Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
… июля 2010 года Читинский районный суд Забайкальского края в составе председательствующего судьи Кузнецовой О.А.,
при секретаре Киселевой А.С.,
с участием
представителя Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Забайкальском крае Гриня М.А. (доверенность от 11 сентября 2009 года № 307),
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Чите гражданское дело по жалобе Слепковой О.И. на действия Администрации муниципального района «Читинский район» о признании незаконным решения Администрации муниципального района «Читинский район» об отказе в предоставлении земельного участка на праве собственности для целей ведения личного подсобного хозяйства, и возложении обязанности принять решение о предоставлении земельного участка в собственность за плату,
У С Т А Н О В И Л:
Заявитель обратился в суд, мотивируя следующим.
Заявитель обратился в орган местного самоуправления с. … с требованием о предоставлении ему земельного участка для целей, не связанных со строительством. Глава Администрации сельского поселения «…» 1 июля 2009 года постановлением № 188 утвердил и выдал схему расположения земельного участка из земель поселения, обязал заявителя получить кадастровый паспорт земельного участка. В августе 2009 года после проведения работ по кадастровому учету заявитель обратился в Администрацию Муниципального района «Читинский район» с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 75:22:660122:360, площадью 1500 кв.м., расположенным в …, на праве собственности для целей ведения личного подсобного хозяйства. Администрация района в установленный законом двухнедельный срок не приняла решение о предоставлении земельного участка в собственность. 24 сентября 2009 года заявителю было отказано в предоставлении земельного участка в собственность для ведения личного подсобного хозяйства. Отказ нарушает права заявителя на ведение личного подсобного хозяйства. Просит признать незаконным отказ в предоставлении земельного участка, возложить на администрацию муниципального района "Читинский район" обязанность принять решение о предоставлении заявителю в собственность за плату указанного земельного участка.
Заявитель, его представитель в судебное заседание не явились, надлежаще извещенные. Суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Представитель администрации сельского поселения «…» К.Н.М. в судебное заседание не явилась, надлежаще извещенная, по неизвестной причине. Суд считает возможным рассмотреть дело в ее отсутствие. Ранее допрошенная в судебном заседании 18 мая 2010 года К.Н.М суду пояснила, что постановления об утверждении схемы границ от июля 2009 года были вынесены на основании заявлений, поданных в 2005 году, в том числе по заявлению Слепковой О.И. В период с 2005 по 2009 год земли под личное подсобное хозяйство не предоставлялись, так как на территории поселения не имелось свободных земель. После утверждения генерального плана поселения расширились границы населенного пункта за счет земель лесного фонда Российской Федерации. Земли лесного фонда изменили категорию, стали землями населенного пункта. На основании этого главой администрации были утверждены схемы границ земельных участков.
Представитель Администрации муниципального района "Читинский район" в судебное заседание не явился, надлежаще извещенный, просил дело рассмотреть в его отсутствие. Суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Забайкальском крае Гринь М.А. требования заявителя оставил на усмотрение суда. Суду пояснил, что земельный участок, который заявитель просит предоставить, находится на землях лесного фонда, в федеральной собственности. При изменении границ населенного пункта сельского поселения «…» землеустройство в установленном порядке не проводилось. Перевод земель лесного фонда в земли населенного пункта произведен с нарушениями. Включение земельного участка лесного фонда в границы населенного пункта не влечет за собой прекращение права федеральной собственности. Муниципальные органы местного самоуправления не обладают полномочиями распоряжаться землями лесного фонда, правом распоряжения которыми обладает Российская Федерация.
Заслушав представителя Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Забайкальском крае Гриня М.А., исследовав материалы дела и представленные документы, суд считает необходимым в удовлетворении жалобы отказать по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах из компетенции в соответствии со статьями 9, 10, 11. Согласно пункта 2 статьи 9 Земельного кодекса Российской Федерации Российская федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации.
Статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрен порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством. Согласно указанной статьи, органы государственной власти и органы местного самоуправления распоряжаются земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации. Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации. В заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю. Орган местного самоуправления на основании указанного заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости". Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 указанной статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного решения.
