членом семьи собственника этого жилого помещения не сохраняется, если иное не установлено соглашением между собственником и бывшим членом его семьи.

Согласно копии свидетельства брак между Сидягиным А.А. и Сидягиной Е.Н. прекращен ДД.ММ.ГГГГ, на основании решения Чкаловского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 63).

В судебном заседании было установлено, что Сидягина Е.Н. с августа 2011 года в жилом доме не проживает; не является членом семьи собственника жилого помещения; каких-либо отношений с истцом не поддерживает; расходов по содержанию домовладения и материальной помощи истцу не оказывает; не заключала с собственником жилого помещения соглашения либо договора о порядке пользования жилым помещением и кроме того, как следует из копии паспорта, копии адресного листка убытия и свидетельства о регистрации по месту пребывания, Сидягина Е.Н. в добровольном порядке снялась с регистрационного учета из жилого дома по адресу: <адрес>.

Как следует из ч. 1 ст. 35 ЖК РФ в случае прекращения у гражданина права пользования жилым помещением по основаниям, предусмотренным Жилищным Кодексом РФ, другими федеральными законами, договором, или на основании решения суда данный гражданин обязан освободить соответствующее жилое помещение (прекратить пользоваться им). Если данный гражданин в срок, установленный собственником соответствующего жилого помещения, не освобождает указанное жилое помещения, он подлежит выселению по требованию собственника на основании решения суда.

В соответствии с п. 5 ч. 3 ст. 11 ЖК РФ защита жилищных прав осуществляется путем прекращения или изменения жилищного правоотношения.

Таким образом, суд считает, что Сидягина Е.Н. утратила право пользования жилым помещением, поэтому исковые требования в этой части являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Поскольку в судебном заседании установлено, что Сидягина Е.Н. в добровольном порядке снялась с регистрационного учета из жилого дома, то предмет спора в этой части отсутствует, поэтому исковые требования к Сидягиной Е.Н. о снятии с регистрационного учета удовлетворению не подлежат.

Далее рассматривая исковые требования к несовершеннолетним С.И.А. и С.М.А., суд приходит к следующему.

В силу под. «а» п. 11 Постановления Пленума Верхового Суда РФ от 02.07.2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» членами семьи собственника жилого помещения могут быть признаны другие родственники независимо от степени родства (например, бабушки, дедушки, братья, сестры, дяди, тети, племянники, племянницы и другие) и нетрудоспособные иждивенцы как самого собственника, так и членов его семьи, а в исключительных случаях иные граждане (например, лицо, проживающее совместно с собственником без регистрации брака), если они вселены собственником жилого помещения в качестве членов своей семьи.

Согласно копий свидетельств о рождении Сидягин А.А. является отцом несовершеннолетних - С.И.А. ДД.ММ.ГГГГ года рождения и С.М.А. ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д. 61-62), при этом собственник дома - истец по делу Сидягина Н.М. приходится матерью Сидягина А.А. и бабушкой несовершеннолетних С.И.А. и С.М.А..

Таким образом, суд считает, что несовершеннолетние С.И.А. и С.М.А. являются родственниками истицы, поэтому доводы Сидягиной Н.М. о том, что ответчики (С.И.А. и С.М.А.) не являются членами ее семьи, суд признает несостоятельными.

Как было установлено в судебном заседании несовершеннолетние С.И.А. и С.М.А. в 2004 году, на момент приобретения дома, были вселены и зарегистрированы на законных основаниях в спорное домовладение по месту жительства своих родителей (то есть родители определили место проживания детей), где проживали до момента выезда из дома, то есть до августа 2011 года, при этом Сидягина Н.М. - собственник жилого помещения, не возражала против регистрации и проживания детей в жилом доме.

В соответствии с ч. 2 ст. 38 Конституции РФ забота о детях, их воспитание является не только правом, но и обязанностью родителей. Каждый имеет право на жилище, которого не может быть лишен произвольно (ч. 1 ст. 40 Конституции РФ).

В соответствии с п. 1 ст. 61 Семейного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - СК РФ) родители имеют равные права и несут равные обязанности в отношении своих детей (родительские права).

Согласно п. 1 ст. 56 СК РФ ребенок имеет право на защиту своих прав и законных интересов, которая осуществляется родителями.

В силу п. 1 ст. 63 СК РФ родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей, они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.

На основании ст. 55 СК РФ расторжение брака родителей или раздельное проживание родителей не влияют на права ребенка, в том числе и на жилищные права.

Обязанности по осуществлению родительских прав возлагаются законом в равной мере на обоих родителей.

СК РФ устанавливает требования о том, что родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей, обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей (п. 1 ст. 65 СК РФ).

Поскольку права ребенка и обязанности его родителей сохраняются и после расторжения брака родителей ребенка, то лишение ребенка права пользования жилым помещением, влечет нарушение прав ребенка.

Местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов (п. 2 ст. 20 Гражданского кодекса РФ).

По смыслу указанных норм несовершеннолетние дети приобретают право на ту жилую площадь, которая определяется им в качестве места жительства соглашением родителей. Такое соглашение выступает предпосылкой вселения ребенка в конкретное жилое помещение. При этом закон не устанавливает какого-либо срока, по истечении которого то или иное лицо может быть признано вселенным.

В настоящее время в спорном жилом доме проживает один из родителей несовершеннолетних ответчиков - Сидягин А.А., который родительских прав в отношении своих детей не лишен, выполняет алиментные обязательства, в связи с чем суд приходит к выводу, что оснований для признания С.И.А. и С.М.А. утратившими право жилым помещением, не имеется, поэтому исковые требования в этой части удовлетворению не подлежат.

Кроме того, выезд несовершеннолетних С.И.А. и С.М.А. из спорного жилого дома носил вынужденный характер, в связи с неприязненными отношениями между сторонами, при этом, как следует из объяснений Сидягина А.А. и установлено в судебном заседании (л.д. 53), несовершеннолетние и их родители в собственности другого жилого помещения не имеют.

Доводы истицы о том, что она не имеет возможности видеться с внуками, так как этому препятствует Сидягина Е.Н., суд признает несостоятельными, поскольку в силу ст. 67 СК РФ бабушка имеет право на общение с ребенком, а в случае отказа родителей (одного из родителей) от предоставления близким родственникам ребенка возможности общаться с ним, заинтересованные лица вправе обратиться в суд с иском об устранении препятствий к общению с ребенком.

На основании ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основании своих требований и возражений.

Однако каких-либо иных доказательств того, что несовершеннолетние С.И.А. и С.М.А. утратили право пользования жилым помещением, в судебном заседании представлено не было.

При таких обстоятельствах исковые требования Сидягиной Н.М. в части признания несовершеннолетних С.И.А. и С.М.А. утратившими право пользования жилым помещением и снятия с регистрационного учета, являются необоснованными и удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Сидягиной Н.М. удовлетворить частично.

Признать Сидягину Е.Н. , утратившей право пользования жилым помещением расположенным по адресу: <адрес>.

В остальной части исковых требований Сидягиной Н.М. к С.И.А., С.М.А. о признании утратившими право пользования жилым помещением и снятии с регистрационного учёта и в части исковых требований к Сидягиной Е.Н. о снятии с регистрационного учёта - отказать.

Взыскать с Сидягиной Е.Н. в пользу Сидягиной Н.М. расходы по оплате государственной пошлины в размере <данные изъяты> рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Нижегородский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение вступило в законную силу _05.06. 2012 года

Судья: ________________________________________ (Е.А.Красненков)