Приговор о признании виновным по делу об убийстве



Дело № 1-143\10

ПРИГОВОР

Именем Российской Федерации

г. Чита 17 ноября 2010 года

Читинский районный суд Забайкальского края

в составе председательствующего Чернецовой З.А.,

при секретаре Барышевой С.Н.

с участием государственного обвинителя заместителя прокурора Читинского района Рудика А.Б.

подсудимого Горбунова С.В.

защитника: адвоката Соломиной О.В.

а так же потерпевшей З.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по обвинению Горбунова С.В., в совершении преступления предусмотренного ч. 1 ст. 105 УК РФ

УСТАНОВИЛ:

Горбунов С.В. совершил убийство, то есть умышленное причинение смерти другому человеку при следующих обстоятельствах.

16 декабря 2009 года около 2 часов 00 минут между Горбуновым С.В. и З., находившимися в состоянии алкогольного опьянения в доме, расположенном по адресу: *** произошла ссора. В ходе ссоры З. топором, который принес со двора дома, нанес Горбунову С.В. один удар в область головы. Дале, в ходе борьбы Горбунов С.В. отобрал топор у З. и нанес последнему один удар с силой кулаком левой руки в область туловища и один удар кулаком правой руки с силой, в область головы. После этого, около 02 часов 15 минут 16 декабря 2009 года у Горбунова С.В. возник умысел на причинение смерти З.. Реализуя задуманное, Горбунов С.В., 16 декабря 2009 года, около 02 часов 20 минут, находящийся в доме, расположенном по адресу: ***, осознавая общественную опасность своего деяния, действуя умышленно, на почве личных неприязненных отношений к З., возникших в ходе ссоры, нанес последнему 8 ударов лезвием топора и 3 удара обухом топора в область головы. Своими умышленными действиями Горбунов С.В. причинил З. следующие телесные повреждения: открытую черепно-мозовую травму: открытый оскольчатый перелом левой височной доли; субарахноидальные кровоизлияния по всей выпуклой поверхности головного мозга; кровоизлияние в желудочек головного мозга; 8 рубленных ран волосистой части головы и лица и 5 рвано-ушибленных ран волосистой части головы с кровоизлияниями в мягкие ткани головы в проекции ран; кровоподтеки и ссадины на лице.

Открытая черепно-могзговая травма является опасной для жизни и по этому признаку расценивается как тяжкий вред здоровью.

Смерть З. наступила на месте от открытой черепно-мозговой травмы, сопровождавшейся переломами костей свода черепа, размножением вещества головного мозга левой височной доли, кровоизлиянием под оболочки и в левый желудочек головного мозга.

Подсудимый Горбунов С.В. вину в предъявленном ему обвинении признал частично, пояснил, что 15.12.2009 года в вечернее время он пришёл домой к своей матери Г., но её не оказалось дома. Тогда он пошёл к З., у которого в доме распивали спиртные напитки его мать Г., З. и его сожительница П.. Он стал выпивать вместе с ними. После того, как у них закончилось спиртное, они сходили и купили ещё спирт. В ходе распития спиртного между П. и З. возникла ссора, в ходе которой последний ударил П. сковородой по голове, он заступился за П., З. вероятно приревновал его к П.. После чего, его мать и П. уснули. Он и З. продолжили выпивать на кухне. Потом З. вышёл, а он остался на кухне, сидел и курил. Через минут пять З. вернулся с топором, и неожиданно кинулся на него с ним. Он успел увернуться от удара, но топор вскользь задел его голову, от чего он получил рану. После этого, З. ещё раз замахнулся на него топором, он успел увернуться, но топор задел ему руку, от чего он получил рану. Потом он ударил З. кулаком в живот и голову. З. от его ударов не падал, оставался стоять на ногах. Он отобрал у З. топор и ударил им один раз З. по голове, от чего тот упал, бросил топор и пошёл будить мать. Но мать не просыпалась. Потом он решил разбудить П., но она тоже не просыпалась. Тогда он собрался идти домой, но в прихожей увидел стоящего с топором в руках З. Он вновь отобрал у З. топор и, ударив им один раз по голове З., от чего тот упал в прихожей, а он ушёл домой. Никаких рубленных ран у З. он не видел, крови также, не видел. Дома он перебинтовал рану и пошёл к брату, ему рассказал, что подрался, что собирается поехать в город, т.к. подумал, что П. может написать на него заявление в милицию. 20.12.2009 года его задержали в городе по подозрению в убийстве. К З. ходила вся деревня выпивать, может быть, кто-то приходил к нему, после того, как он ушёл. В то время, когда он выпивал с З., у З. не было телесных повреждений.

