Решение о признании незаконным постановления городского поселения



Дело № 2-715-2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

06 сентября 2011 года.

Читинский районный суд Забайкальского края в составе

председательствующего судьи Кулаковой К.Л.,

При секретаре Вознесенской А.Г.,

С участием представителя истца Байкина Д.С.,

Представителя ответчика- Министерства социальной защиты населения Забайкальского края Живаевой Т.А.

Представителя ответчика - Администрации городского поселения «Новокручининское» Хорошенко Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2- 715\11г. по исковому заявлению Емельяновой Е.Н. к Министерству социальной защиты населения Забайкальского края, Администрации городского поселения «Новокручининское» о признании Постановления Администрации гп «Новокручининское от 28 апреля 2010 г. незаконным; признании нуждающейся, малоимущей для восстановления в списке граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий вне очереди; об обязании восстановить в списке учета нуждающихся в обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны; признании решения Министерства социальной защиты населения Забайкальского края об отказе в предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения в собственность за счет средств федерального бюджета незаконным; об обязании Министерства социальной защиты населения Забайкальского края предоставить за счет средств федерального бюджета единовременную денежную выплату на приобретение в собственность жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Емельянова Е.Н. обратилась в суд, с вышеуказанным иском ссылаясь на следующее.

Истица Емельянова Е.Н., являясь вдовой умершего участника Великой Отечественной войны - ФИО4, подала в Министерство социальной защиты населения Забайкальского края заявление о предоставлении ей за счет средств федерального бюджета единовременной денежной выплаты на приобретение в собственность жилого помещения. В предоставлении такой выплаты ей было отказано, в связи с тем, что по мнению ответчика- Министерства социальной защиты населения Забайкальского края она не является нуждающейся в жилье, так как по месту своего жительства: <адрес> в 2011 году зарегистрировала ФИО7, тем самым намеренно ухудшила свои жилищные условия. На основании данного решения, администрация городского поселения «Новокручининское» постановлением от 28.04.2011 г. постановляет снять Емельянову Е.Н. с учета нуждающихся в обеспечении жильем ветеранов, как совершившей намеренные действия, которые привели к ухудшению жилищных условий.

Считает отказ Министерства социальной защиты населения Забайкальского края и постановление администрации городского поселения «Новокручининское» незаконными, поскольку жилое помещение предоставляется члену семьи умершего участника ВОВ независимо от его имущественного положения.

Просит суд, признать Постановление Администрации городского поселения «Новокручининское» от 28.04.2010 г. о снятии Емельяновой Е.Н. с учета нуждающихся в обеспечении жильем ветеранов незаконным; Признать Емельянову Е.Н., нуждающейся, малоимущей для восстановления в списке граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий вне очереди; Обязать Администрацию городского поселения «Новокручининское» восстановить Емельянову Е.Н. в списке учета нуждающихся в обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны; Признать решение Министерства социальной защиты населения Забайкальского края об отказе Емельяновой Е.Н. в предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения в собственность за счет средств федерального бюджета незаконным; Обязать Министерство социальной защиты населения Забайкальского края предоставить Емельяновой Е.Н. за счет средств федерального бюджета единовременную денежную выплату на приобретение в собственность жилого помещения.

Истец Емельянова Е.Н., извещенная надлежащим образом о времени и месте судебного заседания не явилась, просит рассмотреть дело в ее отсутствие с участием представителя, о чем представила заявление.

В судебном заседании представитель истца Байкин Д.С., действующий на основании доверенности поддержал исковые требования Емельяновой Е.Н., суду дал пояснения, аналогичные изложенным в иске. Дополнил, что Емельянова Е.Н. не является собственником жилого помещения по адресу: <адрес>, следовательно она не могла ухудшить свои жилищные условия.

