№2-930/2011 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 10 октября 2011года Читинский районный суд Забайкальского края в составе председательствующего судьи Русиной Т.И. при секретаре Ярославцевой К.Ф., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Чите гражданское дело по иску Черных М. В. к Администрации городского поселения « Новокручининское», Администрации муниципального района «Читинский район», Министерству финансов Забайкальского края, Правительству Забайкальского края о внеочередном предоставлении жилья, УСТАНОВИЛ: Черных М.В. обратилась в суд с вышеназванным иском, ссылаясь на следующее: в 2001 году она осталась без попечения родителей. На основании решения суда от 14.06.2011г. ее родители Мищенко Е.В. и Черных В.Ф. были лишены родительских прав. Согласно Постановлению главы муниципального района «Читинский район» № 436 от 07.06.2011г. она была устроена в детское государственное учреждение интернатного типа и за ней была закреплена жилая площадь (дом) по адресу<адрес> Поскольку указанный дом находится в аварийном состоянии -отсутствуют оконные и дверные блоки, печка, полы, забор, она была поставлена на учет граждан, нуждающихся в жилых помещения и имеющих право на внеочередное предоставление жилое площади. Указанные обстоятельства подтверждаются приложенными к иску справкой администрации городского поселения «Новокручининское» № 24 от 25.12.2008г. и письмом администрации городского поселения «Новокручининское» № 1162 от 03.12.2009г. Номер очереди был обозначен порядковым номером « 24», который исходя из названных документов администрации за год не изменился. С 01.09.2009г. по 30.06.2011г. Черных М.В. она обучалась в Профессиональное училище и находилась на полном государственном обеспечении, о чем свидетельствует справка № 317 от 18.02.2011г. В период обучения она проживала в общежитии, предоставленном училищем. В указанный период 02 февраля 2011г. у неё родился сын В настоящий момент она закончила обучение и не имеет никакого жилого помещения для проживания. Факт отсутствия жилого помещения,ей принадлежащего на праве собственности, подтверждается выпиской из ЕГРП от 12.07.2011г. Она обращалась к администрации городского поселения «Новокручининское» с просьбой предоставить соответствующее жилье вне очереди. В ответ был получен отказ со ссылкой на то обстоятельство, что жилье отсутствует и что обеспечение жилой площадью детей, оставшихся без попечения родителей, является обязанностью Забайкальского края. Бездействие ответчика по предоставлению ей жилой площади не согласуется с положениями ст.7 Конституции РФ, согласно которой Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Также согласно данной статье в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются гарантии социальной защиты. Просит обязать Администрацию городского поселения «Новокручининское» предоставить ей вне очереди благоустроенное жилое помещение жилой площадью не ниже установленной нормы предоставления площади жилого помещения на одного человека. В судебном заседании истица поддержала заявленные исковые требования. Представитель Министерства финансов Забайкальского края Бондаренко И.А. просит рассмотреть дело в её отсутствие, представив письменный отзыв на иск. Просит в удовлетворении исковых требований к Министерству финансов Забайкальского края отказать, так как оно не обладает полномочиями по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Считает, что в случае доказательства, что истица относится к категории граждан «дети-сироты» либо «дети, оставшиеся без попечения родителей», а также в случае доказательств отсутствия жилья(закрепленного или предоставленного), истице должно быть предоставлено жилое помещение из расчета площади на одного человека. Кроме того, ведение учета, принятия решения о предоставлении жилого помещения, заключение договора социального найма жилого помещения являются полномочиями органа исполнительной власти по месту жительства нуждающегося. Финансовое обеспечение осуществления органами местного самоуправления государственного полномочия осуществляется за счет предоставляемых бюджетам муниципальных районов и городских округов субвенций из бюджета края на очередной финансовый год в порядке, установленном Правительством Забайкальского края. Средства, предусмотренные законом о краевом бюджете на 2011 год, направлены в бюджет муниципального района «Читинский район в полном объеме, следовательно, расходные обязательства Забайкальского края, этой категории, 2011г. исполнены надлежащим образом. Фактов недофинансирования (ненадлежащего финансирования) указанных мер социальной поддержки из бюджета забайкальского края не установлено. Представитель Правительства Забайкальского края Д.