Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
… мая 2010 года Читинский районный суд Забайкальского края
в составе судьи Кузнецовой О.А.,
при секретаре К.,
с участием представителя истца С. – В.,
представителя Администрации Сельского поселения «…» З.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Чите гражданское дело № 2-…/2010 года
по иску С.О.Н., С.О.Д., С.И.О., С.Е.О. к администрации сельского поселения «…», администрации муниципального района "Читинский район" о предоставлении благоустроенного жилого помещения взамен аварийного вне очереди
У С Т А Н О В И Л:
Истцы обратились в суд с требованием о включении истцов в краевую долгосрочную программу «Жилище (2010-2012 годы)», в состав которой будет входить подпрограмма «переселение граждан Забайкальского края из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, и (или) с высоким уровнем износа», как нуждающихся в получении нового жилья взамен аварийного, расположенного по адресу: … Просили обязать предоставить истцам другое жилое благоустроенное помещение общей площадью не менее 42,4 кв.м.
Дело в части требований к Министерству территориального развития Забайкальского края о включении истцов в краевую долгосрочную программу «Жилище (2010-2012 годы)», в состав которой будет входить подпрограмма «переселение граждан Забайкальского края из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, и (или) с высоким уровнем износа», прекращено, о чем судом вынесено определение.
В ходе рассмотрения дела истцы требования уточнили. Просили предоставить истцам жилое помещение вне очереди.
В судебное заседание истцы не явились, просили дело рассмотреть в их отсутствие. Суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Представитель истицы С. – В. исковые требования поддержала.
Представители ответчика Администрации муниципального района «Читинский район» в судебное заседание не явился по неизвестной причине. Суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель ответчика Администрации сельского поселения «…» З. исковые требования не признала. Суду пояснила, что жилых помещений у администрации не имеется. Дом был передан в собственность администрации муниципального образования в ненадлежащем состоянии. Просила в удовлетворении исковых требований отказать.
Заслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела и представленные сторонами документы, суд считает необходимым исковые требования удовлетворить по следующим основаниям.
Пунктом 3 статьи 2, пунктом 6 части 1 статьи 14, частями 3,4 статьи 49, пунктом 1 части 2 статьи 57 Жилищного Кодекса Российской Федерации предусмотрено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда. К полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством. Жилые помещения предоставляются в установленном Жилищным Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации и могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Как установлено в судебном заседании, квартира, в которой проживают истцы, находится в 16-квартином 2-х этажном благоустроенном доме по адресу: …, на территории сельского поселения «…». Дом был построен в 1974 году. В 2004 году дом была передан в собственность сельского поселения «…». Свидетельствами о праве собственности л.д. 7-10) подтверждается, что квартира приватизирована в 2006 году и принадлежит истцам на праве собственности.
Актом плановых мероприятий по государственному контролю от 15 апреля 2008 года, проведенным государственным жилищным инспектором было выдано заключение, в соответствии с которым администрации поселения следовало установить маячки на трещинах стен и вести наблюдение; обратиться в специализированную организацию по установлению причин и методов ремонта конструкций жилого дома; произвести ремонт труб и замену системы отопления; произвести ремонт дверей в подъездах, ремонт стен в тамбуре; произвести ремонт входных крылец.
Актом Государственной жилищной инспекции Забайкальского края от 5 марта 2009 года л.д.13-16) было установлено, что все жилые помещения в доме №2 по ул…. в с…. признаны непригодными для проживания. Указанный акт вынесен в соответствии с положениями Постановления Правительства РФ от 28 января 2006 года № 47 «О признании жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и много квартирного дома аварийным и подлежащим сносу».
Актом обследования жилого дома от 4 марта 2009 года, комиссией сельского поселения «…» состояние жилого дома вследствие ненадлежащей эксплуатации инженерных коммуникаций (канализационные и тепловые сети), приведшей к повреждению основных конструкций здания (стены, фундаменты) признано аварийным. Вынесено решение немедленно устранить утечки в сети канализации и теплотрассе. Незамедлительно привлечь лицензированную организацию для обследования технического состоянии основных конструкций жилого дома (на предмет дальнейшей эксплуатации) и выполнения инженерно-геологических изысканий грунтов основания фундаментов, с выдачей соответствующих рекомендаций по проведению необходимых мероприятий по капитальному ремонту и восстановлению несущей способности конструкции стен и фундамента здания.
Решением совета сельского поселения «…» № 57 от 21 мая 2009 года жилые помещения (квартиры) в жилом доме по адресу: …, признаны непригодными для проживания.
Таким образом, факт, что спорное жилое помещение является непригодным для проживания, установлено в судебном заседании и подтверждается вышеуказанными документами.
Как следует из пояснений представителя сельского поселения «…», ответа администрации сельского поселения от 19 апреля 2010 года, С. обратились о постановке их на учет 12 апреля 2010 года и были поставлены на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, имеющих право на первоочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма номер очереди 4.
Таким образом, исковое требование о предоставлении вне очереди жилой площади обоснованно и подлежит удовлетворению в соответствии с частью 1 статьи 89 Жилищного Кодекса Российской Федерации - предоставляемое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта.
При решении вопроса о благоустройстве предоставляемой квартиры суд исходит из следующего. В сельском поселении имеется два благоустроенных жилых дома по 16 квартир. Один из домов спорный и признан непригодным для проживания. Исходя из условий благоустройства населенного пункта и степени благоустройства квартиры, в которой истцы проживают в настоящее время, размеров жилой площади, занимаемой истцами в настоящее время, суд считает необходимым обязать Администрацию сельского поселения «…», как собственника жилого дома, предоставить истцам жилое помещение в границах сельского поселения «…», отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, общей площадью не ниже 42,4 кв.м., жилой площадью не менее 25,1 кв.м. и обязать администрацию заключить с ними договор социального найма на предоставленное жилое помещение.
Исковые требования к Администрации района удовлетворению не подлежат, так как администрация района собственником дома не является.
Указать конкретное жилое помещение, предоставляемое по договору социального найма истцам в судебном заседании не представляется возможным в связи с отсутствием у сельского поселения «…» свободной жилой площади. Отсутствие жилого помещения на момент вынесения решения не может служить основанием для отказа в защите нарушенного права истцов.
На основании изложенного, руководствуясь п.3 ст.2, п.6 ч.1 ст.14, ч. 3,4 ст.49, п.1 ч.2 ст. 57, ч.1 ст. 89 Жилищного Кодекса Российской Федерации, п.37 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении жилищного кодекса Российской Федерации», статьями 194-198 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования С.О.Н., С.О.Д., С.И.О., С.Е.О. к администрации сельского поселения «…», администрации муниципального района "Читинский район", предоставлении благоустроенного жилого помещения взамен аварийного вне очереди удовлетворить.
Обязать администрацию сельского поселения «…» предоставить С.О.Н., С.О.Д., С.И.О., С.Е.О. благоустроенное жилое помещение по договору социального найма в границах сельского поселения «…», отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, общей площадью не ниже 42,4 квадратных метров, жилой площадью не менее 25,1 кв.м.
В удовлетворении требований к администрации муниципального района "Читинский район" отказать.
Решение вступило в законную силу 11. июня 2010г.