Дело № 5-33-2011 ПОСТАНОВЛЕНИЕ «14» сентября 2011 года Судья Читинского районного суда Забайкальского края Цоктоева О.В., при секретаре Цыцыковой С.В., рассмотрев в открытом судебном заседании материалы об административном правонарушении в отношении ФГУП «РТРС» филиал «Забайкальский краевой радиотелевизионный передающий центр» за совершение правонарушения, предусмотренным ст. 6.3 КоАП РФ, УСТАНОВИЛ: Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Забайкальскому краю обратилось в суд для рассмотрения дела об административном правонарушении по ст. 6.3 КоАП РФ и решения вопроса о приостановлении деятельности по месту нахождения передающего радиотехнического объекта, расположенного по адресу: <адрес>, в отношении Федерального государственного унитарного предприятия «Российская телевизионная и радиовещательная сеть», юридический адрес: <адрес>, Генеральный директор ФИО1 (ФГУП «РТРС» Филиал «Забайкальский краевой радиотелевизионный передающий центр» расположенный по адресу: <адрес>) В судебном заседании представитель Роспотребнадзора просил суд признать ФГУП «РТРС» виновным в совершении административного правонарушения по ст. 6.3 КоАП РФ и привлечь к административной ответственности в виде приостановления деятельности на срок не менее 30 суток. Представитель ФГУП «РТРС» поддержал доводы, изложенные в отзыве, считает, что измерения интенсивности электромагнитного поля проводились с нарушениями методики измерений, следовательно, протокол измерений необходимо признать недопустимым доказательством и в связи с отсутствием доказательств состава и вины правонарушения необходимо прекратить производство по делу, приостановление деятельности приведет к убыткам предприятия. Изучив материалы дела, заслушав пояснения лиц, участвующих в дела, показания экспертов, показания свидетеля, судья приходит к следующим выводам. Как следует из материалов дела, в отношении юридического лица Федеральное государственное унитарное предприятие «Российская телевизионная и радиовещательная сеть» 29 августа 2011 года главным специалистом -экспертом отдела санитарного надзора Комогорцевой В.А. составлен протокол об административном правонарушении № (л.д. 4) в отношении ФГУП «РТРС» Филиал «Забайкальский краевой радиотелевизионный передающий центр», расположенного по адресу: <адрес>. Проведенной на основании распоряжения заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Забайкальскому краю № от 25.07.2011 г проверкой обнаружено: 09.08.2011 г в 17ч20 мир. при рассмотрении в Управлении Роспотребнадзора по Забайкальскому краю протокола измерений интенсивности электромагнитного поля № от 03.08.2011 г, выданного ФГУП «Центр гигиены и эпидемиологии в Забайкальском крае», выявлены нарушения требований санитарного законодательства в области обеспечения санитарно -эпидемиологического благополучия населения, выразившиеся в нарушении обязательных требований ст.ст. 11,23 ФЗ РФ от 30.03.1999 г № 52-ФЗ «О санитарно -эпидемиологическом благополучии населения», п.п.3.3 СанПин2.1.8./2.2.4.1383-03 «Гигиенические требования к размещению и эксплуатации передающих радиотехнических объектов» (далее -СанПиН 2.1.8./2.2.4.1383-03), п. 6.4.4. СанПиН 2.1.2.2801-10 «Изменения и дополнения № 1 к СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно -эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях» (далее -СанПиН 2.1.2.20801-10 «Изменения и дополнения № 1 к СанПиН 2.1.2.2645-10), а именно: -измеренные значения напряженности электромагнитного поля на территории дачных участков №и № по <адрес>, расположенный в непосредственной близости от передающего радиотехнического объекта ФГУП «РТРС» составляют 37.6-42.4 В\м при предельно допустимом уровне 25В\м (превышают на 12.6-17.4 В\м) и не соответствуют требованиям п.3.3. СанПиН 2.1.8./2.2.4.1383-03; -измеренные значения напряженности электромагнитного поля в жилых помещениях дачных участков № и № по <адрес>, расположенный в непосредственной близости от передающего радиотехнического объекта ФГУП «РТРС» составляют 47.2-49.6 В\м при предельно допустимом уровне 25В\м (превышают 22.2-24.6 В/м) и не соответствуют требованиям п. 6.4.4. СанПиН 2.1.2.2801-10 «Изменения и дополнения №1 к СанПиН 2.1.2.2645-10. Что подтверждается следующими доказательствами: актом проверки от 22.08.2011 №, протоколом измерений интенсивности электромагнитного поля № от 03.08.2011, выданного ФГУП «Центр гигиены и эпидемиологии в Забайкальском крае». Статья 6.3 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и законодательства о техническом регулировании Субъектом указанного правонарушения может быть юридическое лицо. Согласно ст. 2.10 КоАП РФ юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями раздела 2 настоящего Кодекса или законами субъектов РФ об административных правонарушениях. 