№ 2-1007/2010 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
30 ноября 2010 г.
Читинский районный суд Забайкальского края
в составе председательствующего судьи Русиной Т.И.
при секретаре Кафановой Н.Ю.,
рассмотрел в открытом судебном заседании в городе Чите гражданское дело № 2-1007/2010 года
по заявлению Комитета по развитию инфраструктуры Администрации городского округа «Город Чита» к Читинскому районному отделу Службы судебных приставов по Забайкальскому краю о признании постановления судебного пристава-исполнителя недействительным.
УСТАНОВИЛ:
Заявитель обратился с требованием о признании недействительным постановлений судебного пристава-исполнителя Читинского районного отдела службы судебных приставов по Забайкальскому краю «О списании денежных средств в бесспорном порядке» от 23 сентября 2010 года, которыми постановлено списать денежные средства в бесспорном порядке с расчетного счета «Развитие» по исполнительному производству 76\15\2874\10\2009 в размере 12445894,28, 1703749,85 в части списания денежных средств поступающих на счет ООО «Развитие», *** открытый в филиале ОАО «Бинбанка» в счет исполнения заключенного Муниципального контракта № ***.
Просит суд признать недействительным постановление о списании денежных средств в бесспорном порядке от 23.09.2010 по исполнительному производству № 76\15\2874\10\2009 в размере 1703749,85,12445894,28 в части списания денежных средств, поступающих на счет ООО «Развитие».
Просит освободить от ареста денежные средства, поступившие и поступающие в счет исполнения заключенного муниципального контракта № ***.
Просит суд запретить накладывать арест и производить списание денежных средств с расчетных счетов «Развития», поступивших и поступающих в счет исполнения заключенных муниципальных контрактов.
Просит приостановить действие постановления о списании денежных средств от 23.09.2010.
В судебное заседание представитель заявителя Агалаков А.Н. в суд не явился, просил разбирательство дела отложит. Суд не нашел оснований для отложения судебного разбирательства. Агалаков А.Н., ранее допрошенный в судебном заседании суду пояснил, что постановление является незаконным, так как поступающие на расчетный счет «Развития» в ОАО «Бинбанке» по муниципальным контрактам денежные средства являются целевыми бюджетными средствами, не принадлежащими ООО «Развитие». Указанные средства являются инвестициями города Читы в новое строительство муниципального жилья, предназначенного для переселения граждан из аварийного жилищного фонда.
Представитель ответчика - Управления федеральной службы судебных приставов по Забайкальскому краю Ткачук А.С.судебный пристав-исполнитель Чайкина О.В. заявленные требования не признали. Суду пояснили, что у судебного пристава-исполнителя имелись основания для списания денежных средств со счетов должника. Обществом длительное время не исполняются денежные обязательства. Своевременность совершения исполнительных действий является одним из принципов исполнительного производства. Место нахождения имущества должника установить не удалось. Недвижимое имущество отсутствует. «Развитие» не относится ни к одному из указанных в статье 6 Бюджетного кодекса органов. Заявитель является коммерческим обществом, расчетные счета должника и поступающие на его расчетный счет денежные средства принадлежат заявителю, являются частью его имущества. Субъектом бюджетных отношений заявитель не является.
Просят в удовлетворении требований отказать.
Представитель третьего лица со стороны ответчика - представитель межрайонной инспекции федеральной налоговой службы № 3, взыскатель Ковалькова Ж.А., Долиновский В.М., извещенные надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства, в суд не явились. Третье лицо, Димова Л.В.просит в удовлетворении заявления заявителю отказать
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц.
Заслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела и представленные сторонами документы, суд считает необходимым в удовлетворении требований отказать по следующим основаниям.
Судом установлено, что судебным приставом-исполнителем Читинского районного отдела службы судебных приставов по Забайкальскому краю 23 сентября 2010 года вынесены постановления «О списании денежных средств в бесспорном порядке», которыми постановлено списать денежные средства в бесспорном порядке с расчетного счета «Развития» в филиале ОАО «Бинбанка» в счет исполнения решений и постановлений, находящихся на исполнении службы судебных приставов на общую сумму 12445894,28, 1703749,85
Бюджетным кодексом Российской Федерации предусмотрено, что к бюджетным правоотношениям относятся: отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга; отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утверждения и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, контроля за их исполнением, осуществления бюджетного учета, составления, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности (статья 1).
Из содержания статьи 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации следует, что получателем бюджетных средств (получатель средств соответствующего бюджета) может являться орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств бюджетное учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств за счет средств соответствующего бюджета, если иное не установлено Бюджетным Кодексом.
Как установлено в ходе рассмотрения дела, расчетный счет в филиале Открытого акционерного общества «Бинбанка» предназначен, в том числе, для перечисления «Развитию» сумм, поступающих по муниципальным контрактам ***. Муниципальные контракты на строительство много квартирных жилых домов для переселения граждан из аварийного жилищного фонда от 02 октября 2009 года и 04 декабря 2009 года заключены между комитетом по развитию инфраструктуры администрации городского округа «Город Чита» и «Развитием». По данным контрактам «Развитие» приняло на себя обязательство по строительству многоквартирных жилых домов для переселения граждан из аварийного жилищного фонда «под ключ» на Девичьей сопке в мкр. КСК в городе Чите. Срок окончания работ через 6 месяцев после заключения контракта. Срок действия муниципальных контрактов продлен соглашением сторон. Контракт *** продлен до 01 сентября 2010 года, *** продлен до 1 ноября 2010 года. Сумма контрактов – 380985000 рублей и 90000000 рублей соответственно. На момент рассмотрения дела строительство не завершено, суммы оплаты по контрактам перечислены не в полном объеме.
