Судебное решение



- -

№ 2-585

Р Е Ш Е Н И ЕИ М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

28 декабря 2010 года г. Чкаловск

Чкаловский районный суд Нижегородской области в составе

председательствующего судьи Красненкова Е.А.,

с участием представителя ответчика Сивохина М.Г. - Малова А.Н. (по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ),

представителей третьего лица администрации Чкаловского района -Сухаревой Н.П., Зайцевой Н.И. (по доверенностям от ДД.ММ.ГГГГ),

при секретаре Грязиной Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску

прокурора Чкаловского района Нижегородской области в интересах

неопределенного круга лиц, Российской Федерации к индивидуальному

предпринимателю Сивохину М.Г. о возложении

обязанности получить заключения о соответствии построенных жилых

домов требованиям технических регламентов и проектной документации,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Чкаловского района Нижегородской области обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации к индивидуальному предпринимателю Сивохину М.Г. (далее по тексту ИП - Сивохин М.Г.) о возложении обязанности получить заключения о соответствии построенных жилых домов требованиям технических регламентов и проектной документации и в обосновании требований указал, что прокуратурой Чкаловского района проведена проверка законности выдачи администрацией Чкаловского района разрешений на ввод в эксплуатацию <данные изъяты> многоквартирных жилых домов, расположенных по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес> застройщиком которых является ИП Сивохин М.Г.. В ДД.ММ.ГГГГ закончено строительство вышеуказанных жилых домов. Администрацией Чкаловского района застройщику ИП Сивохину М.Г. выданы разрешения на ввод данных домов в эксплуатацию № <данные изъяты> и № <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с ч. 1 ст. 55 ГсК РФ разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствии построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка и проектной документации. Для ввода объекта в эксплуатацию застройщик обращается в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления, выдавший разрешение на строительство, с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (ч. 2 ст. 55 ГсК РФ). Согласно п. 9 ч. З ст. 55 ГсК РФ к заявлению о выдаче разрешения на ввод объект в эксплуатацию в числе других документов прилагается заключение органа государственного строительного надзора о соответствии построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации. В соответствии с п.п. 16-20 Положения об осуществлении государственного строительного надзора в РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 01.02.2006 года № 54, по окончании строительства объекта капитального строительства органом государственного строительного надзора должна быть проведена итоговая проверка строительных работ, по результатам которой принимается решение о выдаче или отказе в выдаче застройщику заключения о соответствии построенного объекта требованиям технических регламентов и проектной документации (заключение о соответствии),являющегося одним из документов, необходимых для выдачи органом местного самоуправления разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. В соответствии со ст. 54 ГсК РФ, Положением об инспекции государственного строительного надзора Нижегородской области (утв. постановлением Правительства Нижегородской области от 11.04.2006 года № 121) инспекция является органом исполнительной власти Нижегородской области, уполномоченным на осуществление государственного строительного надзора при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, проектная документация которых в соответствии со ст. 49 ГсК РФ подлежит государственной экспертизе. Проверкой установлено, что разрешения на ввод жилых домов, расположенных по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, в эксплуатацию администрацией района выданы без заключения инспекции о соответствии построенного объекта требованиям технических регламентов и проектной документации, что является нарушением ст. 55 ГсК РФ. Застройщиком дома ИП Сивохиным М.Г. в нарушение требований вышеуказанного законодательства заключения о соответствии требованиям технических регламентов и проектной документации построенных домов в инспекции государственного строительного надзора Нижегородской области не получены. Невыполнение застройщиком домов ИП Сивохиным М.Г. требований градостроительного законодательства о получении в органе государственного строительного надзора заключения о соответствии построенного объекта требованиям технических регламентов и проектной документации, является ущемлением интересов РФ. Эксплуатация жилых многоквартирных домов № по адресу: <адрес>, <адрес> в отсутствие заключений органа государственного строительного надзора, подтверждающих безопасность построенных объектов, нарушает права неопределенного круга лиц на безопасное проживание и нахождение в данных домах. Просит возложить на ИП Сивохина М.Г. обязанность получить в Инспекции государственного строительного надзора Нижегородской области заключения о соответствии построенных жилых домов, расположенных по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, требованиям технических регламентов и проектной документации.

Прокурор Чкаловского района в судебное заседание от ДД.ММ.ГГГГ не явился, хотя о дате и времени рассмотрения дела был извещен надлежащим образом, что подтверждается протоколом судебного заседания от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> и извещением <данные изъяты> не сообщив суду об уважительных причинах своей неявки.

