РЕШЕНИЕ Именем Российской федерации 09 апреля 2012 года Читинский районный суд Забайкальского края в составе председательствующего Сандановой Д.Б. с участием прокурора Писаренко Н.С., при секретаре Ячменевой А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-392/2012г. по исковому заявлению прокурора Читинского района в защиту интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному общеобразовательному учреждению основная общеобразовательная школа с.Александровка Читинского района Забайкальского края об обязании ответчика провести аттестацию 13 рабочих мест в срок до 01 сентября 2012 года УСТАНОВИЛ: Прокурор обратился в суд с указанным заявлением, ссылаясь на следующие обстоятельства. В ходе проведенной прокуратурой Читинского района проверки исполнения МОУ СОШ с. Александровка трудового законодательства в части охраны труда установлено, что ответчик является муниципальным бюджетным учреждением, в котором количество рабочих мест составляет 13 единиц. В 2011 году в учреждении работодателем проведена аттестация рабочих мест работниками школы, то есть в нарушении указанных требований трудового законодательства и соответственно без участия организации, привлекаемой для аттестации рабочих мест по условиям труда. Таким образом, результаты аттестации рабочих мест Учреждения не могут быть использованы для дальнейшей работы. Нарушение требований трудового законодательства в области охраны ( отсутствие аттестации рабочих мест по условиям труда) влечет невозможность определения фактического состояния условий и охраны труда и как следствие, невозможность принятия работодателем обоснованных решений по обеспечению безопасности работающих. При таких обстоятельствах имеется угроза нарушения конституционного права работников Учреждения на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, что не допустимо. Просит суд обязать ответчика провести аттестацию 13 рабочих мест в срок до 01 сентября 2012 года. Прокурор Писаренко Н.С. в судебное заседание явилась, требования уточнила наименование ответчика - муниципальное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа с. Александровка. Представитель ответчика - директор МОУ ООШ с. Александровка Ермольева НА. в судебное заседание явилась, требования прокурора признала. Суду пояснила, что в г. Чита нет организаций имеющих лицензию на осуществление аттестации, ближайшая организация находится в г. Улан-Удэ, стоимость одного рабочего места составляет 10000 рублей. Аттестация рабочих мест не была проведена надлежаще по причине отсутствия финансовых средств. Также просит суд снизить размер государственной пошлины до 200 рублей в связи с тяжелым материальным положением школы. Суд, заслушав прокурора, ответчика, свидетеля Юдина А.И., исследовав материалы дела, находит заявление подлежащим удовлетворению. Согласно ст. 37 Конституции РФ каждому гарантировано право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены. Согласно ст. 2 ТК РФ к одним из основных принципов правового регулирования трудовых отношений относится обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда, в том числе на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены. Согласно ст. 21, 22 ТК РФ установлено, что работник имеет право на рабочее место соответствующее государственным нормативным требования охраны труда и условиям, предусмотренным коллективным договором. Работодатель обязан обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям ораны труда. Под рабочим местом в ст. 209 ТК РФ понимается место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя. Под аттестацией рабочих мест по условиям труда понимается оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Аттестация рабочих мест по условиям труда проводится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда. Частью 9 абзаца 2 ст. 212 ТК РФ закреплена обязанность работодателя по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда. Пунктами 2-4, 6 раздела 1 Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда (Далее - Порядок), утвержденного приказом Министерства Здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26.04.2011 года № 342, зарегистрированного в Минюсте РФ 09.06.2011 г. № 20963 установлено, что аттестация проводится в целях оценки условий труда на рабочих местах и выявления вредных и (или) опасных производственных факторов. Результаты аттестации используются в целях контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, оценки профессионального риска, подготовки статистической отчетности об условиях труда и компенсациях за работу во вредных и (или) опасных условиях труда, подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда, санитарно-бытового и медицинского обеспечения работников в соответствии с требованиями охраны труда, приведения в соответствие наименований должностей (профессий) с наименованиями, указанными в Общероссийском классификаторе профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов, обоснования планирования и финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда у работодателя, в том числе за счет средств на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, сбора и обработки информации о состоянии условий и охраны труда у работодателей. Аттестации подлежат все рабочие места работодателя. Обязанности по обеспечению проведения аттестации возлагаются на работодателя. Пунктом 8 раздела 1 Порядка установлено, что сроки проведения аттестации устанавливаются работодателем исходя из того, что каждое рабочее место должно аттестовываться не реже одного раза в пять лет. Судом установлено, что прокуратурой Читинского района была проведена проверка по соблюдению МОУ ООШ с. Александровка трудового законодательства в части охраны труда, в ходе которой были выявлены нарушения данного законодательства. Как видно из материалов дела, ответчик является муниципальным бюджетным учреждением, в котором количество рабочих мест составляет 13 единиц. В 2011 году в учреждении работодателем проведена аттестация рабочих мест работниками школы, то есть в нарушении указанных требований трудового законодательства и соответственно без участия организации, привлекаемой для аттестации рабочих мест по условиям труда. Таким образом, результаты аттестации рабочих мест Учреждения не могут быть использованы для дальнейшей работы. Нарушение требований трудового законодательства в области охраны ( отсутствие аттестации рабочих мест по условиям труда) влечет невозможность определения фактического состояния условий и охраны труда и как следствие, невозможность принятия работодателем обоснованных решений по обеспечению безопасности работающих. При таких обстоятельствах имеется угроза нарушения конституционного права работников Учреждения на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, что не допустимо. Как следует из объяснений сторон, аттестация рабочих мест до настоящего времени не проведена.Обязанность по проведению аттестации рабочих мест возложена на работодателя, то есть на ответчика. Поскольку в МОУ ООШ с. Александровка на день вынесения решения аттестация рабочих мест не проведена, суд считает требования прокурора обоснованными. Суд принимает признание иска ответчика, так как оно не противоречит закону и не нарушает прав и законных интересов других лиц. Срок, который просит установить прокурор для устранения нарушений суд считает разумным и учитывающим обстоятельства дела. На основании пп. 9 п. 1 ст. 333.36 НК РФ прокурор, обратившийся в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, освобожден от уплаты государственной пошлины. В соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 333.19 НК РФ по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции при подаче искового заявления неимущественного характера, государственная пошлина организациями уплачивается в размере 4000 рублей. Согласно ч. 1 ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае государственная пошлина зачисляется в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации. В соответствии с ч. 2 ст. 61.1 Бюджетного Кодека РФ в бюджеты муниципальных районов подлежат зачислению налоговые доходы от государственной пошлины (подлежащей зачислению по месту государственной регистрации, совершения юридически значимых действий или выдачи документов) - по нормативу 100 процентов - по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, мировыми судьями (за исключением Верховного Суда Российской Федерации). Суд принимает во внимание доводы ходатайства представителя ответчика о снижении размера государственной пошлины в связи с тяжелым материальным положением школы и считает возможным в соответствии с п. 2 ст. 333.20 НК РФ уменьшить учреждению установленный размер государственной пошлины до 200 рублей. Руководствуясь ст. 198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Иск удовлетворить. Обязать МОУ ООШ с. Александровка Читинского района Забайкальского края провести аттестацию 13 рабочих мест в срок до 01 сентября 2012 г. Взыскать с МОУ ООШ с. Александровка госпошлину в бюджет муниципального района «Читинский район» госпошлину по 200 руб. Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня принятия решения судом в окончательной форме в Забайкальский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы через Читинский районный суд Забайкальского края. Председательствующий: Санданова Д.Б.