Дело № 2-979-2011 РЕШЕНИЕ Именем Российской федерации 30 августа 2011 года Читинский районный суд Забайкальского края в составе председательствующего Сандановой Д.Б. при секретаре Вашуриной О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Читинского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации городского поселения «Яблоновское» о признании незаконным бездействие ответчика, возложении обязанности устранить нарушения пожарной безопасности УСТАНОВИЛ: Прокурор обратился в суд с указанным заявлением в интересах неопределенного круга лиц, ссылаясь на следующие обстоятельства. В ходе проведенной прокуратурой Читинского района проверки соблюдения законодательства, направленного на борьбу с лесными пожарами и состоянии работы органов местного самоуправления по подготовке к пожароопасному периоду 2011 г. установлено отсутствие инвентаря, необходимого при тушении пожаров (ранцевые огнетушители и др.); не проведена противопожарная пропаганда и обучение населения мерами пожарной безопасности, отсутствует пожарная мотопомпа, договор с физическим лицом о предоставлении мотопомпы не заключен; территория населенного пункта не очищена от сухой травы, свалок и горючего мусора, отсутствуют средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара. Также установлено что между ручьем Зун-Кука и железнодорожными путями п.г.т. Яблоново имеется минполоса, которая покрыта сухой травой следовательно в осенний период 2010 года она не обновлялась. Не проводились мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных пожарах на жилые дома, здания, сооружения населенного пункта ст. Кука г.п. «Яблоновское». Таким образом, не исполнение ответчиком вышеуказанных требований и правил пожарной безопасности, защиты населения от чрезвычайной ситуации нарушает право жителей поселения «Яблоновское» на защиту личности, имущества, общества от пожаров, создает угрозу причинения вреда жизни, здоровью, имуществу неопределенного круга лиц, угрозу перехода огня в лесной фонд в результате возникновения и распространения пожаров. Просит суд признать незаконным бездействие ответчика по непринятию мер к обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов г.п. «Яблоновское» в пожароопасный период 2011 г. Обязать администрацию городского поселения «Яблоновское» в срок до 20.20.2011 г. выполнить мероприятия исключающие возможность переброса огня при лесных пожарах в населенные пункты г.п. «Яблоновское» в том числе обустроить и обновить минполосы вокруг населенных пунктов поселения. Обязать администрацию городского поселения «Яблоновское» до 15.03.2012 г. создать добровольную пожарную команду, приобрести инвентарь для тушения пожара, провести противопожарную пропаганду и организовать обучение населения мерам пожарной безопасности, организовать наличие пожарной мотопомпы в с. Кука, очистить территорию населенных пунктов городского поселения от сухой травы, свалок и горючего мусора, обеспечить в с. Кука средствами звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара. Прокурор Зорина Н.В. в судебное заседание не явилась, исковые требования поддерживает, просит рассмотреть дело в ее отсутствие. Представитель администрации г.п. «Яблоновское» Холмогоров В.А. в судебное заседание явился, исковые требования признал частично. Суду пояснил, что администрацией направлен запрос директору КУ «Беклемишевский лес» о произведении работ по созданию минполос на территории лесного фонда, примыкающего к населенному пункту, так как согласно Устава г.п. «Яблоновское» уполномочена осуществлять лесной контроль на территории поселения. Считает, что меры к обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов г.п. «Яблоновское» производятся по мере возможности, в администрации нет денежных средств, в связи с чем представление прокурора об устранении нарушений закона не исполнено. Представитель Отдела ГПН Читинского района ГУ МЧС России по Забайкальскому краю Чигинин И.А. в судебное заседание явился, требования прокурора поддержал. Суду пояснил, что согласно п.31 и п.114 ППБ 01-03 пожарная мотопомпа и средства звуковой сигнализации для оповещения людей устанавливаются на территориях сельских поселений. Суд, заслушав стороны, исследовав материалы дела, находит заявление подлежащим удовлетворению. В соответствии с п.8,9,18,23 ч.1 ст.14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ от 06.10.2003 г. к вопросам местного значения поселения относятся вопросы - участия в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения; организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора; организации и осуществления мероприятий по защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. В соответствии с ч.4 ст.6 Федерального закона от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» пожарная безопасность городских и сельских поселений обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами местного самоуправления в соответствии со ст.63 настоящего Федерального закона. В соответствии со ст.63 ФЗ № 123 первичные меры пожарной безопасности включают в себя, в том числе: реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности; разработку плана привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории муниципального образования и контроль за его выполнением; обеспечение связи и оповещения населения о пожаре; организацию обучения населения мерам пожарной безопасности и пропаганду в области пожарной безопасности, содействие распространению пожарно-технических знаний; социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами. В соответствии со ст. 19 Федерального закона "О пожарной безопасности" от 21.12. 