В соответствии со ст. 276 УПК РФ в судебном заседании оглашены показания Горбунова С.В., данные им в ходе предварительного следствия, согласно которым 16.12.2009 года он находился в доме по адресу: с. *** Читинского района Забайкальского края, ул. ***, где распивал спиртные напитки с З., П.., Г.. В ходе распития спиртного между П. и З. возникла ссора, в ходе которой последний ударил П. сковородой по голове. Около 02 часов 16.12.2009 года З. С.А. принес с улицы топор и не объясняя причин попытался ударить его по голове. Он сумел увернуться, и удар прошелся вскользь. После этого он ударил З. кулаком левой руки в область живота, затем встал со стула и ударил З. кулаком по голове, затем отобрал у З. топор и отбросил его в сторону. З. опять взял топор, который лежал на полу рядом с ним. Он отобрал у З. топор и ударил последнего топором один раз в теменную область головы. Затем пошел, попытался разбудить мать и П. Он собрался уходить, З. в это время в коридоре встал на колени и попытался встать. Он схватил топор и ударил З. по голове топором еще не менее трех раз. После этого вышел из дома, топор выкинул около калитки и пошел к брату, на следующий день уехал в г. Читу (т. 1 л.д. 87-91).

Будучи допрошенным в качестве обвиняемого Горбунов показал, что в ночь на 16 декабря 2009 г. он распивал спиртное с матерью, П. и З. в доме последнего. В ходе распития спиртного между З. и П. возникла ссора, в ходе которой З. ударил несколько раз сковородой по голове, у П. из носа пошла кровь. После того как его мать и П. уснули, З. вышел из дома, вернулся с топором в руках и подошел к нему и ударил топором по голове. Он успел уклониться и удар пришелся «вскользь», он выхватил топор из рук З. и ударил З. обухом топора в теменную часть головы, отчего тот упал в проход между коридором и кухней. Он попытался разбудить мать и П., но они спали. Выйдя в коридор он увидел, что З. опять стоит с топором в руках З. попытался ударить его по голове, он вырвал топор из рук З. и ударил его обухом по голове, З. вновь упал, из головы пошла кровь. После того как З. упал, он (Горбунов) ушел из дома к брату, где переоделся и уехал в г. Чита (л.д.214 т.1).

При проверке показаний на месте Горбунов показал, что 15 декабря 2009 г. распивал спиртные напитки с матерью, П. и З. в доме последнего. Когда мать и П. уснули, З. вышел из дома, вернулся с топором в руках, которым ударил его по голове. В ответ он ударил З. кулаком в область «солнечного сплетения», выхватил топор из рук З. и ударил его обухом в теменную часть головы, отчего З. упал. Он (Горбунов) стал будить сожительницу З. и свою мать, затем ушел из дома З. Горбунов в ходе проверки показаний на месте уточнил, что ударил топором З. два раза, второй раз, когда З. попытался на него напасть в коридоре, ударил его обухом топора так же в теменную часть головы. Уходя из дома З. по дороге выбросил топор (л.д. 197 т.1).

Противоречия в своих показания Горбунов объяснил тем, что при допросе его в качестве подозреваемого следователь неверно изложил его показания.

