Решение по иску о предоставлении жилого помещения



Дело №2-478-2010

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

21 июля 2010 г.Читинский районный суд Забайкальского края

в составе председательствующего Сандановой Д.Б.

при секретаре Горчаковой Д.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Чите гражданское дело

по иску Матвейчука Руслана Николаевича к администрации городского поселения «Атамановское», Правительству Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края о предоставлении жилого помещения по договору социального найма,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился в суд с указанным иском, ссылаясь на следующее. Он является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, инвалидом с детства, проживает в ГАУСО «Атамановский дом- интернат Забайкальского края». Состоит на учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. До настоящего времени жильем он не обеспечена. Просит суд обязать ответчиков предоставить жилое помещение площадью не ниже установленных социальных норм вне очереди.

Матвейчук Р.Н. в судебном заседании исковые требования поддержал.

Представитель ответчика администрации городского поселения «Атамановское» Чернобук Б.М. в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель Правительства Забайкальского края Серебрякова А.Ю. иск не признала, суду пояснила, что жилое помещение гражданам, оставшимся без попечения родителей предоставляется органами местного самоуправления на основании договора социального найма. Правительство Забайкальского края не является уполномоченным органом по предоставлению таким детям, не имеющим закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. При этом именно органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальных образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств. Законом Забайкальского края «О бюджете Забайкальского края на 2010 годи плановый период 2011 и 2012 годов », постановлением правительства от 23.12.2009г. №474-а муниципальному район у «Читинский район» Минфином ЗК на обеспечение детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а так же детей находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, перечислена субвенция в сумме 291,5 тыс. руб. Просит отказать в удовлетворении иска.

Представитель Министерства финансов Забайкальского края Першина Н.В. иск не признала, суду пояснила, что законом Забайкальского края от 03.12.2009г. №258-ЗЗК «О бюджете Забайкальского края на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов» на осуществление государственного полномочия по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), жилой площадью предусмотрены субвенции в размере 20029, 4 тыс. рублей. Субвенции из бюджета ЗК на обеспечение детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилой площадью предоставляются только муниципальным районам, которые в свою очередь распределяются между бюджетами городских и сельских поселений района. Кроме того, предоставление жилого помещения осуществляется по договору социального найма органом местного самоуправления в порядке очередности. Просила суд в иске к Министерству финансов Забайкальского края отказать.

Представитель администрации МР»Читинский район» Чернобук А.Б. в суд не явился. Причину неявки не сообщил. Ходатайств об отложении дел анне поступало.

Заслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению.

В силу п. «ж» ч.1 ст.72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится социальная защита, включая социальное обеспечение, а также социальная защита семьи, материнства, отцовства и детства. В соответствии с требованиями ст.76 Конституции РФ по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ.

В соответствии с ч. 1 ст.26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» по предметам, отнесенным к совместному ведению РФ и субъектов РФ, осуществляются органами государственной власти субъекта РФ самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ.

Ч.1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлено, что дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ. Согласно п.1 ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В силу ст. 5 указанного закона финансовое обеспечение дополнительных гарантий для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей является расходным обязательством субъекта РФ.

Предоставление жилого помещения указанной категории граждан производится вне очереди на основании договора социального найма (ч. 2 ст. 57 ЖК РФ). Ведение учета, принятие решения о предоставлении жилого помещения, заключение договора социального найма жилого помещения являются полномочиями органа исполнительной власти по месту жительства нуждающегося (ст. 49, 52 ЖК РФ).

Статьей 1 закона Забайкальского края Закон Забайкальского края от 18.12.2009г. № 304-ЗЗК «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края государственным полномочием по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), жилой площадью» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края наделены государственным полномочием по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Правительство Забайкальского края в свою очередь обязано обеспечить своевременно и в полном объеме передачу материальных средств и финансирование осуществления органами местного самоуправления вышеуказанного государственного полномочия (статья 4 указанного закона).

В силу статьи 5 вышеуказанного закона Забайкальского края финансовое обеспечение осуществления органами местного самоуправления государственного полномочия по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилой площадью осуществляется за счет предоставляемых бюджетам муниципальных районов и городских округов субвенций из бюджета края на очередной финансовый год в порядке, установленном Правительством Забайкальского края.

Судом установлено, что Матвейчук Р.Н., 1987 года рождения, в несовершеннолетнем возрасте остался без попечения родителей. Мать Матвейчук Н.П. после рождения ребенка отказалась от него. Сведения об отце отсутствуют. Матвейчук Р. был помещен в Читинский дом-ребенка №1., 23.09.1991г. поступил в Петровск-Забайкальский детский дом-интернат для умственно-отсталых детей. Мать Матвейчук Н.П умерла 17 июня 2002г.

07 мая 2007г. поступил в Атамановский дом-интернат. Является инвалидом с детства 2 группы бессрочно.

Согласно справке администрации городского поселения «Атамановское» состоит на учете нуждающихся в получении жилого помещения под учетным номером №134.

Суд считает постановку Матвейчука Р.Н. в очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий необоснованным, так как администрация в силу ст.57 ЖК РФ обязана предоставить ему жилье вне очереди.

На день рассмотрения дела жилое помещение истцу не предоставлено.

Анализ вышеприведенных норм свидетельствует о том, что обязанность по предоставлению жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возложена на органы местного самоуправления, которые наделены полномочиями заключать с нуждающимися договоры социального найма, т.е, администрацию городского поселения «Атамановское». Данная обязанность предоставления жилого помещения не может быть возложена на исполнительный орган субъекта Российской Федерации, или тем более, финансовый орган субъекта РФ, поскольку такие органы не компетентны на заключение договоров социального найма и не решают вопросы предоставления жилья. Вместе с тем финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением жилья детям-сиротам отнесено к обязанности субъекта РФ – Забайкальского края. При этом обязанность органов местного самоуправления по предоставлению жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не поставлена в зависимость от финансового обеспечения, предоставляемого из бюджета края, и отсутствие финансирования не должно являться основанием для неосуществления органами местного самоуправления возложенных на них государственных полномочий.

Суд находит требования истца обоснованными, учитывая п.п. 5– 9 ст. 57 ЖК РФ, Суд и считает необходимым возложить на администрацию обязанность предоставить жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, по площади не ниже нормы предоставления жилья, по договору социального найма в черте поселения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194- 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск удовлетворить частично.

Обязать администрацию городского поселения «Атамановское»» предоставить Матвейчуку Руслану Николаевичу по договору социального найма жилое помещение в черте городского поселения общей площадью не ниже нормы предоставления жилого помещения на территории поселения, отвечающего санитарным и техническим нормам

В остальной части иска отказать.

Решение вступило в законную силу 03 августа 2010г.