дело № 2-1398/2011
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
02 декабря 2011 года г. Чистополь РТ
Чистопольский городской суд Республики Татарстан в составе: председательствующего судьи Хуснутдинова А.И.
при секретаре Самойлычевой А.Ю.,
с участием представителя заявителя Каримова М.Р.,
представителя заинтересованного лица Палаты земельных и имущественных отношений - Исхаковой М.Ю.,
представителя заинтересованного лица Отдела архитектуры и градостроительства – Шумилова А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Пряничников В.П. о признании незаконным решения об отказе в предоставлении в собственность земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Заявитель обратился в суд с заявлением о признании незаконным решения об отказе в предоставлении в собственность земельного участка, в обоснование указав, что в 2002 году он построил одноэтажное нежилое строение (торговый павильон) площадью 55,2 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>, является его собственником на основании акта приемки в эксплуатацию объекта от ДД.ММ.ГГГГ и постановления Главы администрации Чистопольского района и г. Чистополь № 1710 от ДД.ММ.ГГГГ Право собственности зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Земельный участок под указанным нежилым строением предоставлен в аренду сроком до ДД.ММ.ГГГГ, на основании договора аренды земельного участка № 86/02 от ДД.ММ.ГГГГ и соглашения № ТО 11-114-1217 от ДД.ММ.ГГГГ В августе заявитель обратился в Палату земельных и имущественных отношений Чистопольского муниципального района с заявлением о предоставлении в собственность арендуемого земельного участка. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ № 519 Палата земельных и имущественных отношений отказала ему в предоставлении в собственность спорный земельный участок, сославшись на то обстоятельство, что спорный земельный участок находится за красной линией <адрес> и входит в состав земель общего пользования. Считает отказ в предоставлении в собственность земельного участка незаконным и нарушающим его права.
Представитель заявителя в судебном заседании заявление поддержал по изложенным основанием, дополнительно пояснив, что оснований для отказа в предоставлении в собственность земельного участка не имеется, поскольку проект планировки Северо-западного не утвержден.
Представитель заинтересованного лица – Палаты земельных и имущественных отношений Чистопольского муниципального района с заявлением не согласилась.
Представитель заинтересованного лица – Отдела архитектуры и градостроительства с заявлением не согласился.
Представитель заинтересованного лица – Исполнительный комитет муниципального образования «Чистопольский муниципальный район» РТ, извещенный о времени и месте судебного заседания, не явился, возражений против заявления не представил.
Суд, выслушав объяснения указанных лиц, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Порядок обжалования решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих предусмотрен главой 25 ГПК РФ.
В соответствии со статьей 255 ГПК РФ к решениям, действиям органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, подлежащих оспариванию в порядке гражданского судопроизводства, относятся решения и действия (бездействие) в результате которых нарушены права и свободы; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Согласно статье 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.
В силу статьи 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Согласно пункту 2 статьи 15 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность; земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Пунктами 11 и 12 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (далее - линейные объекты); территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары).
В силу пункта 2 статьи 8 Градостроительного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области градостроительной деятельности относятся:
1) подготовка и утверждение документов территориального планирования муниципальных районов;
4) утверждение подготовленной на основании документов территориального планирования муниципальных районов документации по планировке территории, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Согласно статье 42 Градостроительного кодекса РФ подготовка проекта планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления параметров планируемого развития элементов планировочной структуры, зон планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения;
проект планировки территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по ее обоснованию;
основная часть проекта планировки территории включает в себя:
1) чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются:
а) красные линии;
б) линии, обозначающие дороги, улицы, проезды, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктур;
в) границы зон планируемого размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, иных объектов капитального строительства;
г) границы зон планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.
Из пункта 5 Положения о согласовании проектов схем территориального планирования субъектов Российской Федерации и проектов документов территориального планирования муниципальных образований, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 24.03.2007 № 178, усматривается, что заказчик направляет проект документа территориального планирования на согласование в следующие органы:
а) федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере градостроительства (далее - уполномоченный орган в сфере градостроительства), - в случаях, указанных в части 1 статьи 16, части 1 статьи 21 и части 1 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации;
б) высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации - в случаях, указанных в части 2 статьи 16, части 2 статьи 21 и части 2 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации;
в) органы местного самоуправления - в случаях, указанных в части 3 статьи 16, частях 3 и 4 статьи 21 и частях 3 и 4 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации;
г) федеральный орган охраны объектов культурного наследия - в случае, указанном в пункте 4 статьи 60 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" до направления в уполномоченный орган в сфере градостроительства.
Исходя из части 5 статьи 45 Градостроительного кодекса РФ, органы местного самоуправления поселения обеспечивают подготовку документации по планировке территории на основании генерального плана поселения, правил землепользования и застройки.
Частью 9 статьи 42 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что проект планировки территории является основой для разработки проектов межевания территорий.
Согласно части 5 статьи 43 Градостроительного кодекса РФ проект межевания территории включает в себя чертежи межевания территории, на которых отображаются:
1) красные линии, утвержденные в составе проекта планировки территории;
2) линии отступа от красных линий в целях определения места допустимого размещения зданий, строений, сооружений;
3) границы застроенных земельных участков, в том числе границы земельных участков, на которых расположены линейные объекты;
4) границы формируемых земельных участков, планируемых для предоставления физическим и юридическим лицам для строительства;
5) границы земельных участков, предназначенных для размещения объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения;
6) границы территорий объектов культурного наследия;
7) границы зон с особыми условиями использования территорий;
8) границы зон действия публичных сервитутов.