Потерпевшая З. суду показала, что потерпевший З. являлся её мужем. Последние три года З. сожительствовал с П.. О подробностях убийства мужа ей ничего не известно. О произошедшем ей сообщил сосед Ч., который пришёл к ней около 14 час. 30 мин. 16.12.2009 года и сообщил, что муж умер. Ранее она знала Горбунова, но они не общались. В каких отношениях были З. и Горбунов ей не известно. По характеру был З. спокойным, выпивал, но не злоупотреблял. В состоянии алкогольного опьянения З. не был агрессивным. Просит суд наказать Горбнова строго, т.к. он убил человека.

Свидетель Г. суду показал, что зимой 2009 его брат Горбунов Сергей пришёл к нему домой под утро. Вся голова у него была в крови, голова была перебинтована. Брат ему рассказал, что он подрался с З.. В ходе драки З. ударил его по голове топором. Потом брат отобрал у З. топор, ударил им З. и ушёл. У брата была рана справа сбоку на голове. Он промыл рану. Рана была не значительной, просто лопнула кожа на голове, поэтому он не стал вызывать скорую помощь. Не вызвал милицию, так как не посчитал нужным. Брат от него уехал в город, т.к. боялся, что П. может написать заявление в милицию. Характеризует брата как спокойного.

В судебном заседании в соответствии со ст. 281 ч. 4 УПК РФ оглашены показания свидетеля Г., данные ею на предварительном следствии, согласно которым 15.12.2009 она находилась в доме у своей подруги П. по адресу: с. ***, где распивала спиртные напитки вместе с П., З. Что происходило в доме она не помнит, но вспоминает, что к З. приходил ее сын Горбунов С.В. Проснулась она утром у себя дома. Как она оказалась дома она не помнит, помнит, что заснула дома у З. 16.12.2009 года ее разбудила П., которая сказала, что обнаружила у себя дома труп З. (т. 1 л.д. 49-52).

В судебном заседании в соответствии со ст. 281 УПК РФ оглашены показания свидетеля П., данные ею в ходе предварительного следствия, согласно которым она сожительствовала с З. и проживала у него дома по адресу: ***. В вечернее время 15.12.2009 года и ночное время 16.12.2009 года в доме по указанному адресу находились она, З. и Горбунов С.. Примерно в 02 часа 16.12.2009 года между ней и З. произошла ссора, в ходе которой З. ударил ее несколько раз железной сковородой и палкой по голове. С целью избежать дальнейшего избиения, она выбежала из дома. Дальнейшее она не помнит, ввиду нахождения в состоянии сильного алкогольного опьянения. Вернулась домой утром 16.12.2009 года и увидела, что З. лежит в коридоре на полу. Голова у него была в крови, виднелись резанные раны, его одежда была в крови. Горбунова С. в доме не было (т. 1 л.д. 41-44).

Согласно протоколу осмотра места происшествия от 16.12.2009 – в доме по адресу: с. *** Читинского района обнаружено труп З. с признаками насильственной смерти – резанными ранами в области головы, топор со следами вещества бурого цвета на лезвии и топорище (т. 1 л.д. 3-16).

Согласно заключению эксперта № 2030 при исследовании трупа З. обнаружены следующие телесные повреждения: открытая черепно-мозговая травма: открытый оскольчатый перелом левых теменной и височной костей; разрушение вещества головного мозга левой височной доли; субарахноидальные кровоизлияния по всей выпуклой поверхности головного мозга; кровоизлияние в левый желудочек головного мозга;8 рубленных ран головы и лица ; 5 рвано-ушибленных ран волосистой части головы кровоподтеки и ссадина на лице.

Открытая черепно-мозговая травма, является опасной для жизни и по этому признаку расценивается как тяжкий вред здоровью.

Смерть З. наступила от открытой черепно-мозговой травмы, сопровождавшейся переломами костей свода черепа, размозжением вещества головного мозга левой височной доли, кровоизлияниями под оболочки и в левый желудочек головного мозга (т. 1 л.д. 29-36).

Согласно заключения эксперта у Горбунова имелись следующие телесные повреждения: рана в правой лобно-височной области лица и на тыле левой кисти, которые квалифицируются как легкий вред здоровью.

