Решение о признании бездействия незаконным



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

18 мая 2012г. Читинский районный суд Забайкальского края в составе председательствующего судьи Кулаковой К.Л.,

при секретаре Ярославцевой К.Ф.,

с участием помощника прокурора Читинского района Зориной Н.В.,

представителя ответчика администрации СП «Засопкинское» Хорошенко Н.А.,

представителя третьего лица Администрции мр «Читинский район» Казак Е.Г., представителя третьего лица ООО «Завод строительных материалов» Булгак Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Чите

гражданское дело № 2- 385/2012 г.

по иску прокурора Читинского района в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения «Засопкинское» о признании бездействия по выполнению указанных в предписаниях Ростехнадзора мероприятий незаконным, об обязании организовать мероприятия по устранению выявленные нарушения,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц с вышеуказанным иском ссылаясь на следующие обстоятельства:

Прокуратурой Читинского района с привлечением специалистов Ростехнадзора проведена проверка организации по эксплуатации котельной с.Засопка в отопительный период 2012 года, в ходе которой выявлены многочисленные нарушения Правил технической эксплуатации тепловых установок. Котельная с.Засопка находится в муниципальной собственности сп. «Засопкинское». В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. В соответствии с договором аренды имущества, находящегося в собственности муниципального образования сп. «Засопкинское» №4/11 от 13.05.2011 муниципальная котельная с.Засопка передана в аренду ООО «Завод строительных материалов», сроком на 5 лет.

Частью 1 статьи 616 ГК РФ установлено, что арендодатель обязан производить за свой счет капитальный ремонт переданного в аренду имущества, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором аренды.

Капитальный ремонт должен производиться в срок, установленный договором, а если он не определен договором или вызван неотложной необходимостью, в разумный срок. В соответствии с п.п. 3.4.5, 3.4.7 указанного Договора аренды с учетом дополнительного соглашения №1 от 06.06.2011 к Договору на Арендаторе имущества лежит обязанность за свой счет использовать (эксплуатировать), в том числе содержать переданное Имущество в надлежащем состоянии в соответствии с его назначением, производить за свой счет текущий ремонт; проводить ежегодно плановый (текущий) ремонт и наладку оборудования котельной с целью обеспечения бесперебойного теплоснабжения.

Таким образом, проведение капитального ремонта имущества, переданного в аренду, оснащение (замена) его необходимым оборудованием, требующего значительных финансовых затрат является обязанностью собственника имущества- администрации сп. «Засопкинское».

В соответствии с п. 17 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" надежность теплоснабжения - характеристика состояния системы теплоснабжения, при котором обеспечиваются качество и безопасность теплоснабжения.

В силу п.1 ч.1 ст. 3 Федерального закона «О теплоснабжении» одним из принципов организации отношений в сфере теплоснабжения является обеспечение надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов.

Федеральным законом от 21.07.1997 №116-ФЗ «О промышленной безопасности производственных объектов» определены правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов, направленные на предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, к локализации и ликвидации последствий указанных аварий.

Статьей 3 ФЗ установлено понятие требований промышленной безопасности, согласно которому это условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в ФЗ, других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, а также в нормативных технических документах, которые принимаются в установленном порядке и соблюдение которых обеспечивает промышленную безопасность.

Требования промышленной безопасности должны соответствовать нормам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, охраны окружающей среды, экологической безопасности, пожарной безопасности, охраны труда, строительства, а также требованиям государственных стандартов.

В соответствии со статьей 4 ФЗ, правовое регулирование в области промышленной безопасности осуществляется ФЗ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области промышленной безопасности.

Приказом Министерства энергетики РФ №115 от 24.03.2003 утверждены Правила технической эксплуатации тепловых энергоустановок (далее -ПТЭТЭ), Приказами Минстроя России № 205 от 28.08.92 (с измен, от 24.02.95), №251 от 11.11.92 утверждены соответственно Правила устройства и безопасной эксплуатации паровых котлов с давлением пара не более 0.07 МПа, водогрейных котлов и водоподогревателей с температурой нагрева воды не выше 338 К (115 градусов С) (далее ПУиБЭПиВК).

