№ 2-69
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
22 марта 2012 года г. Чкаловск
Чкаловский районный суд Нижегородской области в составе
председательствующего судьи Красненкова Е.А.,
с участием заместителя прокурора Чкаловского района Огоньковой Г.Ю.,
истца Тюриной Т.И.,
представителя ответчика администрации Чкаловского района - Сухаревой Н.П. (по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ),
при секретаре Грязиной Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску
прокурора Чкаловского района Нижегородской области в интересах
Тюриной Т.И. к администрации Чкаловского района
Нижегородской области, Министерству социальной политики
Нижегородской области о возложении обязанности включить в
список и Сводный список из числа детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей на 2012 год, и предоставления вне очереди
жилого помещения,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Чкаловского района обратился в суд с иском в интересах Тюриной Т.И. к администрации Чкаловского района, Министерству социальной политики Нижегородской области о возложении обязанности включить в список и Сводный список из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставления вне очереди жилого помещения и в обосновании требований указал, что в прокуратуру обратилась Тюрина Т.И. о восстановлении ее права на получении жилого помещения вне очереди, как лицу оставшемуся без попечения родителей. <данные изъяты> Таким образом, в нарушении требований закона право Тюриной Т.И.., гарантированное ей ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» до настоящего времени не реализовано, Тюрина Т.И. не включена администрацией Чкаловского района в список и Сводный список детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц, из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма. Поэтому просит возложить на администрацию Чкаловского района Нижегородской области обязанность включить Тюрину Т.И. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилых помещений пол договорам социального найма за счет средств областного бюджета на 2012 год; возложить на Министерство социальной политики Нижегородской области обязанность включить Тюрину Т.И. в Сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилых помещений пол договорам социального найма за счет средств областного бюджета на 2012 год; возложить на Министерство социальной политики Нижегородской области обязанность предоставить Тюриной Т.И. вне очереди жилое помещение жилой площадью не ниже установленных социальных норм (л.д. 3-8).
Представитель ответчика - Министерства социальной политики Нижегородской области в судебное заседание не явился, хотя о дате и времени рассмотрения дела были извещены надлежащим образом судебной повесткой и представили в суд отзыв на исковое заявление, в котором указали, что Сводный список на соответствующий финансовый год составляется министерством на основании списков, формируемых органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов. Из искового заявления видно, что администрация не включила Т.Н.И. в список детей-сирот, а также детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма на 2012 год. В настоящее время Тюрина Т.И. достигла возраста <данные изъяты> лет, поэтому не имеет право на внеочередное обеспечение жильем. Учитывая, что предусмотрен заявительный порядок принятия граждан на учет для обеспечения их жилыми помещениями, Т.Н.И. должна была обратиться в администрацию с заявлением о постановке на учет, однако Т.Н.И. надлежащим образом не осуществила предусмотренные законодательством действия по реализации своего права. За Тюриной Т.И. была закреплена жилая площадь по адресу: <адрес>, в настоящее время Т.Н.И. зарегистрирована по указанному адресу и не может быть обеспечена жилым помещением по договору социального найма. Поэтому просят в исковых требованиях прокурора Чкаловского района отказать в полном объеме (л.д. 34-37).
Представитель третьего лица - органа опеки и попечительства Чкаловского района области в судебное заседание не явился, хотя о дате и времени рассмотрения дела были извещены надлежащим образом судебной повесткой (л.д. 63).
В судебном заседании Тюрина Т.И. на иске настаивала <данные изъяты>
Заместитель прокурора Чкаловского района Огонькова Г.Ю. доводы искового заявления поддержала, считает, что требования являются законными и обоснованными, поэтому просит иск удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика администрации Чкаловского района Сухарева Н.П. (по доверенности) исковые требования не признала и пояснила, что на момент закрепления жилплощади за Тюриной Т.И. никаких нарушений не было. Тюрину Т.И. после учебы проживала в <адрес>, подтвердив факт вселения в данное жилое помещение. <данные изъяты> В настоящее время Тюрина Т.И. состоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении и получит жилье в общем порядке. Поэтому просит в иске прокурора отказать полностью.
В судебном заседании от ДД.ММ.ГГГГ представитель третьего лица органа опеки и попечительства Чкаловского района В.В.В. (по доверенности) с иском не согласилась <данные изъяты>
Суд, выслушав объяснения сторон и их представителей, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Однако поскольку в судебном заседании установлено, что Тюрина Т.И. относится к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, то и предоставление ей жилого помещения предусмотрено в ином, предусмотренном законом, порядке.