Представитель ответчика - Министерства социальной защиты населения Забайкальского края Живаева Т.А. в судебном заседании представила письменные возражения на исковые требования, суду дополнила, что требования Емельяновой Е.Н. необоснованны и не подлежат удовлетворении по следующим основаниям. 01 июля 2011 г.администрацией гп «Новокручининское и Читинским отделом социальной защиты населения была проведена проверка по установлению фактического проживания в квартире, расположенной по адресу: <адрес>, где проживает Емельянова Е.Н., в котором указано, что правнук Емельяновой ФИО7 фактически с ней по указанному адресу не проживает, а проживает со своими родителями в г.Чита. ФИО7 был прописан с целью ухудшения жилищных условий Емельяновой. Емельянова Е.Н. была снята с учета как нуждающаяся в жилом помещении, так как в квартире был прописан ее правнук ФИО7. Согласно выписки из домовой книги администрации городского поселения «Новокручининское» Емельянова Е.Н. зарегистрирована по адресу: <адрес>, с дочерью ФИО8.,зятем - ФИО9, правнуком - ФИО7 в жилом помещении площадью 49 кв.м., до 07.02.2011 года на каждого члена семьи приходилось 16,3 кв. м., что выше учётной нормы (учётная норма 14 кв. м. на 1 человека), после того как в данном жилом помещении был зарегистрирован правнук Емельяновой Е.Н. - ФИО7 как следствие произошло уменьшение количества квадратных метров на оного человека до 12,25 кв.м., это ниже учётной нормы установленной в данном поселении. Данными действиями Емельянова Е.Н. намеренно ухудшила свои жилищные условия. Емельянова Е.Н. не может быть признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и поэтому не имеет права на такую форму предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильём граждан в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах» как единовременная денежная выплата (Закон Забайкальского края № 106-ЗЗК от 29.12.2008 г. «О форме предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильём ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, в Забайкальском крае»). В удовлетворении исковых требований просит отказать в полном объеме.

Представитель ответчика администрации городского поселения «Новокручининское» Хорошенко Н.А. исковые требования Емельяновой Е.Н. не признала, суду пояснила, что 14.02.2011 г. было принято Постановление № 63 «О постановке на учет граждан, нуждающихся в жилом помещении», которым Емельянова Е.Н. была поставлена на указанный учет. Данное постановление было принято на основании решения жилищной комиссии. Согласно Указу Президента РФ от 07.05.2008 г. № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов ВОВ 1941-1945гг» и Федеральному закону РФ «О ветеранах», а также Федеральному закону № 131-ФЗ от 06.10.2003 г. « Об общих принципах организации в РФ», полномочиями органов местного самоуправление является постановка указанной категории лиц на учет, граждан, нуждающихся в жилым помещениях, и сбор необходимых документов для основания постановки на учет. Дальнейшая реализация указанных нормативных правовых актов и полномочия по обеспечению жильем является прерогативой органов государственной власти субъектов РФ (ч.1 ст. 23.2 ФЗ «О ветеранах»), в данном случае - Министерству социальной защиты населения Забайкальского края. Администрацией гп «Новокручининское» были выполнены все соответствующие действия. 24.06.2010 г. в адрес администрации от Министерства по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов пришло информационное письмо об отказе в обеспечении жильем Емельяновой Е.Н. в соответствии со ст. 53 Жилищного кодекса РФ. Согласно указанному письму было рекомендовано провести проверку правомерности постановки на учет Емельяновой Е.Н. и привести в соответствии с требованиями жилищного законодательство. В результате принятых мер, администрацией было принято постановление от 28.04.2011 г., которым Емельянова Е.Н. была снята с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях. Указанное Постановление считает обоснованным, так как согласно ст. 53 ЖК РФ, граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. Согласно выписки из домовой книги № О-3/1, был прописан 07.02.2011 г. ФИО7. Этот факт является ухудшением жилищных условий.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что Емельянова Е.Н. является вдовой умершего участника Великой Отечественной войны - ФИО4, что подтверждается представленной справкой от 11.03.2011 г и имеет право на меры социальной поддержки, установленные ст. 21 Федерального закона от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» по следующим основаниям (л.д.14)

В соответствии с п. 2. ст.21 Федерального закона от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) участников ВОВ (включающие, в том числе и меры по обеспечению жилыми помещениями), предоставляются, в частности супруге (супругу) погибшего (умершего) участника Великой Отечественной войны, не вступившей (не вступившему) в повторный брак. Аналогичное правило содержит ч. 2 ст. 2 Закона Забайкальского края от 29.12.2008 г. «О форме предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, в Забайкальском крае».

Согласно п. 3 ст. 23.2 ФЗ «О ветеранах» объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации для членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участков Великой Отечественной войны, членов семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также членов семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда.

Исходя из смысла приведенных выше норм следует, что обеспечением жильем подлежат граждане, которые нуждаются в улучшении жилищных условий независимо от их имущественного положения.

Быть признанными нуждающимися в улучшении жилищных условий могут указанные в статье 49 ЖК РФ категории граждан. К ним относятся: малоимущие; иные определенные федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории граждан; иностранные граждане, лица без гражданства в силу прямого указания международного договора.