02.09.2011 специалистом Ростехнадзора проведена проверка котельной и тепловых сетей администрации сп. «Засопкинское», в ходе которой выявлены многочисленные нарушения ПТЭ ТЭ, ПУиБЭПиВК. По результатам проверки главе администрации сп. «Засопкинское» выдано предписание об их устранении в срок до 01.10.2011.

17.11.2011 Ростехнадзором проведена внеплановая проверка исполнения выданного 02.09.2011 предписания. В ходе проверки установлено, что из 28 пунктов предписания 22 пункта не исполнено.

18.11.2011 главе администрации сп. «Засопкинское» вновь выдано предписание об устранении нарушений со сроками их устранения до 18.12.2011 и до 01.09.2012.

10.02.2012 специалистом Ростехнадзора на основании требования прокуратуры района от 27.01.2012 на котельной с.Засопка вновь проведена проверка, в ходе которой установлено, что на момент проверки не устранены ранее выявленные нарушения, обязанность устранения которых лежит на администрации сп. «Засопкинское»:

- насосы не укомплектованы манометрами, отсутствует обратный клапан на нагнетательном патрубке каждого насоса - нарушены п.п. 2.9.1, 2.9.4, 9.1.36, 9.1.47 ПТЭ ТЭ;

- котельная не оборудована устройством для докотловой обработки воды - нарушены п.2.3.14, 2.3.15, 2.3.20 ПТЭТЭ;

- не проведено техническое освидетельствование строительных конструкций здания котельной и дымовой трубы специализированной организацией-нарушен п.3.3.9. ПТЭТЭ,

- наружные стены котельной частично разрушены - нарушен п. 3.3.1 ПТЭ ТЭ.

Все указанные нарушения обязана устранить администрация сп. «Засопкинское».

Котельной с. Засопка осуществляется теплоснабжение 11 двухэтажных жилых домов, 32 одноэтажных жилых дома, здания администрации, клуба, ФАПа, школы, детского сада, библиотеки.

Не принятие мер по устранению иных выявленных нарушений, создает угрозу безопасной работе котельной, и как следствие, может повлечь прекращение теплоснабжения населения с.Засопка и иных потребителей коммунальной услуги, а также угрожает безопасности жизни и здоровью работников котельной.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 21.12.1994 №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно.

В соответствии с п.4 ч.1 ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» №131-ФЗ от 06.10.2003 к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо-, и водоснабжения населения, водоотведения, снабжение населения топливом.

Также в соответствии с п.8 ч.1 ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» №131-ФЗ от 06.10.2003 администрация сп. «Засопкинское» обязана принять меры к предупреждению возникновения чрезвычайной ситуации и ликвидации последствий чрезвычайной ситуации.

Необходимость обращения прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц обусловлена тем, что непринятие мер по организации надлежащей эксплуатации котельной отрицательно влияет на предоставление надлежащим образом коммунальных услуг по отоплению гражданам, индивидуализировать круг которых не представляется возможным, а также может привести к возникновению чрезвычайной ситуации.

Просит признать бездействие администрации сп. «Засопкинское» по выполнению указанных в предписаниях Ростехнадзора мероприятий незаконным. Обязать администрацию сп. «Засопкинское» произвести следующие мероприятия: 1) оборудовать насосы манометрами согласно требований Правил, установить обратный клапан на нагнетательном патрубке каждого насоса; 2) оборудовать котельную устройством для докотловой обработки воды; 3) провести техническое освидетельствование строительных конструкций здания котельной и дымовой трубы специализированной организацией; 4) выполнить ремонт наружных стен котельной.

В судебном заседании помощник прокурора Зорина Н.В. уточнила исковые требования, просила признать бездействие администрации СП «Засопкинское», выразившееся в не принятии мер по организации оборудования насосов манометрами согласно требований Правил, установки обратного клапана на нагнетательном патрубке каждого насоса; оборудования котельной устройством для докотловой обработки воды; проведения технического освидетельствования строительных конструкций здания котельной и дымовой трубы специализированной организацией; ремонта наружных стен котельной, незаконным. Обязать администрацию СП «Засопкинское» организовать следующие мероприятия на муниципальной котельной с.Засопка: 1. по оборудованию насосов манометрами согласно требований Правил, по установке обратного клапана на нагнетательном патрубке каждого насоса; 2. по оборудованию котельной устройством для докотловой обработки воды; 3. по проведению технического освидетельствования строительных конструкций здания котельной и дымовой трубы специализированной организацией; 4. по ремонту наружных стен котельной.