Так принцип удовлетворения жилищных потребностей детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, базируется на ч. 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации, согласно которой указанным лицам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно из муниципальных жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Согласно ч. 3 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЖК РФ) жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются определенным федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанным нуждающимися в жилых помещениях.
В соответствии со ст. 13 Закона Нижегородской области от 07.09.2007 года № 123-ФЗ «О жилищной политике в Нижегородской области» жилые помещения жилищного фонда Нижегородской области по договорам социального найма предоставляются в том числе, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам, из числа детей-сирот и детям, оставшимся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы до наделения органов местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями данной категории граждан.
Статьей 15 указанного Закона предусмотрено, что данные жилые помещения предоставляются на основании принимаемого в соответствии с годовым жилищным планом решения уполномоченного Правительством Нижегородской области органа исполнительной власти Нижегородской области.
В соответствии с постановлением Правительства Нижегородской области от 07.12.2007 года № 460 «Об определении уполномоченного органа исполнительной власти Нижегородской области по распоряжению жилыми помещениями жилищного фонда Нижегородской области» уполномоченным органом исполнительной власти Нижегородской области по распоряжению жилыми помещениями жилищного фонда Нижегородской области определено Министерство социальной политики Нижегородской области.
На основании ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 года № 159-ФЗ, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
В соответствии с ч. 1 ст. 5 Закона Нижегородской области № 147-З от 10.12.2004 года «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на территории Нижегородской области» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее также - дети-сироты и лица из их числа), не имеющие закрепленного жилого помещения и состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, однократно обеспечиваются по месту выявления и первичного устройства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Исходя из пункта 5.2 Перечня мероприятий областной целевой межведомственной программы «Дети-сироты» на 2006 - 2010 годы, утвержденной Законом Нижегородской области от 08.09.2008 года № 11-З «О внесении изменений в областную межведомственную программу «Дети-сироты» на 2006 - 2010 годы ответственным исполнителем за обеспечение жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, назначено Министерство социальной политики Нижегородской области.
В соответствии с пунктом 3 Положения «О порядке формирования сводного списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма за счет средств областного бюджета в Нижегородской области», утвержденного Постановлением Правительства Нижегородской области № 566 от 02.12.2008 года, сводный список составляется Министерством социальной политики Нижегородской области на основании списков детей-сирот, не имеющих закрепленного жилого помещения и нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма за счет средств областного бюджета, формируемых соответствующими органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области. Ответственным за ведение списка муниципального образования является соответствующий орган местного самоуправления муниципального района или городского округа Нижегородской области.
Таким образом, положения Конституции РФ, устанавливающие право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на жилище, реализуются через вышеуказанные законы и иные нормативные акты и должны исполняться органами местного самоуправления.
Исходя из изложенного суд приходит к выводу о том, что Тюрина Т.И. имеет право на внеочередное получение жилого помещения на территории Чкаловского района жилой площадью не ниже установленных жилищным законодательством социальных норм, которое должно быть выделено уполномоченным органом исполнительной власти Нижегородской области по распоряжению жилыми помещениями жилищного фонда Нижегородской области за счет средств областного бюджета в Нижегородской области.
Доводы представителя администрации Чкаловского района Сухаревой Н.П. о том, что Т.Н.И. в <данные изъяты> году достигла возраста <данные изъяты> лет и поэтому включение истицы в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, противоречит закону, суд признает несостоятельными.
Согласно преамбулы ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 года № 159-ФЗ, а также из ст. 1, его положения распространяются на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц, из их числа до достижения ими <данные изъяты>-летнего возраста.
Это значит, что гарантируемая данным лицам социальная поддержка, в том числе, внеочередное обеспечение жилой площадью, должна предоставляться до достижения детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей и лицами из их числа до вышеуказанного возраста.
Однако социальная поддержка в виде внеочередного обеспечения жилой площадью будет реализована только после предоставления жилого помещения. Поэтому достижение лицом <данные изъяты>-летнего возраста, вставшим (поставленным) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до указанного возраста, не может являться основанием для лишения его гарантированного и нереализованного права на внеочередное предоставление жилья, которое не было им получено, и не освобождает соответствующие органы от обязанности предоставить жилое помещение.
