ДЕЛО № 2-1254-2011 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 5 ноября 2011 года г. Чита Читинский районный суд Забайкальского края в составе: Председательствующего ЦОКТОЕВОЙ О.В. При секретаре ЦЫЦЫКОВОЙ С.В. С участием прокурора ПИСАРЕНКО Н.С. Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Швецова М.Ю. к Избирательной комиссии муниципального образования городского поселения «Атамановское» о признании незаконными и отмене решений комиссии о регистрации кандидатов в депутаты Совета городского поселения «Атамановское» Дубищева А.а., Козлова А.В. У С Т А Н О В И Л : Заявитель обратился в суд с вышеназванным заявлением, ссылаясь на нарушение Избирательной комиссии муниципального образования городского поселения «Атамановское» требований законодательства при вынесении решений о регистрации кандидатов в депутаты Совета городского поселения «Атамановское» Дубищева А.а., Козлова А.В.. В ходе судебного заседания 4 ноября 2011 года судом привлечены к участию в процессе в качестве заинтересованных лиц кандидаты в депутаты Дубищев А.А., Козлов А.В. в соответствии с п.27 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31.03.2011 N 5 "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", главы 26 ГПК РФ согласно которым суд обязан привлекать к участию в деле о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации и иных лиц, права и охраняемые интересы которых могут быть затронуты судебным решением. При оспаривании зарегистрированным кандидатом решения избирательной комиссии о регистрации другого кандидата по тому же избирательному округу к заинтересованным лицам относится также и кандидат, решение о регистрации которого оспаривается. Заявитель в судебном заседании свои требования поддержал в полном объеме. Представители Избирательной комиссии муниципального образования городского поселения «Атамановское» требования Швецова М.Ю. признали в полном объеме, считают их обоснованными, просили суд удовлетворить данные требования. Заинтересованные лица Дубищев А.А., Козлов А.В., их представитель требования не признали, суду пояснили, что по указанному Швецовым М.Ю. в заявлении основанию нельзя признавать решения комиссии незаконными, доказательств о недействительности и недостоверности представленных подписей избирателей суду не представлено, просили суд в удовлетворении требований отказать в полном объеме. Выслушав стороны, заключение прокурора, полагавшего необходимым удовлетворить заявленные требования в полном объеме, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему: При рассмотрении дел данной категории необходимо руководствоваться: Конституцией Российской Федерации; Федеральными конституционными законами от 28 июня 2004 г. N 5-ФКЗ "О референдуме Российской Федерации" (далее - Федеральный конституционный закон от 28 июня 2004 г. N 5-ФКЗ), от 17 декабря 2001 г. N 6-ФКЗ "О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации"; Федеральными законами от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ), от 10 января 2003 г. N 19-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 19-ФЗ), от 18 мая 2005 г. N 51-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 18 мая 2005 г. N 51-ФЗ), от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", от 26 ноября 1996 г. N 138-ФЗ "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления" (далее - Федеральный закон от 26 ноября 1996 г. N 138-ФЗ), от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ), от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ "О политических партиях" (далее - Федеральный закон от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ), от 10 января 2003 г. N 20-ФЗ "О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации "Выборы"; конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований; иными нормативными правовыми актами о выборах и референдумах, принимаемыми в Российской Федерации (пункты 1 и 2 статьи 11 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ). В соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации каждому гражданину принадлежит право и возможность голосовать и быть избранным на периодических выборах, проводимых на основе всеобщего и равного избирательного права при тайном голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей без необоснованных ограничений (пункт 3 статьи 21 Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 г., статья 25 Международного пакта о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г., статья 3 Европейской хартии местного самоуправления от 15 октября 1985 г., статья 3 Протокола N 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г., Конвенция о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах - участниках Содружества Независимых Государств от 7 октября 2002 г.). Избиратели, участники референдума, кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии и их региональные отделения, иные общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители, наблюдатели, прокурор, считающие, что решениями или действиями (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественных объединений, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица нарушаются избирательные права или право на участие в референдуме граждан Российской Федерации, вправе обратиться с заявлением в суд. К решениям избирательной комиссии, комиссии референдума исходя из положений, содержащихся в подпунктах 21 и 38 статьи 2, пункте 1 статьи 28 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ, относятся облеченные в установленную форму (постановление, решение) или закрепленные в соответствующих протоколах окончательные решения по рассматриваемым вопросам, принятые комиссией