Дело № 1-464-2010г.
ПРИГОВОР
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Чита 29 декабря 2010 года
Читинский районный суд Забайкальского края
в составе председательствующего судьи Емельяновой И.С.,
с участием государственного обвинителя – помощника военного прокурора гарнизона «Дровяная» Радыгина В.Н.,
подсудимой Нагибиной В.Н.,
защитника – адвоката Голобокова Н.Г., представившего удостоверение № и ордер №,
потерпевших П., Я., О., Р., И.,
при секретаре Новожиловой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в особом порядке уголовное дело по обвинению Нагибиной В.Н. в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 159 УК РФ,
УСТАНОВИЛ:
Нагибина В.Н. совершила мошенничество, т.е. хищение чужого имущества путем обмана и злоупотребления доверием, с использованием своего служебного положения при следующих обстоятельствах.
В период с 01.02.2008 г. по 01.11.2009 г. Нагибина В.Н. работала в в/части ***, дислоцирующейся в *** в должности ведущего бухгалтера.
В период с 01.11.2009 г. по 26.05.2010 г. Нагибина В.Н. работала в в/части ***, дислоцирующейся в ***, на должности заместителя главного бухгалтера. При этом до 20 ноября 2009 года в виду отсутствия у в/части *** собственного лицевого счета Нагибина В.Н. фактически исполняла обязанности по прежней должности.
В соответствии с требованиями Трудового кодекса Российской Федерации от 30 декабря 2001 года № 197-ФЗ, Руководства «О финансовом обеспечении и особенностях бюджетного учета в Вооруженных Силах Российской Федерации», утвержденного Приказом Министра обороны РФ от 07 мая 2008 года № 250-дсп, Приказа Министра обороны РФ от 26 ноября 1993 года № 540 «О порядке ведения кассовых операций», трудовыми договорами от 26 июня 2008 года № 88/1 и от 1 ноября 2009 года № 13, а также должностной инструкцией от 10 октября 2008 года, утвержденной командиром в/части *** Нагибина В.Н. являлась должностным лицом, наделенным в силу своих служебных полномочий организационно-распорядительными и административно-хозяйственными функциями по вопросам начисления денежных средств гражданскому персоналу в/ части ***. В соответствии с указанными нормативными актами и руководящими документами Нагибина В.Н. помимо прочего, отвечала и несла ответственность за правильное и своевременное начисление заработной платы и иных выплат гражданскому персоналу, отражение в бухгалтерском учете операций, связанного с движением денежных средств, а также ведение карточек лицевых счетов гражданского персонала. Кроме того, в отсутствие бухгалтера по кассовым операциям Нагибина В.Н. временно исполняла его обязанности, в связи с чем была обязана самостоятельно производить приходные и расходные кассовые операции, правильно и своевременно составлять кассовые документы, обеспечивать сохранность находящихся в кассе денежных средств и бухгалтерских документов.
За время работы в названных должностях Нагибина В.Н. в нарушение перечисленных требований законодательства желая незаконно обогатиться за чужой счет, решила, пользуясь доверием командования, работников бухгалтерии и гражданского персонала в/части *** используя свои служебные полномочия бухгалтера по начислению заработной платы (иных выплат) и по совместительству кассира, путем обмана работников в/части *** относительно фактического размера причитающихся им различных выплат, по мере возможности составлять фиктивные платежные ведомости с указанием заведомо заниженных сумм таких выплат, выдавать по ним денежные средства, либо вовсе не выдавать законно начисленные выплаты, собственноручно подделывая подписи получателей. После этого Нагибина В.Н. планировала присваивать разницу между размерами причитающихся по закону фактически выплаченных сумм и безвозмездно обращать эти денежные средства в свою пользу, т. е. похищать.
Реализуя свой преступный умысел, в ноябре 2009 года, точная дата органами следствия не установлена, в помещении бухгалтерии в/части *** Нагибина В.Н. осознавая общественную опасность и противоправность своих действий, предвидя возможность наступления общественно опасных последствий в виде причинения имущественного ущерба гражданам и желая их наступления, преследуя корыстную цель на противоправное безвозмездное завладение чужим имуществом, используя свое служебное положение заместителя главного бухгалтера в/части ***, а также, временно исполняя обязанности кассира в/части ***, изготовила поддельный документ – фиктивную платежную ведомость на выдачу заработной платы за октябрь 2009 года, в которую с целью обмана работников в/части *** П., Я. и О. относительно фактического размера полагающихся им к выдаче денежных средств, внесла заведомо ложные сведения о заниженном размере причитающихся им выплат в виде выходного пособия по увольнению в размере двухмесячного среднего заработка единовременного денежного вознаграждения по итогам года и компенсации за неиспользованный отпуск за фактически отработанный период.
