Судебное решение



№ 12-25 Р Е Ш Е Н И Е

г.Чкаловск 06 апреля 2012 г.

Судья Чкаловского районного суда Нижегородской области Казаковцева А.А.,

с участием должностного лица, привлекаемого к административной ответственности – Кутейникова А.М.,

представителя ГУПФРФ ЧР НО – Горшковой В.В. (по доверенности),

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела об административном правонарушении и жалобу ГУПФРФ ЧР НО на постановление мирового судьи судебного участка № 1 Чкаловского района Нижегородской области от 05 марта 2012 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст.15.33 КоАП РФ, в отношении должностного лица -

Кутейникова А.М., <данные изъяты> ликвидатора Беловского сельского совета <адрес>, <данные изъяты> не привлекавшегося к административной ответственности,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением мирового судьи судебного участка № 1 Чкаловского района Нижегородской области от 05 марта 2012 года производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст.15.33 КоАП РФ, в отношении должностного лица Кутейникова А.М., было прекращено в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.

ГУПФРФ ЧР НО на указанное постановление была подана жалоба, так как считают его незаконным и необоснованным, вынесенным с существенным нарушением норм процессуального права в силу следующего:

Согласно п. 3 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации (России), утвержденного Постановлением Верховного суда РФ от 27.12.1991 года № 2122-1, ПФР в частности обеспечивает контроль с участием налоговых органов за своевременным и полным поступлением в ПФР страховых взносов. В соответствии с п.1 ст.3 Федерального закона от 24.07.2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды (далее- контроль за уплатой страховых взносов) осуществляет Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы. В подпункте 1 пункта 9 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" указано, что плательщики страховых взносов ежеквартально не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, представляют в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

    16 февраля 2012 года начальником ГУПФРФ ЧР НО Ч.В.Ю. был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 15.33 КоАП РФ, в отношении должностного лица - Кутейникова А.М., ликвидатора Беловского сельского совета Чкаловского района Нижегородской области.

    В соответствии с частью 2 статьи 15.33 главы 15 «Административные правонарушения в области финансов, налогов и сборов, страхования, рынка ценных бумаг» Кодекса РФ об административных правонарушениях, нарушение установленных законодательством Российской Федерации о страховых взносах сроков представления расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в органы государственных внебюджетных фондов, осуществляющие контроль за уплатой страховых взносов, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трехсот до пятисот рублей. В части 1 статьи 4.5 Кодекса РФ об административных правонарушение предусмотрено, что постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения за нарушение законодательства о налогах и сборах. Необходимо отметить, что статья 15.33 Кодекса РФ об административных правонарушениях относится к главе 15 «Административные правонарушения в области финансов, налогов и сборов, страхования, рынка ценных бумаг».

Таким образом, в случае определения срока давности привлечения к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 15.33 Кодекса РФ об административных правонарушениях, необходимо руководствоваться именно положением части 1 статьи 4.5 КоАП, касающимся нарушения законодательства о налогах и сборах. Следовательно, срок давности привлечения к административной ответственности в данном случае составляет один год со дня совершения административного правонарушения. В этой связи, срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 15.33 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении должностного лица - Кутейникова А.М., ликвидатора Беловского сельского совета Чкаловского района Нижегородской области, на момент рассмотрения дела в суде не истек.

Поэтому у мирового судьи судебного участка № 1 Чкаловского района Нижегородской области отсутствовали основания для прекращения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренные пунктом 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, а вывод судьи о том, что постановление по делу об административном правонарушении в данном случае не может быть вынесено по истечении трех месяцев со дня совершения административного правонарушения, является ошибочным.

В судебном заседании Кутейникову А.М. были разъяснены права и ответственность, предусмотренные ст. ст. 24.4, 25.1 КоАП РФ, ст. 51 Конституции РФ.

    Отводов судье и ходатайств не заявлено.

Представитель ГУПФРФ ЧР НО Горшкова В.В. (по доверенности) на доводах жалобы настаивала, указав при этом, что оснований для прекращения производства по делу у мирового судьи в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности не имелось, поскольку протокол об административном правонарушении в отношении Кутейникова А.М. был вынесен 16 февраля 2012 года, то есть в последний день срока давности привлечения к административной ответственности, который применил мировой судья. Считают, что срок давности привлечения к административной ответственности не истек, так как составляет один год со дня совершения правонарушения.

Должностное лицо Кутейников А.М. с доводами жалобы не согласился, считает постановление мирового судьи законным и обоснованным. На момент поступления материалов мировому судье трехмесячный срок давности привлечения к административной ответственности истек.

Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы ГУПФРФ ЧР НО свидетельствует об отсутствии оснований для удовлетворения данной жалобы.

Прекращая производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст.15.33 КоАП РФ, в отношении должностного лица Кутейникова А.М., мировой судья исходил из того, что срок давности привлечения к административной ответственности истек.

Согласно ст. 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении трех месяцев со дня совершения административного правонарушения.

