2-478/2012



                                           дело № 2-478/12

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

25 апреля 2012 года                                                              город Чистополь РТ

Чистопольский городской суд Республики Татарстан в составе:

председательствующего судьи Шайдуллина И.Ш. при секретаре судебного заседания Салеевой Е.А.;

с участием:

представителя истца Каримова Р.Р.;

представителя ответчика Батыру А.П.;

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску

Лазарева Г.В. к управлению Пенсионного фонда РФ по г.Чистополю, Чистопольскому и Новошешминскому районам РТ о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности,

УСТАНОВИЛ:

Лазарева Г.В. обратилась в суд с иском к управлению Пенсионного фонда РФ по г.Чистополю, Чистопольскому и Новошешминскому районам РТ (далее – Управление Пенсионного фонда) о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, о включении в специальный трудовой стаж период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и назначить досрочную трудовую пенсию по старости со дня обращения – ДД.ММ.ГГГГ, период учебы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и периоды нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ В обоснование указала, что вышеуказанным решением ей отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по мотиву отсутствия требуемого специального трудового стажа, при этом из ее педагогического стажа был исключен период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (14 дней) и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (11 дней) истица находилась на курсах повышения квалификации.

Ответчиком представлен отзыв на исковое заявление, в котором указано на несогласие ответчика с иском, т.к. в соответствии с Разъяснением Минтруда РФ от ДД.ММ.ГГГГ определено, что специальный стаж, дающий право на пенсию в связи с педагогической деятельностью, включается период нахождения женщин в отпуске по уходу за ребенком до ДД.ММ.ГГГГ, ввиду чего период нахождения в отпуске по уходу за ребенком Лазаревой Г.В. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не подлежит включению в специальный трудовой стаж.

Истец в судебное заседание не явилась по неизвестной суду причине, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом.

Представитель истца в судебном заседании требования истца поддержал.

Представитель ответчика в судебном заседании иск не признала.

Выслушав доводы сторон и исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ч. 1 ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

В статье 55 Конституции РФ закреплено, что в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Согласно п.1 ст.7 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

В силу подп.19 п.1 ст.27 указанного Закона трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Статьёй 19 этого же Закона предусмотрено, что трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией. Днем обращения за трудовой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.

Согласно решению Управления Пенсионного фонда №241532 от 14.09.2011г. Лазарева Г.В. обратилась за назначением пенсии 05.09.2011г. По итогам рассмотрения представленных документов для назначения пенсии по возрасту в связи с педагогической деятельностью ее стаж составил 23 года 29 дней. В специальный стаж не включен период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 06.10.1992г. по 21.08.1994г., т.к. он не оговорен в Разъяснении Минтруда РФ от 22.05.1996г. №5. Данным разъяснением определено, что в специальный стаж, дающий право на пенсию в связи с педагогической деятельностью, включается период нахождения женщин в отпуске по уходу за ребенком до 06.10.1992г.

При вынесении решения, по мнению суда, ответчиком не учтено следующее.

До введения в действие Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР», вступившего в законную силу 06.10.1992г., с принятием которого период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности, статья 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет.

В соответствии с пунктом 2 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 года N 677 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей» с 1 декабря 1989 года повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.

В соответствии с п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005 N 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» при разрешении споров, возникших в связи с невключением женщинам в стаж работы по специальности периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком при досрочном назначении пенсии по старости (статьи 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"), следует исходить из того, что если указанный период имел место до 6 октября 1992 года (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-I "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации", с принятием которого названный период перестал включаться в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости.

В связи с тем, что отпуск по уходу за ребенком у истца имел место до ДД.ММ.ГГГГ – с ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, спорный период подлежит включению в специальный стаж.

Согласно ст.187 Трудового Кодекса РФ при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Работникам, направляемым для повышения квалификации с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки.

По смыслу указанной нормы при направлении для повышения квалификации трудовой договор с работником не прекращается, и период повышения квалификации входит в трудовую деятельность.

Исключение ответчиком из специального стажа периоды нахождения на курсах повышения квалификации является необоснованным.

Педагогическая деятельность истца подтверждается записями в трудовой книжке и по существу не оспаривается ответчиком. Таким образом, отказ ответчика в назначении Лазаревой Г.В. пенсии по возрасту в связи с педагогической деятельностью является незаконным, т.к. при включении указанных периодов, составляющих <данные изъяты> месяцев 15 дней (отпуск по уходу за ребенком), 25 дней (курсы повышения квалификации) специальный трудовой стаж истицы превышает 25 лет.

На основании ст.98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежит взысканию сумма уплаченной при подаче иска государственной пошлины.

Чистопольский городской суд Республики Татарстан, руководствуясь ст.ст.194 – 198 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

требования Лазарева Г.В. удовлетворить.

Признать право Лазарева Г.В. на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.

Признать незаконным решение Управления Пенсионного фонда РФ по г.Чистополю, Чистопольскому и Новошешминскому районам РТ от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении Лазарева Г.В. трудовой пенсии по старости.

          Включить в специальный трудовой стаж Лазарева Г.В. периоды нахождения в отпуске по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, периоды нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать Управление Пенсионного фонда РФ по г.Чистополю, Чистопольскому и Новошешминскому районам РТ назначить Лазарева Г.В. досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности с ДД.ММ.ГГГГ.

Взыскать с Управления Пенсионного фонда РФ по г.Чистополю, Чистопольскому и Новошешминскому районам РТ в пользу Лазарева Г.В. в возврат судебных расходов 400 рублей.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан через Чистопольский городской суд в течение одного месяца.

                  Судья                             И.Ш.Шайдуллин