В данную фиктивную ведомость Нагибина В.Н., достоверная зная порядок начисления выплат гражданскому персоналу, внесла заведомо ложные сведения о заниженном размере причитающегося П. окончательного расчета при увольнении в сумме 55789 рублей 80 копеек, а также о заниженном размере аналогичных выплат Я. и О. – в суммах 62137 рублей 14 копеек и 66399 рублей 02 копеек. Ознакомившись с содержанием фиктивной платежной ведомости и будучи введенными Нагибиной В.Н. в заблуждение относительно фактического размера полагающихся им выплат, П., Я. и О. получили в кассе в/части *** денежные средства в суммах 55789 рублей 80 копеек, 62137 рублей 14 копеек и 66399 рублей 02 копейки соответственно, в подтверждение чего собственноручно расписалась в данной ведомости.
После этого Нагибина В.Н. незаконно не зарегистрировав вышеуказанную ведомость и не приобщив её к кассовому отчету, с целью хищения чужого имущества, а также создания видимости законности произведенных ею расходных кассовых операций, изготовила новую платежную ведомость, в которой отразила реальные суммы, причитающиеся к выдаче на руки П., Я. и О., а именно 55929 рублей 42 копейки, 63521 рубль 52 копейки и 67199 рублей 66 копеек соответственно расписавшись в ней за получателей. Указанную платежную ведомость Нагибина зарегистрировала за № 730, а якобы выплаченную по ней общую сумму – 186650 рублей 60 копеек списала в расход по кассе расходным кассовым ордером № 899 от 11 ноября 2009 года.
Совершив указанные обманные действия, недополученные П., Я. и О. денежные средства на общую сумму 2324 рубля 34 копейки Нагибина В.Н. незаконно изъяла из кассы в/части ***, безвозмездно присвоила и распорядилась ими по своему усмотрению.
Продолжая свою преступную деятельность, не останавливаясь на достигнутом, действуя с единым умыслом, направленным на хищение имущества граждан, в ноябре 2009 года, точная дата органами следствия не установлена, в помещении бухгалтерии в/части ***, Нагибина В.Н. изготовила поддельный документ – фиктивную платежную ведомость на выдачу заработной платы за ноябрь 2009 года, в которую с целью обмана работников в/части *** Б. и Б.О.С. относительно фактического размера полагающихся им к выдаче на руки денежных средств, внесла заведомо ложные сведения о заниженном размере причитающихся им выплат в виде выходного пособия по увольнению в размере двухмесячного среднего заработка, единовременного денежного вознаграждения по итогам года и компенсации за неиспользованный отпуск за фактически отработанный период.
В данную фиктивную ведомость Нагибина В.Н., достоверно зная порядок начисления выплат гражданскому персоналу, внесла заведомо ложные сведения о заниженном размере причитающегося Б. окончательного расчета при увольнении в сумме 53724 рублей 29 копеек, а также о заниженном размере аналогичных выплат Б.О.С. в сумме 65547 рублей 66 копеек. Ознакомившись с содержанием фиктивной ведомости и будучи введенными Нагибиной В.Н. в заблуждение относительно фактического размера полагающихся им выплат, Б. и Б.О.С. получили в кассе в/части *** денежные средства в суммах 53724 рубля 29 копеек, и 65547 рублей 66 копеек соответственно, в подтверждение чего собственноручно расписалась в данной ведомости.
После этого Нагибина В.Н. незаконно не зарегистрировав вышеуказанную ведомость и не приобщив ее к кассовому отчету, с целью хищения чужого имущества, а также создания видимости законности произведенных ею расходных кассовых операций, изготовила новую платежную ведомость, в которой отразила реальные суммы, причитающиеся к выдаче на руки Б. и Б.О.С., а именно 62858 рублей 69 копеек и 71928 рублей 20 копеек соответственно.
Кроме того, по данной ведомости Нагибина В.Н. на законных основаниях начислила суммы ранее необоснованно удержанного при увольнении у Р., И. и К. подоходного налога в размере 3575 рублей, 2230 рублей и 1766 рублей соответственно, умышленно не уведомив названных лиц о необходимости получения данных денежных средств.
Затем, реализуя свой преступный умысел на хищение чужого имущества Нагибина В.Н. собственноручно расписалась в данной платежной ведомости за получателей Б., Б.О.С., Р., И. и К. создав тем самым видимость получения ими законно начисленных выплат. Указанную платежную ведомость Нагибина В.Н. зарегистрировала за № 897, а якобы выплаченную по ней общую сумму – 148293 рубля 89 копеек списала в расход по кассе расходным кассовым ордером № 901 от 20 ноября 2009 года.
Совершив обманные указанные действия, неполученные Б.О.С. и Б., а также вовсе не полученные Р., И. и К. денежные средства на общую сумму 23085 рублей 94 копейки Нагибина В.Н. незаконно изъяла из кассы в/части ***, безвозмездно присвоила и распорядилась ими по своему усмотрению.
