Дело № 2-715-2011 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 06 сентября 2011 года. Читинский районный суд Забайкальского края в составе председательствующего судьи Кулаковой К.Л., При секретаре Вознесенской А.Г., С участием представителя истца Байкина Д.С., Представителя ответчика- Министерства социальной защиты населения Забайкальского края Живаевой Т.А. Представителя ответчика - Администрации городского поселения «Новокручининское» Хорошенко Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2- 715\11г. по исковому заявлению Емельяновой Е.Н. к Министерству социальной защиты населения Забайкальского края, Администрации городского поселения «Новокручининское» о признании Постановления Администрации гп «Новокручининское № от 28 апреля 2010 г. незаконным; признании нуждающейся, малоимущей для восстановления в списке граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий вне очереди; об обязании восстановить в списке учета нуждающихся в обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны; признании решения Министерства социальной защиты населения Забайкальского края об отказе в предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения в собственность за счет средств федерального бюджета незаконным; об обязании Министерства социальной защиты населения Забайкальского края предоставить за счет средств федерального бюджета единовременную денежную выплату на приобретение в собственность жилого помещения, УСТАНОВИЛ: Емельянова Е.Н. обратилась в суд, с вышеуказанным иском ссылаясь на следующее. Истица Емельянова Е.Н., являясь вдовой умершего участника Великой Отечественной войны - ФИО4, подала в Министерство социальной защиты населения Забайкальского края заявление о предоставлении ей за счет средств федерального бюджета единовременной денежной выплаты на приобретение в собственность жилого помещения. В предоставлении такой выплаты ей было отказано, в связи с тем, что по мнению ответчика- Министерства социальной защиты населения Забайкальского края она не является нуждающейся в жилье, так как по месту своего жительства: <адрес> в 2011 году зарегистрировала ФИО7, тем самым намеренно ухудшила свои жилищные условия. На основании данного решения, администрация городского поселения «Новокручининское» постановлением № от 28.04.2011 г. постановляет снять Емельянову Е.Н. с учета нуждающихся в обеспечении жильем ветеранов, как совершившей намеренные действия, которые привели к ухудшению жилищных условий. Считает отказ Министерства социальной защиты населения Забайкальского края и постановление администрации городского поселения «Новокручининское» незаконными, поскольку жилое помещение предоставляется члену семьи умершего участника ВОВ независимо от его имущественного положения. Просит суд, признать Постановление Администрации городского поселения «Новокручининское» № от 28.04.2010 г. о снятии Емельяновой Е.Н. с учета нуждающихся в обеспечении жильем ветеранов незаконным; Признать Емельянову Е.Н., нуждающейся, малоимущей для восстановления в списке граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий вне очереди; Обязать Администрацию городского поселения «Новокручининское» восстановить Емельянову Е.Н. в списке учета нуждающихся в обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны; Признать решение Министерства социальной защиты населения Забайкальского края об отказе Емельяновой Е.Н. в предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения в собственность за счет средств федерального бюджета незаконным; Обязать Министерство социальной защиты населения Забайкальского края предоставить Емельяновой Е.Н. за счет средств федерального бюджета единовременную денежную выплату на приобретение в собственность жилого помещения. Истец Емельянова Е.Н., извещенная надлежащим образом о времени и месте судебного заседания не явилась, просит рассмотреть дело в ее отсутствие с участием представителя, о чем представила заявление. В судебном заседании представитель истца Байкин Д.С., действующий на основании доверенности поддержал исковые требования Емельяновой Е.Н., суду дал пояснения, аналогичные изложенным в иске. Дополнил, что Емельянова Е.Н. не является собственником жилого помещения по адресу: <адрес>, следовательно она не могла ухудшить свои жилищные условия. Представитель ответчика - Министерства социальной защиты населения Забайкальского края Живаева Т.А. в судебном заседании представила письменные возражения на исковые требования, суду дополнила, что требования Емельяновой Е.Н. необоснованны и не подлежат удовлетворении по следующим основаниям. 01 июля 2011 г.администрацией гп «Новокручининское и Читинским отделом социальной защиты населения была проведена проверка по установлению фактического проживания в квартире, расположенной по адресу: <адрес>, где проживает Емельянова Е.Н., в котором указано, что правнук Емельяновой ФИО7 фактически с ней по указанному адресу не проживает, а проживает со своими родителями в г.Чита. ФИО7 был прописан с целью ухудшения жилищных условий Емельяновой. Емельянова Е.Н. была снята с учета как нуждающаяся в жилом помещении, так как в квартире был прописан ее правнук ФИО7. Согласно выписки из домовой книги администрации городского поселения «Новокручининское» Емельянова Е.