В соответствии с частями 5, 13 и 14 статьи 46 Градостроительного кодекса РФ проекты планировки территории и проекты межевания территории, подготовленные в составе документации по планировке территории на основании решения органа местного самоуправления поселения или органа местного самоуправления городского округа, до их утверждения подлежат обязательному рассмотрению на публичных слушаниях. Глава местной администрации поселения с учетом протокола публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории и заключения о результатах публичных слушаний принимает решение об утверждении документации по планировке территории или об отклонении такой документации и о направлении ее в орган местного самоуправления на доработку с учетом указанных протокола и заключения. Утвержденная документация по планировке территории (проекты планировки территории и проекты межевания территории) подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, в течение семи дней со дня утверждения указанной документации и размещается на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет".
Из материалов дела усматривается, что в 2002 года Пряничников В.П. построено одноэтажное нежилое строение (торговый павильон) площадью 55,2 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>, строение 146 и он же является собственником на основании акта приемки в эксплуатацию объекта от ДД.ММ.ГГГГ и постановления Главы администрации Чистопольского района и г.Чистополя № 1710 от ДД.ММ.ГГГГ
Право собственности зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Земельный участок площадью 60 кв.м. под указанным нежилым строением предоставлен Пряничников В.П. в аренду сроком до ДД.ММ.ГГГГ, на основании договора аренды земельного участка № 86/02 от ДД.ММ.ГГГГ и соглашения № ТО 11-114-1217 от ДД.ММ.ГГГГ Соглашение зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В августе 2011 года Пряничников В.П. обратился в Палату земельных и имущественных отношений Чистопольского муниципального района с заявлением о предоставлении в собственность арендуемого земельного участка.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ № 519 Палата земельных и имущественных отношений Чистопольского муниципального района отказала Пряничников В.П. в предоставлении в собственность спорный земельный участок на основании части 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, сославшись на то обстоятельство, что спорный земельный участок находится за красной линией <адрес> и таким образом входит в состав земель общего пользования.
Спорный земельный участок площадью 60 кв.м., находящийся по адресу: РТ, <адрес> расположен в северо-западном районе <адрес>, следовательно, из анализа вышеуказанных норм следует, что проект планировки территории северо-западного района <адрес>, включающий красные линии, должен быть утвержден и согласован с уполномоченным органом.
В настоящее время проект планировки территории северо-западного района <адрес> не утвержден и не согласован, следовательно, отказ в предоставлении в собственность земельного участка заявителю, со стороны Палаты земельных и имущественных отношений суд находит необоснованным.
Кроме того, в связи с отсутствием допустимых доказательств со стороны заинтересованных лиц об утверждении и согласовании вышеуказанного проекта планировки, суд приходит к выводу о нарушении исключительных прав заявителя на выкуп земельного участка под принадлежащим на праве собственности нежилым зданием.
В связи с тем, что оспариваемый отказ нарушает права и законные интересы заявителя, так как препятствует оформлению прав на земельный участок, а также в целях восстановления нарушенных прав заявителя, суд считает целесообразным обязать Палату земельных и имущественных отношений Чистопольского муниципального района устранить в полном объеме допущенные нарушения прав и свобод Пряничников В.П. путем принятия решения о предоставлении ему в собственность за плату земельный участок, расположенный по адресу: РТ, <адрес>, кадастровый номер 16:54:020103:121, для обслуживания нежилого строения (торгового павильона «Название»).
Доказательств того, что спорный земельный участок находится в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд, а также в составе земель общего пользования, суду не представлено и судом не добыто.
Нежилое строение, расположенное по адресу: РТ, <адрес> введено в эксплуатацию в 2002 году, с указанного времени его собственник пользовался земельным участком в тех же границах.
Красная линия, в пределах которой расположен спорный земельный участок (60 кв. м), определена проектной документацией на строительство № 210 от ДД.ММ.ГГГГ.
Доводы представителя отдела архитектуры и градостроительства о том, что спорный земельный участок расположен в пределах красных линий, является ошибочным, материалами дела и представленными доказательствами не подтвержден.
Таким образом, с учетом норм действующего земельного законодательства и установленных конкретных обстоятельств дела Пряничников В.П. имеет право на спорный земельный участок, расположенный по адресу: РТ, <адрес>, площадью 60 кв. м.
При таких обстоятельствах, оснований для признания решения Палаты земельных и имущественных отношений Чистопольского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № 519 законным и обоснованным не имеется, оно подлежит отмене.
Руководствуясь ст.ст. 194, 198, 257, 258 ГПК РФ суд,
РЕШИЛ:
Заявление удовлетворить.
Признать решение, выраженное в письме Палаты земельных и имущественных отношений Чистопольского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № 519 об отказе Пряничников В.П. в предоставлении в собственность земельного участка, расположенного по адресу: РТ, <адрес>, кадастровый номер 16:54:020103:121, для обслуживания нежилого строения (торгового павильона «Название»), незаконным.
Обязать Палату земельных и имущественных отношений Чистопольского муниципального района устранить допущенные нарушения прав и свобод Пряничников В.П. путем принятия решения о предоставлении ему в собственность за плату земельный участок, расположенный по адресу: РТ, <адрес>, кадастровый номер 16:54:020103:121, для обслуживания нежилого строения (торгового павильона «Название») и путем подготовки в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу проекта договора купли-продажи указанного земельного участка с последующим направлением проекта договора Пряничников В.П. для его заключения.
Обязать Палату земельных и имущественных отношений Чистопольского муниципального района в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу направить Пряничников В.П. проект соглашения о расторжении договора аренды № 86/02 от ДД.ММ.ГГГГ и соглашения № ТО 11-114-1217 от ДД.ММ.ГГГГ о продлении договора аренды.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан через Чистопольский городской суд РТ в течение десяти дней.
Судья А.И. Хуснутдинов