29 августа 2011 года главным специалистом-экспертом отдела санитарного надзора Управления Роспотребнадзора по Забайкальскому краю при осуществлении внеплановой выездной проверки был вынесен протокол № о временном запрете деятельности (ФГУП «РТРС» Филиал «Забайкальский краевой радиотелевизионный передающий центр» на основании данных протоколов измерений напряженности электромагнитного поля в жилых помещениях дачных участков № и № по <адрес> и напряженности электромагнитного поля на территории дачных участков №и № по <адрес> (л.д.6-7). В ходе судебного разбирательства установлено, что по адресу: <адрес> расположена радиостанция №, которая на праве хозяйственного ведения принадлежит ФГПУ «Российская телевизионная и радиовещательная сеть», осуществляет работу данной радиостанции филиал вышеуказанного юридического лица «Забайкальский краевой радиотелевизионный передающий центр», что подтверждается представленными документами ( л.д.____). Доводы представителей ФГПУ «Российская телевизионная и радиовещательная сеть» о том, что при проведении измерений напряженности электромагнитного поля в жилых помещениях и территории земельных участков допущены нарушения методики измерений, судья считает несостоятельными, учитывая показания экспертов ФГУП «Центр гигиены и эпидемиологии в Забайкальском крае», которые суду пояснили, что измерения проводились прибором <данные изъяты>, который зарегистрирован в Государственном реестре средств измерений под № и допущен к применению в Российской Федерации, свидетельство о поверке №, действительно до 16.06.2012). Измерения проводились в соответствии с п. 5.3. Методических указаний МУК 4.3.044-96 «Определение уровней электромагнитного поля, границ санитарно-защитной зоны и зон ограничения застройки в местах размещения передающих средств радиовещания и радиосвязи кило-, гекто- и декаметрового диапазонов». Так как измеритель <данные изъяты> не является селективным прибором, измерения уровней напряженности электрического поля проводились в каждой намеченной точке от каждой отдельно излучаемой антенны. По результатам измерений был оформлен протокол измерения ЭМП № от 03.08.2011. Данные показания экспертов подтверждаются письменными доказательствами ( л.д._____). Как пояснили эксперты, измерения в данном случае проводились при работающих и находящихся над земельными участками №, № линиями электропередачи, которые были проложены дачным кооперативом, технология, алгоритм действий и обработка данных измерений напряженности при получении измерений экспертами выполнялись в соответствии с руководством по эксплуатации данного прибора, а также в соответствии с методическими указаниями МУК 4.3. 044-96 года ( раздел 5.3). Не доверять показаниям данных экспертов оснований не имеется, эксперты являются работниками Испытательного лабораторного Центра, имеющего аттестат аккредитации ( л.д._____), имеют высшее специальное образование, большой стаж работы. Показания свидетеля ФИО2 судья оценивает критически, поскольку, являясь работником юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, данный свидетель имеет субъективное мнение о методике измерений, при этом ссылается на письменное мнение сотрудников научного института. Ссылку представителей юридического лица на МУК 4.3.679-97 «Определение уровней магнитного поля в местах размещения передающих средств радиовещания и радиосвязи кило-, гекто и декаметрового диапазонов» судья считает несостоятельным, поскольку согласно СанПиН 2.1.8/2.2.4.1383-03 «Гигиенические требования к размещению и эксплуатации передающих радиотехнических объектов» п. 2.1. «Оценка воздействия ЭМП РЧ ПРТО на население осуществляется: - в диапазоне частот 30 кГц - 300 МГц - по эффективным значениям напряженности электрического поля (Е), В/м», именно электрического, а не магнитного. В соответствии с п.