РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 23 марта 2012 года Читинский районный суд Забайкальского края в составе председательствующего Сандановой Д.Б. с участием прокурора Зориной Н.В., при секретаре Ячменевой А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-318/2012г. по заявлению прокурора Читинского района в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия Совета сельского поселения «Оленгуйское» в виде неисполнения обязанности по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов, обязании провести антикоррупционную экспертизу действующих нормативных правовых актов и проектов УСТАНОВИЛ: Прокурор обратился в суд с указанным заявлением, ссылаясь на следующие обстоятельства. В ходе проведенной прокуратурой Читинского района проверки исполнения органами местного самоуправления Читинского района требований по обязательному проведению антикоррупционной экспертизы установлено, что в Совете сельского поселения «Оленгуйское» антикоррупционная экспертиза проектов нормативных правовых актов не проводится, заключения о проведении данной экспертизы не составляются. Кроме этого, антикоорупционная экспертиза не проводится и в отношении принятых нормативных правовых актов Советом сельского поселения «Оленгуйское». Просит суд признать незаконным бездействия Совета сельского поселения «Оленгуйское» в виде неисполнения обязанности по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов, обязать провести антикоррупционную экспертизу действующих нормативных правовых актов и проектов. Прокурор Зорина Н.В. в судебное заседание явилась, требования поддержала. Представитель Совета сельского поселения «Оленгуйское» в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие. Суд, заслушав прокурора, исследовав материалы дела, находит заявление подлежащим удовлетворению. Согласно ст. 1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» противодействие коррупции - деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организации и физических лиц в пределах их полномочий по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции). Согласно п. 2 ст. 6 названного Закона одной из мер по профилактике коррупции является антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов. Согласно ст. 2 Федерального закона от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» следует, что основным принципом организации антикоррупционной экспертизы является обязательность ее проведения. Согласно п. 4 ст. 3 указанного Закона определено, что органы, организации, их должностные лица проводят антикоррупционную экспертизу принятых ими нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) при проведении их правовой экспертизы и мониторинге их применения. Выявленные коррупциогенные факторы отражаются в заключении, составляемом при проведении антикоррупционной экспертизы. ( пп.2 п.1 ст. 4 Федерального закона от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов»). Согласно ст. 3 Федерального закона № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» установлены основные принципы противодействия коррупции. Одним из принципов является признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина. Методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 № 96, определены основные коррупциогенные факторы, выявляемые в нормативных актах. Все факторы связаны с ограничением или умалением прав и свобод человека. Судом установлено, что прокуратурой Читинского района была проведена проверка по соблюдению органами местного самоуправления законодательства о противодействии коррупции, в ходе которой были выявлены нарушения данного законодательства. Как видно из материалов дела, Советом сельского поселения «Оленгуйское» антикоррупционные экспертизы проектов нормативных правовых актов не проводят, заключения о проведении указанных экспертиз не составляют, также не проводят антикоррупционные экспертизы в отношении принятых нормативных правовых актов. В связи с выявленным нарушениями в Совет сп «Оленгуйское» прокуратурой района 31.08.2011 г. внесено представление об устранении нарушений закона об антикоррупционной экспертизе, результатом рассмотрения которого должно было явиться проведение антикоррупционной экспертизы всех действующих нормативных правовых актов Советом сп «Оленгуйское» и проведение антикоррупционной экспертизы в отношении проектов нормативных правовых актов. Из представленных документов главой администрации сп «Оленгуйское» Макаровым Н.А. установлено, что администрацией принято Решение «О Создании комиссии по проверке нормативных правовых актов на предмет коррупционности издаваемых Советом сельского поселения «Оленгуйское» № 3 от 15.02.2011 г., назначена комиссия для проведения антикоррупционной экспертизы. Представленные суду заключения на решение Совета сп «Оленгуйское № 22 от 09.09.2011 г., № 14 от 30.12.2011 г., № 21 от 30.09.2011 г., № 74 от 28.12.2011 г., № 13 от 14.05.2011 г., № 19 от 26.07.2011 г. подписаны членами комиссии, иных заключений о проведении данной экспертизы в отношении изданных ранее и действующих нормативных правовых актов суду не представлено Как следует из пояснений прокурора, подтверждается материалами дела антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов, а также действующих нормативных правовых актов до настоящего времени не проведена, информация о рассмотрении представления прокурора не представлена. Советом сельского поселения «Оленгуйское» не представлены доказательства о фактическом проведение экспертиз каждого нормативного акта и его проекта, по форме заключения экспертизы в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации в Постановлении № 96 от 26 февраля 2010 года, что свидетельствует о нарушении ответчиком норм Федерального Закона «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов». Обязанность по проведению антикоррупционной экспертизы законом возложена на орган местного самоуправления сп «Оленгуйское». Поскольку Советом сп «Оленгуйское» на день вынесения решения антикоррупционная экспертиза проектов нормативных правовых актов и в отношении принятых нормативных правовых актов не проводится, заключения о проведении данной экспертизы не составляются, суд считает требования прокурора обоснованными. Руководствуясь ст. 198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Иск удовлетворить. Признать незаконным бездействие Совета сельского поселения «Оленгуйское», выразившееся в неисполнении обязанности по проведению антикоррупционной экспертизы правовых актов и их проектов. Обязать Совет сельского поселения «Оленгуйское» провести антикоррупционную экспертизу всех действующих нормативных правовых актов и проводить антикоррупционную экспертизу проектов нормативных правовых актов. Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня принятия решения судом в окончательной форме в Забайкальский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы через Читинский районный суд Забайкальского края. Председательствующий: Санданова Д.Б.