Решение по иску о предоставлении жилого помещения



Дело № 2-349-2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

19 апреля 2011 г.

Читинский районный суд Забайкальского края

в составе председательствующего Сандановой Д.Б.

при секретаре Горчаковой Д.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Чите гражданское дело

по иску Дашук И.В. к администрации городского поселения «Новокручининское», администрации муниципального района «Читинский район» о предоставлении жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Истица обратилась в суд, ссылаясь на следующее. Она является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Ее мать Ч.Л.Ф. была лишена родительских прав решением Читинского районного суда от 02.02.1994 г., сведения об отце в актовой записи о рождении записаны со слов матери. Постановлением Главы администрации Читинского района № 774 от 30.11.1993 г. она и брат были устроены в государственное детское учреждение, за ней и братом не было закреплено жилое помещение, так как в Читинском БТИ не было инвентарного дела на дом.

С 2004 г. по 2007 г. она обучалась в Профессиональном училище № ***. Администрация ПУ-10 направила в администрацию г.п. «Новокручининское» запрос о постановке ее на очередь для получения жилья. Администрацией был дан ответ, что она (истица) поставлена на льготную очередь на получение жилья 08.06.2006 г. очередь № 43.

После окончании училища она вернулась в пгт.«Новокручининский»,проживать ей негде. Жилье ей не предоставлено.

Просит обязать ответчиков предоставить ей жилое помещение.

В судебном заседании представитель истицы Байкин Д. иск поддержал.

Представитель городского поселения «Новокручининское» Вертопрахова А.С., надлежаще извещенная о времени и месте рассмотрения дела в суд не явилась. Ранее иск не признала, суду пояснила, что Дашук И.В. состоит на учете граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилья. Жилое помещение ей не предоставлено, так как администрация не имеет свободного муниципального жилья, жилищное строительство в поселении не ведется, средств на приобретение жилья выделяется недостаточно, хотя администрацией своевременно направляются заявки на предоставление субвенций.

Представитель ответчика администрации муниципального района «Читинский район» Кулябин А.Н., требования не признал, ссылалась на то, что обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой, не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью является государственным полномочием субъекта РФ, осуществляется исполнительными органами государственной власти субъекта РФ по месту жительства таких детей и может быть возложено на органы местного самоуправления только с соблюдением установленного федеральным законом порядка наделения их соответствующими государственными полномочиями. Законом Забайкальского края № 304-ЗЗК от 16.12.2009 г. органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края наделены государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, по месту жительства вне очереди жилой площадью за счет субвенций, предоставляемых бюджетам муниципальных образований и городских округов из бюджета края. Субвенции, выделенные на приобретение жилых помещений в 2010 году детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей в размере 5191500 руб. были распределены лицам, указанным в решении Совета муниципального района «Читинский район». Кроме того, истица на очереди в администрации муниципального района «Читинский район» не состоит, состоит на очереди в сельском поселении, где ей и должно быть предоставлено жилое помещение. Полагает, что требования предъявлены к ненадлежащему ответчику. Просит суд в иске отказать.

Представитель привлеченного судом к участию в деле в качестве 3 лица Министерства финансов Забайкальского края Гудкова Н.Г. просит рассмотреть дело в ее отсутствие. В отзыве указала, что бюджету МР «Читинский район» перечислены денежные средства в размере 1497600 руб. на реализацию полномочия по обеспечению жилыми помещениями, указанная сумма может быть увеличена по результатам рассмотрения предложений уполномоченного органа. В 2010 г. сумма субвенций муниципальным районам Забайкальского края была увеличена на 54300900 руб.

Привлеченное судом к участию в деле в качестве 3 лица Правительство Забайкальского края представителя в суд не направило.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению.

В силу п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится социальная защита, включая социальное обеспечение, а также социальная защита семьи, материнства, отцовства и детства. В соответствии с требованиями ст. 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» по предметам, отнесенным к совместному ведению РФ и субъектов РФ, осуществляются органами государственной власти субъекта РФ самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ.

