РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 22 февраля 2012 года Читинский районный суд Забайкальского края в составе председательствующего судьи Кулаковой К.Л., с участием прокурора Рыбаковой О.С., при секретаре Вознесенской А.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-108/2012 по иску Прокурора Читинского района в защиту интересов Российской Федерации, Забайкальского края, муниципального района «Читинский район», неопределенного круга лиц к ООО «Лидер» о взыскании задолженности по оплате за негативное воздействие на окружающую среду, УСТАНОВИЛ: Прокурор обратился в суд с вышеуказанным иском, ссылаясь на следующее: прокуратурой Читинского района по указанию прокуратуры Забайкальского края проведена проверка по задолженности хозяйствующих субъектов по оплате за негативное воздействие на окружающую среду, в ходе которой установлено следующее: Статьей 3 Федерального закона «об охране окружающей среды» № 7-ФЗ от 10.01.2002 (далее - Федеральный закон № 7-ФЗ) предусмотрен принцип платности природопользования и возмещения вреда окружающей среды. Статья 16 Федерального закона № 7-ФЗ устанавливает, что негативное воздействие на окружающую среду является платным. Прядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается законодательством Российской Федерации. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ, сбросы загрязняющих, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, загрязнение недр, почв, размещение отходов производства и потребления, загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий, иные виды негативного воздействия на окружающую среду. В соответствии с Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору «Об установлении сроков уплаты за негативное воздействие на окружающую среду» № 557 от 08.06.2006г, срок уплаты за негативное воздействие на окружающую среду, подлежащей уплате по итогам отчетного периода, установлен не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом. В нарушение указанных требований законодательства ООО «Лидер» не осуществляет плату за негативное воздействие на окружающую среду на протяжении длительного периода. С 08.09.2010 по 31.12.2010 у ООО «Лидер» в эксплуатации находилась котельная «база», расположенная по адресу: <адрес>, которая является стационарным источником выбросов вредных веществ и от работы которой осуществляется негативное воздействие на окружающую среду. Так, согласно справки ГУ «Забайкальский краевой экологический центр задолженность за негативное воздействие на окружающую среду ООО «лидер» за период 3-4 кварталы 2010 года по состоянию на 26.09.2011 составила 87959,62 рубля. Однако ООО «Лидер» до настоящего времени указанная оплата не произведена, и как следует из письма ООО «Лидер», направленного в адрес ГУ «Забайкальский краевой экологический центр № от 24.10.2011г. произведена не будет. В целях реализации Федерального закона от 24.11.2009 № 204-ФЗ «О Федеральном бюджете на 2009 год и плановый период 2010 и 2011 годов» функции администратора на соответствующей территории и доходов федерального бюджета по оплате за негативное воздействие на окружающую среду по коду 048 возложены на Федеральную службу по надзору природопользования (Росприроднадзор). В соответствии с ст.51 Бюджетного кодекса РФ (далее0БК РФ) неналоговые доходы федерального бюджета формируются, в том числе, за счет платы за негативное воздействие на окружающую среду - по нормативу 20 процентов. В соответствии со ст.62 БК РПФ неналоговые доходы местных бюджетов муниципальных районо и бюджеты городских округов формируются, в том числе, за счет платы за негативное воздействие на окружающую среду - по нормативу 40 процентов. Таким образом, не внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду причиняет материальный ущерб бюджету Российской Федерации. Бюджету Забайкальского края и бюджету муниципального района «Читинский район». В указанные бюджеты не поступают денежные средства, предназначенные для компенсации негативного воздействия на окружающую среду, на возмещение ущерба и затрат на восстановление и охрану окружающей среде. Данные платежи должны быть направлены на реализацию установленных законодательством РФ принципов охраны окружающей среды: обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; охрану, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности. Тем самым затрагиваются интересы, как государства, субъекта - Забайкальского края, муниципального района «Читинский район», так и интересы неопределенного круга лиц-граждан РФ, жителей Забайкальского края и муниципального района «Читинский район». Согласно ст.42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. Согласно ст.11 Федерального закона № 7-ФЗ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера. Одним из метолов экономического регулирования в области охраны окружающей среды, согласно ст.14 Федерального закона № 7-ФЗ, является установление платы за негативное воздействие на окружающую среду. Установленная плата за негативное воздействие на окружающую среду должна обеспечить возмещение причиненного окружающей среде вреда, пойти на улучшение ее качества. Таким образом, не оплата за негативное воздействие на окружающую среду ООО «Лидер» нарушает гарантированные Конституцией РФ права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду. В соответствии со ст.12 ГК РФ способами защиты гражданских прав является пресечение действий (бездействия), нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, принуждение и исполнение обязанностей в натуре. Просит взыскать с ООО «Лидер» задолженность по оплате за негативное воздействие на окружающую среду в размере 87959,62 рубля, с перечислением ее на единый расчетный счет в Управлении Федерального казначейства по Забайкальскому краю. В судебном заседании прокурор Рыбакова О.