Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Дата обезличена года Читинский районный суд Забайкальского края в составе председательствующего судьи Кузнецовой О.А.,
при секретаре ФИО1.,
с участием заявителя ФИО2.,
представителя заявителя ФИО3. (по ходатайству)
представителя администрации сельского поселения «...» ФИО4. (доверенность от Дата обезличена),
представителя Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Забайкальском крае ФИО5. (доверенность от Дата обезличена года Номер обезличен),
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Чите гражданское дело Номер обезличен по жалобе ФИО2. на действия Администрации муниципального района «Читинский район» о признании незаконным решения Администрации муниципального района «Читинский район» об отказе в предоставлении земельного участка на праве собственности для целей ведения личного подсобного хозяйства и возложении обязанности принять решение о предоставлении земельного участка в собственность за плату
У С Т А Н О В И Л:
Заявитель обратился в суд, мотивируя следующим. Граждане Российской Федерации вправе иметь имущество в собственности, что предусмотрено статьей 35 Конституции Российской Федерации. Статьей 28 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам в собственность или в аренду. Заявитель на основании пункта 2 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации обратился в органы местного самоуправления с заявлением о предоставлении ему земельного участка для целей, не связанных со строительством. Глава Администрации сельского поселения Дата обезличена постановлением Номер обезличен утвердил и выдал схему расположения земельного участка из земель поселения в границах муниципального образования сельского поселения «...», обязал заявителя получить кадастровый паспорт земельного участка. Дата обезличена после проведения работ по кадастровому учету заявитель обратился с в Администрацию Муниципального района «Читинский район» с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером …., площадью … кв.м, расположенным в Забайкальском крае, ..., на праве собственности для целей ведения личного подсобного хозяйства. Администрация района в установленный законом двухнедельный срок не приняла решение о предоставлении земельного участка в собственность. Дата обезличена заявителю было отказано в предоставлении земельного участка в собственность для ведения личного подсобного хозяйства. Отказ нарушает права заявителя на ведение личного подсобного хозяйств, предусмотренный действующим земельным законодательством. Просит признать незаконным отказ в предоставлении земельного участка незаконным, возложить на администрацию муниципального района "Читинский район" обязанность принять решение о предоставлении заявителю в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером …., площадью …. кв.м, расположенным в Забайкальском крае, ...
Заявитель, его представитель в судебном заседании доводы жалобы поддержали.
Представитель администрации сельского поселения «...» ФИО4. в судебное заседание явилась. Суду пояснила, что постановления об утверждении схемы границ были вынесены на основании заявлений, поданных в 2005 году, в том числе по заявлению ФИО2. Ранее земли не предоставлялись, так как не имелось свободных земель. После утверждения генерального плана поселения расширились границы населенного пункта, и главой администрации были утверждены схемы границ земельных участков. Публикация о распределении участков не производилась.
Представитель Администрации муниципального района "Читинский район" в судебное заседание не явился, надлежаще извещенный. Суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Забайкальском крае ФИО5. требования заявителя оставил на усмотрение суда. Пояснил, что земельный участок, который заявитель просит предоставить, находится на землях лесного фонда, и принадлежит Российской Федерации. При изменении границ населенного пункта сельского поселения «...» землеустройство в установленном порядке не проводилось. Перевод земель лесного фонда в земли населенного пункта произведен с многочисленными нарушениями. Включение земельных участков в границы населенных пунктов не влечет за собой прекращение прав собственников земельных участков. Муниципальные органы местного самоуправления не обладают полномочиями распоряжаться землями лесного фонда.
Заслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела и представленные сторонами документы, суд считает необходимым в удовлетворении жалобы отказать по следующим основаниям.
Статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрен порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством. Согласно указанной статье, органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации. Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации. В заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю. Орган местного самоуправления на основании указанного заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости". Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного решения.
Как установлено в ходе рассмотрения дела, заявитель является жителем города Читы. В 2005 году ФИО2. обратился с заявлением о предоставлении ему земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства в администрацию сельского поселения «...». Заявление не было рассмотрено своевременно в связи с отсутствием свободных земель. Дата обезличена года решением Совета муниципального района "Читинский район" Номер обезличен… утвержден генеральный план сельского поселения «...». Дата обезличена года главой администрации сельского поселения было вынесено постановление Номер обезличен… «Об утверждении схемы расположения земельного участка ФИО2.», в котором глава администрации постановил л.д.11): утвердить схему расположения земельного участка из земель поселения в границах муниципального образования сельского поселения «...», площадью 0,15 Га, расположенного по адресу: Забайкальский край, Читинский район, с. …, для ведения личного подсобного хозяйства, обязать ФИО2. получить кадастровый паспорт, управлению имущественных и земельных отношений и архитектуры муниципального района "Читинский район" оформить земельный отвод в установленном порядке после предоставления кадастрового паспорта и земельного участка. После оформления кадастрового паспорта Дата обезличена года заявитель обратился с заявлением о предоставлении земельного участка к и.о.Главы администрации муниципального района «Читинский район» л.д.9). 24 сентября 2009 года главой администрации муниципального района "Читинский район" ФИО6. в предоставлении земельного участка в собственность отказано. Мотивами отказа явилось отнесение участка к территориальной зоне жилой застройки жилыми домами до 3-х этажей коттеджного типа, которая не предусматривает ведение личного подсобного хозяйства. Кроме того, в отказе указано, что предоставление земельных участков для строительства в собственность осуществляется исключительно на торгах.