Как следует из пункта 4.1, 4.2 цена контрактов составляет сумму, которая выплачивается заказчиком подрядчику за полное выполнение обязательств по контракту. Работы оплачиваются по ценам в соответствии с предложением «Развития», поданным в ходе открытого аукциона по размещению муниципального заказа.
Таким образом, наличие расчетного счета не на лицевом счете, открытом в соответствии с положениями статьи 220.1 Бюджетного Кодекса в Федеральном казначействе или финансовом органе субъекта Российской Федерации (муниципального образования, а в коммерческом банке; договорная цена контракта, определенная по предложению подрядчика; статус «Развития» как коммерческой организации свидетельствуют о том, что заявитель не является субъектом бюджетных правоотношений, и нормы Бюджетного кодекса не распространяются на правоотношения между муниципальным образованием городским округом «Город Чита» и ООО «Развитие».
Как следует из Федерального закона Российской Федерации «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» инвестициями являются денежные средства, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта. Действие данного Федерального закона распространяется на отношения, связанные с инвестиционной деятельностью, осуществляемой в форме капитальных вложений (статья 2). Капитальные вложения – инвестиции в основной капитал, в том числе затраты на новое строительство (статья 1). Субъектами инвестиционной деятельности является в том числе, подрядчик - юридическое лицо, которое выполняет работы по муниципальному контракту, заключаемому с заказчиком в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Инвестор имеет право на владение, пользование и распоряжение объектами капитальных вложений и результатами осуществленных капитальных вложений (статья 6). Денежные средства, поступающие на расчетный счет «Развития» в счет исполнения муниципальных контрактов, являются денежными средствами, которыми «Развитие» обязано использовать по назначению (статья 7). Капитальные вложения защищаются государством и могут быть национализированы только при условии предварительного и равноценного возмещения государством убытков, причиненных субъектам инвестиционной деятельности, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации; реквизированы по решению государственных органов в случаях, порядке и на условиях, которые определены Гражданским кодексом Российской Федерации (статья 16).
Частью 1 статьи 441 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что постановления судебного пристава-исполнителя могут быть оспорены взыскателем, должником или лицами, чьи права и интересы нарушены такими постановлением, действиями (бездействием).
Частями 1, пунктами 1,11 части 3 статьи 68 Федерального закона Российской Федерации предусмотрено, что мерами принудительного исполнения являются действия, совершаемые судебным приставом-исполнителем в целях получения с должника имущества, в том числе денежных средств, подлежащего взысканию по исполнительному документу. Мерами принудительного исполнения являются обращение взыскания, в том числе, на денежные средства.
Судебный пристав-исполнитель при вынесении постановления о списании денежных средств правомерно полагал, что денежные средства, поступающие на расчетный счет должника в коммерческом банке, являются его собственностью. Каких-либо обстоятельств, свидетельствующих, что действиями судебного пристава-исполнителя нарушены права Комитета по развитию инфраструктуры Администрации городского округа «Город Чита» в судебном заседании не установлено.
Согласно сообщению № 1325 от 03.08.2010 Комитета по развитию инфраструктуры администрации городского округа «Город Чита», направленному судебному приставу-исполнителю Чайкиной О.В. расчет за выполненные объемы работ по муниципальным контрактам № *** от 02.10.2009, № *** от 04.12.2009 осуществляется по ходу строительства за фактически выполненные работы в соответствии с формами КС-2, КС-3 в течение 30 банковских дней с момента подписания указанных форм путем безналичного перечисления на расчетный счет генподрядчика. Обязанность «Развития» использовать денежные средства, поступающие на его расчетный счет в счет исполнения муниципальных контрактов, по назначению, не лишает судебного пристава-исполнителя использовать право судебного пристава-исполнителя обратить взыскание на денежные средства, поступившие на расчетный счет должника.
По муниципальному контракту «Развитие» несет договорную ответственность, предусмотренную Гражданским кодексом Российской Федерации. Одновременно «Развитие» имеет ряд неисполненных обязательств, как по ранее заключенным договорам, так и по налоговым обязательствам.
Оснований для удовлетворения требований в ходе рассмотрения дела не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-194 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявленных требований Комитета по развитию инфраструктуры Администрации городского округа «Город Чита» к Читинскому районному отделу Службы судебных приставов по Забайкальскому краю, о признании постановлений судебных приставов-исполнителей недействительными, освобождении от ареста денежных средств, поступающих и поступивших в счет исполнения муниципальных контрактов № ***, № ***, наложении запрета накладывать арест и производить списание денежных средств, поступающих в счет исполнения муниципального контракта с расчетных счетов ООО «Развитие» отказать.
Решение вступило в законную силу 13 декабря 2010 года.