дело № 2-8/12
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
13 марта 2012 года город Чистополь РТ
Чистопольский городской суд Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Шайдуллина И.Ш. при секретаре судебного заседания Салеевой Е.А.;
с участием:
истца Хорьковой Т.С.;
представителя истцов Беспаловой Т.М.;
специалиста Тухватуллиной Е.П.;
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску
Ермолаев А.С., Хорьковой Т.С. к исполнительному комитету муниципального образования «город Чистополь», Государственному жилищному фонду при Президенте Республики Татарстан о признании права на использование субсидий для покупки жилого помещения, возложении обязанности: предоставить жилое помещение, произвести мероприятия по оплате жилого помещения, выдать справку о выплате пая,
УСТАНОВИЛ:
Ермолаев А.С. и Хорькова Т.С. обратились в суд с иском к исполнительному комитету муниципального образования «город Чистополь», Государственному жилищному фонду при Президенте Республики Татарстан о признании за ними права на использование субсидий для покупки квартиры на вторичном рынке жилья в городе Чистополь РТ, возложении обязанности на ответчиков дать разрешение на приобретение жилья на вторичном рынке в городе Чистополь РТ, произвести мероприятия по оплате покупаемого жилья с использованием сертификата.
В обоснование исков указано, что ДД.ММ.ГГГГ им в отделе учета и распределения жилья исполнительного комитета Чистопольского муниципального района выдали сертификаты на сумму <данные изъяты> рублей каждому, для приобретения жилого помещения общей площадью 33 кв.м. исходя из средней рыночной стоимости <данные изъяты> рублей. Они не могут приобрести жилье на сертификат по той причине, что в городе ответчик предоставляет жилье дороже по стоимости, чем сумма сертификата и площадью гораздо больше, чем 33 кв.м. У них нет средств, чтобы доплатить за более дорогое жилье. ГФЖ предлагает оформить ипотечный кредит, но ипотеку оформлять также нет возможности, не располагают средствами для оплаты кредитов. На сумму сертификата возможно приобрести жилье на вторичном рынке. Они обратились к ответчикам, чтобы предоставили право на приобретение жилья на вторичном рынке, но получили отказ.
Истцы свои требования дополнили, просили обязать ответчика предоставить жилье в виде однокомнатной квартиры в городе Чистополь РТ в новом доме или на рынке вторичного жилья в собственность.
В дальнейшем истец Хорькова Т.С. изменила свои требования и просила признать за ней право на получение жилья, обязать ответчиков предоставить ей однокомнатную квартиру по адресу: <адрес>, обязать ГЖФ при Президенте РТ выдать справку о выплате пая.
Хорькова Т.С. в судебном заседании свои требования поддержала.
Ермолаев А.С. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен.
Представитель истцов также поддержала исковые требования.
Представители ответчиков в судебные заседания не явились, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены. При этом Государственный жилищный фонд при Президенте РТ просил рассмотреть дело в отсутствие представителя, письменно пояснив в части требований Хорьковой Т.С., что при наличии разрешения на регистрацию права собственности органов опеки и попечительства не возражает против заявленных требований.
Представитель третьего лица – Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства РТ в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела уведомлена. Согласно отзыву третье лицо не поддерживает исковые требования и просит рассмотреть дело без участия представителя.
Представитель третьего лица Чистопольского отдела Росреестра по РТ в судебное заседание не явилась, просила провести судебное заседание без ее участия.
Представитель третьего лица Отдела опеки и попечительства исполнительного комитета Чистопольского муниципального района РТ в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела уведомлена.
Суд, заслушав указанных участников судебного разбирательства, исследовав и оценив представленные по делу доказательства, отзывы, приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Согласно ч.2 ст.218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
На основании абз.2 ч.1 ст.8 Федерального Закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 3 Закона РТ от 27.12.2004 N 69-ЗРТ «О государственной поддержке развития жилищного строительства в Республике Татарстан» социальная ипотека - предоставление гражданам жилья в рассрочку в соответствии с основными требованиями, предъявляемыми к государственной поддержке развития жилищного строительства.
