Решение об обязании администрации произвести реконструкцию очистных сооружений



№ 2-1015-2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

28 сентября 2011 года

Читинский районный суд Забайкальского края в составе:

председательствующего судьи ЦОКТОЕВОЙ О.В.

при секретаре ЦЫЦЫКОВОЙ С.В.

с участием представителя Читинского межрайонного природоохранного прокурора Гомбоева Б.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Чите гражданское дело

по заявлению Читинского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации городского поселения «Атамановское» об обязании ответчика реконструировать очистные сооружения,

УСТАНОВИЛ:

Читинский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с вышеназванным иском, ссылаясь на следующее: при проведении проверки прокуратурой по факту ненадлежащей эксплуатации очистных сооружений на территории гп «Атамановское» установлено, что очистные сооружения, расположенные по адресу: Забайкальский край, Читинский район, пгт. Атамановка, ул. Ключевая-24, на левом берегу реки Ингода, находятся на балансе ГП «Атамановское» на основании постановления главы администрации МР «Читинский район» от 30.12.2005 года № 1938 «Об утверждении передаточного акта приема-передачи муниципальных унитарных предприятий, муниципальных учреждений, иного муниципального имущества, подлежащих безвозмездной передаче в собственность городских и сельских поселений». В ходе осмотра данных сооружений выявлено следующее.

Очистные сооружения, в т.ч. здание биологической очистки, находятся в аварийном состоянии, износ основных конструкций составляет практически 90%, биологическая очистка не производится, имеется свободный доступ на территорию очистных сооружений, т.к. отсутствует ограждение, не охраняются, не обслуживаются, производственный и технологический контроль (контроль за качеством сбрасываемых сточных вод, за объемом сточных вод, проходящих через ОС) не осуществляется, журнал эксплуатации очистных сооружений отсутствует, капитальный и текущий ремонт не производился. В здании КНС отсутствует насосное оборудование, металлические части сооружении, расположенные на ОС, срезаны, емкость второго первичного отстойника практически полностью заполнена илом и донными отложениями. Информация о том, когда производилась их очистка отсутствует. Фактически сточные воды проходят лишь механическую очистку, биологическая очистка сточных вод не производится, здание, предназначенное для подачи воздуха на аэротенки (биологическая очистка) разрушена. Само здание очистных сооружений, предназначенной для биологической очистке сточных вод частично разрушено, вход в здание не возможен, из-за угрозы обрушения здания. Здание для персонала ОС также находится в разрушенном состоянии. Ощущается сильный запах сточных вод (канализации). Сточные воды проходят через первичные отстойники, затем попадает в разрушенное здание биологической очистке, на вторичный отстойник, который также не эксплуатируется, и затем сбрасываются через металлическую трубу в р. Ерничный и затем в р. Ингода. Данные обстоятельства подтверждаются актом осмотра от 10.08.2011 года и проведенными ранее проверками Управления Росприроднадзора по Забайкальскому краю. Считает, что ответчиком нарушаются требования действующего законодательства, просил суд обязать ответчика провести капитальный ремонт очистных сооружений, расположенных по адресу: Забайкальский край Читинский район пгт. Атамановка, ул. Ключевая -24, а именно, приемной камеры, решеток, песколовок, первичных и вторичных отстойников, биологических фильтров, контактного резервуара, биофильтров в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании представитель Читинского межрайонного природоохранного прокурора требования и доводы искового заявления поддержал.

Представитель Администрации городского поселения «Атамановкое» в суд не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен, о причинах неявки не сообщил

Суд, выслушав прокурора, исследовав материалы дела и оценив всё в совокупности с действующим законодательством, приходит к следующему:

Из представленных в суд документов следует и ответчиком не оспорено, что очистные сооружения, расположенные по адресу: Забайкальский край, Читинский район, пгт. Атамановка, ул. Ключевая-24, на левом берегу реки Ингода, находятся на балансе ГП «Атамановское» на основании постановления главы администрации МР «Читинский район» от 30.12.2005 года № 1938 «Об утверждении передаточного акта приема-передачи муниципальных унитарных предприятий, муниципальных учреждений, иного муниципального имущества, подлежащих безвозмездной передаче в собственность городских и сельских поселений» ( л.д._____).

