РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 марта 2011 г.
Читинский районный суд Забайкальского края
в составе председательствующего судьи Русиной Т.И.,
с участием помощника прокурора Читинского района Рыбаковой О.С.
при секретаре Кафановой Н.Ю.,
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-302/2011
по иску прокурора Читинского района в интересах неопределенного круга лиц к Администрации сельского поселения «Маккавеевское» о признании бездействия по организации дорожной деятельности на школьном маршруте незаконным, обязании устранить недостатки дорог местного значения, установить дорожные знаки до 01.05.2011 года.
УСТАНОВИЛ:
Прокурор обратился в суд с вышеуказанным иском, ссылаясь на следующее: прокуратурой Читинского района проведена проверка исполнения законодательства, направленного на обеспечение безопасности общедоступности и бесплатности образования, в ходе которой установлено следующее.
В целях реализации конституционного права на образование в МОУ СОШ с. Маккавеево организован подвоз учащихся, проживающих в с. Маккавеево Читинского района.
Администрация сельского поселения «Маккавеевское» обязана принять комплекс мер по поддерживанию надлежащего технического состояния автомобильных дорого местного значения, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения в границах поселения, в том числе по маршруту школьного автобуса.
Однако данная обязанность исполняется не в полном объеме. Так, в ведении органа местного самоуправления - администрации сельского поселения «Маккавеевское» относится дорога, расположенная в границах населенного пункта с. Маккавеево, в частности мосты по ул. Революционная, а также на примыкании улиц.
17.11.2010 г. в ходе проверки ОГАИ Читинского района выявлено, что состояние мостов по ул. Революционной в с. Маккавеево, по которым проходит школьный маршрут не соответствует требованиям безопасности, так как на мостах отсутствует сопряжение мостов с дорожным покрытием. На мосту № 1 отсутствуют сигнальные столбики (слева), на мосту № 2 нет ограждений на подходе к мосту.
На примыкании улиц отсутствуют знаки «Приоритета», предусмотренные Правилами дорожного движения. Места остановок автобуса не оборудованы дорожными знаками 5.16, предусмотренными Правилами дорожного движения.
Все вышеперечисленные нарушения законодательства угрожают безопасности дорожного движения и ставят под угрозу жизнь и здоровье участников дорожного движения, а также обучающихся, перевозка которых осуществляется по данному школьному маршруту, что противоречит одному из основных принципов обеспечения безопасности дорожного движения, закрепленному в Федеральном законе № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» - соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.
Просит признать бездействие администрации сельского поселения «Маккавеевское» по организации дорожной деятельности на школьном маршруте, по которому осуществляется подвоз учащихся в МОУ СОШ с. Маккавеево, в частности по содержанию дорог местного значения, установленным правилам, стандартам, техническим нормам незаконным.
Обязать администрацию сельского поселения «Маккавеевское» до 01.05.2011 г. обеспечить установку дорожного знака 5.16 «Места остановки автобуса и (или) троллейбуса, а также знаков приоритета на примыкании улицы Революционная; обеспечить установку сигнальных столбиков (слева) на 1-ом мосту, установку ограждений на подходе ко 2-ому мосту; обеспечить сопряжение мостов с дорожным покрытием путем подсыпки.
Прокурор в судебном заседании исковые требования поддержал.
Представитель Администрации сельского поселения Пономарев Е.С. просит рассмотреть дело в его отсутствие, просит в удовлетворении исковых требований прокурору Читинского района отказать, представив суду письменные возражения на иск.
Представитель Комитета образования муниципального района «Читинский район», представитель МОУ СОШ с. Маккавеево в судебное заседание не явились.
Суд, заслушав прокурора Рыбакову О.С., исследовав представленные материалы дела, считает необходимым требования удовлетворить.
В соответствии со ст.43 Конституции РФ каждый имеет право на образование. Государством гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
Согласно ч. 1. ст. 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья. Одним из основных принципов обеспечения дорожного движения является приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности, что закреплено в ФЗ от 10.12.1995 года № 196 ФЗ «О безопасности дорожного движения».
