Решение о признании частично незаконными действий председателя избирательной комиссии



ДЕЛО

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

6 июня 2012 года г. Чита

Читинский районный суд Забайкальского края в составе:

Председательствующего Цоктоевой О.В.

При секретаре Цыцыковой С.В.

С участием прокурора Писаренко Н.С.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению

Сутурина С.В. к Читинской районной территориальной избирательной комиссии о признании результатов выборов Президента РФ в участковой избирательной комиссии недействительными, о признании незаконными действий председателя участковой избирательной комиссии ,

УСТАНОВИЛ:

Заявитель обратился в суд с вышеназванным заявлением, ссылаясь на нарушение участковой избирательной комиссии муниципального образования <адрес> требований законодательства при проведении выборов Президента РФ ДД.ММ.ГГГГ.

В ходе судебного заседания ДД.ММ.ГГГГ судом с согласия представителя заявителя произведена замена заинтересованного лица участковой избирательной комиссии на Читинскую районную территориальную избирательную комиссию (л.д.____).

В ходе судебного разбирательства заявитель уточнил свои требования в части требования о признании незаконными действий председателя участковой избирательной комиссии , которые выразились в следующем: в недопущении уполномоченного представителя политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» Сутурина С.В. на избирательный участок села Засопка, принятии решения о проведении голосования вне избирательного участка в неустановленное законом для проведения выборов времени, не рассмотрении заявления наблюдателя от политической партии КПРФ ФИО 2 ( л.д.______).

Заявитель, его представитель в судебном заседании требования поддержали в полном объеме, просили суд удовлетворить требования, ссылаясь на грубые нарушения законодательства РФ об избирательных правах, которые, по их мнению, являются основанием для признания результатов выборов Президента РФ недействительными.

Представитель Читинской районной территориальной избирательной комиссии требования не признал, просил суд в удовлетворении требований отказать в полном объеме, поскольку нарушение порядка голосования 9 граждан, проживающих в <адрес>, после 20 00 часов ДД.ММ.ГГГГ и не регистрация и не рассмотрение в полном объеме заявления наблюдателя от КП РФ не являются основаниями для признания результатов выборов недействительными. Недопущение заявителя при наличии удостоверения уполномоченного представителя от КП РФ не является нарушением порядка проведения выборов, т.к. данное удостоверение в данном случае

Заинтересованное лицо Макаренко Е.В. требования не признал, просил суд в удовлетворении заявления отказать.

Выслушав стороны, показания свидетелей, заключение прокурора, полагавшего возможным удовлетворить требования заявителя частично, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:

При рассмотрении дел данной категории необходимо руководствоваться:

Конституцией Российской Федерации; Федеральными законами от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ), от 10 января 2003 г. N 19-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 19-ФЗ), от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", от 26 ноября 1996 г. N 138-ФЗ "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления" (далее - Федеральный закон от 26 ноября 1996 г. N 138-ФЗ), от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ), от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ "О политических партиях" (далее - Федеральный закон от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ), от 10 января 2003 г. N 20-ФЗ "О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации "Выборы"; конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований; иными нормативными правовыми актами о выборах и референдумах, принимаемыми в Российской Федерации (пункты 1 и 2 статьи 11 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ).

В соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации каждому гражданину принадлежит право и возможность голосовать и быть избранным на периодических выборах, проводимых на основе всеобщего и равного избирательного права при тайном голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей без необоснованных ограничений (пункт 3 статьи 21 Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 г., статья 25 Международного пакта о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г., статья 3 Европейской хартии местного самоуправления от 15 октября 1985 г., статья 3 Протокола N 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г., Конвенция о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах - участниках Содружества Независимых Государств от 7 октября 2002 г.).

Избиратели, участники референдума, кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии и их региональные отделения, иные общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители, наблюдатели, прокурор, считающие, что решениями или действиями (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественных объединений, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица нарушаются избирательные права или право на участие в референдуме граждан Российской Федерации, вправе обратиться с заявлением в суд.

Согласно ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов. Суд возбуждает гражданское дело по заявлению лица, обратившегося за защитой своих прав, свобод и законных интересов (ст. 4 ГПК РФ).

Из пунктов 2, 3 статьи 85 Федерального закона "О выборах Президента Российской Федерации" следует, что основаниями для отмены решения ЦИК России о результатах выборов Президента Российской Федерации являются такие нарушения избирательного законодательства, которые затрагивают права и интересы зарегистрированных кандидатов на должность Президента Российской Федерации либо граждан Российской Федерации, которым незаконно отказано в регистрации кандидатом.