В ходе осмотра данных сооружений выявлено следующее: очистные сооружения, в т.ч. здание биологической очистки, находятся в аварийном состоянии, износ основных конструкций составляет практически 90%, биологическая очистка не производится, имеется свободный доступ на территорию очистных сооружений, т.к. отсутствует ограждение, не охраняются, не обслуживаются, производственный и технологический контроль (контроль за качеством сбрасываемых сточных вод, за объемом сточных вод, проходящих через ОС) не осуществляется, журнал эксплуатации очистных сооружений отсутствует, капитальный и текущий ремонт не производился. В здании КНС отсутствует насосное оборудование, металлические части сооружении, расположенные на ОС, срезаны, емкость второго первичного отстойника практически полностью заполнена илом и донными отложениями. Информация о том, когда производилась их очистка, отсутствует. Фактически сточные воды проходят лишь механическую очистку, биологическая очистка сточных вод не производится, здание, предназначенное для подачи воздуха на аэротенки (биологическая очистка) разрушена. Здание очистных сооружений, предназначенной для биологической очистке сточных вод частично разрушено, вход в здание не возможен, из-за угрозы обрушения здания. Здание для персонала ОС также находится в разрушенном состоянии. Ощущается сильный запах сточных вод (канализации). Сточные воды проходят через первичные отстойники, затем попадает в разрушенное здание биологической очистке, на вторичный отстойник, который также не эксплуатируется, и затем сбрасываются через металлическую трубу в р. Ерничный и затем в р. Ингода.

Вышеуказанные обстоятельства подтверждаются актом осмотра от 10.08.2011 года, фотографиями и проведенными ранее проверками Управления Росприроднадзора по Забайкальскому краю. Так, в апреле 2009 года Управлением Росприроднадзора по Забайкальскому краю по факту выхода из строя очистных сооружений пгт. Атамановка произведен их осмотр. В ходе осмотра установлено, что очистные сооружения биологической очистки проектной производительностью 3000 м3 / сутки состоят: приемная камера, 2 песколовки, 2 первичных отстойника, 2 секции биофильтров, 2 вторичных отстойника, контактный резервуар, 2 иловые карты. Биофильтры, вторичные отстойники, контактный резервуар находятся в закрытом помещении, которое находится в аварийном состоянии. Здание биофильтров выведено из цикла очистки в связи с аварийным состоянием в декабре 2006 года. Песколовки и первичные отстойники переполнены, их прочистка не производится. Сброс неочищенных вод осуществляется в ручей Ерничный в 75 м. от его впадения в р. Ингода. Согласно заключению специалиста Управления требуется организация и проведение регулярного планово-предупредительного ремонта, а также капитальный ремонт блока биофильтров.

При проведении проверки отобраны пробы сточных вод для установления эффективности работы очистных сооружений.

Согласно протоколу количественного химического анализа (КХА) проб воды от 05.05.2009 года эффективность работы по взвешенным веществам составляет 89,14%, по нитритам 64,28%, по нитратам 33,33%, происходит механическая очистка сточных вод, биологический этап очистки сточных вод (по таким показателям, как аммоний солевой, СПАВ, фосфаты, сульфаты) не осуществляется, о чем ведущим специалистом - экспертом Управления Росприроднадзора края ФИО3 29.05.2009 года составлена справка.

Проведенной 24.05.2011 года Управлением Росприроднадзора проверкой также зафиксировано нерабочее состояние очистных сооружений, здания комплекса очистных сооружений (хлораторная, отстойники, КНС, биофильтры) практически полностью разрушены, оборудование демонтировано, металлические части очистных сооружений срезаны. Емкости первичных отстойников затоплены водой. Следовательно, хозяйственно-бытовые сточные воды, поступающие от благоустроенного жилого фонда пгт. Атамановка, не подвергаются очистке. Поступающие неочищенные сточные воды сбрасываются в ручей Ерничный в 75 и. от его впадения в р. Ингода. Таким образом, с очистных сооружений пгт. Атамановка производится сброс неочищенных сточных вод в р. Ингода.