п. 3.7., 3.8. СанПиН 2.1.8/2.2.4.1383-03 «Гигиенические требования к размещению и эксплуатации передающих радиотехнических объектов» утверждение проектной документации по строительству, реконструкции, техническому перевооружению, расширению и ввод в эксплуатацию построенных и реконструированных ПРТО допускается при наличии санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии их настоящим санитарным правилам. Санитарно-эпидемиологические заключения выдаются Территориальными управлениями Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в субъектах Российской Федерации на основании результатов санитарно-эпидемиологической экспертизы. Санитарно-эпидемиологическая экспертиза осуществляется органами и учреждениями Госсанэпиднадзора, организациями, экспертами, аккредитованными в установленном порядке. В соответствии с п. 3.10. СанПиН 2.1.8/2.2.4.1383-03 обязанность представления перечня сведений и материалов, подлежащих включению в санитарно-эпидемиологическое заключение и предложения к нему, а также организация проведения расчетов распределения уровней ЭМП, границ санитарно-защитной зоны и зон ограничения, измерений уровней ЭМП лежит на владельце (администрации) ПРТО. Как установлено в суде и следует из представленных документов, и не оспаривается представителями ФГУП «Российская телевизионная и радиовещательная сеть», на момент составления протокола и рассмотрения его в суде у данного юридического лица, как владельца ПРТО, не имеется Санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии ПРТО санитарным правилам, несмотря на выдачу предписания о предоставлении такого заключения. Проанализировав имеющиеся в материалах дела доказательства, судья приходит к выводу о том, что собранными по делу и представленными в суд письменными доказательствами, подтверждается наличие в действиях юридического лица состава правонарушения и вина ФГУП «Российская телевизионная и радиовещательная сеть» в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 6.3 КоАП РФ. Из статьи 11 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» следует, что индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства. В ходе рассмотрения дело было установлено, что протокол об административном правонарушении и протокол о временном запрете деятельности составлены в один день - 29.08.2011г в соответствии с требованиями действующего законодательства. В соответствии с частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом. В ходе рассмотрения административного материала документального подтверждения отсутствия нарушений, указанных в протоколе, представлено не было. Объектами правонарушения являются здоровье и санитарно-эпидемиологическое благополучие населения. Состав рассматриваемого правонарушения сформулирован как формальный и с объективной стороны заключается в нарушении соответствующих санитарно-эпидемиологических требований, совершаемом путем, как действия, так и бездействия. В соответствии со ст. 6.3 КоАП РФ нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и законодательства о техническом регулировании влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от десяти тысячи до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. Невыполнение юридическим лицом требований санитарных правил, последствием чего является воздействие на людей электромагнитного излучения, величина которого превышает предельно допустимый уровень, а также расположение в санитарно-защитной зоне и зоне ограничений ПРТО селитных территорий и территорий для размещения коллективных и индивидуальных дачных участков ухудшает условия проживания и пребывания людей на дачных участках и создает угрозу жизни или здоровью, создает угрозу возникновения и распространения заболеваний. Учитывая, что факт совершения административного правонарушения подтверждается совокупностью имеющихся в деле доказательств, ФГУП «Российская телевизионная и радиовещательная сеть» подлежит привлечению к административной ответственности в виде административного приостановления деятельности сроком на 30 суток. Руководствуясь статьей 29.9 КоАП РФ, судья ПОСТАНОВИЛ: Признать ФГУП «Российская телевизионная и радиовещательная сеть» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.3 КоАП РФ, привлечь ФГУП «Российская телевизионная и радиовещательная сеть» к административной ответственности в виде административного приостановления деятельности сроком на 30 дней. Постановление может быть обжаловано в течение десяти суток со дня получения его копии в Забайкальский краевой суд через Читинский районный суд.