В течение ноября 2009 года вышеуказанным способом Нагибина В.Н. обманным путем похитила принадлежащие гражданскому персоналу в/части *** денежные средства в следующих размерах: П. – 139 рублей 32 копейки, Я. – 1384 рубля 38 копеек, О. – 800 рублей 64 копейки, Б. – 9134 рубля 40 копеек, Б.О.С. – 6380 рублей 54 копейки, Р. – 3575 рублей, И. – 2230 рублей и К. – 1766 рублей на общую сумму 25410 (двадцать пять тысяч четыреста десять) рублей 28 копеек, которыми распорядилась по своему усмотрению.
При ознакомлении с материалами уголовного дела Нагибина В.Н. заявила ходатайство о постановлении приговора без проведения судебного разбирательства, в связи с согласием с предъявленным обвинением.
В судебном заседании подсудимая данное ходатайство в присутствии защитника поддержала, полностью согласилась с предъявленным обвинением, пояснив, что данное ходатайство ею было заявлено добровольно, после консультации с защитником и правовые последствия такого согласия ей понятны.
Защитник Голобоков Н.Г., государственный обвинитель не возражали против заявленного подсудимой Нагибиной В.Н. ходатайства, считая, что обвинение, с которым она согласилась, обоснованно, подтверждается доказательствами, собранными по делу.
Потерпевшие Б.О.С., Б., П., Я., О., К., Р., И. также не возражали против рассмотрения уголовного дела в особом порядке, каких-либо претензий они к подсудимой не имеют.
В результате рассмотрения уголовного дела суд приходит к выводу, что обвинение, с которым согласилась подсудимая, обоснованно, подтверждается доказательствами, собранными по уголовному делу; квалификация действий подсудимой Нагибиной В.Н. по ч. 3 ст. 159 УК РФ – совершение мошенничества, т.е. хищение чужого имущества путем обмана и злоупотребления доверием, с использованием своего служебного положения, соответствует предъявленному обвинению, с которым Нагибина В.Н. согласилась, и требованиям уголовного закона; необходимые условия для постановления приговора без проведения судебного разбирательства соблюдены.
При определении вида и меры наказания суд учитывает характер и степень общественной опасности совершенного Нагибиной В.Н. преступления, личность подсудимой, смягчающие вину обстоятельства, а также требования ч. 7 ст. 316 УПК РФ, в соответствии с которыми при постановлении приговора в особом порядке судопроизводства назначается наказание не более двух третей максимального срока или размера наиболее строгого вида наказания, предусмотренного за совершенное преступление.
Смягчающими вину подсудимого обстоятельствами, в соответствии со ст. 62 УК РФ.
Отягчающих вину подсудимой обстоятельств, в соответствии со ст. 63 УК РФ, суд не усматривает.
С учетом фактических обстоятельств дела, личности подсудимой, положительно характеризующейся, ранее не судимой, принимая во внимание смягчающие обстоятельства, отсутствие у Нагибиной В.Н. доходов, суд считает нецелесообразным назначать подсудимой наказание в виде штрафа и полагает необходимым назначить наказание в виде лишения свободы без реального отбывания наказания, в соответствии с требованиями ст. 73 УК РФ.
Принимая во внимание материальное положение и личность подсудимой, суд не назначает Нагибиной В.Н. дополнительное наказание в виде штрафа и ограничения свободы.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 317 УПК РФ, суд
ПРИГОВОРИЛ:
Нагибину В.Н. признать виновной в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 159 УК РФ и назначить ей наказание в виде 2 (двух) лет 6 (шести) месяцев лишения свободы без штрафа и без ограничения свободы.
В соответствии со ст. 73 УК РФ назначенное наказание считать условным с испытательным сроком в 2 года.
Меру пресечения Нагибиной В.Н. в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении до вступления приговора в законную силу оставить без изменения.
Обязать Нагибину В.Н. своевременно встать на учет и ежемесячно проходить регистрацию в УИИ Читинского района не меняя места жительства без уведомления специализированного органа, осуществляющего контроль за исполнением приговора.
Вещественные доказательства по делу: кассовую книгу в/части *** за период с 11.03.2008 г. по 14.07.2008 г., кассовую книгу в/части *** за период с 11.11.2009 г. по 20.11.2009 г.; две платежные ведомости за июнь 2008 г. № 383, платежные ведомости за октябрь 2009 г. № 730, платежную ведомость без номера за октябрь 2009 г., платежную ведомость за октябрь 2009 г. № 897, платежную ведомость за ноябрь 2009 г. без номера; РКО № 514 от 30.06.2008 г., № 899 от 11.11.2009 г., № 901 от 20.11.2009 г., изъятые в финансовом отделе войсковой части ***, хранящиеся при уголовном деле – по вступлении приговора в законную силу – хранить при уголовном деле.
Процессуальные издержки, связанные с оплатой труда адвоката, взысканию с Нагибиной В.Н. не подлежат в соответствии со п. 10 ст. 316 УПК РФ.
Приговор вступил в законную силу 12 января 2011 года.