Согласно заключению эксперта на топорище топора, изъятого при осмотре места происшествия обнаружена кровь человека, происхождение которой от З. не исключается, от Горбунова С.В. исключается (т. 1 л.д. 155-159).

Согласно протоколупроверки показаний на месте, Горбунов С.В. подтвердил факт драки с З. и факт причинения З. телесных повреждений: двух ударов обухом топора в теменную часть головы, ударов кулаками в область туловища и лица З. (т. 1 л.д. 197-203).

Согласно заключениюэксперта а представленном препарате кожи от трупа З. обнаружено 7 ран, 4 из которых могли образоваться в результате ударного воздействия относительно острой лезвийной кромки рубящего орудия, 3 раны наиболее вероятно образовались в результате однократного ударного воздействия тупого предмета с относительно ограниченной плоской контактной поверхностью, более вероятно, прямоугольной формы, в направлении сверху вниз, спереди назад и справа налево.

В судебном заседании эксперт А. показал, что он исследовал раны, которые ему были предоставлены на препарате кожи от трупа и фрагментах костей черепа. На данных объектах имеются не все раны описанные в заключении судебно-медицинской экспертизы. О последовательности нанесения ударов указано в заключении судебно-медицинской экспертизы.

В судебном заседании была допрошена эксперт В., которая показала, что на трупе потерпевшего З. обнаружено13 ран, раны 1-8 образовались от 8 ударов острым предметом, не исключается лезвием топора; раны 9, 10, 11, 12,13 образовались от ударов тупым твердым предметом, возможно обухом топора, раны 10, 11, 13 образованы от одного удара, раны 9, 12 от двух. Всего ударов было 11.

Анализируя собранные и исследованные по делу доказательства в их совокупности, суд находит, что вина подсудимого Горбунова С.В. в совершении убийства, то есть умышленном причинении смерти другому человеку полностью нашла свое подтверждение в ходе судебного заседания, действия Горбунова С.В. суд квалифицирует по ч. 1 ст. 105 УК РФ.

Суд внес изменение в описательную часть обвинения, предъявленного Горбунову, поскольку в судебном заседании установлено, что Горбуновым З.у было нанесено 11 ударов по голове – 8 ударов лезвием топора, 3 удара обухом.

При анализе доказательств суд пришел к выводу о несостоятельности доводов подсудимого о том, что он,действуя в состоянии необходимой обороны нанес З. два удара обухом топора по голове, поскольку из показаний подсудимого следует, что после того как З. ударил его обухом топора в область головы, он отобрал топор у потерпевшего, из чего можно сделать вывод, что опасности для жизни и здоровья Горбунова не было, так же о направленности умысла Горбунова на убийство З. говорит количество ударов нанесенных потерпевшему, их локализация – З. Горбуновым нанесено 8 ударов лезвием топора и три удара обухом топора в область головы.

У суда не вызывает сомнения то, что удары топором потерпевшему причинены именно Горбуновым, поскольку как следует из показаний свидетелей П., Г. они распивали спиртное вчетвером, П. ушла из дома, вернулась утром, Г. спала, согласно протокола осмотра места происшествия топор со следами крови, происхождение которой от З. не исключается, обнаружен во дворе у ворот, что согласуется с показаниями подсудимого о том, что уходя из дома З., он выбросил топор. Больше топоров в доме обнаружено не было, что исключает причинение телесных повреждений потерпевшему другими лицами. Согласно заключению судебно-медицинской экспертизы повреждения вероятнее всего наносились в быстрой последовательности, что так же опровергают версию Горбунова о том причинении З. повреждений другими лицами.

Суд считает не соответствующими действительности доводы подсудимого о том, что на предварительном следствии следователь неверно изложил в протоколе его показания, поскольку протокол подписан лично Горбуновым, допрашивался Горбунов в присутствии адвоката.