1994 года N69-03 к полномочиям органов местного самоуправления поселений по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся, среди прочих, создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем; организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре; оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения; установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности. Вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления. В соответствии со ст. 7 Федерального Закона «О защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» № 68-ФЗ от 21.12.94, мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно. Судом установлено, что администрацией г.п. «Яблоновское» не проведена противопожарная пропаганда и обучение населения мерам пожарной безопасности, отсутствует пожарная мотопомпа, договор с физическим лицом о предоставлении мотопомпы не заключен; территория населенных пунктов городского поселения не очищена от сухой травы, свалок и горючего мусора; на территории населенных пунктов отсутствуют средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара, отсутствует инвентарь, необходимый при тушении пожаров (ранцевые огнетушители и др.), что свидетельствует о непроведении ответчиком мероприятий указанных п.п.9,11,21,31,32,114 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных Приказом МЧС России от 18.06.2003г. № 113 (ППБ 01-03). В соответствии с п.31 и 114 ППБ 01-03 пожарная мотопомпа и сигнализация для оповещения людей на случай пожара устанавливаются на территориях сельских поселений. В соответствии с п.112 ППБ 01-03 для населенных пунктов, расположенных в лесных массивах, органами местного самоуправления должны быть разработаны и выполнены мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения ( устройство защитных противопожарных полос, посадка лиственных насаждений, удаление в летний период сухой растительности и др.). Судом установлено, что между ручьем Зун-Кука и железнодорожными путями п.г.т. Яблоново имеется минполоса, которая покрыта сухой травой, в осенний период 2010 года она не обновлялась. Не проводились мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных пожарах на жилые дома, здания, сооружения населенного пункта ст. Кука г.п. «Яблоновское». Минполоса проходит только по землям лесного фонда, выполнение указанной минполосы обеспечено Беклемишевским территориальным отделом Гослесслужбы края. 13.05.2011 г. по результатам рассмотрения административного производства, возбужденного прокуратурой Читинского района, администрация поселения привлечена к административной ответственности по ч.1 ст.20.4 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 10 000 рублей. Обязанность по организации и проведению ряда мероприятий, направленных, в первую очередь, на предупреждение пожаров начиная от принятия правовых актов, выделения финансовых средств и до их реального выполнения, участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения; организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора; организация и осуществления мероприятий по защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера законом возложена на ответчика. Неисполнение данной обязанности возложенной законом обоснованно определено прокурором как незаконное бездействие. Поскольку администрацией на день вынесения решения меры к обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов г.п. «Яблоновское» в соответствии с установленными законодательством требованиями не ведутся, суд считает требования прокурора обоснованными. Срок который просит установить прокурор для устранения нарушений суд считает разумным и учитывающим обстоятельства дела. Руководствуясь ст. 198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Иск удовлетворить. Признать незаконным бездействие администрации городского поселения «Яблоновское» по непринятию мер к обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов г.п. «Яблоновское» в пожароопасный период 2011 г. Обязать администрацию городского поселения в срок до 20.20.2011 г. выполнить мероприятия исключающие возможность переброса огня при лесных пожарах в населенные пункты г.п. «Яблоновское» в том числе обустроить и обновить минполосы вокруг населенных пунктов поселения. Обязать администрацию городского поселения «Яблоновское» до 15.03.2012 г. создать добровольную пожарную команду, приобрести инвентарь для тушения пожара, провести противопожарную пропаганду и организовать обучение населения мерам пожарной безопасности, организовать наличие пожарной мотопомпы. очистить территорию населенных пунктов городского поселения от сухой травы, свалок и горючего мусора, обеспечить средствами звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара. Решение может быть обжаловано в 10дневный срок со дня принятия решения судом в окончательной форме в Забайкальский краевой суд путем подачи жалобы через Читинский районный суд Забайкальского края.