решение № 2-400/2012 г.



                                                                                                               дело № 2-400/2012г.

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

20 апреля 2012 года                                                                           г. Чистополь РТ

Чистопольский городской суд Республики Татарстан в составе: председательствующего судьи Хуснутдинова А.И.,

при секретаре Самойлычевой А.Ю.,

с участием представителя истца Чистопольского городского прокурора РТ Абдуллина И.И.,

с участием представителя ответчика Кашапова Х.А..,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Чистопольского городского прокурора к обществу с ограниченной ответственностью «Лотос и К» о возложении обязанности подтвердить отнесение отходов к конкретному классу опасности, обязании обеспечить безопасные мероприятия по транспортировке, утилизации образующихся отходов,

УСТАНОВИЛ:

Чистопольский городской прокурор РТ в порядке ст.45 ГПК РФ обратился в суд к ответчику о возложении обязанности подтвердить отнесение отходов к конкретному классу опасности (составить паспорт), обязании обеспечить безопасные мероприятия по транспортировке, утилизации образующихся отходов (заключить договор со специализированной организацией на прием, сдачу образующихся отходов).

В обоснование иска указано, в процессе деятельности общества образуются ртутные лампы, отработанные и бракованные люминесцентные трубки, содержащие ртуть, мусор от бытовых помещений. При этом паспорта на опасные отходы не оформлены. Кроме того, ответчиком не заключен договор на вывоз и утилизацию отходов имеющих класс опасности.

Помощник Чистопольского городского прокурора РТ в судебном заседании требования поддержал.

Представитель ответчика иск признал.

Представитель третьего лица – Волжско-Камского территориального управления Министерства экологии и природных ресурсов РТ в судебном заседании требования поддержал.

Суд, заслушав указанных участников судебного разбирательства, исследовав и оценив представленные в деле доказательства, признает иск обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Согласно требованиям ст. 42 Конституции РФ, ст. 8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 N 52-ФЗ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.

Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» определены правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сохранение благоприятной окружающей среды…

В соответствии с п. 4 ст. 23 указанного закона выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

Федеральным законом от 04.05.1999 N 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» определены правовые основы государственной политики в области охраны атмосферного воздуха основывающиеся на принципах приоритета охраны жизни и здоровья человека, настоящего и будущего поколений; обеспечения благоприятных экологических условий; недопущении необратимых последствий загрязнения атмосферного воздуха для окружающей среды…

Пунктом 1 и 2 статьи 14 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» от 04.05.1999г. №96-ФЗ предусматривают, что выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.

Порядок выдачи разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу при эксплуатации транспортных и иных передвижных средств устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.

В соответствии с Административным регламентом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по выдаче разрешений на выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, утвержденным Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 31 октября 2008 г. № 288 (пункт 4), разрешениями на выбросы, сбросы загрязняющих веществ устанавливаются количества вредных (загрязняющих) веществ, допускаемых к выбросу в атмосферный воздух, сбросу в окружающую среду при соблюдении условий, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Разрешениями на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух устанавливаются количества вредных (загрязняющих) веществ, допускаемых к выбросу в атмосферный воздух по каждой отдельной производственной территории (для территориально обособленного подразделения) индивидуального предпринимателя и юридического лица, подлежащего федеральному государственному экологическому контролю (далее – хозяйствующие субъекты):

в пределах установленных нормативов предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (далее – нормативы ПДВ);

в пределах установленных лимитов на выбросы (временно согласованных выбросов (далее - ВСВ) вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (далее – лимиты на выбросы).

При наличии утвержденных нормативов ПДВ разрешение на выбросы выдается на срок действия нормативов ПДВ, если лимиты на выбросы не устанавливались (п. 4.1).

В соответствии со ст. 4.1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности.

Приказом Министерством природных ресурсов Российской Федерации от 15.06.2001 N 511 «Об утверждении Критериев отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды» ртуть отнесена к наиболее распространенным компонентам опасных отходов.

Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным приказом Министерства природных ресурсов от 02.12.2002 N 786, к первому классу опасности для окружающей природной среды (чрезвычайно опасные отходы) отнесены ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки, отработанные и брак.

В соответствии со статьей 14 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды. На отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I - IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации.

Организация работы по паспортизации опасных отходов регламентирована приказом Ростехнадзора от 15.08.2007 N 570, Приказом МПР РФ от 02.12.2002 N 785 «Об утверждении паспорта опасного отхода». В соответствии с п. 1 инструкции по заполнению формы паспорта по опасным отходам, утвержденной указанным приказом, паспорт опасного отхода составляется и утверждается индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, в процессе деятельности которых образуются опасные отходы, по согласованию с территориальным органом МПР России по соответствующему субъекту Российской Федерации.

Кроме того, в соответствии со ст. 9 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов подлежит лицензированию. Данное также изложено в п.74 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ (ред. от 29.12.2010) «О лицензировании отдельных видов деятельности» - подлежит лицензированию деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I - IV класса опасности (не подлежит лицензированию деятельность по накоплению отходов I - V класса опасности, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов V класса опасности).

Согласно п.5 ст.14 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» от 04.05.1999г. №96-ФЗ, при отсутствии разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредные физически воздействия на атмосферный воздух, а также при нарушении условий, предусмотренных данными разрешениями, выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредные физические воздействия на него могут быть ограничены, приостановлены или прекращены в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 80 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» требования об ограничении, о приостановлении или о прекращении деятельности юридических и физических лиц, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, рассматриваются судом или арбитражным судом.

Судом установлено, что основным видом деятельности ООО «Лотос и К» является ремонт зданий.

Согласно справке от 06 февраля 2012 года выданной Волжско-Камским ТУ МЭПР в процессе деятельности ответчика образуются следующие отходы производства и потребления: 1 класса опасности – ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки, отработанные и брак; 4 класса опасности – мусор от бытовых помещений организаций, несортированный (исключая крупногабаритный). Ответчик не имеет паспорта на опасные отходы.

В ходе судебного разбирательства, также установлено, что ответчиком после проведения проверки предприняты меры по устранению нарушений, в том числе изготовлены и направлены на согласование в Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Татарстан паспорта и свидетельства опасных отходов, однако на текущую дату мероприятия по паспортизации не окончены, согласованной документации у ответчика не имеется.

Таким образом, представленные по делу доказательства, по мнению суда, свидетельствуют о нарушениях со стороны ответчика обязательных требований обращения с отходами, имеющих класс опасности, установленных положениями ст. 14 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», не выполнение которых может повлечь загрязнение окружающей среды, создать угрозу жизни и здоровью человека, что является основанием для удовлетворения требований прокурора.

Суд считает, что при невыполнении ответчиком вышеуказанных требований закона нарушаются интересы Российской Федерации в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов, конституционные права граждан, неопределенного круга лиц (ст. 42 Конституции РФ) на благоприятную окружающую среду.

Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

На основании пункта 4 статьи 27, пункта 3 статьи 35 Федерального закона «О прокуратуре в Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

Признание иска представителем ответчика, не нарушает права других лиц, не противоречит закону и в силу ч.2 ст.39 ГПК РФ принимается.

Согласно ст.333.36 НК РФ прокурор от уплаты государственной пошлины освобожден. Согласно статье 103 Гражданского процессуального кодекса РФ государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Иск удовлетворить.

Возложить на общество с ограниченной ответственностью «Лотос и К» обязанность составить паспорта опасных отходов, образующихся в процессе деятельности указанного общества.

Обязать общество с ограниченной ответственностью «Лотос и К» принять установленные законодательством меры по обеспечению безопасного для окружающей среды и здоровья человека обращения с опасными отходами (люминесцентными ртутьсодержащими лампами).

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Лотос и К» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 4 000 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Татарстан в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Чистопольский городской суд РТ.

Судья                                                                             А.И. Хуснутдинов