РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 21 октября 2011г. Читинский районный суд Забайкальского края в составе председательствующего судьи Кулаковой К.Л., при секретаре Вознесенской А.Г.., с участием помощника прокурора Читинского района Миткус Н.Ф., представителя заинтересованного лица - Совета депутатов гп «Атамановское» Миткус Т.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Чите гражданское дело № 2- 1180/2011 г. по заявлению прокурора Читинского района в интересах неопределенного круга лиц о признании Положения «О муниципальном земельном контроле использования земель на территории МО ГП «Атамановское», утвержденное Решением Совета гп «Атамановское» 05.08.2011г. №20 недействующим и не подлежащим применению с момента вступления в силу решения суда, УСТАНОВИЛ: Прокурор обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц с вышеуказанным иском ссылаясь на следующие обстоятельства: 10.06.2009 г. Решением Совета городского поселения «Атамановское» № 132 было утверждено Положение о муниципальном контроле за использованием земель на территории городского поселения «Атамановское». Прокуратурой Читинского района указанное Положение было оценено на соответствие федеральному законодательству и было установлено, что Положение разработано без учета норм Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее закона № 131-ФЗ) и Федерального закона от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее закона № 294-ФЗ). На Положение 23.05.2011 г. Председателю Совета городского поселения «Атамановское» был принесен протест прокурора с требованием отменить Положение о муниципальном контроле за использованием земель на территории городского поселения «Атамановское» как несоответствующее действующему законодательству, кроме того, в адрес Главы администрации городского поселения «Атамановское» внесено представление, в котором указано на незаконное Положение, которое повлекло за собой принесение протеста прокурора. Решением Совета городского поселения «Атамановское» от 23.06.2011 г. № 11 Положение о муниципальном контроле за использованием земель на территории городского поселения «Атамановское» № 132 было отменено и 05.08.2011 г. решением Совета городского поселения «Атамановское» № 20 утверждено Положение о муниципальном земельном контроле использования земель на территории городского поселения «Атамановское» в новой редакции. В рамках надзора за соответствием федеральному законодательству нормативных правовых актов органов местного самоуправления Российской Федерации в прокуратуре района проведена оценка Положения о муниципальном земельном контроле использования земель на территории МО ГП «Атамановское» в ходе, которой было установлено, что указанное Положение также противоречит действующему законодательству, нормы законов, приведенные в протесте прокурора от 23.05.2011г. не учтены, Положение не соответствует форме (виду), в которой орган (должностное лицо) вправе принимать нормативные правовые акты, содержание Положения не соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, а также не выполнены предусмотренные правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе правила их опубликования, не обеспечена возможность ознакомиться с содержанием этого акта тем лицам, права и свободы которых он затрагивает, нет решения о государственной регистрации данного нормативного правового акта. В нарушение ст. 7 закона № 131-ФЗ устанавливающей норму принятия органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с учетом норм действующего законодательства, Положение о муниципальном контроле за использованием земель на территории городского поселения «Атамановское» принято с противоречиями Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации. В Положении не учтена сфера применения закона, чем нарушена ст. 1 закона № 294-ФЗ, в нарушение ст. 2 закона № 294-ФЗ не учтены основанные понятия по муниципальному контролю, в нарушение ст. 6 закона № 294-ФЗ не предусмотрены полномочия органа местного самоуправления, осуществляющего муниципальный контроль, в том числе в нарушение ст. 7 закона № 294-ФЗ по взаимодействию с органами государственного контроля (надзора). Организация и проведение проверок в Положении разработана без учета закона № 294-ФЗ, в нарушение ст. 13 Закона № 294-ФЗ не учтены сроки проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в нарушении ст. 14 закона № 294-ФЗ не учтен порядок организации проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в нарушение ст. 15 закона № 294-ФЗ не учтены ограничения при проведении проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. В Положении нет правового основания для проведения плановых и внеплановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в том числе уведомительного порядка начала проведения проверки, порядка составления и согласования с органами прокуратуры проекта плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также его утверждения, что является грубым нарушением ст. 9 закона № 294-ФЗ. В нарушение ч. 5 ст. 10 Закона № 294-ФЗ в Положении отсутствует указание на то, что внеплановые выездные проверки юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, относящихся в соответствии с законодательством РФ к субъектам малого или среднего предпринимательства, могут быть проведены по основаниям, указанным в подп. «а» и «б» п. 2 ч. 2 ст. 10 Закона № 294-ФЗ органами муниципального контроля после согласования с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности таких юридических лиц, индивидуальных предпринимателей В Положении нет правового основания организации и проведения проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, что является грубым нарушением ст. 10 закона № 294-ФЗ. В Положении не предусмотрены ограничения при проведении проверок, что является нарушением ст. 15 закона № 294-ФЗ, порядка оформления результатов проверок и мер, принимаемых по результатам проверок в отношении фактов нарушений, что является нарушением ст.ст. 16, 17 закона № 294-ФЗ. В Положении не предусмотрены права и обязанности должностного лица при осуществлении муниципального контроля, а также ответственности при проведении проверок, что является нарушением ст.ст. 18, 19 закона № 294-ФЗ. Кроме того, в Положении не предусмотрены правовые основания возникновения прав и обязанностей юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении муниципального контроля, их правовая защита, что является нарушением ст.