дело № 2-173/12
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
6 марта 2012 года город Чистополь
Чистопольский городской суд Республики Татарстан в составе: председательствующего судьи Гаянова А.Р., при секретаре Соловьевой С.Н.,
с участием представителя истца Ермолаева И.Ю. – Каримова Р.Р., ответчика Марантиди Г.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ермолаев И.Ю. к Марантиди Г.П. о заключении основного договора купли-продажи жилого дома и земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Ермолаев И.Ю. обратился в суд с иском к Марантиди Г.П. о заключении основного договора купли-продажи жилого дома и земельного участка, в обоснование требований указал, что ДД.ММ.ГГГГ истец заключил с ответчицей соглашение, в соответствии с которым ответчица приняла на себя обязательство по продаже истцу в срок до ДД.ММ.ГГГГ жилой дом и земельный участок, находящиеся по адресу: Российская Федерация, <адрес>, по цене <данные изъяты> рублей на основании договора купли-продажи (далее - основной договор). При подписании соглашения в счет частичной оплаты стоимости приобретаемого жилого дома и земельного участка и в качестве задатка, обеспечивающего исполнение Основного договора, истец передал ответчице <данные изъяты> рублей. Заключению Основного договора в <данные изъяты> года препятствовало то обстоятельство, что документы на жилой дом и земельный участок не были оформлены должным образом.
В настоящее время все документы приведены истцом в порядок, поэтому ничто не мешает сторонам заключить и исполнить основной договор. Истец дважды, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, направлял ответчице ценным письмом с уведомлением о вручении проект основного договора и предложение явиться в Управление Росреестра по Республике Татарстан. Однако предложения истца ответчица оставила без внимания. Указанное бездействие ответчицы свидетельствует о ее уклонении от заключения основного договора.
Просит возложить на ответчицу обязанность заключить основной договор купли-продажи на следующих условиях: цена отчуждаемого жилого дома - <данные изъяты> рублей, цена отчуждаемого земельного участка - <данные изъяты> рублей;
порядок уплаты цены отчуждаемой недвижимости: <данные изъяты> уплачены до подписания договора купли-продажи, <данные изъяты> рублей Ермолаев И.Ю. передает Марантиди Г.П. при подписании договора купли- продажи;
Марантиди Г.П. обязуется сняться с регистрационного учета по адресу: Российская Федерация, Республика Татарстан, <адрес>-дневный срок со дня подписания договора купли-продажи;
порядок и срок передачи отчуждаемой недвижимости: обязательство Марантиди Г.П. по передаче отчуждаемой недвижимости исполнено к моменту подписания договора купли-продажи, недвижимость Ермолаев И.Ю. принята;
расходы по заключению договора купли-продажи несет Ермолаев И.Ю..
В судебном заседании представитель истца исковые требования поддержал.
Ответчик в судебном заседании иск не признала по тем мотивам, что она продавала дом без гаража за <данные изъяты> рублей, истец въехал в дом в <данные изъяты> году, дав задаток <данные изъяты> рублей. В <данные изъяты> году ответчица попросила <данные изъяты> рублей, истец пришел к ней домой в девять часов вечера, дал деньги и сказал, чтобы она подписала соглашение. Соглашение ответчица не читала. Истец сказал, чтобы она не обращала внимание на то, что написано в соглашении. Считает, что истец ее обманул.
Выслушав представителя истца и ответчика, изучив собранные по делу доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно пунктам 1 – 6 статьи 429 Гражданского кодекса Российской Федерации по предварительному договору стороны обязуются заключить в будущем договор о передаче имущества, выполнении работ или оказании услуг (основной договор) на условиях, предусмотренных предварительным договором.
Предварительный договор заключается в форме, установленной для основного договора, а если форма основного договора не установлена, то в письменной форме. Несоблюдение правил о форме предварительного договора влечет его ничтожность.
Предварительный договор должен содержать условия, позволяющие установить предмет, а также другие существенные условия основного договора.
В предварительном договоре указывается срок, в который стороны обязуются заключить основной договор. Если такой срок в предварительном договоре не определен, основной договор подлежит заключению в течение года с момента заключения предварительного договора.
В случаях, когда сторона, заключившая предварительный договор, уклоняется от заключения основного договора, применяются положения, предусмотренные пунктом 4 статьи 445 настоящего Кодекса.