Аналогичные основания для отмены результатов выборов закреплены и в ст. 77 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

В соответствии с ч. 1 ст. 259 ГПК РФ избиратели и другие участники избирательного процесса вправе обратиться в суд с заявлением, если решениями или действиями (бездействием) органа государственной власти, органа местного управления, общественных объединений, избирательной комиссии, должностного лица нарушаются их избирательные права.

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ участковой избирательной комиссии в <адрес> осуществлены мероприятия по осуществлению избирательских прав граждан данного поселения в выборах Президента Российской Федерации, Главы сельского поселения и депутатов Совета поселения, при этом использованы 2 переносные урны для проведения голосования вне помещения комиссии, а также комплекс обработки избирательных бюллетеней (КОИБ), на участке присутствовали наблюдатели, в том числе наблюдатель от политической партии «Коммунистическая партия РФ» ФИО 2

Постановлением Читинской районной территориальной избирательной комиссии от 3 февраля 2012г сформирована участковая избирательная комиссия в количестве 9 человек (л.д.___), председателем данной участковой комиссии назначен Макаренко Е.В., что подтверждается постановлением от 10 февраля 2012г (л.д.____).

Результаты выборов указаны в протоколе об итогах голосования данного избирательного участка, составленного в 01 00 часов ДД.ММ.ГГГГ ( л.д.____), копии протокола выданы наблюдателям, в том числе и ФИО 2

Согласно акта о проведении голосования вне помещения для голосования от ДД.ММ.ГГГГ, с 14 00 часов до 21 00 часов вне помещения для голосования с использованием переносного ящика № 1, 2 проголосовало 27 граждан на территории <адрес> ( 9 граждан проголосовало после 20 00 часов ДД.ММ.ГГГГ), волеизъявление о таком голосовании данных граждан подтверждается их письменными заявлениями, а также соответствующим реестром ( л.д.______).

Из пояснений свидетеля ФИО 2 следует, что ДД.ММ.ГГГГ он присутствовал на избирательном участке <адрес> качестве наблюдателя от КП РФ. В ходе работы избирательной комиссии после 20 00 часов он установил, что сбор голосов избирателей продолжился после 20 00 часов, о чем он сообщил Сутурина С.В. по телефону, также подал письменное заявление, в котором перечислил нарушения закона, а также просил осуществить пересчет голосов в ручную, однако в этом ему было отказано, как и в допуске на участок уполномоченного представителя от КП РФ Сутурина С.В., письменного ответа на свое заявление он не получил. Прибывшего на участок Сутурина С.В. председатель комиссии не впустил на участок, не беседовал с ним вне помещения комиссии.

Из пояснений свидетелей ФИО 4 и ФИО 5 следует, что 9 граждан из 27 реализовали свое право на голосование после 20 00 часов ДД.ММ.ГГГГ, т.к. при выяснении обстоятельства, что до 20 часов ДД.ММ.ГГГГ всех граждан члены комиссии не успели посетить, решением членов избирательной комиссии, утвержденным председателем УИК Макаренко Е.В. постановлено осуществить выезд на дом к 9 гражданам, бюллетени которых были помещены в КОИБ после 20 00 часов ДД.ММ.ГГГГ, при возвращении членов комиссии на избирательный участок.

Данные обстоятельства не отрицал председатель УИК Макаренко Е.В., подтверждаются также показаниями свидетеля ФИО 2

В силу ст. 64 ФЗ от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 02.05.2012) "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" время начала и окончания голосования на выборах, референдуме устанавливается законом. Продолжительность голосования не может составлять менее десяти часов. Законом может быть предусмотрено, что в случае, если при проведении выборов в органы государственной власти, референдума субъекта Российской Федерации на территории избирательного участка, участка референдума расположено место жительства избирателей, участников референдума, рабочее время которых совпадает с временем голосования (при работе на предприятиях с непрерывным циклом работы или вахтовым методом), по решению избирательной комиссии субъекта Российской Федерации время начала голосования на этом избирательном участке, участке референдума может быть перенесено на более раннее время, но не более чем на два часа. При совмещении дня голосования на выборах в органы государственной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления, на референдуме субъекта Российской Федерации, местном референдуме с днем голосования на выборах в федеральные органы государственной власти, Палату Представителей Парламента Союзного государства, на референдуме Российской Федерации время начала и окончания голосования определяется в соответствии с федеральным законом.

В соответствии с п.1 ст. 77 Закона Забайкальского края от 06.07.2010 N 385-ЗЗК (ред. от 12.07.2011) "О муниципальных выборах в Забайкальском крае" (принят Законодательным Собранием Забайкальского края 30.06.2010)) голосование проводится с 8 до 20 часов по местному времени. При совмещении дня голосования на выборах разных уровней время начала и окончания голосования определяется в соответствии с федеральным законом.

