дело № 2-426/12
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г.Чистополь РТ 09 апреля 2012 года
Чистопольский городской суд Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Шайдуллина И.Ш. при секретаре судебного заседания Салеевой Е.А.;
с участием:
заявителя Ильина Р.М.;
представителя заинтересованного лица Исмагиловой Н.М.;
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению
Ильина Р.М. о признании незаконным решения исполнительного комитета Чистопольского муниципального района РТ, возложении обязанности выдать разрешение на строительство,
УСТАНОВИЛ:
Ильин Р.М. обратился в суд с заявлением о признании решения Исполнительного комитета Чистопольского муниципального района РТ об отказе в выдаче разрешения на строительство незаконным, возложении обязанности выдать разрешение на строительство, взыскании в возмещение расходов по оплате государственной пошлины.
В обоснование заявления указано, что он подал заявление о выдаче разрешения для строительства индивидуального жилого дома по <адрес>. Исполнительным комитетом дан ответ, что схема планировочной организации земельного участка не соответствует требованиям градостроительного плана земельного участка, с отказом в выдаче разрешения на строительство. Считает отказ незаконным.
Заявителя в судебном заседании требования поддержал.
Представитель заинтересованного лица Исполнительного комитета муниципального образования «Чистопольский муниципальный район» РТ в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен.
Представитель заинтересованного лица МБУ «Градостроительные услуги» не согласилась с требованиями заявителя.
Суд, заслушав указанных участников судебного заседания, исследовав и оценив, представленные в деле доказательства, приходит следующему.
На основании ч.1 ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
В соответствии с ч.1 ст.258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Согласно ст.51 Градостроительного Кодекса РФ в целях строительства, реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления. Для принятия решения о выдаче разрешения на строительство необходимы следующие документы:
(см. текст в предыдущей редакции)
1) правоустанавливающие документы на земельный участок;
2) градостроительный план земельного участка;
3) схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства (п.9).
Документы (их копии или сведения, содержащиеся в них), указанные в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, запрашиваются органами, указанными в абзаце первом части 9 настоящей статьи, в государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся указанные документы в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, если застройщик не представил указанные документы самостоятельно (п.9.1).
Документы, указанные в пункте 1 части 9 настоящей статьи, направляются заявителем самостоятельно, если указанные документы (их копии или сведения, содержащиеся в них) отсутствуют в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (п.9.2).
Не допускается требовать иные документы для получения разрешения на строительство, за исключением указанных в частях 7 и 9 настоящей статьи документов. Документы, предусмотренные частями 7 и 9 настоящей статьи, могут быть направлены в электронной форме (п.10).
Уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченная организация, осуществляющая государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство:
1) проводят проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство;
(см. текст в предыдущей редакции)
2) проводят проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка либо в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также красным линиям. В случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции проводится проверка проектной документации или указанной схемы планировочной организации земельного участка на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции;
(см. текст в предыдущей редакции)
3) выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа (п.11).
Отказ в выдаче разрешения на строительство может быть оспорен застройщиком в судебном порядке.
Выдача разрешения на строительство не требуется в случае:
1) строительства гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или строительства на земельном участке, предоставленном для ведения садоводства, дачного хозяйства (п.17).
В силу ч.2 ст.16 Жилищного Кодекса РФ жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.
ДД.ММ.ГГГГ заявитель обратился в Исполнительный комитет Чистопольского муниципального района РТ с заявлением о выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке № по <адрес> РТ. К заявлению были приложены: договор аренды земельного участка, градостроительный план земельного участка, схема планировочной организации земельного участка. Решением Исполнительного комитета Чистопольского муниципального района РТ от ДД.ММ.ГГГГ №-з заявителю отказано в выдаче разрешения на строительство с мотивировкой, что схема планировочной организации земельного участка не соответствует требованиям градостроительного плана земельного участка.
Из объяснений представителя МБУ «Градостроительный услуги» следует, что схема не совпадает с планом в части зоны возможного строения гаража.
Согласно градостроительному плану земельного участка №по <адрес> РТ в топографической съемке обозначена зона возможного строительства. Данная зона определена только для строительства жилого дома. Данный план утвержден постановлением Исполнительного комитета Чистопольского муниципального района РТ от ДД.ММ.ГГГГ №.
Согласно схеме планировочной организации земельного участка проектируемый жилой дом размещен в пределах зоны возможного строительства. Кроме жилого дома в данной схеме указан и гараж, который размещен за пределами зоны возможного строительства, но в пределах границы земельного участка № по <адрес> РТ, на расстоянии 1 метра от границы.
Из объяснений заявителя следует, что на жилой дом и гараж будут два фундамента, на каждом объекте будет своя крыша. Из схемы планировочной организации земельного участка усматривается, что гараж не входит в состав жилого дома, размеры жилого дома и гаража указаны отдельно.
Согласно СНиП 2.07.01-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» гараж относится к хозяйственной постройке.
Площадь гаража не входит в общую площадь жилого дома.
Таким образом, пристроенный гараж не является помещением вспомогательного использования, а хозяйственной постройкой.
В связи с тем, что на строительство гаража разрешение не требуется, а зона возможного строительства установлена только для строительства жилого дома, заявитель вправе осуществить строительство гаража в границах земельного участка, с учетом установленных норм, для строительства хозяйственных построек.
В силу п.20 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) согласно части 1 статьи 249 ГПК РФ возлагается на орган или лицо, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
Представители заинтересованных лиц доказательства о законности оспариваемого решения не представили.
В связи с тем, что оспариваемое решение нарушает права, свободы и законные интересы заявителя, оно подлежит признанию незаконным.
Между тем, требование заявителя о возложении обязанности на Исполнительный комитет Чистопольского муниципального района выдать разрешение на строительство подлежит отказу в удовлетворении. Удовлетворение данного требования является предрешением существа заявления, что не входит в компетенцию суда.
В соответствии с ч.2 ст.98 ГПК РФ с Исполнительного комитета Чистопольского муниципального района РТ подлежит взысканию расходы заявителя по уплате государственной пошлины.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
признать решение исполнительного комитета Чистопольского муниципального района РТ от ДД.ММ.ГГГГ №-з об отказе Ильину Р.М. в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома незаконным.
В удовлетворении остальных требований Ильина Р.М. отказать.
Взыскать с Исполнительного комитета Чистопольского муниципального района РТ в пользу Ильина Р.М. в возврат государственной пошлины 200 рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан через Чистопольский городской суд в течение одного месяца.
Судья И.Ш. Шайдуллин