Ответчик Сивохин М.Г. в судебные заседания не явился, хотя о дате и времени рассмотрения дела был извещен надлежащим образом, что подтверждается расписками о вручении <данные изъяты>

В судебных заседаниях от 23.11. и ДД.ММ.ГГГГ заместитель прокурора <адрес> Огонькова Г.Ю. на исковых требованиях настаивала, доводы иска поддержала и дополнительно пояснила, что несмотря на то, что в домах, расположенных по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, в настоящее время проживают люди, застройщиком не получено соответствующее заключение, от жителей домов поступают жалобы на не соответствие домов техническим требованиям и нормам.

Представитель ответчика Сивохина М.Г. - Малов А.Н. (по доверенности) иск не признал и пояснил, что поступающие в прокуратуру жалобы на застройщика, являются необоснованными. Каждый собственник квартиры отвечает за свое жилье, ответчик отвечает только за места общего пользования. В настоящее время нет смысла в получении разрешений о соответствии построенных жилых домов требованиям технических регламентов и проектной документации, так как все необходимые службы работу приняли. Технический регламент - это соответствие объекта строительным нормам и правилам на момент сдачи домов в эксплуатацию и все описывается в проектной документации. Оба жилых дома сданы в эксплуатацию на основании технических проектов, которые составлялись <данные изъяты> имеющим соответствующую лицензию, проекты разработаны в соответствии со строительными нормами и правилами. О том, что обязательным условием являлось получение заключения от Инспекции госстройнадзора Нижегородской области, ответчик не знал, так как в Градостроительный Кодекс часто вносились изменения. Разрешение должно было быть получено до начала строительства, поэтому в настоящее время получение заключений является нецелесообразным. При этом часть квартир относится к муниципальной собственности, а часть квартир выделена физическим лицам и оформлена ими в собственность, поэтому просит в иске отказать.

Представитель третьего лица администрации <адрес> - Сухарева Н.П. (по доверенности) с иском не согласилась и пояснила, что на настоящий момент дома заселены и в них проживают люди, поэтому получение разрешений является нецелесообразным, поскольку имеется техническое заключение специальной организации, которое соответствует техническому регламенту, строительным нормам и правилам. В администрацию <адрес> были представлены все документы, необходимые для выдачи разрешения и техническое заключение независимой организации выполнено в соответствии с проектами.

Представитель третьего лица администрации Чкаловского района - Зайцева Н.И. (по доверенности) с иском не согласилась и пояснила, что объекты (дома) соответствуют техническому регламенту. Если сейчас обязать ответчика получить заключения о соответствии построенных жилых домов требованиям технических регламентов и проектной документации, то по новому Градостроительному законодательству может быть выявлено множество нарушений, которые не соответствуют новым техническим требованиям, и тогда придется выселять людей из домов. С учетом технических заключений на объекты каких-либо угроз жизни и здоровью людям, проживающих в этих домах, не имеется.

Допрошенный в судебном заседании от ДД.ММ.ГГГГ в качестве специалиста Ш.А.А. пояснил, что он работаетглавным специалистом отдела правовой, аналитической работы и административной практики управления организационно-правовой, аналитической и кадровой работы инспекции государственного строительного надзора <адрес>.

Требования, которые предъявляются к строительству жилых домов, являются общими для всех объектов и предусмотрены Градостроительным Кодексом. В отношении проектной документации должна проводиться экспертиза, должно быть разрешение на строительство, а по завершении строительства - получение разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, что предусмотрено ст. 55 Градостроительного Кодекса. Получение заключения о соответствии жилых домов требованиям технических регламентов и проектной документации в Инспекции государственного строительного надзора Нижегородской области в настоящий момент теоретически возможно при предоставлении в инспекцию необходимого перечня документов. На данный момент нет положительного заключения органа государственной экспертизы, что препятствует Инспекции выйти на этот объект и выдать заключение. Последовательность получения заключений, разрешений следующая: сначала разрабатывается проект организацией, лицензированной на этот вид деятельности, затем проводится государственная экспертиза данной проектной документации специализированным органом на платной основе. Потом при наличии положительного заключения объект регистрируется, Инспекция выходит на объект и делает вывод о соответствии объекта проектной документации, СНИПам. По результатам проверки составляется акт, на основании которого либо выдается заключение о соответствии, либо выдается акт об отказе в выдаче такого заключения в случае выявления каких-либо нарушений. Возможно, что заключение не будет выдано при наличии каких-либо нарушений. Техническое заключению, которое имеется у застройщика, не предусмотрено Градостроительным кодексом, а Инспекция при выдаче заключения руководствуется только документами, предусмотренными Градостроительным кодексом. Техническое заключение свидетельствует о том, что объект соответствует предъявляемым требованиям, если оно выполнено лицензированной организацией, по форме и содержанию отвечает требованиям законодательства. Если при экспертизе проекта будут выявлены нарушения, а объект уже построен, то могут затребовать техническое заключение. Если при представлении документов на экспертизу в Градостроительном Кодексе изменились требования, то в таких случаях все решатся в рабочем порядке, застройщику, возможно, предлагаются определенные меры. Заключение о соответствии можно получить только на основании заключения проектной документации, что является обязательным условием. Однако утверждать, что заключение проектной документации будет положительным, нельзя, то есть, если будет решение суда о возложении на ответчика получить заключения о соответствии, а заключения проектной документации не будет, то заключения о соответствии в Инспекции государственного строительного надзора не выдадут и решение суда будет неисполнимо.