Согласно абз.2 ч.5 ст.8 Закона РТ «Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), в приемных семьях, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Порядок предоставления жилых помещений и дополнительных гарантий на имущество и жилое помещение данной категории граждан устанавливается Кабинетом Министров Республики Татарстан.
Пунктами 1 и 2 Указа Президента РТ от 12 февраля 2009 года «О дополнительных мерах по защите жилищных прав детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлено, что считать необходимым создание в Республике Татарстан единого банка данных о детях-сиротах, детях, оставшихся без попечения родителей, и лицах из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее также - лица из категории детей-сирот), получивших жилье на льготных условиях с использованием сертификатов в соответствии с законодательством Республики Татарстан, а также имеющих жилье на праве собственности по иным основаниям.
Установить, что жилые помещения предоставляются лицам из категории детей-сирот на льготных условиях за счет средств бюджета Республики Татарстан с использованием сертификатов на основании договоров, заключаемых со специализированной организацией на определенный срок, в соответствии с законодательством Республики Татарстан.
Постановлением Кабинета Министров РТ от 16 мая 2008 года № 326 утверждены правила выдачи, реализации сертификатов для обеспечения жильем многодетных семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного за ними жилого помещения.
В соответствии с указанными Правилами сертификат является именным свидетельством, удостоверяющим право гражданина на получение за счет средств бюджета Республики Татарстан субсидии для приобретения жилого помещения (далее - субсидия).
Предоставление субсидии является финансовой поддержкой государства в целях приобретения жилого помещения.
Сертификат не является ценной бумагой (п.2).
Срок действия сертификата исчисляется с даты его выдачи, указываемой в сертификате, и составляет 9 месяцев (п.3).
Право на получение сертификата имеют следующие категории граждан, состоящие в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий:
а) многодетные семьи, имеющие пять и более детей, зарегистрированных и проживающих с родителями и не образовавших свои семьи (к детям многодетной семьи, образовавшим свои семьи, относятся совершеннолетние дети, состоящие в браке или имеющие своего ребенка (детей));
б) дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения или возможности возвращения в ранее закрепленное за ними жилое помещение, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях всех видов профессионального образования и учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (далее - дети-сироты) (п.4).
Размер субсидии, рассчитываемый Министерством строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан (далее - Министерство) на дату выдачи сертификата, указывается в сертификате и является неизменным на весь срок его действия (п.6).
Норматив общей площади жилого помещения для расчета размера субсидий устанавливается в следующем размере:
33 кв. метра - для граждан, указанных в подпункте "б" пункта 4 настоящих Правил (п.7);
Размер субсидии определяется:
б) для детей-сирот - исходя из норматива общей площади жилого помещения, установленного пунктом 7 настоящих Правил, и средней стоимости 1 кв. метра общей площади жилья в Республике Татарстан, утверждаемой Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации на соответствующий период (п.8).
Министерство в пределах средств, предусмотренных бюджетом Республики Татарстан на соответствующий финансовый год на обеспечение жильем категорий граждан, указанных в пункте 4 настоящих Правил, формирует списки граждан - получателей сертификатов в планируемом году и списки граждан, включенных в резерв на получение сертификатов в этом же году, и направляет их в органы местного самоуправления и специализированную организацию (п.17).
Министерство обеспечивает изготовление бланков сертификатов (п.18).
Органы местного самоуправления в месячный срок с даты выпуска сертификатов представляют в Министерство копии учетных дел граждан - получателей сертификатов и граждан, включенных в резерв на получение сертификатов, содержащие следующие документы:
документы, указанные в пунктах 9 или 10 настоящих Правил;
решение органа местного самоуправления о постановке гражданина на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий;
решение органа местного самоуправления о включении гражданина в списки граждан на получение сертификатов (п.19).
Министерство в двухмесячный срок с даты выпуска бланков сертификатов на основании представленных копий учетных дел оформляет сертификаты и направляет их в органы местного самоуправления для вручения гражданам (п.20).
Органы местного самоуправления в 2-недельный срок с даты получения сертификатов вручают их указанным гражданам. Факт получения сертификата гражданином подтверждается его подписью в книге учета выданных сертификатов, которая ведется по форме согласно приложению N 5 к настоящим Правилам (п.22).