Представитель ответчика администрации СП «Засопкинское» Хорошенко Н.А. исковые требования не признала, суду пояснила, что истцом не доказано, что указанные в требованиях мероприятия относятся к капитальному ремонту, что обязанность по их выполнению лежит на ответчике. Между муниципальным районом «Читинский район», действующим от имени МО сельское поселение «Засопкинское» и ООО «Завод строительных материалов» 13 мая 2011 года заключен договор аренды имущества, находящегося в собственности муниципального образования с.п. «Засопкинское» за № 4/11. По данному договору Обществу переданы во владение и пользование сроком на 5 лет в том числе нежилое здание котельной и два котла. С 13 мая 2011 года и по настоящее время именно данная организация осуществляет эксплуатацию объектами коммунальной инфраструктуры, предназначенными для теплоснабжения и объектами недвижимого имущества для их обслуживания. Согласно п. 3.4.5 и п. 3.4.7 Договора с учетом доп. соглашения ООО «Завод строительных материалов» обязано осуществлять за свой счет содержание переданного имущества в надлежащем состоянии, производить текущий ремонт. Свои обязательства Общество исполняет ненадлежащим образом. Бюджет сельского поселения «Засопкинское» не позволяет производить работы в котельной капитального характера, поэтому капитальный ремонт возможно произвести только при условии финансирования из района. Более того, по договору аренды № 4/11 от 13.05.2011 года получателем арендной платы является Администрация муниципального района «Читинский район». Ответчик считает себя ненадлежащим ответчиком по данному делу. Кроме того, согласно акта проверки Ростехнадзора от 10.02.2012 года указано, что по пунктам 12,11,19,22 предписания от 18.11.2011 года срок исполнения не вышел (выходит 01.09.2012 г.) В данных пунктах содержаться те нарушения, которые указаны в исковых требованиях. Истец в обоснование своих требований предоставляет, в том числе данный акт. Считаем, что нет оснований заблаговременно требовать выполнения перечисленных в предписании мероприятий. Указанные нарушения не могут повлечь прекращение теплоснабжения населения с. Засопка и иных потребителей коммунальной услуги, а также угрожать жизни и здоровью работников котельной.

Представитель третьего лица ООО «Завод строительных материалов» Булгак Е.А. в судебном заседании пояснила, что требования прокурора касаются проведения капитального ремонта, поскольку собственником котельной с.Засопка является администрация СП «Засопкинское», то обязанность по проведению капитального ремонта должна быть возложена на администрацию СП «Засопкинское».

Представитель третьего лица администрации мр «Читинский район» Казак Е.Г. в судебном заседании пояснил, что оставляет рассмотрение требований на усмотрение суда.

Специалист Забайкальского Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Макушкина Л.В. в судебном заседании пояснила, что в отношении администрации СП «Засопкинское» Ростехнадзором было выписано дважды предписания об устранении нарушений ПТЭ ТЭ, ПУ и БЭПиВК по содержанию котельной и тепловых сетей, последнее предписание вынесено 18.11.2011г. первое предписание было вынесено и на администрацию СП «Засопкинское» и на ООО «Завод строительных материалов», во втором предписании Ростехнадзором были разграничены обязанности администрации и ООО «Завод строительных материалов». Считает, что указанные в предписаниях мероприятия являются затратными, относятся к капитальному ремонту и их выполнение лежит на администрации СП «Засопкинское» как на собственнике имущества. По предписаниям Ростехнадзова никакие работы ни администрацией ни ООО «Завод строительных материалов» не ведутся.

Заслушав помощника прокурора, представителя ответчика, представителей третьих лиц, специалиста, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подле­жащими удовлетворению по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено, что котельная с.Засопка находится в муниципальной собственности сельского поселения «Засопкинское». (Л.д.11-12).