Таким образом, ветераны Великой Отечественной войны, члены семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны подлежат обеспечению жильем как иные категории граждан, определенные ФЗ «О ветеранах».

Статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации установлен счерпывающий перечень оснований для признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий.

В соответствии с частью 3 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации, принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.

Согласно решения жилищной комиссии администрация городского поселения «Новокручининское» истица Емельянова Е.Н. поставлена на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, имеющих право на первоочередное предоставление жилой площади, предоставляемой по договорам социального найма администрацией городского поселения «Новокручининское». (л.д.6)

Таким образом, уполномоченным на то органом местного самоуправления Емельянова Е.Н. в установленном порядке была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий.

На основании Постановления от 28.04.2011 г. Емельянова Е.Н. была снята с учета нуждающихся граждан в жилых помещениях. Основанием к вынесению данного постановления послужило решение Министерства социальной защиты населения Забайкальского края от 18.04.2011 г. № 08/3677, из которого следует, что представленные Емельяновой Е.Н. документы не подтверждают нуждаемости в улучшении жилищных условий, так как Емельянова Е.Н. намеренно ухудшила их, прописав в квартире по адресу: <адрес> ФИО7 Суд считает данное решение незаконным, поскольку Министерство социальной защиты населения Забайкальского края не наделено полномочиями по решению вопросов признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий. (л.д.8)

В судебном заседании установлено, что Емельянова Е.Н. проживает в доме по адресу: <адрес>, общей площадью жилого помещения 49 кв.м. у своей дочери ФИО8, собственником квартиры является ее зять - ФИО9, площадью 49 кв.м., что подтверждается Договором на передачу и продажу квартир в собственность граждан от 24.02.1993 года (л.д.11), в квартире кроме нее проживают еще трое членов семьи. Собственного жилья Емельянова Е.Н. не имеет, что подтверждается выпиской из Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Забайкальскому краю на (л.д. 16 ) и не отрицается сторонами. Прав распоряжаться жильем по своему усмотрению, регистрировать иных лиц в жилом помещении у Емельяновой Е.Н. также не имеется.

Учитывая обстоятельства, связанные с личностью и возрастом истца Емельяновой Е.Н., и нуждающейся в постоянном уходе, и изложенные доводы Министерством социальной защиты населения Забайкальского края об отказе в обеспечении жильем истицы и принятое на основании данного вывода Постановление администрации городского поселения «Новокручининское» от 28.04.2011 г нельзя признать правомерными.

Доводы ответчиков, о том, что Емельянова Е.Н. обеспечена жилой площадью по адресу: <адрес>, общей площадью жилого помещения 57, 9 кв.м., где кроме нее проживают дочь, зять, внуки, зарегистрированных 4 человека, суд находит несостоятельными, так как Емельянова Е.Н. собственного жилья не имеет, является нуждающейся в жилье, оснований для отказа ей в предоставлении за счет средств федерального бюджета единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения не имеется.

Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Емельяновой Е.Н. к Министерству социальной защиты населения Забайкальского края, Администрации городского поселения «Новокручининское» о признании Постановления Администрации гп «Новокручининское от 28 апреля 2010 г. незаконным; признании нуждающейся, малоимущей для восстановления в списке граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий вне очереди; об обязании восстановить в списке учета нуждающихся в обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны; признании решения Министерства социальной защиты населения Забайкальского края об отказе в предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения в собственность за счет средств федерального бюджета незаконным; об обязании Министерства социальной защиты населения Забайкальского края предоставить за счет средств федерального бюджета единовременную денежную выплату на приобретение в собственность жилого помещения, удовлетворить.

Признать Постановление Администрации гп. «Новокручининское» от 28 апреля 2011 г. незаконным.

Признать Емельянову Е.Н. нуждающейся для восстановления в списке граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий вне очереди.

Обязать Администрацию гп «Новокручининское» восстановить Емельянову Е.Н. в списке учета нуждающихся в обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны.

Признать решение Министерства социальной защиты населения Забайкальского края об отказе в предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения в собственность за счет средств федерального бюджета незаконным.

Обязать Министерство социальной защиты населения Забайкальского края предоставить Емельяновой Е.Н. за счет средств федерального бюджета единовременную выплату на приобретение в собственность жилого помещения.

Решение может быть обжаловано в 10-дневный срок после его вынесения в Забайкальский краевой суд путем подачи жалобы через Читинский районный суд.