Министерство на основании представленных органами местного самоуправления выписок из реестров выданных сертификатов формирует и ведет единый реестр выданных сертификатов и направляет их в специализированную организацию (п.26).
Владелец сертификата представляет сертификат в специализированную организацию и заключает договор на приобретение жилого помещения по форме, утвержденной специализированной организацией, а также направляет в Министерство заявление о перечислении средств субсидии на счет специализированной организации.
Форма заявления о перечислении средств субсидии на счет специализированной организации утверждается Министерством (п.33).
Владелец сертификата приобретает жилое помещение не только в пределах средств субсидии, но и с использованием собственных и (или) заемных (кредитных) средств.
Сроки погашении суммы стоимости жилого помещения, превышающей размер субсидии, предоставляемой гражданам, указанным в подпункте "б" пункта 4 настоящих Правил, а также условия ее досрочного погашения определяются договором на приобретение жилого помещения (п.34).
Специализированная организация в 10-дневный срок с даты заключения с владельцем сертификата договора направляет в Министерство заявку на его оплату (п.36).
Министерство в 10-дневный срок с момента получения заявки и заявления владельца сертификата о перечислении средств субсидии на счет специализированной организации перечисляет средства на соответствующий счет (п.37).
В случае отсутствия на территории муниципального образования жилых помещений, строительство которых профинансировано специализированной организацией, граждане, указанные в подпункте "а" пункта 4 настоящих Правил, самостоятельно подбирают и оформляют через специализированную организацию по договору купли-продажи жилое помещение на вторичном рынке с обременением его в пользу специализированной организации до полной выплаты задолженности по приобретаемому жилому помещению (п.38).
В случае, если фактическая стоимость 1 кв. метра общей площади приобретаемого жилого помещения меньше средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по сертификату, размер субсидии подлежит пересчету исходя из фактической стоимости 1 кв. метра общей площади (п.39).
ДД.ММ.ГГГГ истцам Министерством строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства РТ через исполнительный комитет Чистопольского муниципального района РТ выданы сертификаты о выделении субсидий на приобретение жилья в соответствии с постановлением Кабинета Министров РТ от ДД.ММ.ГГГГ № «О дополнительных мерах по обеспечению жильем многодетных семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного за ними жилого помещения». Размер субсидий составляет <данные изъяты> рублей на каждого.
В ходе рассмотрения настоящего гражданского дела ДД.ММ.ГГГГ между истцами и специализированной организацией – Государственным жилищным фондом при Президенте РТ заключены договора социальной ипотеки.
ДД.ММ.ГГГГ между истцами и Государственным жилищным фондом при Президенте РТ подписаны протоколы участия, выбора и передачи «будущей собственной квартиры», которые являются приложениями к договорам социальной ипотеки.
В соответствии с указанными протоколами Ермолаев А.С. принимает обязательство по итогам выбора получить право оформления в собственность <адрес>.8 по <адрес> РТ, общей площадью 41,8 кв.м.; Хорькова Т.С. принимает обязательство по итогам выбора получить право оформления в собственность <адрес>.10 по <адрес> РТ, общей площадью 44,9 кв.м. Стоимость 1 кв.м. общей площади составляет <данные изъяты> рублей. Срок внесения суммы задатка, обеспечивающего приобретения права «оформления в собственность» выбранной квартиры составляет 180 месяцев. Протокол предоставляет гражданину право заселения, регистрации (прописка) и использования выбранной квартиры.
Истцам выдан примерный график внесения денежных средств. При этом в погашение заемных средств Министерством строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства РТ Государственному жилищному фонду при Президенте РТ перечислены денежные средства по вышеуказанным сертификатам в размере по <данные изъяты> рублей в пользу каждого истца.
Кроме того, Хорькова Т.С. ДД.ММ.ГГГГ внесла Государственному жилищному фонду при Президенте РТ оставшуюся часть заемных средств в размере <данные изъяты> рублей 67 копеек, полностью исполнив свои обязательства по договору социальной ипотеки и протоколу участия, выбора и передачи «будущей собственной квартиры».
После Хорькова Т.С. обратилась Государственному жилищному фонду при Президенте РТ с требованием о выдаче справки о выплате пая. В удовлетворении ее заявления ответчиком отказано.