Следовательно, достижение лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возраста <данные изъяты> лет, вставшим (поставленным) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до указанного возраста, основанием для отказа компетентными органами во внеочередном предоставлении ему жилого помещения по договору социального найма, не является.
Факт обращения Т.Н.И. в <данные изъяты> году, до исполнения ей <данные изъяты>-х лет, в администрацию Чкаловского района с просьбой о признании ее нуждающейся в жилом помещении установлен, при этом данное обстоятельство в судебном заседании стороны не оспаривали, в том числе и представитель органа опеки и попечительства администрации Чкаловского района В.В.В..
При этом закрепление за Тюриной Т.И. жилого помещения - <адрес>, суд не может признать правомерным.
На основании ст. ст. 5, 6 ФЗ РФ «О введение в действие Жилищного Кодекса РФ» от 29.12.2004 года № 189-ФЗ, к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом. С 1 марта 2005 года принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом Российской Федерации. Граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.
Согласно выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ № указанный жилой дом принадлежит на праве собственности Г.Е.П. (л.д. 59), который, к тому же, не является родственником Тюриной Т.И...
Поскольку жилое помещение, которое было закреплено за Тюриной Т.И.., не относится к государственному или муниципальному жилищному фонду, то соответствующие органы, в силу ФЗ РФ «О введение в действие Жилищного Кодекса РФ», обязаны были закрепить за Тюрину Т.И. жилое помещение отвечающее требованиям ЖК РФ.
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Реализация гражданином права на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма предполагает незамедлительное обеспечение его соответствующим жильем.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Данная норма закона не ставит право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников), тем более от времени включения в список внеочередников, от наличия или отсутствия денежных средств на указанные цели. Нет в ней и указаний на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории.
Основаниями возникновения права на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, являются перечисленные в ней юридические факты, каждый из которых имеет самостоятельное значение.
Следовательно, у Тюриной Т.И.., как нуждающейся в жилом помещении, после окончания обучения, то есть еще в 2004 году, возникло в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма. И, как имеющая право на внеочередное получение жилого помещения, она должна была быть поставлена в 2004 году в льготную очередь на получение жилья, чего сделано не было и соответственно полагающееся по закону жилое помещение по договору социального найма ей так и не было предоставлено.
Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди.
Кроме того, в силу п. 16 Положения о порядке формирования Сводного списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма за счет средств областного бюджета в Нижегородской области, утвержденного постановлением Правительства Нижегородской области от 02.12.2008 года № 566 внесение изменений в список муниципальных образований и сводный список допускается в случае исправления технической ошибки, а также на основании вступившего в законную силу решения суда. После внесения изменений в список муниципального образования орган местного самоуправления направляет в министерство указанные изменения с обоснованием причин их внесения, а также с приложением подтверждающих документов, в течение 14 дней с момента обнаружения в списке технической ошибки либо со дня вступления в законную силу решения суда.
Таким образом, вступившее в законную силу решение суда, в силу ч. 3 ст. 13 ГПК РФ, подлежит неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
При этом не обращение Тюриной Т.И.., имеющей статус лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с письменным заявлением, хотя устно истец обращалась в орган опеки и попечительства, о постановке ее на учет и предоставлении жилого помещения по договору социального найма не может рассматриваться и являться основанием для отказа в удовлетворении исковых требований. Кроме того, не обеспечение лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилым помещением, как это имело место в данном случае, свидетельствует о не надлежащем выполнении требований закона о предоставлении вне очереди Тюриной Т.И.. жилого помещения по договору социального найма.
При таких обстоятельствах исковые требования прокурора Чкаловского района в интересах Тюриной Т.И... являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Чкаловского района Нижегородской области в интересах Тюриной Т.И. удовлетворить.
Возложить на администрацию Чкаловского района Нижегородской области обязанность включить Тюрину Т.И. <данные изъяты> в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц, из числа детей детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма за счет средств областного бюджета Нижегородской области на 2012 год.
Возложить на Министерство социальной политики Нижегородской области обязанность включить Тюрину Т.И. <данные изъяты> в Сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц, из числа детей детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма за счет средств областного бюджета Нижегородской области на 2012 год.
Возложить на Министерство социальной политики Нижегородской области обязанность предоставить Тюриной Т.И. <данные изъяты> вне очереди жилое помещение жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Нижегородский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 23 марта 2012 года
Решение вступило в законную силу 24.07. 2012 года
Судья: _______________________________________ (Е.А.Красненков)