Обязательства, предусмотренные предварительным договором, прекращаются, если до окончания срока, в который стороны должны заключить основной договор, он не будет заключен либо одна из сторон не направит другой стороне предложение заключить этот договор.
Пунктом 4 статьи 445 ГК РФ установлено, что если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.
Согласно п.3 ст.421 ГК РФ стороны могут заключить договор, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами (смешанный договор). К отношениям сторон по смешанному договору применяются в соответствующих частях правила о договорах, элементы которых содержатся в смешанном договоре, если иное не вытекает из соглашения сторон или существа смешанного договора.
Из дела усматривается, что ДД.ММ.ГГГГ между ответчиком Марантиди Г.П. и истцом Ермолаевым И.Ю. заключено соглашение о задатке за квартиру, подписанное сторонами лично. Данное соглашение представляет собой смешанный договор, содержащий условия о задатке и условия предварительного договора купли-продажи жилого дома и земельного участка, расположенных по адресу: <адрес>.
Согласно п.1 соглашения продавец Марантиди Г.П. передает покупателю Ермолаеву И.Ю. денежные средства в сумме <данные изъяты> рублей на покупку жилого дома и земельного участка, расположенных по указанному адресу, в счет причитающихся платежей по предстоящему договору купли-продажи указанных объектов недвижимости в обеспечение исполнения договора купли-продажи.
Пунктом 2 соглашения установлено, что продавец обязуется продать, а покупатель купить указанные объекты недвижимого имущества в срок до ДД.ММ.ГГГГ по цене <данные изъяты> рублей с зачетом суммы задатка. Продавец обязался в момент получения полной стоимости объектов освободить их от занимаемых вещей и сняться с регистрационного учета.
Получение ответчиком <данные изъяты> рублей от истца подтверждено распиской ответчика, составленной под текстом соглашения. Ответчик факт получения денежных средств не оспаривает.
Право собственности ответчика на земельный участок в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ, на жилой дом - ДД.ММ.ГГГГ, в подтверждение чего Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан (далее - Управление Росреестра по Республике Татарстан) выданы соответствующие свидетельства.
ДД.ММ.ГГГГ ответчику было направлено предложение заключить основной договор купли-продажи жилого дома и земельного участка, для чего предложено явиться в Чистопольский отдел Управления Росреестра по Республике Татарстан ДД.ММ.ГГГГ к 13 часам 00 минутам, к предложению приложен проект договора купли-продажи. Ответчик получила предложение о заключении основного договора купли-продажи ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается почтовым уведомлением о вручении письма лично ответчику (л.д.25).
В предложенное время ответчик для заключения договора в Управление Росреестра не явился.
При таких данных требование истца о понуждении ответчика заключить договор купли-продажи жилого дома и земельного участка на условиях предварительного договора является обоснованным и подлежит удовлетворению.
Доводы ответчика о том, что она продавала жилой дом без гаража за <данные изъяты> рублей, соглашение ею подписывалось без прочтения его текста, ответчик ее обманул, не нашли подтверждения в ходе рассмотрения дела. Эти доводы не подкреплены какими-либо доказательствами. Соглашение ответчиком подписано, условия соглашения выражены ясно и однозначно, что позволяет установить правовые последствия взятых ответчиком на себя обязательств.
Расписка о получении ответчиком от истца <данные изъяты> рублей за дом, в которой также указано о продажной цене <данные изъяты> рублей без гаража, не может служить доказательством согласования цены продаваемого объекта, поскольку расписка суду предоставлена самим ответчиком и в ней отсутствует подпись истца (л.д.33).
Предоставленный ответчиком суду экземпляр соглашения о задатке также не может служить доказательством тому, что спорные объекты недвижимости продаются за <данные изъяты> рублей, поскольку в этом экземпляре соглашения машинописный текст «<данные изъяты>» имеет неоговоренное исправление, в предоставленном же истцом экземпляре такого исправления не имеется.
При таких данных требование истца о понуждении ответчика к заключению договора купли-продажи жилого дома и земельного участка является обоснованным и подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194, 198, 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Ермолаева И.Ю. к Марантиди Г.П. удовлетворить.
Возложить на Марантиди Г.П. обязанность заключить с Ермолаев И.Ю. основной договор купли-продажи жилого дома и земельного участка, расположенных по адресу: <адрес>, на условиях предварительного договора, изложенных в соглашении о задатке на квартиру от ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Татарстан через Чистопольский городской суд РТ в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья А.Р. Гаянов