коллегиально. Согласно ст. 259 ГПК РФ с заявлением в суд об отмене регистрации кандидата (списка кандидатов) вправе обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата (список кандидатов), кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, а также в случаях, установленных федеральным законом, прокурор. В соответствии со ст. 260 ГПК РФ заявление в суд может быть подано в течение трех месяцев со дня, когда заявителю стало известно или должно было стать известно о нарушении законодательства о выборах и референдумах, его избирательных прав или права на участие в референдуме. Заявление, касающееся решения избирательной комиссии, комиссии референдума о регистрации, об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов), инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума, может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия избирательной комиссией, комиссией референдума обжалуемого решения. Установленный настоящей частью процессуальный срок восстановлению не подлежит. Заявление об отмене регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть подано в суд не позднее чем за восемь дней до дня голосования. В соответствии с часть 3 статьи 259 ГПК РФ, пунктов 7, 8, 9 и 12 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ судом рассматриваются заявления об отмене регистрации кандидата, списка кандидатов. В данном случае из пояснений заявителя и представителей избирательной комиссии следует, что о об оспариваемых решениях и нарушениях требований законодательства заявителю стало известно 30.10.2011г, в связи с чем 1.11.2011г он обратился в суд. Из материалов дела следует, что решением Совета городского поселения «Атамановское» № 38 от 12.09.2011г назначены муниципальные выборы депутатов Совета городского поселения «Атамановское», определена дата проведения выборов - 4.12.2011г (л.д.16), решением Совета городского поселения «Атамановское» № 39 от 12.09.2011г сформирована избирательная комиссия, информация о выборах и об избирательной комиссии опубликована в газете «Вести Читинского района» ( л.д.18-19). Из представленных личных дел кандидатов в депутаты Совета городского поселения «Атамановское» следует, что Швецов М.Ю. постановлением избирательной комиссии муниципального образования г.п. «Атамановское» № 29 от 29.10.2011г зарегистрирован кандидатом в депутаты Совета городского поселения «Атамановское», выдвинутый местным политическим Советом Читинского местного отделения партии «Единая Россия», получил удостоверение № 29 ( л.д. 32, ___). Действуя в порядке самовыдвижения, Дубищев А.А. постановлением избирательной комиссии муниципального образования г.п. «Атамановское» № 24 от 29.10.2011г зарегистрирован кандидатом в депутаты Совета городского поселения «Атамановское», получил удостоверение № 7 ( л.д. 53, ___). Действуя в порядке самовыдвижения, Козлов А.В. постановлением избирательной комиссии муниципального образования г.п. «Атамановское» № 22 от 29.10.2011г зарегистрирован кандидатом в депутаты Совета городского поселения «Атамановское», получил удостоверение № 7 ( л.д. 93, ___). Как указывает Швецов М.Ю. и не оспаривается представителями избирательной комиссии, при вынесении решений о регистрации кандидатами в депутаты Совета городского поселения «Атамановское» Дубищева А.А., Козлова А.В. избирательной комиссией были приняты подписные листы с подписями избирателей, в которых отсутствует полное наименование места жительства избирателей, а именно: Забайкальский край, Читинский район. Пунктом 3 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ установлено, что законом должна предусматриваться процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях, участниках референдума и их подписей, а также основания для признания подписей недействительными. Проверке могут подлежать все представленные подписи или их часть, но не менее 20 процентов от установленного законом необходимого для регистрации кандидата, подписей избирателей, отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия). По окончании проверки подписных листов составляется итоговый протокол, в котором указывается количество заявленных подписей, количество представленных подписей и количество проверенных подписей избирателей, а также количество подписей, признанных недостоверными и (или) недействительными, с указанием оснований (причин) признания их таковыми. Копия протокола передается кандидату не позднее чем за двое суток до заседания комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации этого кандидата (пункт 7 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ). Основаниями отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом (подпункт "д" пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ). Как усматривается из материалов дела, Дубищевым А.А. в избирательную комиссию были представлены необходимые для регистрации его кандидатом в депутаты Совета городского поселения «Атамановское» документы - 27.09.2011г, три подписных листа от 14.10.2011г, 16.10.2011г, 17.10.2011г, содержащие подписи 14-ти избирателей в поддержку его самовыдвижения, Дубищевым А.А. представлены в комиссию 17.10.2011г, что подтверждается протоколом об итоге сбора подписей избирателей ( л.д.54-57). Из итогового протокола проверки подписных листов от 29.10.2011г, представленного в суд представителем избирательной комиссии, следует, что 14 заявленных, представленных, проверенных подписей недостоверных (недействительных) подписей - 14 ( л.д.67). Избирательной комиссией вынесено постановление об утверждении протокола проверки подписных листов, из которого следует, что 14 заявленных, представленных, проверенных подписей все 14 подписей недостоверны, постановление подписано только секретарем комиссии, номер и даты данное постановление не имеет( л.