Согласно п.3.2.9 договора социальной ипотеки гражданин имеет право получить справку о полной выплате пая и оформить за собой права собственности, в случае если в результате увеличения суммы «задатка», обеспечивающего приобретение права оформления в собственность, полностью покрывает стоимость выбранной «будущей собственной квартиры».
Пункт 3.4.5 указанного договора регламентирует, что фонд обязан выдать справку о выплате пая, после 100% внесения суммы задатка на расчетный счет специализированной организации.
При указанных обстоятельствах, требования Хорьковой Т.С. в части возложении обязанности на Государственный жилищный фонд при Президенте РТ выдать справку о выплате пая являются обоснованными.
Учитывая требования п.3.4.4 договора социальной ипотеки, суд полагает об установлении ответчику 30 дневного срока выдачи справки о выплате пая.
В связи с тем, что истцы в настоящее время являются совершеннолетними согласие органа опеки и попечительства на регистрацию права собственности не требуется.
В части требований Ермолаева А.С.
На основании ч.2 ст.1 ГК РФ граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданикие права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.
Согласно ч.1 ст.9 ГК РФ граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.
На основании ст.153 ГК РФ сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.
В соответствии с ч.1 ст.421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключение договора.
В силу п.5 ст.10 Федерального Закона «Об ипотеке (залоге недвижимости)» государственная регистрация договора об ипотеке, заключенного в обеспечение возврата кредита или займа, предоставленных на погашение ранее предоставленных кредита или займа на приобретение или строительство жилого дома или квартиры, и выдача закладной, если ее выдача предусмотрена данным договором об ипотеке, могут осуществляться одновременно с погашением ипотеки и аннулированием закладной, которая была выдана в обеспечение ранее предоставленных кредита или займа, при условии представления такой закладной в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав.
В договоре социальной ипотеки, заключенного между Ермолаевым А.С. и Государственным жилищным фондом при Президенте РТ установлено следующее.
Настоящий договор обеспечивает право гражданина выбрать свою будущую собственную квартиру, использования ее после выбора и оформления будущей собственной квартиры в собственность после полного внесения суммы, преобразуемой кооперативом пая (п.1.1).
Гражданин имеет право получить справку о полной выплате пая и оформить за собой права собственности, в случае если в результате увеличения суммы «задатка», обеспечивающего приобретение права оформления в собственность, полностью покрывает стоимость выбранной «будущей собственной квартиры» (п.3.2.9).
Фонд обязан выдать справку о выплате пая, после 100% внесения суммы задатка на расчетный счет специализированной организации (п.3.4.5).
Согласно п.8.4. протокола участия, выбора и передачи «будущей собственной квартиры» право оформления в собственность выбранной будущей собственной квартиры и указанной в настоящем протоколе, предоставляется гражданину после 100% внесения задатка по договору социальной иоптеки.
При указанных обстоятельствах, выдача справки о выплате пая и предоставление квартиры в собственность возможно только после полной оплаты денежных средств. Ермолаев А.С. доказательства о полной оплате денежных средств не представил.
Остальные требования истцов ответчиком удовлетворены при рассмотрении настоящего гражданского дела и поэтому в настоящее время являются несостоятельными.
В связи с удовлетворением требований Хорьковой Т.С., также добровольным удовлетворением ответчиком иных требований истцов, с ответчика в пользу истцов подлежит взысканию их расходы по уплате государственной пошлины.
Чистопольский городской суд РТ, руководствуясь ст. ст. 194, 198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
обязать Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан выдать Хорьковой Т.С. в течение 30 дней со дня вступления в законную силу настоящего решения справку о выплате пая по <адрес> жилого <адрес> Республики Татарстан.
В удовлетворении остальной части требований Хорьковой Т.С. и требований Ермолаев А.С. отказать.
Взыскать с Государственного жилищного фонда при Президенте Республики Татарстан в пользу Ермолаев А.С., Хорьковой Т.С. в возврат государственной пошлины по 200 рублей в пользу каждого.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан через Чистопольский городской суд в течение одного месяца.
Судья И.Ш. Шайдуллин