Н. зарегистрирована по адресу: <адрес>, с дочерью ФИО8.,зятем - ФИО9, правнуком - ФИО7 в жилом помещении площадью 49 кв.м., до 07.02.2011 года на каждого члена семьи приходилось 16,3 кв. м., что выше учётной нормы (учётная норма 14 кв. м. на 1 человека), после того как в данном жилом помещении был зарегистрирован правнук Емельяновой Е.Н. - ФИО7 как следствие произошло уменьшение количества квадратных метров на оного человека до 12,25 кв.м., это ниже учётной нормы установленной в данном поселении. Данными действиями Емельянова Е.Н. намеренно ухудшила свои жилищные условия. Емельянова Е.Н. не может быть признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и поэтому не имеет права на такую форму предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильём граждан в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах» как единовременная денежная выплата (Закон Забайкальского края № 106-ЗЗК от 29.12.2008 г. «О форме предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильём ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, в Забайкальском крае»). В удовлетворении исковых требований просит отказать в полном объеме. Представитель ответчика администрации городского поселения «Новокручининское» Хорошенко Н.А. исковые требования Емельяновой Е.Н. не признала, суду пояснила, что 14.02.2011 г. было принято Постановление № 63 «О постановке на учет граждан, нуждающихся в жилом помещении», которым Емельянова Е.Н. была поставлена на указанный учет. Данное постановление было принято на основании решения жилищной комиссии. Согласно Указу Президента РФ от 07.05.2008 г. № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов ВОВ 1941-1945гг» и Федеральному закону РФ «О ветеранах», а также Федеральному закону № 131-ФЗ от 06.10.2003 г. « Об общих принципах организации в РФ», полномочиями органов местного самоуправление является постановка указанной категории лиц на учет, граждан, нуждающихся в жилым помещениях, и сбор необходимых документов для основания постановки на учет. Дальнейшая реализация указанных нормативных правовых актов и полномочия по обеспечению жильем является прерогативой органов государственной власти субъектов РФ (ч.1 ст. 23.2 ФЗ «О ветеранах»), в данном случае - Министерству социальной защиты населения Забайкальского края. Администрацией гп «Новокручининское» были выполнены все соответствующие действия. 24.06.2010 г. в адрес администрации от Министерства по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов пришло информационное письмо об отказе в обеспечении жильем Емельяновой Е.Н. в соответствии со ст. 53 Жилищного кодекса РФ. Согласно указанному письму было рекомендовано провести проверку правомерности постановки на учет Емельяновой Е.Н. и привести в соответствии с требованиями жилищного законодательство. В результате принятых мер, администрацией было принято постановление № от 28.04.2011 г., которым Емельянова Е.Н. была снята с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях. Указанное Постановление считает обоснованным, так как согласно ст. 53 ЖК РФ, граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. Согласно выписки из домовой книги № О-3/1, был прописан 07.02.2011 г. ФИО7. Этот факт является ухудшением жилищных условий. Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему. В судебном заседании установлено, что Емельянова Е.Н. является вдовой умершего участника Великой Отечественной войны - ФИО4, что подтверждается представленной справкой от 11.03.2011 г и имеет право на меры социальной поддержки, установленные ст. 21 Федерального закона от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» по следующим основаниям (л.д.14) В соответствии с п. 2. ст.21 Федерального закона от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) участников ВОВ (включающие, в том числе и меры по обеспечению жилыми помещениями), предоставляются, в частности супруге (супругу) погибшего (умершего) участника Великой Отечественной войны, не вступившей (не вступившему) в повторный брак. Аналогичное правило содержит ч. 2 ст. 2 Закона Забайкальского края от 29.12.2008 г. «О форме предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, в Забайкальском крае». Согласно п. 3 ст. 23.2 ФЗ «О ветеранах» объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации для членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участков Великой Отечественной войны, членов семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также членов семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда. Исходя из смысла приведенных выше норм следует, что обеспечением жильем подлежат граждане, которые нуждаются в улучшении жилищных условий независимо от их имущественного положения. Быть признанными нуждающимися в улучшении жилищных условий могут указанные в статье 49 ЖК РФ категории граждан. К ним относятся: малоимущие; иные определенные федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории граждан; иностранные граждане, лица без гражданства в силу прямого указания международного договора. Таким образом, ветераны Великой Отечественной войны, члены семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны подлежат обеспечению жильем как иные категории граждан, определенные ФЗ «О ветеранах». Статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации установлен счерпывающий перечень оснований для признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий. В соответствии с частью 3 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации, принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. Согласно решения жилищной комиссии администрация городского поселения «Новокручининское» истица Емельянова Е.