д.69). Однако лично на руки Дубищеву А.А. выдано постановление об утверждении протокола проверки подписных листов, из которого следует, что 14 заявленных, представленных, проверенных подписей все 14 подписей достоверны, постановление подписано председателем и секретарем комиссии, номер и даты данное постановление не имеет( л.д.______). Председатель избирательной комиссии Самойлова суду пояснила, что выдача таких противоречивых документов объясняется отсутствием контроля с ее стороны за работой рабочей комиссии. Довод представителя Дубищева А.А. о том, что данный факт говорит о фальсификации документов, представленных в суд в качестве письменного доказательства и является основанием для отказа в удовлетворении заявления, суд находит несостоятельным, поскольку, несмотря на наличие в личном деле Дубищева А.А. итогового протокола проверки подписных листов от 29.10.2011г, представленного в суд представителем избирательной комиссии, из которого следует, что 14 заявленных, представленных, проверенных подписей избирателей недостоверных (недействительных) подписей - 14 ( л.д.67), избирательной комиссией вынесено постановление о регистрации Дубищева А.А., тот же документ, который представил в ходе судебного заседания Дубищев А.А. за подписью председателя и секретаря комиссии является ксерокопией, на нем отсутствует надлежащее заверение копии документа. Из материалов дела следует, что Козловым А.В. в избирательную комиссию были представлены необходимые для регистрации его кандидатом в депутаты Совета городского поселения «Атамановское» документы - 29.09.2011г, четыре подписных листа от 17.10.2011г, содержащие подписи 15-ти избирателей в поддержку его самовыдвижения, Козловым А.В. представлены в комиссию 17.10.2011г, что подтверждается протоколом об итоге сбора подписей избирателей ( л.д.86-91). Из итогового протокола проверки подписных листов от 29.10.2011г, представленного в суд представителем избирательной комиссии, следует, что 15 заявленных, представленных, проверенных подписей недостоверных (недействительных) подписей нет, однако и не указано сколько достоверных подписей ( л.д.92). С целью проверки доводов Швецова М.Ю., изложенных в заявлении, при рассмотрении дела в судебном заседании судом с участием сторон обозревались подписные листы, при исследовании которых судом установлено, что для проверки в избирательную комиссию Дубищевым А.А. было представлено 14 подписи, при этом в подписном листе от 14.10.2011г в графе «место жителя избирателя» у 2-х граждан имеется указание на субъект РФ, район проживания ( л.д.56); для проверки в избирательную комиссию Козловым А.В. было представлено 15 подписей избирателей, при этом в подписных листах в графе «место жителя избирателя» не имеется указания на субъект РФ, район проживания ( л.д.86-89). Согласно статье 37 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ в поддержку выдвижения кандидатов могут собираться подписи избирателей в порядке, который определяется законом. Количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидатов устанавливается законом и не может превышать 2 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа в соответствии с пунктом 10 статьи 16 настоящего Федерального закона, но не может быть менее 10 подписей. Подписи могут собираться только среди избирателей, обладающих активным избирательным правом в том избирательном округе, в котором выдвинут кандидат. Подписи, собранные с нарушением положений пункта 6 указанной статьи, являются недействительными. В соответствии с п. 6 ст. 76 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пп. 24 - 26 упомянутого Федерального закона, иных требований, предусмотренных данным Федеральным законом, иным законом. Отсутствие полных сведений об адресе места жительства является нарушением порядка сбора подписей избирателей и (или) оформления подписного листа и влечет недействительность таких подписей (пункт 44 статьи 2 Федерального закона N 67-ФЗ) Нормы предложения второго подпункта "д" пункта 24 статьи 38 Федерального закона 67-ФЗ прямо предусматривают, что достоверная подпись - эта та подпись, которая собрана в строгом соответствии с требованиями законодательства о выборах и в установленном порядке не была признана недействительной и (или) недостоверной. Таким образом, из представленных Дубищевым А.А., Козловым А.В. в избирательную комиссию подписи избирателей подлежало признанию недействительными 15- у Козлова А.В., у Дубищева А.А. - 12 из 14 подписей, что составляет менее 10% от общего количества подписей, отобранных для проверки, следовательно, у избирательной комиссии муниципального образования «Атамановское» не имелось оснований для регистрации кандидатами Дубищева А.А., Козлова А.В. в депутаты Совета сельского поселения «Атамановское». На основании вышеизложенного, учитывая признание требования представителями избирательной комиссии, которые в соответствии со ст. 39 ГПК РФ суд принимает и приходит к выводу о том, что заявленные требования Швецова М.Ю. являются обоснованными и подлежащими удовлетворению. Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Требования Швецова М.Ю. удовлетворить в полном объеме. Признать незаконными и подлежащими отмене решения избирательной комиссии городского поселения «Атамановское» в виде постановлений № 22,24 от 29 октября 2011 года о регистрации Дубищева А.а., Козлова А.В. кандидатами в депутаты Совета городского поселения «Атамановское». Решение суда может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд в течение 5 дней путем подачи жалобы через Читинский районный суд. Судья ЦОКТОЕВА О.В.