Согласно заключению омиссии экспертов № 268 амбулаторной первичной судебно-психиатрической экспертизы подэкспертного Горбунова С.В., согласно которому подэкспертный Горбунов С.В. хроническим, временным психическим расстройством, слабоумием, иным болезненным состоянием психики в момент совершения инкриминируемого ему деяния не страдал, не страдает и в настоящее время. В период времени относящегося к совершению инкриминируемого ему деяния, Горбунов С.В. находился в состоянии простого алкогольного опьянения: действия его были последовательные, целенаправленные, был верно ориентирован в окружающей обстановке, отсутствовали бредовые и галюцинарные переживания, что позволяет исключить временное психическое расстройство в том числе патологическое опьянение. В применении принудительных мер медицинского характера не нуждается (т. 1 л.д. 124-128).

При избрании вида и размера наказания суд учитывает характер и степень общественной опасности совершенного преступления – Горбунов С.В. совершил особо-тяжкое преступление против личности, данные, характеризующие личность подсудимого, в том числе обстоятельства смягчающие наказание.

Из материалов дела следует, что подсудимый Горбунов С.В. характеризуется директором детского дома удовлетворительно (т. 2 л.д. 37), главой администрации сельского поселения «***арактеризуется положительно (т. 2 л.д. 40), состоит на учете в ПНД с диагнозом органическое расстройство личности в связи со смешанными заболеваниями (т. 2 л.д. 34).

Обстоятельствами, смягчающими наказание подсудимому Горбунову С.В. суд признает молодой возраст, наличие заболевания, а также противоправное поведение потерпевшего, послужившее поводом к совершению преступления.

Обстоятельств отягчающих наказание Горбунову С.В. судом не установлено.

Учитывая, что Горбунов С.В. совершил умышленное особо тяжкое преступление в период испытательного срока, назначенного приговором от 09.06.2008 года, суд на основании ст. 70 УК РФ

В соответствии с п. «в» ч. 1 ст. 58 УК РФ суд назначает подсудимому Горбунову С.В. отбывание наказания в исправительной колонии строгого режима, так как подсудимый осуждается к лишению свободы за совершение особо тяжкого преступления.

Руководствуясь ст.ст. 307-309 УПК РФ, суд

ПРИГОВОРИЛ:

Признать виновным Горбунова С.В. по ч. 1 ст. 105 УК РФ и назначить наказание 9 (девять) лет лишения свободы.

На основании ст. 74 ч. 5 УК РФ отменить условное осуждение, назначенное Горбунову С.В. по приговору от 09.06.2008 года.

В соответствие ст. 70 УК РФ к назначенному Горбунову С.В. наказанию частично присоединить наказание по приговору от 09.06.2008 г. и окончательно к отбытию назначить 10 (десять) лет лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.

Меру пресечения Горбунову С.В. – содержание под стражей – оставить без изменения, срок отбывания наказания исчислять с 20 декабря 2009 года.

Зачесть в срок отбытия наказания содержание под стражей по приговору от 09.06.2008 года с 30.10.2007 года по 08.06.2008 года.

Вещественные доказательства кофту, дубленку – вернуть по принадлежности; топор, смыв вещества бурого цвета, стеклянная рюмка, осколок стеклянной рюмки, пустая бутылка с этикеткой «водка Ямская», стеклянный граненный стакан, горлышко и донная часть разбитой бутылки с этикеткой «Водка пшеничная», вырезка из накидки и наволочки, фрагмент шерстяной ткани – уничтожить.

Вещественные доказательства кожные лоскуты с ранами № 4-6, 9-13, кости черепа с повреждениями от трупа З. по заключению экспертизы № 2030 от 17.12.2009 г., хранящиеся в Бюро СМЭ – уничтожить.

Судебной коллегий по уголовным делам Забайкальского краевого суда приговор изменен, с учетом признания вины и раскаяния в содеянном смягчено наказание по ст. 70 УК РФ по совокупности настоящего приговора и приговора Центрального районного суда г. Читы от 9 июня 2008 года назначено к отбытию 9 лет 11 месяцев лишения свободы в исправительной колонии строгого режима.

Приговор вступил в законную силу 28 декабря 2010 года.