С. уточнила исковые требования просит взыскать с ООО «Лидер» задолженность по оплате за негативное воздействие на окружающую среду в размере 44516,47 рублей, с перечисление ее на единый расчетный счет в Управление Федерального казначейства по Забайкальскому краю, так как ранее указанная сумма задолженности в размере 87959,62 рубля была рассчитана на основании сведения от 08.09.2011г. о количестве угля, заведенного на котельную в пгт.Атамановка, представленных ООО «лидер» в период с 08.09.2010 по 31.12.2010г. В настоящее время ООО «Лидер» уточнены и представлены сведения об объемах фактически израсходованного на котельной пгт.Атамановка угля в период с 08.09.2010 по 31.12.2010, на основании которых специалистом ГУ «Забайкальский краевой экологический центр» произведены расчеты о задолженности ООО «Лидер» по оплате за негативное воздействие на окружающую среду за 3-4 кварталы 2010 года. Данная задолженность составила 44 516,47 рублей. Представитель ООО «Лидер» Вервеина Т.А. в судебном заседании исковые требования не признала, при этом сумму задолженности не оспаривала, суду пояснила: плата за негативное воздействие на окружающую среду установлена ст.16 ФЗ от 10.01.2002 №7-ФЗ «об охране окружающей среды». Порядок определения платы и ее предельных размеров определен Постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 № 632 «Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия. Платежи за негативное воздействие на окружающую среду носят индивидуально-возмездный и компесационный характер и являются по своей природе не налогом, а фискальным сбором, вносимым природопользователем. Об этом указано в определении Конституционного суда РФ от 10.12.2002 № 284-О. Следовательно, плательщиком экологических платежей за негативное воздействие на окружающую среду является организация - природопользователь, однако ООО «Лидер» не является организацией - природопользователем. Кроме того, ООО «Лидер» не представляется возможным произвести плату за негативное воздействие на окружающую среду в связи с тем, что со стороны МО Администрации городского поселения «Атамановское» не были выполнены следующие действия: 25 августа 2010г. проводился открытый конкурс на право заключения договоров аренды котельных с тепловодными сетями. Организатором конкурса являются МО Администрация городского поселения «Атамановское» Вышеуказанный конкурс проводился в нарушение действующего законодательства РФ. Конкурсная документация Администрацией городского поселения «Атамановское» была подготовлена в неполном объеме, так как не было правоустанавливающих документов на объекты недвижимости. 08.09.2010г. ООО «Лидер» заключило договор аренды котельной с тепловодными сетями с Администрацией городского поселения «Атамановское» на 11 месяцев в соответствии с Постановлением главы Администрации гп «Атамановское» № от 08.09.2010г. в целях обеспечения своевременного начала отопительного сезона. Руководствуясь ст.665 ГК РФ передача здания или сооружения арендодателем и принятие его арендатором осуществляются по передаточному акту или иному документу о передаче, подписываемому сторонами. Согласно ст.433 ГК РФ если соответствии с законом для заключения договора необходима также передача имущества, договор считается заключенным с момента передачи соответствующего имущества, данный акт приема-передачи имущества в аренду не составлялся между сторонами. В силу ст.611 ГК РФ арендодатель обязан предоставить арендатору имущество в состоянии, соответствующем условиям договора аренды и назначению имущества. На основании вышеизложенного, указанный конкурс можно считать недействительным, договор аренды незаключенным. В условиях договора аренды от 08.09.2011 не было указано, что ООО «Лидер» обязано вносить плату за негативное воздействие в окружающую среду. С мая 2011г. дополнительным соглашением договор аренды данной котельной расторгнут. Кроме того, источником финансирования ООО «Лидер» по обеспечению теплоснабжения домов городского поселения «Атамановское» является тариф по теплоснабжению. В составляющей платы в тарифе по теплоснабжению не заложена плата за негативное воздействие на окружающую среду. Поскольку собственник-Администрация городского поселения «Атамановское» не установила арендные отношения с ООО «Лидер» надлежащим образом, ООО «Лидер» считает, что