Согласно материалам дела об административном правонарушении в ходе выездной проверки 09.02.2012 г. в связи с ликвидацией юридического лица установлен факт непредставления должностным лицом Кутейниковым А.М. в орган контроля за уплатой страховых взносов отчетности РСВ-1 (расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в ПФ РФ и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования) за 7 отчетных периодов: 1 квартал 2010 года, полугодие 2010 года, 9 месяцев 2010 года, календарный го<адрес> года, 1 квартал 2011 года, полугодие 2011 года, 9 месяцев 2011 года. 16.02.2012 года начальником ГУПФРФ ЧР НО Ч.В.Ю. в отношении ликвидатора Беловского сельского совета Чкаловского района Нижегородской области Кутейникова А.М. составлен протокол № 1 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 15.33 КоАП РФ.

В соответствии с частью 2 ст. 15.33 КоАП РФ нарушение установленных законодательством Российской Федерации о страховых взносах сроков представления расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в органы государственных внебюджетных фондов, осуществляющие контроль за уплатой страховых взносов, влечет назначение административного наказания.

Пунктом 1 части 9 ст.15 Федерального закона № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» предусмотрено, что плательщики страховых взносов ежеквартально представляют в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту своего учета следующую отчетность: не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации – расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении должностным лицом в орган контроля за уплатой страховых взносов не представлена отчетность РСВ-1 за 7 отчетных периодов: 1 квартал 2010 года, полугодие 2010 года, 9 месяцев 2010 года, календарный год 2010 года, 1 квартал 2011 года, полугодие 2011 года, 9 месяцев 2011 года.

Исходя из этого, последним сроком представления отчетности за последний указанный период (9 месяцев 2011 года) является 15 ноября 2011 года. Соответственно, с 16 ноября 2011 года имеет место состав административного правонарушения, предусмотренного ст.15.33 ч.2 КоАП РФ.

Пунктом 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" предусмотрено, что невыполнение предусмотренной правовыми актами обязанности к установленному сроку свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся. Срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, в отношении которого предусмотренная правовым актом обязанность не была выполнена к определенному сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока.

Административное правонарушение, предусмотренное ст.15.33 ч.2 КоАП РФ, не является длящимся, так как законодателем определены конкретные сроки предоставления расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в органы государственных внебюджетных фондов, осуществляющие контроль за уплатой страховых взносов и срок давности привлечения к административной ответственности по нему начинает течь со следующего дня после установленного пунктом 1 части 9 ст.15 Федерального закона № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» срока для предоставления отчетности.

Довод ГУПФРФ ЧР НО о том, что срок давности привлечения к административной ответственности за данное правонарушение составляет один год со дня совершения правонарушения, как за нарушение законодательства о налогах и сборах, судом отклоняется как не обоснованный, так как административное правонарушение, предусмотренное ст.15.33 ч.2 КоАП РФ, относится к нарушениям законодательства Российской Федерации в области обязательного пенсионного страхования.

В соответствии со статьей 2 Налогового Кодекса Российской Федерации законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

В соответствии со статьей 8 Налогового Кодекса РФ под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

В соответствии со статьей 1, Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ (ред. от 03.12.2011) "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование (далее также - страховые взносы), а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах. Законодательство Российской Федерации о страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации состоит из настоящего Федерального закона и принимаемых в соответствии с ним нормативных правовых актов Российской Федерации.

Таким образом, отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование не регулируются Налоговым Кодексом Российской Федерации, то есть законодательством о налогах и сборах.

Исходя из вышеизложенного прихожу к выводу, что должностное лицо не может быть привлечено к административной ответственности за нарушение установленных законодательством Российской Федерации о страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации сроков представления расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в органы государственных внебюджетных фондов, осуществляющие контроль за уплатой страховых взносов, по истечении трех месяцев со дня совершения административного правонарушения.

Довод представителя ГУПФРФ ЧР НО о том, что трехмесячный срок давности привлечения к административной ответственности на момент рассмотрения дела не истек, в связи с тем, что протокол об административном правонарушении составлен 16.02.2012 года, то есть в последний день срока давности, суд оставляет без внимания, так как давностный срок привлечения к административной ответственности - это срок, после истечения которого, исключается возможность назначения административного наказания. Дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 15.33, рассматривают мировые судьи, соответственно вопрос о привлечении к административной ответственности и назначении административного наказания разрешается мировым судьей.

На момент рассмотрения дела мировым судьей-05.03.2012 года и на момент его поступления в суд 22.02.2012 года, срок давности привлечения к административной ответственности по ст.15.33 ч.2 КоАП РФ (по последнему периоду 16.02.2012 г.) истек, что является безусловным основанием для прекращения производства по делу об административном правонарушении.

Согласно пункту 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при истечении сроков давности привлечения к административной ответственности.

На основании изложенного, руководствуясь 30.1 и 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

РЕШИЛ:

Постановление мирового судьи судебного участка № 1 Чкаловского района Нижегородской области от 05 марта 2012 года о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 15.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности, - оставить без изменения, а жалобу ГУПФРФ ЧР НО - без удовлетворения.

Судья А.А. Казаковцева