15 мая 2011г. муниципальное образование СП «Засопкинское» муниципального района «Читинский район» по договору №4/11 аренды имущества, находящегося в собственности МО СП «Засопкинское» предоставило ООО «Завод строительных материалов» за обусловленную сторонами договора плату во временное пользование и владение последнему имущественный комплекс – объекты коммунальной инфраструктуры, предназначенные для теплоснабжения, в том числе нежилое здание котельной и объекты движимого имущества для их обслуживания. Срок действия договора 5 лет. Согласно дополнительному соглашению №1 от 06 июня 2011г. к указанному договору аренды согласно пункту 3.4.5 договора аренды №4/11 13 мая 2010г. в обязанности арендатора также входит : за свой счет использовать (эксплуатировать), в том числе содержать переданное имущество в надлежащем состоянии в соответствии с его назначением. В целях и порядке, указанных в настоящем договоре. А также обеспечить сохранность переданного имущества. Производить за свой счет текущий ремонт.

Частью 1 статьи 616 ГК РФ установлено, что арендодатель обязан производить за свой счет капитальный ремонт переданного в аренду имущества, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором аренды.

Капитальный ремонт должен производиться в срок, установленный договором, а если он не определен договором или вызван неотложной необходимостью, в разумный срок.

В судебном заседании установлено, что ответчиком администрацией СП «Засопкинское» неоднократно не исполняются предписания Забайкальского управления Ростехнадзора, которым была проведена проверка котельной и тепловых сетей адмнистрации СП «Засопкинское»по устранению указанных в них нарушений.

02 сентября 2011г. Забайкальским управлением Ростехнадзора была проведена проверка котельной и тепловых сетей администрации СП «Засопкинское», в ходе которой выявлены многочисленные нарушения ПТЭ ТЭ, ПУ и БЭПиВК. О чем составлен акт проверки №137/11-05-2011 от 02 сентября 2011г. (Л.д.13-14). 02 сентября 2011г. по итогам указанной проверки Забайкальским управлением Ростехнадзора вынесено предписание с указанием выявленных в ходе проверки нарушений требований технических регламентов и иных обязательных требований ПТЭ ТЭ, ПУ и БЭП иВК, предписан срок устранения указанных нарушений не позднее 01.10.2011г. (Л.д.15-17). 02.09.2011г. государственным инспектором Забайкальского управления Ростехнадзора составлен протокол №20/11-05-2011фл об административном правонарушении в отношении директора ООО «Завод строительных материалов» Владимирова А.Э. по ст.9.11 КоАП РФ.(Л.д.18-19). 02.09.2011г. государственным инспектором Забайкальского управления Ростехнадзора составлен протокол №19/фл/11-05-2011 об административном правонарушении в отношении главы администрации СП «Засопкинское» Ерзикова М.С. по ст.9.11 КоАП РФ.

17.11.2011г. Ростехнадзором проведена внеплановая проверка исполнения выданного 02.09.2011 г. предписания. В ходе проверки установлено, что из 28 пунктов предписания 22 пункта не исполнено. 17.11.2011г. государственным инспектором Забайкальского управления Ростехнадзора в отношении администрации СП «Засопкинское» составлен протокол №29/11-05-2011/ЮЛ об административном правонарушении по ч.1 ст.19.5 КоАП РФ. 18 ноября 2011г. руководителю администрации СП «Засопкинское» вынесено предписание об устранении указанных нарушений в срок не позднее 18.12.2011г.

10.02.2012 специалистом Ростехнадзора на основании требования прокуратуры района от 27.01.2012 на котельной с.Засопка вновь проведена проверка, в ходе которой установлено, что на момент проверки администрацией СП «Засопкинское» не устранены ранее выявленные нарушения, обязанность устранения которых лежит на администрации сп. «Засопкинское»: насосы не укомплектованы манометрами, отсутствует обратный клапан на нагнетательном патрубке каждого насоса - нарушены п.п. 2.9.1, 2.9.4, 9.1.36, 9.1.47 ПТЭ ТЭ; котельная не оборудована устройством для докотловой обработки воды - нарушены п.2.3.14, 2.3.15, 2.3.20 ПТЭТЭ; не проведено техническое освидетельствование строительных конструкций здания котельной и дымовой трубы специализированной организацией-нарушен п.3.3.9. ПТЭТЭ, наружные стены котельной частично разрушены - нарушен п. 3.3.1 ПТЭ ТЭ.