Согласно ст. 66 ФЗ от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 02.05.2012) "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" голосование вне помещения для голосования проводится с соблюдением требований, предусмотренных в статье 64 настоящего Федерального закона.

Согласно ст. 27 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 02.05.2012) "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" избирательная комиссия:

- организует на избирательном участке, участке референдума голосование в день голосования, а также досрочное голосование;

- проводит подсчет голосов, устанавливает итоги голосования на избирательном участке, участке референдума, составляет протокол об итогах голосования и передает его в территориальную комиссию;

- объявляет итоги голосования на избирательном участке, участке референдума и выдает заверенные копии протокола об итогах голосования лицам, осуществлявшим наблюдение за ходом голосования;

(в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ)

- рассматривает в пределах своих полномочий жалобы (заявления) на нарушение настоящего Федерального закона, иных законов и принимает по указанным жалобам (заявлениям) мотивированные решения.

Избирательные комиссии обязаны в пределах своей компетенции рассматривать поступившие к ним в ходе избирательной кампании обращения о нарушениях настоящего Федерального закона, иных федеральных законов в части, касающейся подготовки и проведения выборов Президента Российской Федерации, проводить проверки по этим обращениям и давать лицам, направившим обращения, письменные ответы в пятидневный срок, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а по обращениям, поступившим в день голосования или в день, следующий за днем голосования, - немедленно. Если факты, содержащиеся в указанных обращениях, требуют дополнительной проверки, решения по ним принимаются не позднее чем в десятидневный срок.

В данном случае председателем УИК Макаренко Е.В. не были приняты меры по организации работы членов комиссии для соблюдения требования закона о временных рамках голосования, а также не внесено в реестр жалоб, заявлений поданное в письменном виде заявление наблюдателя ФИО 2, в котором он указал на нарушение требований закона в части проведения голосования вне помещения комиссии после 20 00 часов ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем настаивал на пересчете голосов, а также недопущении уполномоченного Сутурина С.В. на избирательный участок до его закрытия при предъявлении соответствующего удостоверения.

В ходе судебного разбирательства установлен факт подачи наблюдателем ФИО 2 письменного заявления и отсутствия регистрации данного заявления в соответствующем реестре комиссии, отсутствия письменного решения комиссии по данному заявлению в полном объеме.

Данные обстоятельства не оспаривались председателем комиссии и свидетелем ФИО 3, которая являлась секретарем комиссии, суду пояснила, что она зачитывала вслух заявление ФИО 2 для членов комиссии, по общему согласию всех членов комиссии было принято решение об отказе в ходатайстве ФИО 2 о пересчете голосов избирателей, письменного ответа никто не составлял, заявление наблюдателя ФИО 2 было утеряно, решение комиссия в письменном виде не оформлялось.

Оценив установленные обстоятельства и представленные суду доказательства, суд согласен с требованием заявителя о незаконности действий председателя данной участковой комиссии в части его действий по принятию решения проведения голосования вне помещения комиссии после 20 00 часов ДД.ММ.ГГГГ, не регистрации заявления наблюдателя в установленном порядке, отсутствии письменного ответа комиссии на данное заявление, поскольку именно председатель комиссии обязан организовать работу членов комиссии и контролировать действия членов комиссии с целью недопущения нарушений требований законодательства при проведении выборов.

Требования заявителя в этой части суд признает обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В своем заявлении и дополнению к нему заявитель ссылается на нарушения закона, выразившееся в недопущении его на избирательный участок в период работы УИК до передачи всех документов в ТИК в период времени с 2-х до 3-х часов ДД.ММ.ГГГГ как уполномоченного представителя политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации».

Судом установлено, Сутурина С.В. является членом политической партии «Коммунистическая партия РФ», на момент выборов ему выдано удостоверение уполномоченного представителя политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» ( л.д.____), на пост Президента РФ от данной партии был выдвинут кандидат и заявитель полагает, что вышеуказанное удостоверение является подтверждением его полномочий и при предъявлении данного удостоверения сотрудник полиции обязан был пропустить его на участок после 20 00 часов ДД.ММ.ГГГГ, председатель комиссии также был обязан принять решение о его допуске в помещение комиссии и составить с ним беседу, поскольку Сутурина С.В. по телефонному сообщению ФИО16 стало известно о нарушениях закона на данном избирательном участке и на момент его приезда работа данной избирательной комиссии еще продолжалась.