В целях установления концентрации загрязняющих веществ в сточных водах, сбрасываемых в р. Ингода специалистом ЦЛАТИ по Восточно-Сибирскому региону произведены отборы проб сточных вод в месте сброса с очистных сооружений и природных вод реки Ингода выше и ниже места впадения ручья Ерничный в р. Ингода. Согласно результатам анализов среднее содержание в воде ионов аммония составляет 0,96 мг/л, АПАВ -0,104 мг/л, фосфат-ионов 0,444 мг/л, фосфора фосфатов 0,144 мг/л, нитрит-ионов 0,109 мг/л, БПК5 - 9,6 мг/л. Предельно-допустимые концентрации загрязняющих веществ в водах водных объектов, имеющих рыбохозяйственное значение, превышены по ионам аммония в 1,92 раза, по фосфат-ионам - в 8,88 раза, по нитрит-ионам - в 1,3 раза, по БПК5 -3,2 мг/л. Таким образом, существует опасность загрязнения водного объекта (р. Ингода).

Эксплуатацию очистных сооружений на праве хозяйственного ведения до 01.01.2008 года осуществляло МП «Атамановское». В декабре 2007 года в связи с реорганизацией структуры ЖКХ в шт. Атамановское создано МУП ЖКХ «Сервис» для оказания услуг водоснабжения, водоотведения, текущего содержания, вывоза ТБО. В 2010 году очистные сооружения пгт. Атамановка переданы в аренду ООО «Холдинговая компания «Сектор».

Согласно договору аренды от 06.09.2010 года А, заключенного между администрацией ГП «Атамановское» и <данные изъяты> на срок до 05.08.2011 года передан ряд объектов муниципального имущества, в том числе канализационные сети и указанные очистные сооружения. В п.п. 2.2. и 2.5 Договора аренды отражено, что арендодатель - администрация ГП «Атамановское» - обязуется передать арендатору объекты в исправном состоянии и в дальнейшем производить капитальный ремонт объектов за свой счет.

Договор аренды расторгнут досрочно с 01.05.2011 года по соглашению от 27.05.2011 года.

В соответствии со ст. 616 Гражданского кодекса Российской Федерации арендодатель обязан за свой счет производить капитальный ремонт переданного в аренду имущества, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором аренды. В данном случае капитальный ремонт очистных сооружений в силу требований закона и договорных обязательств является обязанностью администрации ГП «Атамановское» как балансодержателя.

В силу ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Согласно объяснению представителя администрации ГП «Атамановское» Петросяна А.В. от 22.07.2011 года документарного подтверждения о проводимых ранее ремонтных работах очистных сооружений либо о решении вопроса о возведении новых сооружений не имеется. В настоящее время обслуживание очистных сооружений никем не осуществляется.

Суд согласен с доводом прокурора о том, что данные обстоятельства являются недопустимыми в силу следующих норм закона.

Технические требования по эксплуатации объектов водопроводно-канализационного хозяйства (ВКХ) и их соответствия санитарным нормам регламентируют Правила технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации, утвержденные Приказом Госстроя РФ от 30.12.1999 N 168 (далее - Правила, ПТЭ).

Согласно пункту 1.1.1. Правил неукоснительное выполнение ПТЭ призвано обеспечивать надежную и эффективную работу указанных объектов, охраны водных ресурсов от загрязнения сточными водами.

Пунктом 3.1.1. Правил к основным задачам при эксплуатации систем водоотведения относятся обеспечение бесперебойной, надежной и эффективной работы всех элементов систем канализации - канализационных сетей и сооружений на них, очистных сооружений, насосных станций; обеспечение проектных параметров очистки сточных вод; осуществление лабораторно-производственного контроля, за работой всех элементов системы; технический надзор за строительством, капитальным ремонтом и реконструкцией объектов канализации и ввод их в эксплуатацию и др.