А. Зотов в судебное заседание не явился, представив суду письменный отзыв на исковое заявление. Просит суд признать Правительство Забайкальского края ненадлежащим ответчиком по данному делу, считает, что ответчиком является Администрация муниципального района «Читинский район», так как Правительство Забайкальского края не является уполномоченным органом по предоставлению детям-сиротам, оставшимся без попечения родителей, а также детям, находящимся по опекой (попечительством), не имеющим закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Уполномоченными органами являются органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов. Представитель Администрации МР «Читинский район» Кулябин А.Н. суду пояснил, чт в соответствии с п.1 ст.8 ФЗ № 159-ФЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждения всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, должны обеспечиваться органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Согласно ст.34 ГК РФ органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта РФ. Аналогичные нормы предусмотрены Федеральным законом № 480ФЗ, а также ст.121 СК РФ, определяющими, что вопросы организации и деятельности органов исполнительной власти субъекта РФ по осуществлению опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей, регулируются законами субъектов РФ, Семейным кодексом, Гражданским кодексом. При этом исходя из положений Федерального закона № 131-ФЗ органы местного самоуправления поселения имеют право на участие в осуществлении деятельности по опеки и попечительству. В то же время расходы на предоставление жилья детям-сиротам частично финансируются за счет средств федерального бюджета. Правила предоставления субсидий из федерального бюджета в целях софинасирования расходов бюджетов субъектов РФ на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, Правила предоставления субсидий из федерального бюджета в целях софинансирования расходов бюджетов субъектов РФ на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения утверждены Постановлением Правительства РФ от 21.03.2007г. № 167. Субсидии перечисляются в бюджеты субъектов РФ на счета территориальных органов Федерального казначейства (ОФК) местных бюджетов в территориальных РФК) или получением этих субсидий в порядке компенсации произведенных кассовых расходов., открытые для кассового обслуживания исполнения бюджетов субъектов РФ. При этом высший орган исполнительной власти субъекта РФ (местная администрация) вправе выбрать между получением указанных субсидий в порядке, предусматривающем учет этих средств на лицевых счетах, открытых получателям средств бюджетов субъектов РФ в территориальных ОФК (а в случае их передачи в местные бюджеты -на лицевых счетах, открытых получателям средств местных бюджетов в территориальных ОФК), или получением этих субсидий в порядке компенсации произведенных кассовых расходов. Таким образом, федеральное законодательство возлагает обязанности по обеспечению детей-сирот жильем на органы исполнительной власти субъектов РФ, которые могут своими законами передать отдельные полномочия органом местного самоуправления, предоставляя при этом финансовые ресурсы на их выполнение. Предоставление жилого помещения указанной категории граждан производится вне очереди на основании договора социального найма ( ч.2 ст.57 ЖК РФ). Ведение учета, принятие решения о предоставлении жилого помещения, заключения договора социального найма жилого помещения являются полномочиями органа исполнительной власти, по месту жительства нуждающегося (ст.40,52 ЖК РФ). Статьей 1 закона Забайкальского края Закон Забайкальского края от 18.12.2009г. № 304-ЗЗК « о наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края государственным полномочием по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), жилой площадью» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края наделены государственным полномочием по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством) не имеющих закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждения всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющие наказание в виде лишения свободы, по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Правительство Забайкальского края в свою очередь обязано обеспечить своевременно и в полном объеме передачу материальных средств и финансирование осуществления органами местного самоуправления вышеуказанного государственного полномочия (ст.3 указанного закона). В силу ст.5 вышеуказанного закона Забайкальского края финансовое обеспечение осуществления органами местного самоуправления государственного полномочия по обеспечению детей-сирот и детей. Оставшихся без попечения родителей, жилой площадью осуществляется за счет предоставляемых бюджетам муниципальных районов и городских округов субвенций из бюджета края на очередной финансовый год в порядке, установленном правительством Забайкальского края. Субвенции, выделенные на приобретения жилых помещений в 2011 году детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей не выделялись для приобретения жилого помещений истцу. Таким образом, администрация муниципального района «Читинский район» считает, что требования не подлежат удовлетворению без возложении обязанности профинансировать приобретение жилого помещения. Представитель Администрации гп «Новокручининское» Иващенко Д.