Частью 1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлено, что дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В силу ст. 5 указанного закона финансовое обеспечение дополнительных гарантий для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей является расходным обязательством субъекта РФ.

Предоставление жилого помещения указанной категории граждан производится вне очереди на основании договора социального найма (ч. 2 ст. 57 ЖК РФ). Ведение учета, принятие решения о предоставлении жилого помещения, заключение договора социального найма жилого помещения являются полномочиями органа исполнительной власти по месту жительства нуждающегося (ст. 49, 52 ЖК РФ).

Статьей 1 закона Забайкальского края Закон Забайкальского края от 18.12.2009 г. № 304-ЗЗК «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края государственным полномочием по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), жилой площадью» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края наделены государственным полномочием по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. В силу статьи 5 вышеуказанного закона Забайкальского края финансовое обеспечение осуществления органами местного самоуправления государственного полномочия по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилой площадью осуществляется за счет предоставляемых бюджетам муниципальных районов и городских округов субвенций из бюджета края на очередной финансовый год в порядке, установленном Правительством Забайкальского края.

Судом установлено, что истица в несовершеннолетнем возрасте осталась без попечения родителей. Вступившим в законную силу решением Читинского районного суда от 02.02.1994 г. ее мать была лишена родительских прав в отношении истицы, отец в актовой записи о рождении записан со слов матери. Постановлением главы администрации Читинского района от 30 ноября 1993 года истица была устроена в детское государственное учреждение, при этом за ней и ее братом не было закреплено жилое помещение.

Судом установлено, что истица поставлена на учет администрации г.п. «Новокручининское» на получение жилья 08.06.2006 г. Представители ответчиков не отрицали, что жилое помещение до настоящего времени истице не предоставлено.

Анализ вышеприведенных норм свидетельствует о том, что обязанность по предоставлению жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возложена на органы местного самоуправления, которые наделены полномочиями заключать с нуждающимися договоры социального найма. В рассматриваемом случае таким органом является администрация г.п. «Новокручининское». Однако, учитывая, что данная администрация не имеет свободного муниципального жилья, жилищное строительство в поселении не ведется, средств на приобретение жилья выделяется недостаточно, суд считает, что обязанность предоставления жилого помещении должна быть возложена на администрацию МР «Читинский район»

Данная обязанность предоставления жилого помещения не может быть возложена на исполнительный орган субъекта Российской Федерации, или тем более, финансовый орган субъекта РФ, поскольку такие органы не компетентны на заключение договоров социального найма и не решают вопросы предоставления жилья. Вместе с тем финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением жилья детям-сиротам отнесено к обязанности субъекта РФ – Забайкальского края. При этом обязанность органов местного самоуправления по предоставлению жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не поставлена в зависимость от финансового обеспечения, предоставляемого из бюджета края, и отсутствие финансирования не должно являться основанием для неосуществления органами местного самоуправления возложенных на них государственных полномочий.

Согласно решению Совета муниципального района «Читинский район» от 21.04.2006 г. № 121 «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения», площадь предоставляемого истице жилья не должна быть менее 25 кв. м. Жилое помещение должно быть благоустроенным, применительно к конкретному населенному пункту, изолированным, находится на территории муниципального района «Читинский район» по месту регистрации истицы и отвечать санитарным и техническим требованиям. Жилое помещение подлежит предоставлению на условиях договора социального найма.

Руководствуясь ст. ст. 194- 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального района «Читинский район» предоставить Дашук И.В. изолированное, благоустроенное применительно к конкретному населенному пункту, жилое помещение в черте муниципального района «Читинский район», общей площадью не менее 25 кв. м. по договору социального найма, отвечающее санитарным и техническим нормам.

Решение может быть обжаловано в течение 10-дневного срока со дня принятия решении судом в окончательной форме в Забайкальский краевой суд через Читинский районный суд Забайкальского края.