Согласно п.3.11 Положения о проведению планово-предупредительного ремонта производственных зданий и сооружений (МДС 13-14.2000), утвержденного Постановлением Госстроя СССР от 29 декабря 1973г. №279 к капитальному ремонту производственных зданий и сооружений относятся такие работы, в процессе которых производится смена изношенных конструкций и деталей зданий и сооружений или замена их на более прочные и экономичные, улучшающие эксплуатацтонные возможности ремонтируемых объектов. Согласно Перечню работ по капитальному ремонту зданий и сооружений, являющегося приложением к указанному Положению к работам по капитальному ремонту зданий (Х,XI,XIV) также относятся: полная перекладка всех типов отопительных печей, дымовых труб и их оснований; переоборудование печей для сжигания в них угля и газа; полная перекладка кухонных плит; смена отдельных секций и узлов отопительных котлов бойлеров, котельных агрегатов или полная замена котельных агрегатов (в том случае если котельный агрегат не является самостоятельным инвентарным объектом); ремонт и смена расширителей, конденсационных горшков и другого оборудования сети; ремонт и перекладка фундаментов под котлы; автоматизация котельных; перевод с печного отопления на центральное; смена отопительных регистров; присоединение зданий к теплофикационным сетям (при расстоянии от здания до сети не более 100м.); смена змеевиков и бойлеров; смена трубопровода, деталей и в целом насосных агрегатов, баков и изоляции трубопровода. По сооружениям (XVII): частичная или полная смена покрытий каналов и камер; частичная или полная смена гидроизоляций каналов и камер; частичная перкладка стенок и кирпичных каналов и камер (до 20% общей поверхности стенок); частичная перекладка дренажных систем; ремонт днищканалов и камер; возобнавление защитного слоя в железобетонных конструкциях каналов и камер; смена люков; частичная или полная смена тепловой изоляции трубопровода; возобновление гидроизоляции трубопровода; смена отдельных участков трубопровода (вследствие износа труб) без увеличения диаметра труб; смена фасонных частей, задвижек, компенсаторов или ремонт их с заменой изношенных деталей; замена подвижных и неподвижных опор.

На основании вышеизложенного, а также указанного Положения по проведению планово-предупредительного ремонта производственных зданий и сооружений, а также Перечня работ по капитальному ремонту зданий и сооружений, являющегося приложением к указанному Положению, суд приходит к выводу, что работы по устранению нарушений, выявленные в ходе проверки 10.02.2012г. специалистом Ростехнадзора, проведенной на основании требования прокуратуры района от 27.01.2012 на котельной с.Засопка: насосы не укомплектованы манометрами, отсутствует обратный клапан на нагнетательном патрубке каждого насоса - нарушены п.п. 2.9.1, 2.9.4, 9.1.36, 9.1.47 ПТЭ ТЭ; котельная не оборудована устройством для докотловой обработки воды - нарушены п.2.3.14, 2.3.15, 2.3.20 ПТЭТЭ; не проведено техническое освидетельствование строительных конструкций здания котельной и дымовой трубы специализированной организацией -нарушен п.3.3.9. ПТЭТЭ, наружные стены котельной частично разрушены - нарушен п. 3.3.1 ПТЭ ТЭ, относятся к работам по капитальному ремонту котельной обязанность по их устранению возложена на администрацию СП «Засопкинское».

Таким образом, требования обоснованны и подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198 ГПК Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования удовлетворить.

Признать бездействие администрации сельского поселения «Засопкинское», выразившееся в не принятии мер по организации оборудования насосов манометрами согласно требований Правил, установки обратного клапана на нагнетательном патрубке каждого насоса; оборудования котельной устройством для докотловой обработки воды; проведения технического освидетельствования строительных конструкций здания котельной и дымовой трубы специализированной организацией; ремонта наружных стен котельной, незаконным.

Обязать администрацию сельского поселения «Засопкинское» организовать следующие мероприятия на муниципальной котельной с.Засопка: по оборудованию насосов манометрами согласно требований Правил, по установке обратного клапана на нагнетательном патрубке каждого насоса; по оборудованию котельной устройством для докотловой обработки воды; по проведению технического освидетельствования строительных конструкций здания котельной и дымовой трубы специализированной организацией; по ремонту наружных стен котельной.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня его вынесения в Забайкальский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы через Читинский районный суд Забайкальского края.

Судья: Кулакова К.Л.