Решение по иску о проведении инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух



Дело № 2-178-2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

18 апреля 2011 г.

Читинский районный суд Забайкальского края

в составе председательствующего Сандановой Д.Б.

с участием прокурора Портновой Т.В.

при секретаре Горчаковой Д.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Чита гражданское дело

по иску Читинского природоохранного межрайонного прокурора Забайкальского края в интересах неопределенного круга лиц к Департаменту государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края о возложении обязанности провести инвентаризацию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, разработать и утвердить проект предельно допустимых выбросов вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух, получить разрешение на выброс вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух для стационарных источников выбросов вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух – котельной, расположенной по адресу: Забайкальский край, Читинский район, пгт. Атамановка, ул. Заречная, 30 «а»,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор обратился в суд с указанным иском, на невыполнение ответчиком указанных прокурором мероприятий.

В судебном заедании прокурор Портнова Т.В. иск поддержала и суду пояснила, что на день рассмотрения дела, указанные в заявлении мероприятия не проведены.

Представитель ответчика Сидорков А.В. иск не признал, суду пояснил, что готовится пакет документов для передачи котельной администрации г.п. «Атамановское».

Представители 3 лица ООО «Коммунальник» Ерастова В.А., Дорожкова Ю.С. суду пояснили, что договор аренды с Департаментом не был заключен, фактически услуги по теплоснабжению населению оказываются с 2008 г.

Представители Управления Росприроднадзора по Забайкальскому краю Болгова И.Б., Рудакова Н.А. просят рассмотреть дело в их отсутствие.

Представитель Министерства природных ресурсов экологии Забайкальского края Жикин А.М. иск поддержал.

Суд, заслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, находит иск прокурора подлежащим удовлетворению.

Статья 42 Конституции РФ закреплено право каждого на благоприятную окружающую среду. Это право граждан обеспечивается мерами по оздоровлению окружающей среды и сохранению ее объектов, а также недопущению угрозы причинения нового вреда окружающей природной среде. Во исполнение данного права ст. 11 ФЗ от 10.01.02 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды. Ст. 19 Закона № 7-ФЗ предусмотрено, что нормирование в области охраны окружающей среды осуществляется в целях государственного регулирования воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, гарантирующего сохранение благоприятной окружающей среды и обеспечение экологической безопасности. Нормирование в области охраны окружающей среды заключается в установлении нормативов качества окружающей среды, нормативов допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, иных нормативов в области охраны окружающей среды, а также государственных стандартов и иных нормативных документов в области охраны окружающей среды.

В соответствии со ст. 14 Закона об охране атмосферного воздуха выброс вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается основании и разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством РФ. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.

Согласно ч. 1 ст. 30 данного Закона юридические лица, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух.

В соответствии с п. 8 Положения о нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, утвержденного постановлением правительства РФ от 02.03.2000 № 183, разработка предельно допустимых и временно согласованных выбросов обеспечивается юридическим лицом, имеющим стационарные источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, на основе проектной документации (в отношении вводимых в эксплуатацию новых и (или) реконструированных объектов хозяйственной и иной деятельности) и данных инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (в отношении действующих объектов хозяйственной и иной деятельности). Согласно п. 11 Положения источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и перечни вредных (загрязняющих) веществ, подлежащих государственному учету и нормированию, для юридических лиц, территории городских и иных поселений и их частей, субъектов Российской Федерации и Российской Федерации в целом устанавливаются на основании данных о результатах инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников в порядке, определенном Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

В силу ст. 14 ФЗ от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.

Судом установлено, что котельная, расположенная по адресу: пгтАтамановка, ул. Заречная, 30 «а» находится в собственности Забайкальского края, что подтверждается выпиской из Единого госреестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Объяснениями прокурора, актом осмотра от 23.12.2010 г. подтверждается, что на котельной установлены 2 водогрейных котла марки КВ-Ф оба в работе, установлено газоочистное оборудование (циклоны). В качестве топлива используется уголь. При сжигании угля в атмосферу выбрасываются вредные загрязняющие вещества, такие как, окислы азота, диоксид серы, оксид углерода, бенз(а)пирен, зола, сажа и другие вещества в соответствии с п. 2.1 Методики проведения инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу на предприятиях железнодорожного транспорта, утвержденной Минтрансом РФ 15.09.1992 года.

Вместе с тем, на данный источник выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух - котельную - отсутствует разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, что является нарушением требований Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (далее по тексту - Закон об охране атмосферного воздуха). Данный факт подтверждается информацией Управления Росприроднадзора по Забайкальскому краю от 15.11.2010 года, Министерства природных ресурсов и экологии Забайкальского края от 25.1 1.2010 года.

Учитывая, что на день вынесения решения суда указанные прокурором мероприятия не проведены ответчиком, суд считает необходимым иск удовлетворить.

Руководствуясь ст.198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск удовлетворить.

Обязать Департамент государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края провести инвентаризацию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, разработать и утвердить проект предельно допустимых выбросов вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух, получить разрешение на выброс вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух для стационарных источников выбросов вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух–котельной, площадью 2223,9 кв.м., расположенной по адресу: Забайкальский край, Читинский район, пгт Атамановка, ул.Заречная, 30 «а», строение1.

Решение может быть обжаловано в 10-дневный срок со дня принятия решения судом в окончательной форме в Забайкальский краевой суд через Читинский районный суд Забайкальского края.