Согласно ст. 9 вышеуказанного Закона система государственного учета обеспечивает организацию и проведение органами местного самоуправления работ по формированию и реализации государственной политики в области обеспечения безопасности дорожного движения. Статья 24 закрепляет право граждан на безопасные условия движения по дорогам РФ.
В соответствии с ч. 5 ст. 14 Федерального закона РФ № 131- ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения. Указанная норма закреплена и в ч. 6 ст. 13 Федерального закона РФ № 257- ФЗ от 08.11.2007 «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
В соответствии со ст. 3. Федерального закона №257-ФЗ дорожная деятельность – деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту и содержанию автомобильных дорог; содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а так же по организации и обеспечению безопасности дорожного движения. В соответствии с ч. 3. ст. 15 ФЗ № 257 от 08.11.2007 г. осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления. Согласно ч. 6 ст. 19 названного закона «Устав автомобильного и городского наземного электрического транспорта» в каждом остановочном пункте по маршруту регулярных перевозок должны быть размещены информация о виде перевозок.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» обеспечение безопасности дорожного движения - деятельность, направлена на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.
В соответствии с ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог. Кроме того, в соответствии с Федеральным законом № 257-ФЗ к элементам обустройства автомобильных дорог относятся, в том числе остановочные пункты, на которых производится посадка и высадка пассажиров при осуществлении регулярных перевозок. Статья 13 указанного закона предусматривает, что органы местного самоуправления, в ведении которых находятся автомобильные дороги, принимают меры к обустройству этих дорог предусмотренными объектами сервиса в соответствии с нормами проектирования, планами строительства и генеральными схемами размещения указанных объектов, организуют их работу в целях максимального удовлетворения потребностей участников дорожного движения и обеспечения их безопасности, представляют информацию участникам дорожного движения о наличии таких объектов и расположении ближайших учреждения движения на соответствующих участках дорог.
Судом установлено, что 15.11.2010 г. комиссией в составе главного государственного инспектора отдела автотранспортного автодорожного надзора УГАДН по Забайкальскому краю, и.о. начальника ОГИБДД по Читинскому району, ведущим инженером отдела эксплуатации контроля качества и приемки работ ГУ «Служба единого заказчика», начальника АХО комитета образования администрации муниципального района «Читинский район»; главного специалиста Управления развития ЖКХ администрации муниципального района «Читинский район» был составлен акт осеннего обследования школьных маршрутов, в результате чего были обнаружены недостатки по содержанию дорог местного значения, установленным в соответствии с требованиями СНиП (л.д 9). На основании акта главе администрации сельского поселения «Маккавеевское» было выписано предписание об устранении недостатков, указанных в приложении к акту (л.д.6), однако, мер к их устранению принято не было, что указывает на бездействие со стороны администрации сельского поселения «Маккавеевское».
Учитывая, что содержание дорог, по которым проходит школьный маршрут в МОУ СОШ с.Маккавеево осуществляется администрацией сельского поселения «Маккавеевоское», суд считает необходимым заявленные требования прокурора удовлетворить.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198 ГПК Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Читинского района в интересах неопределенного круга лиц к Администрации сельского поселения «Маккавеевское» о признании бездействия по организации дорожной деятельности на школьном маршруте незаконным, обязании устранить недостатки дорог местного значения, установить дорожные знаки до 01.05.2011 года удовлетворить.
Признать бездействие администрации сельского поселения «Маккавеевское» по организации дорожной деятельности на школьном маршруте, по которому осуществляется подвоз учащихся в МОУ СОШ с.Маккавеево, в частности по содержанию дорог местного значения, установленным правилам, стандартам, техническим нормам незаконным.
Обязать администрацию сельского поселения «Маккавеевское» до 01.05.2011 г. обеспечить установку дорожного знака 5.16 «Места остановки автобуса и (или) троллейбуса», а также знаков приоритета на примыкании улицы Революционная; обеспечить установку сигнальных столбиков (слева) на 1-ом мосту, установку ограждений на подходе ко 2-ому мосту; обеспечить сопряжение мостов с дорожным покрытием путем подсыпки.
Решение вступило в законную силу 8 апреля 2011 г.