Факт недопущения заявителя на данный избирательный участок подтверждается показаниями свидетелей ФИО 2, ФИО 1, пояснениями Макаренко Е.В.

Суд считает требование о незаконном действии председателя избирательной комиссии Макаренко Е.В., выразившемся в недопущении его на избирательный участок как уполномоченного представителя от КП РФ необоснованным и не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям:

В соответствии с пунктом 5 статьи 3 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" деятельность комиссий при подготовке и проведении выборов, подсчете голосов, установлении итогов голосования, определении результатов выборов осуществляется открыто и гласно. Открытость и гласность - одни из основных принципов организации демократических выборов. Открытость в деятельности избирательных комиссий означает прозрачность их действий, доступ на заседания комиссий иных участников избирательного процесса, присутствие их при работе комиссии с важнейшими документами. Гласность в деятельности избирательных комиссий - информирование избирателей, кандидатов, политических партий об избирательных действиях и процедурах, об их правах в избирательном процессе и порядке осуществления этих прав.

В пункте 1 данной статьи закона перечислены категории лиц, которые беспрепятственно допускаются на заседание любой избирательной комиссии: члены вышестоящих избирательных комиссий и работники их аппаратов, зарегистрированный кандидат, или его доверенное лицо, или его уполномоченный представитель по финансовым вопросам.

Эти же лица вправе присутствовать при осуществлении соответствующей участковой, территориальной избирательной комиссией работы со списками избирателей, с избирательными бюллетенями, открепительными удостоверениями, протоколами об итогах голосования и сводными таблицами. Списки избирателей, избирательные бюллетени и открепительные удостоверения - важные избирательные документы, поэтому при работе с ними допускается максимальное внимание со стороны всех участников избирательного процесса.

Указанными правами согласно данной норме не обладают уполномоченный представитель или доверенное лицо политической партии, выдвинувшей кандидата. Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" называет в аналогичной норме (пункт 1 статьи 30) только избирательные объединения, выдвинувшие список кандидатов, то есть речь идет о выборах депутатов представительных органов публичной власти.

Для присутствия на заседаниях соответствующей избирательной комиссии и при осуществлении ею работы с перечисленными избирательными документами указанным лицам не требуется дополнительное разрешение. Каждый из них должен лишь предъявить документ, подтверждающий его статус. Этим документом является соответствующее удостоверение.

Закон возлагает на избирательную комиссию обязанность обеспечить возможность свободного доступа указанных лиц на заседания и в помещения, в которых ведется подсчет голосов избирателей и осуществляется работа с перечисленными избирательными документами.

В соответствии с пунктом 2 ст. 39 ФЗ РФ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" от имени кандидатов вправе выступать исключительно их уполномоченные представители по финансовым вопросам, доверенные лица.

Однако доказательств того, что Сутурина С.В. был уполномоченным представителем по финансовым вопросам или доверенным лицом кандидата на должность Президента РФ не представлено.

В соответствии с п. 3 ст. 77 ФЗ РФ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", суд соответствующего уровня может отменить решение избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов на избирательном участке, территории, в избирательном округе, в муниципальном образовании, в субъекте Российской Федерации, в Российской Федерации в целом также в случае нарушения правил составления списков избирателей, порядка формирования избирательных комиссий, порядка голосования и подсчета голосов (включая воспрепятствование наблюдению за их проведением), определения результатов выборов, незаконного отказа в регистрации кандидата, списка кандидатов, признанного таковым после дня голосования, других нарушений избирательного законодательства, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей.

Принимая во внимание вышеуказанные нормы материального права, суд исходит из презумпции действительности результатов выборов.

Презумпция действительности результатов выборов заключается в гарантии реализации гражданами конституционного права /ч. 2 ст. 32 Конституция РФ/ избирать и быть избранными.

Результаты выборов не могут быть оспорены исключительно по нарушениям процедурного характера.

Оценив установленные обстоятельства и собранные по делу доказательства, суд находит, что существенных нарушений, не позволяющих с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, не выявлено, что является основанием для отказа в удовлетворении требования о признании результатов выборов Президента РФ недействительными.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ :

Требования Сутурина С.В. удовлетворить частично.

Признать незаконными действия председателя участковой избирательной комиссии Макаренко Е.В., выразившиеся в принятии решения о проведении голосования вне избирательного участка в не установленное законом для проведения выборов времени, не рассмотрении в полном объеме заявления наблюдателя от политической партии КП РФ ФИО 2

В удовлетворении остальных требований отказать.

Решение суда может быть обжаловано в течение одного месяца в Забайкальский краевой суд.

Судья: Цоктоева О.В.