ст. 3, 21, 22, 23, 24, 25 закона № 294-ФЗ. В силу требований ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации. Согласно ч. 4 ст. 2 Федерального закона 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее Закон № 294-ФЗ) муниципальный контроль - деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения при осуществлении деятельности юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями требований, установленных муниципальными правовыми актами. В рамках бюджетного законодательства Администрацией городского поселения «Атамановское» полномочия по осуществлению контроля за использованием земель на территории городского поселения «Атамановское» не были переданы муниципальному району «Читинский район». Данная функция осуществляется самостоятельно должностными лицами администрации городского поселения «Атамановское», муниципальным земельным инспектором, который наделен полномочиями по осуществлению как плановых, так и внеплановых проверок за использованием земель на территории городского поселения «Атамановское». 06.09.2011г. администрацией городского поселения «Атамановское» в соответствии с требованиями закона № 294-ФЗ в прокуратуру района был представлен проект плана на 2012 год, что дает основания полагать, что проверочные мероприятий в отношении организаций независимо от формы собственности, т.е. юридических лиц и субъектов индивидуального предпринимательства будут осуществляться самостоятельно. Таким образом, отношения связанные с осуществлением администрацией муниципального контроля за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства и юридических лиц должны регламентироваться Законом № 294-ФЗ. Анализ норм Положения о муниципальном земельном контроле использования земель на территории МО ГП «Атамановское», с учетом позиции Пленума Верховного суда РФ (п. 21 постановления от 29.11.2007 № 48) свидетельствует о том, что оно содержит нормативные положения, затрагивающие права и законные интересы граждан, действует независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, рассчитано на неоднократное применение, а, значит, подлежит официальному опубликованию. В ходе проверки было установлено, что оспариваемое Положение, являющееся нормативно-правовым актом, в установленном порядке не опубликовано. Учитывая определение Конституционного суда РФ от 02.03.2006 № 58-О, его необходимо признать недействующим. Поскольку государство юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям гарантирует контроль со стороны органов прокуратуры в части проведения плановых и внеплановых проверок и регламентирует их проведение федеральным законом № 294-ФЗ, а несоблюдение данных норм закона влечет за собой нарушение прав неопределенного круга лиц, то на основании ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор в соответствии с полномочиями, предоставленными федеральным законом «О прокуратуре РФ» вправе обратиться в суд с заявлением в защиту их нарушенных прав и оспорить нормативный правовой акт. При обращении прокурора с заявлением об оспаривании нормативного правового акта от него не требуется указания данных, конкретизирующих, чьи и какие права и свободы, гарантированные Конституцией РФ и другими нормативными правовыми актами, нарушаются оспариваемым актом, поскольку ст. 251 ГПК РФ не возлагает на него такую обязанность. Исходя из положений частей 1 и 2 статьи 251 ГПК РФ к заинтересованным лицам по делам об оспаривании нормативных правовых актов относятся орган государственной власти, орган местного самоуправления или должностное лицо, принявшие оспариваемый акт. В соответствии с частью 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. Просит признать Положение «О муниципальном земельном контроле использования земель на территории МО ГП Атамановское», утвержденное Решением Совета городского поселения «Атамановское» 05.08.2011 г. № 20, недействующим и не подлежащим применению с момента вступления в силу решения суда. Принятое решение опубликовать в газете «Вести Читинского района». В судебном заседании помощник прокурора Читинского района МиткусН.Ф. требования заявления поддержала в полном объеме. Заинтересованное лицо представитель Главы Администрации городского поселения «Атамановское» Булгатов Ц.С надлежащим образом извещенный о дате и месте рассмотрения заявления прокурора, в судебное заседание не явился, в предыдущем судебном заседании требования заявления прокурора признал в полном объеме, просил о рассмотрении заявления в отсутствии представителя администрации, о чем суду представил заявление. Заинтересованное лицо председатель Совета депутатов гп «Атамановское» Миткус Т.Г. в судебном заседании признала заявленные требования прокурора, о чем суду представила заявление. Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя заинтересованного лица Главы администрации гп «Атамановское». Исследовав представленные материалы дела, суд считает необходимым требования удовлетворить по следующим основаниям. В соответствии со ст. 39 ГПК РФ, ответчик вправе признать иск. В соответствии со ст.173 ГПК РФ, при признании иска ответчиком и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований. В соответствии со ст. 198 ГПК РФ в случае признании иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом. Представитель заинтересованного лица Главы Администрации городского поселения «Атамановское» Булгатов Ц.С., заинтересованное лицо председатель Совета депутатов гп «Атамановское» Миткус Т.Г. требования прокурора признали в полном объеме, с чем суд принимает решение об удовлетворении требований. Суд принимает признание заявленных требований представителем заинтересованного лица Главы Администрации городского поселения «Атамановское» Булгатовым Ц.С., заинтересованным лицом председателем Совета депутатов гп «Атамановское» Миткус Т.Г. о признании Положения «О муниципальном земельном контроле использования земель на территории МО ГП Атамановское», утвержденное Решением Совета городского поселения «Атамановское» 05.08.2011 г. № 20, недействующим и не подлежащим применению. На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198, ст.252-253 ГПК Российской Федерации, суд РЕШИЛ: Требования прокурора Читинского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц о признании Положения «О муниципальном земельном контроле использования земель на территории МО ГП «Атамановское», утвержденное Решением Совета гп «Атамановское» 05.08.2011г. №20 недействующим и не подлежащим применению удовлетворить. Признать Положение «О муниципальном земельном контроле использования земель на территории МО ГП «Атамановское», утвержденное Решением Совета городского поселения «Атамановское» 05.08.2011г. №20 недействующим и не подлежащим применению с момента вступления в силу решения суда. Принятое решение опубликовать в газете «Вести Читинского района». Решение может быть обжаловано в десятидневный срок со дня его вынесения в Забайкальский краевой суд путем подачи жалобы в Читинский районный суд Забайкальского края. Судья: К.Л. Кулакова