1 июля 2009 года главой администрации сельского поселения было вынесено постановление № 188 «Об утверждении схемы расположения земельного участка Слепковой О.И.», в котором глава администрации поселения постановил л.д.10): утвердить схему расположения земельного участка из земель поселения в границах муниципального образования сельского поселения «…», площадью 0,15 Га, расположенного по адресу: …, для ведения личного подсобного хозяйства, обязать Слепкову О.И. получить кадастровый паспорт, управлению имущественных и земельных отношений и архитектуры муниципального района "Читинский район" оформить земельный отвод в установленном порядке после предоставления кадастрового паспорта и земельного участка. После оформления кадастрового паспорта в августе 2009 года заявитель обратился с заявлением о предоставлении земельного участка к и.о. главы администрации муниципального района «Читинский район». 24 сентября 2009 года главой администрации муниципального района "Читинский район" Просяником А.Г. в предоставлении земельного участка в собственность отказано.
Как установлено в ходе рассмотрения дела, заявитель является жителем … района Забайкальского края, в сельском поселении не проживал, ранее спорным земельным участком не пользовался. Документов, на основании которых было принято постановление № 188 Главы администрации сельского поселения «…», суду не представлено. Документов, на основании которых был присвоен адрес земельному участку, также не представлено.
Спорный земельный участок после расширения границ сельского поселения «…» вошел в состав границ населенного пункта.
Частью 1 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что генеральный план поселения, генеральный план городского округа, в том числе внесение изменений в такие планы, утверждаются соответственно представительным органом местного самоуправления поселения, представительным органом местного самоуправления городского округа.
Как следует из решения совета сельского поселения «…» №103 от 30 декабря 2009 года, генеральный план соответствующим представительным органом местного самоуправления поселения утвержден 30 декабря 2009 года. Таким образом, на момент принятия решения об отказе в предоставлении земельного участка (сентябрь 2009 года) генеральный план поселения еще не был утвержден в установленном законом порядке. Земельный участок не входил в границы сельского поселения «…».
Решение Совета муниципального района "Читинский район" № 260 от 2 октября 2008 года об утверждении генерального плана сельского поселения «…» правового значения не имеет, так как район не обладал полномочиями утверждения генерального плана поселения.
Полномочий на предоставление земельного участка у органов местного самоуправления не имелось, так как участок не относится к землям, отнесенных Земельным кодексом Российской Федерации, к ведению органов местного самоуправления.
Как установлено в ходе рассмотрения дела, земельный участок с кадастровым номером 75:22:660122:360, площадью 1500 кв.м., является составной частью земельного участка 75:22:0251, расположен на территории квартала 6 Учебно-опытного участкового лесничества Верхне-Читинского лесничества, границы которого были определены в установленном порядке при проведении лесоустройства, что подтверждается представленными документами. Из свидетельства о государственной регистрации права, выданного 27 декабря 2003 года на земельный участок лесного фонда общей площадью 365317,0 га, расположенный в Читинской области (с 1 марта 2008 года – Забайкальского края), Читинском районе, Верхне-Читинском лесхозе, следует, что собственником указанного земельного участка является Российская Федерация. Из письма территориального управления Росимущества в Забайкальском крае следует, что участок с кадастровым номером 75:22:660122:360, площадью 1500 кв.м., находится на землях лесного фонда, в границах участка с кадастровым номером 75:22:0251. Планом лесного участка (включающим карту-схему Верхне-Читинского лесничества, карту-схему границ лесного участка, описание участка лесного фонда), схемой границ земель лесного фонда Верхне-Читинского лесничества Учебно-Опытного участкового лесничества, изготовленной Читинским филиалом Федерального государственного унитарного предприятия «Рослесинфорг» также подтверждается, что испрашиваемый заявителем земельный участок (на схеме № 19), находится на землях лесного фонда Российской Федерации.
Земельным и лесным кодексами Российской Федерации предусмотрен принцип целевого использования земель, и не предусмотрена возможность предоставления земель лесного фонда (находящихся в федеральной собственности) для ведения личного подсобного хозяйства.
Требования заявителя удовлетворению не подлежат.
То обстоятельство, что при отказе в предоставлении земельного участка Администрация муниципального района "Читинский район", ссылалась на другие обстоятельства, заблуждаясь относительно мотивов отказа, не может являться основанием для признания действий Администрации незаконными.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении жалобы Слепковой О.И. на действия Администрации муниципального района «Читинский район» о признании незаконным решения Администрации муниципального района «Читинский район» об отказе в предоставлении земельного участка на праве собственности для целей ведения личного подсобного хозяйства и о возложении обязанности принять решение о предоставлении земельного участка в собственность за плату отказать.
Решение вступило в законную силу 20.07.2010г.