В. суду пояснил, что Черных М.В. поставлена в очередь на получение жилья, однако финансирование на эти цели Администрация городского поселения «Новокручининское» не получает. На 24.08.2011г. номер очереди « 13». Ранее закрепленный за ней жилом дом признан аварийным.Полномочия на предоставления жилья лежат на Администрацию муниципального района «Читинский район». Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, считает исковые требования истицы подлежат удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии с п.2 ч.2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки(попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. При этом в силу ч.1 ст.8 Федерального закона №159-ФЗ от 21.12.1996 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в соответствующих учреждениях обеспечиваются жилым помещением по месту жительства вне очереди. Предоставление жилого помещения осуществляется органами местного самоуправления по договору социального найма площадью не ниже установленной нормы предоставления площади жилого помещения на одного человека. Администрация МР «Читинский район» является органом исполнительной власти по месту жительства истицы, в чью обязанность входит обеспечение жилым помещением лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В силу ст.5 выше указанного Федерального закона предусмотренные им гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются расходными обязательствами субъектов РФ. В соответствии с Законом Забайкальского края № 304-ЗЗК от 18.12.2009, которым органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов наделены государственным полномочием по обеспечению детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных норм. Согласно ст. 3 названного Закона Забайкальского края органы местного самоуправления вправе распоряжаться переданными им финансовыми средствами и использовать материальные средства, а также обязаны обеспечивать целевое использование финансовых средств для осуществления государственного полномочия; предоставлять отчеты и иную информацию, связанную с осуществлением государственного полномочия, исполнительному органу государственной власти, уполномоченному Правительством Забайкальского края. Финансовое обеспечение осуществляется органами местного самоуправления за счет предоставляемых бюджетам муниципальных районов и городских округов субвенций из бюджета края на очередной финансовый год в порядке, установленном Правительством Забайкальского края(ст. 5 Закона № 304-ЗЗК). Из приведенных выше законоположений следует, что органы местного самоуправления по месту жительства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обязаны предоставить жилое помещение в соответствии со ст. 57 ЖК РФ вне очереди, а профинансировать приобретение жилого помещения обязан исполнительный орган государственной власти Забайкальского края или уполномоченное им лицо. Судом установлено, что Черных М.В. является лицом, из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Решением Читинского районного суда от 14 июня 2011г. её родители лишены родительских прав в отношении своих несовершеннолетних детей, в том числе в отношении Черных М.В.(л.д.7). Постановлением Главы муниципального образования Читинского района от 07 июня 2011г. № 43 «Об устройстве несовершеннолетней Черных М.В. в детское государственное учреждение» жилое помещение за несовершеннолетней закреплено по адресу:<адрес> Согласно справки от 03.12.2009г. № 1162 указанное жилое помещение находится в аварийном состоянии: нет оконных и дверных блоков, печи и полов, не огорожен, Черных М.В. поставлена на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях (л.д.11,12).Собственного жилья Черных М.В. не имеет, о чем суду предоставлены сведения из Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Забайкальскому краю от 12.07.2011г. (л.д.15). Суд считает возможным удовлетворить её исковые требования. Учитывая изложенное, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ суд РЕШИЛ: Исковые требования Черных М. В. удовлетворить. Обязать Администрацию муниципального района «Читинский район» предоставить Черных М. В. вне очереди жилое помещение по договору социального найма в виде отдельной квартиры, расположенной в черте Читинского района Забайкальского края, размером не менее 25 кв. м. общей площади, отвечающей санитарным и техническим требованиям. Правительству Забайкальского края и Министерству финансов Забайкальского края осуществить финансовое обеспечение по предоставлению жилья Черных М. В. Решение может быть обжаловано в 10-дневный срок после его вынесения в Забайкальский краевой суд путем подачи жалобы через Читинский районный суд. Срок изготовления мотивированного решения 14 октября 2011года. Судья:Т.И. Русина