Выслушав объяснения представителей сторон, опросив специалиста, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно контрактов №№ и № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенных между Министерством социальной политики Нижегородской области («Заказчик №»), с одной стороны, Администрацией г. Чкаловска Нижегородской области («Заказчик №»), со второй стороны, и индивидуальным предпринимателем Сивохиным М.Г. («Застройщик»), с третьей стороны, и дополнительными соглашениями к ним, «Застройщик» обязуется собственными и привлеченными силами построить многоквартирные дома, в которых расположены жилые помещения, в соответствии с проектной документацией и после завершения строительства получить разрешения на ввод в эксплуатацию и государственной регистрации права собственности «Застройщика» <данные изъяты>

В соответствии с ч. ч. 1, 2, 3 ст. 55 Градостроительного Кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГрК РФ) разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка и проектной документации. Для ввода объекта в эксплуатацию застройщик обращается в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. К заявлению о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию также прилагается заключение органа государственного строительного надзора (в случае, если предусмотрено осуществление государственного строительного надзора) о соответствии построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, заключение государственного экологического контроля в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 54 настоящего Кодекса.

Согласно актов рабочей комиссии о приемке в эксплуатацию законченного строительством здания, сооружения, помещения от ДД.ММ.ГГГГ, решениями рабочих комиссий предъявленные к приемке вновь построенные объекты: два <данные изъяты> квартирных жилых дома расположенных по адресу: <адрес>, <адрес> <адрес> и <адрес> - приняты в эксплуатацию <данные изъяты>

Как следует из разрешений № <данные изъяты> и № <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ администрация <адрес> разрешает индивидуальному предпринимателю Сивохину М.Г. ввод в эксплуатацию построенных объектов строительства - двух <данные изъяты> квартирных жилых домов расположенных по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес> и <адрес>, которые обеспечены всеми видами внутреннего инженерного благоустройства: отопление автономное от АГВ, водоснабжение центральное, горячее водоснабжение автономное от АГВ, газоснабжение центральное <данные изъяты>

Таким образом, два <данные изъяты> квартирных жилых дома расположенных по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес> и <адрес> - выстроены, приняты и введены в эксплуатацию, и как было установлено в судебном заседании и данное обстоятельство сторонами не оспаривалось, на настоящий момент все квартиры указанных домов заселены, часть из которых принадлежат на праве собственности гражданам, а часть находится в муниципальной собственности г. Чкаловска.

Прокурор Чкаловского района просит возложить на Сивохина М.Г. обязанность получить заключение о соответствии построенных жилых домов требованиям технических регламентов и проектной документации в инспекции государственного строительного надзора Нижегородской области.

На основании п.п. 4, 5 ст. 49 ГрК РФ и Положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, государственная экспертиза проектной документации и государственная экспертиза результатов инженерных изысканий проводятся федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта РФ, уполномоченными на проведение государственной экспертизы проектной документации, или подведомственными указанным органам государственными (бюджетными или автономными) учреждениями. Предметом государственной экспертизы являются оценка соответствия проектной документации требованиям технических регламентов, в том числе санитарно-эпидемиологическим, экологическим требованиям, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям пожарной, промышленной, ядерной, радиационной и иной безопасности, а также результатам инженерных изысканий, и оценка соответствия результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов.

На основании с п.п. 16-20 Положения об осуществлении государственного строительного надзора в РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, после завершения строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства органом государственного строительного надзора проводится проверка (итоговая), по результатам которой оцениваются выполненные работы и принимается решение о выдаче заключения о соответствии или об отказе в выдаче такого заключения. Орган государственного строительного надзора выдает заключение о соответствии, если при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства не были допущены нарушения соответствия выполняемых работ требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации либо такие нарушения были устранены до даты выдачи заключения о соответствии. Орган государственного строительного надзора отказывает в выдаче заключения о соответствии, если при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства были допущены нарушения соответствия выполненных работ требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации и такие нарушения не были устранены до даты выдачи заключения о соответствии.