ответственность за исполнение требований ФЗ от 04.05.1999г. № 6-ФЗ «об охране атмосферного воздуха» возлагается на Администрацию городского поселения «Атамановское». С уточненным расчетом платы за негативное воздействие на окружающую среду согласна. Заслушав стороны, пояснения специалиста В., исследовав материалы дела, суд считает требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению. Статьей 3 ФЗ «Об охране окружающей среды» предусмотрен принцип платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде. В целях реализации ФЗ от 24.07.2007г. № 198-ФЗ «О федеральном бюджете на 2008г. и плановый период 2010 и 2011 годов» функции администраторов на соответствующей территории доходов федерального бюджета по оплате за негативное воздействие на окружающую среду по коду 49811102012010000120 возложены на территориальные органы Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору. В судебном заседании установлено, что 08 сентября 2010г. по 08 августа 2011г. муниципальное образование городское поселение «Атамановское» заключил договор аренды, в связи с введением на территории городского поселения «Атамановское» режима чрезвычайной ситуации в соответствии с Постановлением Главы администрации городского поселения «Атамановское» № от 08.09.2010г. в целях обеспечения своевременного начала отопительного сезона. У ООО «Лидер» в эксплуатации находилась котельная «База», расположенная по адресу: <адрес>, которая является стационарным источником выбросов вредных веществ и от работы которой осуществляется негативное воздействие на окружающую среду. Согласно соглашению о расторжении договора аренды от 27 мая 2011г. договор аренды между ООО «Лидер» и муниципальным образованием городского поселения «Атамановское» расторгнут. Однако ответчик не осуществлял плату за негативное воздействие на окружающую среду за 3-4 квартал 2010 года, что подтверждается расчетом платы за негативное воздействие на окружающую среду ГУ «Забайкальский краевой экологический центр». Согласно ст.16 ФЗ «Об охране окружающей среды» негативное воздействие на окружающую среду является платным. Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается законодательством Российской Федерации. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ, сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, загрязнение недр, почв, размещение отходов производства и потребления, загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий, иные виды негативного воздействия на окружающую среду. В соответствии с Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору «Об установлении сроков уплаты за негативное воздействие на окружающую среду» № 557 от 08.06.2006г., срок уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду, подлежащей уплате по итогам отчетного периода установлен не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом. Приказом Ростехнадзора от 8 июня 2006г №557 «Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду». Названными правовыми актами срок уплаты установлен не позднее 20 числа месяца следующим за отчетным периодом. Отчетным периодом является календарный квартал. Ответчик до настоящего времени оплату не произвел, и как указано из письма ООО «Лидер», направленного в адрес ГУ «Забайкальский краевой экологический центр» № от 24.10.2011г. произведена не будет. Согласно перечня направленного Администрацией муниципального образования городского поселения «Атамановское» в Минприроды Забайкальского края ГУ «Забайкальский краевой экологический центр» организация ООО «Лидер» обслуживает котельную «База» на территории пгт.Атамановка с 08.09.20101г. по адресу <адрес>. Доводы представителя ответчика о том, что отсутствует обязанность ООО «Лидер» о взыскании указанной суммы по причине не установления Администрацией городского поселения «Атамановское» арендных отношений надлежащим образом не состоятельна. Учитывая, что в период с 08.09.2010 по 31.12.2010 котельная «База» обслуживалась ООО «Лидер», ответчик сумму задолженности в судебном заседании не оспаривал, суд принимает представленный расчет, оснований не доверять произведенному специалистом Экоцентра расчету не имеется. В связи, с чем требования прокурора подлежат удовлетворению и с ответчика подлежит взысканию задолженность в сумме 44 516, 47 рублей. Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ суд РЕШИЛ: Иск Прокурора Читинского района в защиту интересов Российской Федерации, Забайкальского края, муниципального района «Читинский район», неопределенного круга лиц к ООО «Лидер» о взыскании задолженности по оплате за негативное воздействие на окружающую среду удовлетворить. Взыскать с ООО «Лидер» задолженность по оплате за негативное воздействие на окружающую среду в размере 44 516,47 рублей с перечислением ее на единый расчетный счет в Управление Федерального казначейства по Забайкальскому краю. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в месячный срок со дня его изготовления в окончательной форме в Забайкальский краевой суд путем подачи жалобы через Читинский районный суд. Судья: Кулакова К.Л.