В судебном заседании не нашли подтверждения обстоятельства, изложенные в отказе в предоставлении земельного участка.
Частью 1 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что генеральный план поселения, генеральный план городского округа, в том числе внесение изменений в такие планы, утверждаются соответственно представительным органом местного самоуправления поселения, представительным органом местного самоуправления городского округа.
Как следует из решения совета сельского поселения Номер обезличен от Дата обезличена, генеральный план соответствующим представительным органом местного самоуправления поселения утвержден Дата обезличена. Таким образом, на момент принятия решения об отказе в предоставлении земельного участка генеральный план не был утвержден в установленном законом порядке. Решение Совета муниципального района "Читинский район" Номер обезличен от Дата обезличена об утверждении генерального плана сельского поселения «...» правового значения не имеет. Следовательно, довод об отнесении участка к территориальной зоне жилой застройки не нашел подтверждения. Кроме того, документов, подтверждающих зонирование территории, представителем администрации муниципального района "Читинский район" в судебное заседание также не представлено.
Вторым основанием для отказа в предоставлении участка явилось то, что предоставление земельных участков для строительства в собственность осуществляется исключительно на торгах. Данное основание отказа (ссылка на статью 30 Земельного кодекса Российской Федерации) не состоятельно, так как земельные участки для личного подсобного хозяйства относятся к землям сельскохозяйственного назначения, и порядок их предоставления предусмотрен статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации (для целей, не связанных со строительством). Однако суд считает необходимым согласится с доводами администрации муниципального района "Читинский район" о том, что в случае предоставления земельных участков на основании статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков также возможно только с соблюдением принципов эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков, то есть через публикацию сведений о предоставлении земельных участков. Как установлено при рассмотрении жалобы, публикации сведений о предоставлении земельных участков не проводилось.
Документов, на основании которых было принято постановление Номер обезличен… Главы администрации сельского поселения «...», суду не представлено. Документов, на основании которых был присвоен адрес земельному участку, также не представлено.
При таких обстоятельствах обжалуемый заявителем отказ нельзя признать законным и обоснованным.
В тоже время в судебном заседании не установлено обстоятельств и для удовлетворения требований заявителя. Установлено, что полномочий на предоставление земельного участка у органов местного самоуправления не имелось, так как участок не относится к землям, отнесенных Земельным кодексом Российской Федерации, к ведению органов местного самоуправления.
Из свидетельства о государственной регистрации права, выданного Дата обезличена на земельный участок лесного фонда общей площадью 365317,0 га, расположенный в Читинской области (с 1 марта 2008 года – Забайкальского края), Читинском районе, … лесхозе, следует, что собственником указанного земельного участка является Российская Федерация. Из письма территориального управления Росимущества в Забайкальском крае следует, что участок с кадастровым номером …, площадью …. кв.м., находятся на землях лесного фонда, в границах участка с кадастровым номером ….. Схемой границ земель лесного фонда … лесничества Учебно-Опытного участкового лесничества, изготовленной Читинским филиалом Федерального государственного унитарного предприятия «Рослесинфорг» подтверждается, что испрашиваемый заявителем земельный участок (на схеме Номер обезличен), находится на землях лесного фонда Российской Федерации.
Каких-либо документов, подтверждающих полномочия администраций органов местного самоуправления района и поселения на распоряжение земельным участком, Администрацией муниципального района "Читинский район", Администрацией сельского поселения «...» не представлено.
Земельным и лесным кодексами Российской Федерации предусмотрен принцип целевого использования земель, и не предусмотрена возможность предоставления земель лесного фонда для ведения личного подсобного хозяйства.
Требования заявителя удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении жалобы ФИО2. на действия Администрации муниципального района «Читинский район» о признании незаконным решения Администрации муниципального района «Читинский район» об отказе в предоставлении земельного участка на праве собственности для целей ведения личного подсобного хозяйства и о возложении обязанности принять решение о предоставлении земельного участка в собственность за плату отказать.
Решение вступило в законную силу 4 июня 2010 года.