Н. поставлена на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, имеющих право на первоочередное предоставление жилой площади, предоставляемой по договорам социального найма администрацией городского поселения «Новокручининское». (л.д.6) Таким образом, уполномоченным на то органом местного самоуправления Емельянова Е.Н. в установленном порядке была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий. На основании Постановления № от 28.04.2011 г. Емельянова Е.Н. была снята с учета нуждающихся граждан в жилых помещениях. Основанием к вынесению данного постановления послужило решение Министерства социальной защиты населения Забайкальского края от 18.04.2011 г. № 08/3677, из которого следует, что представленные Емельяновой Е.Н. документы не подтверждают нуждаемости в улучшении жилищных условий, так как Емельянова Е.Н. намеренно ухудшила их, прописав в квартире по адресу: <адрес> ФИО7 Суд считает данное решение незаконным, поскольку Министерство социальной защиты населения Забайкальского края не наделено полномочиями по решению вопросов признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий. (л.д.8) В судебном заседании установлено, что Емельянова Е.Н. проживает в доме по адресу: <адрес>, общей площадью жилого помещения 49 кв.м. у своей дочери ФИО8, собственником квартиры является ее зять - ФИО9, площадью 49 кв.м., что подтверждается Договором на передачу и продажу квартир в собственность граждан от 24.02.1993 года (л.д.11), в квартире кроме нее проживают еще трое членов семьи. Собственного жилья Емельянова Е.Н. не имеет, что подтверждается выпиской из Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Забайкальскому краю на (л.д. 16 ) и не отрицается сторонами. Прав распоряжаться жильем по своему усмотрению, регистрировать иных лиц в жилом помещении у Емельяновой Е.Н. также не имеется. Учитывая обстоятельства, связанные с личностью и возрастом истца Емельяновой Е.Н., и нуждающейся в постоянном уходе, и изложенные доводы Министерством социальной защиты населения Забайкальского края об отказе в обеспечении жильем истицы и принятое на основании данного вывода Постановление администрации городского поселения «Новокручининское» № от 28.04.2011 г нельзя признать правомерными. Доводы ответчиков, о том, что Емельянова Е.Н. обеспечена жилой площадью по адресу: <адрес>, общей площадью жилого помещения 57, 9 кв.м., где кроме нее проживают дочь, зять, внуки, зарегистрированных 4 человека, суд находит несостоятельными, так как Емельянова Е.Н. собственного жилья не имеет, является нуждающейся в жилье, оснований для отказа ей в предоставлении за счет средств федерального бюджета единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения не имеется. Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ суд РЕШИЛ: Исковые требования Емельяновой Е.Н. к Министерству социальной защиты населения Забайкальского края, Администрации городского поселения «Новокручининское» о признании Постановления Администрации гп «Новокручининское № от 28 апреля 2010 г. незаконным; признании нуждающейся, малоимущей для восстановления в списке граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий вне очереди; об обязании восстановить в списке учета нуждающихся в обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны; признании решения Министерства социальной защиты населения Забайкальского края об отказе в предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения в собственность за счет средств федерального бюджета незаконным; об обязании Министерства социальной защиты населения Забайкальского края предоставить за счет средств федерального бюджета единовременную денежную выплату на приобретение в собственность жилого помещения, удовлетворить. Признать Постановление Администрации гп. «Новокручининское» № от 28 апреля 2011 г. незаконным. Признать Емельянову Е.Н. нуждающейся для восстановления в списке граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий вне очереди. Обязать Администрацию гп «Новокручининское» восстановить Емельянову Е.Н. в списке учета нуждающихся в обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны. Признать решение Министерства социальной защиты населения Забайкальского края об отказе в предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения в собственность за счет средств федерального бюджета незаконным. Обязать Министерство социальной защиты населения Забайкальского края предоставить Емельяновой Е.Н. за счет средств федерального бюджета единовременную выплату на приобретение в собственность жилого помещения. Решение может быть обжаловано в 10-дневный срок после его вынесения в Забайкальский краевой суд путем подачи жалобы через Читинский районный суд.