В соответствии с п. 3.2.6. ПТЭ техническая эксплуатация канализационной сети включает такие мероприятия как: надзор за состоянием и сохранностью сети, устройств и оборудования на ней, техническое содержание сети; устранение засоров и излива сточных вод на поверхность; предупреждение возможных аварийных ситуаций (просадка, повреждение труб, колодцев, камер, запорно-регулирующей арматуры и т.п.) и их ликвидацию; профилактический, текущий и капитальный ремонты, реновацию трубопроводов, каналов; надзор за строительством сети, приемку в эксплуатацию новых и реконструированных линий и пр.

В силу п. 3.2.1. Правил канализационная сеть организации ВКХ (далее - сеть) должна обеспечить отведение сточных вод населенного пункта на очистные сооружения и сброс их после очистки в водный объект или отведение для последующего использования.

Основными задачами эксплуатации очистных сооружений и установок, обозначенными в п.3.3.1. Правил, являются обеспечение проектных параметров очистки сточных вод и обработки осадков с отведением очищенных сточных вод в поверхностные водные объекты, а обезвреженных осадков - в места складирования и утилизации; организация надежной, экологически безопасной и экономичной работы очистных сооружений; систематический лабораторно-производственный и технологический контроль работы очистных сооружений; контроль за санитарным состоянием сооружений, зданий, их территорий и санитарно-защитных зон; выполнение мероприятий по сокращению сброса сточных вод и загрязняющих веществ и соблюдение норм предельно допустимых сбросов сточных вод и загрязняющих веществ в водные объекты, утвержденных природоохранными органами.

Законченные строительством (реконструированные) и подлежащие приемке в эксплуатацию сооружения должны быть выполнены по утвержденному проекту с соблюдением требований, действующих нормативных документов (п. 3.3.2 ПТЭ).

Подпунктом «в» пункта 3.2.5. указанных Правил установлено, что служба эксплуатации сети осуществляет проведение технических осмотров сети, выполнение текущих и капитальных ремонтов сети и ликвидацию аварий.

Статьей 3 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусмотрена обязательность участия органа местного самоуправления в деятельности по охране окружающей среды и ответственность органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях. Статьей 4 указанного Закона указано, что объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются, в т.ч., земли, недра, почвы, поверхностные и подземные воды.

Согласно ст. 44 Водного кодекса Российской Федерации (далее - Водный кодекс) использование водных объектов для целей сброса сточных вод и (или) дренажных вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных настоящим кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды. Пунктом 4 статьи 35 Водного кодекса установлено, что количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных вод и (или) дренажных вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты.

Согласно п.п. 1, 6 ст. 56 Водного кодекса сброс в водные объекты и захоронение в них отходов производства и потребления, а также сброс сточных вод, содержание в которых опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается.

В соответствии с п.6 ст. 60 указанного Кодекса при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах), а также сточных вод, не соответствующих требованиям технических регламентов; осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, в которых содержатся возбудители инфекционных заболеваний, а также вредные вещества, для которых не установлены нормативы предельно допустимых концентраций.

Согласно федеральному классификационному каталогу отходов, утвержденному приказом МПР России № 786 от 02.12.2002 года, хозяйственно-бытовые стоки являются отходами производства и потребления. Согласно методическим указаниям МУ 2.1.5.800-99 «Организация Госсанэпиднадзора за обеззараживанием сточных вод», утвержденным Главным государственным санитарным врачом РФ 27.12.1999 года (введены в действие 01.06.2000), сточные воды являются основным источником микробного загрязнения объектов окружающей среды, что является фактором риска распространения возбудителей инфекций.

