Дело №2-667-2010
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
30 июня 2010г. Читинский районный суд Забайкальского края
в составе председательствующего Сандановой Д.Б.,
при секретаре Горчаковой Д.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело
по заявлению Сыромятникова П.А. о признании незаконным отказа администрации муниципального района «Читинский район» в предоставлении земельного участка и возложении на администрацию муниципального района «Читинский район» предоставить в собственность земельный участок,
УСТАНОВИЛ:
Заявитель обратился в суд с указанным требованием, ссылаясь на следующее. В 2009г. он обратился в администрацию с.п. «Домнинское» с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства. Последняя предоставила ему испрашиваемый участок, расположенный по адресу: ***, и обязала его провести межевание земельного участка, поставить его на кадастровый учет. Выполнив все предписания, он обратился в администрацию МР «Читинский район» для оформления правоустанавливающего документа, но ему было отказано. Считает отказ незаконным, нарушающим ч.1 ст.28 ЗК РФ, ч.3 ст.81 ЗК РФ, ч.3 ст.3 ФЗ «О личном подсобном хозяйстве».
В судебном заседании представитель заявителя Ширяев А.Н. требования поддержал.
Представитель администрации муниципального района «Читинский район» Казак Е.Ю. с заявлением не согласен. Считает отказ соответствующим требованиям закона.
Суд, заслушав стороны, исследовав материалы дела, находит заявление неподлежащим удовлетворению.
Судом установлено, что заявитель проживает в с. *** 2 марта 2010г. заявитель обратился с заявлением о предоставлении ему земельного участка в собственность, указав планируемую цель использования участка для личного подсобного хозяйства. 27 апреля 2010г. глава администрации муниципального района Просяник А.Г. направил заявителю письменный отказ в предоставлении земельного участка со ссылкой на отсутствие документов территориального планирования и градостроительных регламентов.
Суд читает данный отказ обоснованным.
Основными принципами земельного законодательства, перечисленными в ст.1 Земельного Кодекса Российской Федерации, являются: приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества; деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
В статье 7 Земельного Кодекса Российской Федерации определен состав земель в Российской Федерации, которые по своему целевому назначению подразделяются на семь категорий, в том числе: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса.
Согласно части 2 данной статьи Земельного Кодекса, земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, должны использоваться в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Принципы и порядок проведения зонирования установлены Градостроительным Кодексом Российской Федерации.
Одним из основополагающих начал законодательства о градостроительной деятельности, приведенных в статье 2 Градостроительного Кодекса, является осуществление градостроительной деятельности на основе документов территориального планирования и правил землепользования и застройки.
В соответствии со ст.30 Градостроительного Кодекса, Правила землепользования и застройки разрабатываются в целях создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия. Согласно ч. 2 указанной статьи правила землепользования и застройки включают в себя помимо прочих карту градостроительного зонирования, территориальное планирование - планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, зон планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд, зон с особыми условиями использования территорий.
На карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. В результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон.
Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства (ч. 2 ст.37 Градостроительного Кодекса). Кодексом определены 3 вида разрешенного использования: основные, вспомогательные и условно разрешенные.
Согласно части 4 ст.37 Градостроительного Кодекса основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.
Анализируя в совокупности приведенные нормы законодательства, приходим к выводу, что, приобретая в собственность земельный участок из земель населенных пунктов, гражданин вправе начать его использовать без дополнительных разрешений и согласований только в том случае, если вид и цель его предполагаемого использования соответствует основному или вспомогательному виду использования этого участка, предусмотренному территориальным зонированием.
Согласно ст.34 ЗК РФ граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса.
В заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
В настоящее время зонирование территории поселения «Домнинское» не проведено. Территориальные зоны и разрешенный вид их использования не определены, что подтверждается справкой, выданной архитектором района и объяснениями Казака Е.А.
Доводы Ширяева А.Н. о том, что земельные участки для ведения личного хозяйства должны предоставляться гражданам без учета границ населенного пункта и зонирования территории, не основаны на законе. Фактическое использование земельного участка с 1992г. права собственности на участок не порождает, основанием для выделения участка в собственность не является.
Других законных оснований для выделения участка в собственность не установлено.
Руководствуясь ст.198 ГПКРФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении требований Сыромятникова П.А. о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка и возложении на администрацию муниципального района «Читинский район» предоставить в собственность земельный участок отказать.
Судебной коллегией по гражданским делам Забайкальского краевого суда решение оставлено без изменения.
Решение вступило в законную силу 24 августа 2010г.