В соответствии с техническим заключением, выданным ДД.ММ.ГГГГ Государственным предприятием Нижегородской области <данные изъяты>, имеющим лицензию на осуществление проектирования зданий и сооружений 1 и 2 уровней ответственности, все выполненные строительные конструкции жилых домов находятся в исправном и работоспособном состояниях, обладают необходимой прочностью, надежностью и устойчивостью <данные изъяты>

Согласно актов специалистов по вентканалам и дымоходам <адрес> <адрес> дымоходы и вентканалы газифицированных помещений кухонь домов <адрес> и <адрес>, расположенных по адресу: <адрес>, <адрес> - отвечают техническим условиям и к эксплуатации пригодны <данные изъяты>

Согласно актов от ДД.ММ.ГГГГ, разработанных проектной организацией <данные изъяты> имеющей лицензию на осуществление данного вида деятельности <данные изъяты> параметры объектов капитального строительства двух <данные изъяты> квартирных жилых домов № № и дом № № расположенных по адресу: <адрес>, <адрес> - соответствуют утвержденной проектной документации и требованиям технических регламентов <данные изъяты>

Как следует из акта от ДД.ММ.ГГГГ, подключение <адрес> квартирных жилых домов по адресу: <адрес>, <адрес>, северо-восточнее <адрес> юго-западнее <адрес>, к городским водопроводно-канализационным сетям, соответствует выданным техническим условиям <данные изъяты> <адрес> <данные изъяты>

Согласно технического отчета электротехнической лаборатории <данные изъяты> сопротивление изоляции соответствует требованиям и правилам ПТЭЭП, контур заземления соответствует правилам ПЭУ <данные изъяты> а как следует из акта приемки <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ средства учета соответствуют требованиям нормативно-технической документации <данные изъяты>

Анализируя указанные выше доказательства, которые суд признает допустимыми, поскольку оснований для того, чтобы не доверять данным документам либо относиться к ним критически у суда не имеется, суд приходит к выводу, что проведение государственной экспертизы проектной документации на сегодняшний день не представляется возможным, поскольку является не только нецелесообразным, в связи с тем, что все необходимые разрешения, предусмотренные законодательством, действующим на тот период времени, для ввода объектов в эксплуатацию получены, но и неисполнимым требованием, так как дома сданы в эксплуатацию и заселены жильцами в ДД.ММ.ГГГГ году, а заключения о соответствии должны были быть получены до начала строительства.

Также в судебном заседании специалист Ш.А.А. пояснил, что утверждать о том, что заключение проектной документации будет положительным, нельзя, то есть, если будет решение суда о возложении обязанности на ответчика получить заключения о соответствии, а заключения проектной документации не будет, то заключения о соответствии в Инспекции государственного строительного надзора не выдадут и решение суда будет неисполнимо.

Более того, как следует из письма Управления государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, оценка соответствия выстроенных жилых домов требованиям технических регламентов не относится к компетенции <данные изъяты>

В соответствии с ч.1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

Однако каких-либо доказательств о том, что жилые дома не соответствуют требованиям технических регламентов и проектной документации, не отвечают требованиям безопасности, угрожают жизни и здоровью людей, истцом не представлено, при этом прокурором <адрес> требований о признании разрешений на ввод в эксплуатацию построенных объектов строительства - двух <данные изъяты> квартирных жилых домов расположенных по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес> и <адрес> - не предъявлялось.

Кроме того, доводы прокурора в части того, что от жильцов дома поступают жалобы на не соответствие домов технических требованиям и нормам, суд признает несостоятельными, поскольку доказательств этому представлено не было, а как следует из объяснений представителя ответчика имеются жалобы лишь от одного жильца дома (о том, что отклеился линолеум либо обои), устранение которых не является обязанностью застройщика.

При таких обстоятельствах исковые требования прокурора Чкаловского района являются необоснованными и удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В иске прокурора Чкаловского района Нижегородской области в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации к индивидуальному предпринимателю Сивохину М.Г. о возложении обязанности получить заключения о соответствии построенных жилых домов требованиям технических регламентов и проектной документации - отказать.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Нижегородский областной суд в течение 10 дней со дня его принятия.

Судья: ______________________________________ (Е.А.Красненков)

Мотивированное решение составлено 31 декабря 2010 года Решение вступило в законную силу 01.03.2011 года