Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
… июня 2010г. Читинский районный суд Забайкальского края в составе председательствующего Сандановой Д.Б.,
с участием прокурора Зориной Н.В.,
при секретаре Горчаковой Д.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Чита гражданское дело по иску прокурора Читинского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения «Угданское» о возложении обязанности в срок до 25 июня 2010г. провести инвентаризацию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и источников этих выбросов, в срок до 25 июля 2010г. разработать проект предельно допустимых выбросов в атмосферный воздух, в срок до 25 августа 2010г. получить разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор обратился в суд, ссылаясь на следующее. В ходе выездной проверки 22.04.2010г. установлено следующее. В муниципальной собственности администрации сельского поселения «Угданское» находится котельная, расположенная по адресу: …, являющиеся стационарными источниками негативного воздействия на атмосферный воздух. Эксплуатацию указанной котельной осуществляет администрация поселения. Данная котельная служит для обеспечения теплоснабжением здания по адресу: …, в котором располагаются администрация с.п.«Угданское», ФАП с.Угдан, клуб с.Угдан. За обеспечение теплоснабжения помещений ФАП, клуба администрация плату с последних не взимает, учет объема оказываемых услуг по теплоснабжению не ведет. Котельная расположена с обратной стороны здания администрации, территория огорожена деревянным забором. На этой же территории имеется склад угля совместно с золошлаковыми отходами. Котельная служит для отопления, оборудована котлом марки КЧМ-5-К-60-01, который на момент проверки находился в работе. В качестве топлива используется уголь марки 2-БР, дрова лиственные. Загрязняющие вещества выбрасываются в атмосферу через металлическую трубу. Котельная установками очистки газа не оборудована. В период отопительного сезона 2009-2010 года администрацией с.п.«Угданское» на указанной котельной было сожжено 34 тонн угля, 20,8 куб.м. дров До настоящего времени выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарных источников негативного воздействия на атмосферный воздух: котельной, расположенной по адресу: …, администрацией с.п. «Угданское» допускается без специального разрешения.
В судебном заседании прокурор Зорина Н.В. иск поддержала, просит установить администрации срок проведения инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и источников этих выбросов до 25.10.2010г., разработки проекта предельно допустимых выбросов в атмосферный воздух до 10.08.2010г., получение разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух до 15.09. 2010г.
Глава администрации с.п. «Угданское» Лупсанов Е.-Ж.Б. иск не признал, суду пояснил, что в указанные в исковом заявлении сроки администрация не в состоянии осуществить предлагаемые прокурором мероприятия.
Суд, заслушав стороны, исследовав материалы дела, находит иск подлежащим удовлетворению.
Согласно Методике проведения инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу на предприятиях железнодорожного транспорта (расчетным методом), утвержденной Министерством транспорта Российской Федерации 15.09.1992, и согласованного Министерством экологии и природных ресурсов Российской Федерации 08.04.1992, при сжигании твердого топлива наряду с основными продуктами сгорания (СО2, Н2О, N02), в атмосферу поступают летучая зола с частицами несгоревшего топлива, оксиды углерода и азота (п. 2.1). Таким образом, при сжигании угля в водогрейных котлах на котельных №1 и №2 в атмосферный воздух выбрасываются загрязняющие вещества.
В соответствии с ч.2 ст. 16 Федерального Закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 №7-ФЗ, к видам негативного воздействия на окружающую среду относится, кроме прочих, выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ.
В соответствии с ч.1 ст. 14 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Абзацем вторым части 1 статьи 14 указанного закона определено, что разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.
Одной из обязанностей юридических лиц, имеющих стационарные и передвижные источники выбросов вредных (загрязняющих веществ в атмосферный воздух и приведенных в ч.1 ст. 30 Федерального закона №96-ФЗ является разработка предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух.
Статьей 5 Федерального закона №96-ФЗ установление порядка разработки и утверждения предельно допустимых выбросов на атмосферный воздух отнесено к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации. Во исполнение данной нормы закона Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.03.2000 №183 утверждено положение «О нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него», согласно пункту 8 которого разработка предельно допустимых и временно согласованных выбросов обеспечивается юридическим лицом, имеющим стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, на основе проектной документации (в отношении вводимых в эксплуатацию новых и (или) реконструированных объектов хозяйственной и иной деятельности) и данных инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (в отношении действующих объектов хозяйственной и иной деятельности).
Частью 1 ст. 22 Закона №96-ФЗ установлена обязанность юридических лиц, имеющих источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, проводить инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников в порядке, определенном федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.
Инвентаризация - одна из основных форм учета. Государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, производится в целях государственного регулирования природоохранной деятельности, а также текущего и перспективного планирования мероприятий по снижению негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду (ст. 69 Федерального закона «Об охране окружающей среды»).
Атмосферный воздух является жизненно важным компонентом окружающей среды, неотъемлемой частью среды обитания человека, растений и животных (преамбула Закона №96-ФЗ). Соблюдение требований закона «Об охране атмосферного воздуха» является гарантией соблюдения конституционного права каждого на благоприятную окружающую среду (ст. 42 Конституции РФ).
Судом установлено, что ответчик является собственником котельной - стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. В судебном заседании глава администрации с.п. «Угданское» не оспаривал указанные прокурором факты: непроведение инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и источников этих выбросов, отсутствие проекта предельно допустимых выбросов в атмосферный воздух и разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, ссылаясь лишь на неразумность сроков.
Указанные прокурором мероприятия являются необходимыми, поскольку администрация, являясь собственником котельной, также эксплуатирует ее. Осуществление выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух без использования газоочистного оборудования, а также оформленного в установленном порядке разрешения на выброс создает угрозу сверхлимитного загрязнения атмосферы, влечет нарушение прав граждан не только на благоприятную окружающую среду и среду обитания, но и на достоверную информацию о ее состоянии
Суд считает возможным удовлетворить требования прокурора с указанием сроков, предложенных прокурором в судебном заседании.
С администрации с.п. «Угданское» подлежит взысканию госпошлина в размере 4000 руб., от уплаты которой прокурор освобожден в силу закона.
Руководствуясь ст. 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Иск удовлетворить
Обязать администрацию сельского поселения «Угданское» в срок до 25 октября 2010 провести инвентаризацию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и источников этих выбросов; в срок до 10 августа 2010г. разработать проект предельно допустимых выбросов в атмосферный воздух; в срок до 15 сентября 2010г. получить разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
Взыскать с администрации сельского поселения «Угданское» в бюджет муниципального района «Читинский район» госпошлину 4000 руб.
Решение вступило в законную силу 05.07.2010г.