К наиболее опасным в эпидемическом отношении относят, в т.ч., хозяйственно-бытовые и городские смешанные (промышленно-бытовые) сточные воды, которые отличаются высоким уровнем микробного загрязнения на фоне значительной концентрации взвешенных частиц и органических веществ. Данные сточных вод могут содержать патогенные микроорганизмы - возбудителей инфекций как холера, брюшной тиф, паратит А и В, сальмонеллезы, дизентерия, вирусные гепатиты А и Е, полиомиелиты 1-3 типов и другие энтеровирусные и аденовирусные заболевания, туберкулез и другое.

В соответствии со ст.1 ФЗ от 21.12.1994 N 68 (ред. от 25.11.2009) "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" чрезвычайная ситуация - это обстановка на генной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде.

В силу пунктов 8,23 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к компетенции органов поселения отнесены вопросы по участию в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В соответствии с п.п. 4,18 ст. 14 указанного выше Закона к вопросам местного значения поселения относятся: организация в границах поселения водоотведения; организация сбора и вывоза бытовых отходов. Под сбором отходов в силу ст. 1 Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998 г. «Об отходах производства и потребления» понимается прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейшего использования, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов, под обезвреживанием - обработка отходов, в том числе обеззараживание отходов на специализированных установках, в целях предотвращения вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду.

Статьей 42 Конституции РФ закреплено право каждого на благоприятную окружающую среду. Это право граждан обеспечивается мерами по оздоровлению окружающей среды и сохранению ее объектов. В соответствии со ст. 8 Федерального Закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. Кроме того, согласно п. 1 ст. 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды.

В силу ст. 2 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» органы местного самоуправления обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.

В силу перечисленных норм органами местного самоуправления городского поселения «Атамановское» должны осуществляться мероприятия по водоотведению сточных (канализационных) вод в границах поселения в соответствии с нормами и правилами технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации, требованиями природоохранного, водного, санитарно-эпидемиологического законодательства. Непринятие администрацией поселения таких мер нарушает право граждан на благоприятную окружающую среду.

Судом установлено, что администрацией городского поселения «Атамановское» в течение длительного времени не соблюдаются вышеуказанные требования российского законодательства, в ходе судебного разбирательства ответчиком доказательства обратного не представлены, проанализировав установленные обстоятельства и оценив доказательства, суд приходит к выводу о том, что требования прокурора являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Относительно требования прокурора об установлении срока исполнения решения суд приходит к другим выводам: в соответствии со ст. 204 ГПК РФ суд вправе установить определенный порядок и срок исполнения решения. Учитывая, что в данном случае ответчик в течение длительного времени нарушает требования закона, не принимает никаких мер по содержанию собственного имущества, суд приходит к выводу о том, что обстоятельств, позволяющих установить ответчику определенный срок ( как просит прокурор один год) исполнения решения, не имеется. В данном случае необходимо применять положения ФЗ «Об исполнительном производстве» согласно которому срок исполнения в добровольном порядке - 5 дней, принудительном порядке - 2 месяца, за неисполнение решения суда предусмотрен штраф. При наличии объективных обстоятельствах, свидетельствующих о невозможности исполнить решение суда в предусмотренный законом срок, ответчик вправе обращаться в суд с заявлением о предоставлении отсрочки или рассрочки. В данном случае требование прокурора о предоставлении ответчику срока исполнения решения суда как 1 год не имеется.

Учитывая изложенное, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление Читинского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации городского поселения «Атамановское» об обязании ответчика реконструировать очистные сооружения удовлетворить частично.

Обязать администрацию городского поселения «Атамановское» провести капитальный ремонт очистных сооружений, расположенных по адресу: Забайкальский край Читинский район пгт. Атамановка, ул. Ключевая -24, а именно, приемной камеры, решеток, песколовок, первичных и вторичных отстойников, биологических фильтров, контактного резервуара, биофильтров.

Решение может быть обжаловано в 10-дневный срок после его вынесения в Забайкальский краевой суд путем подачи жалобы через Читинский районный суд.