2-521/2012



                                           дело № 2-521/12

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

23 мая 2012 года                                                                              город Чистополь РТ

Чистопольский городской суд Республики Татарстан в составе:

председательствующего судьи Шайдуллина И.Ш. при секретаре судебного заседания Салеевой Е.А.;

с участием:

истца Смирнова В.С.;

представителя ответчика Батыру А.П.;

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску

Смирнов В.С. к Управлению Пенсионного фонда РФ по городу Чистополю, Чистопольскому и Новошешминскому районам РТ о признании права на досрочную трудовую пенсию, возложении обязанности включить периоды работы в специальный трудовой стаж и назначить досрочную трудовую пенсию,

УСТАНОВИЛ

Смирнов В.С. обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ по городу Чистополю, Чистопольскому и Новошешминскому районам РТ о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельности, возложении обязанности: включить в специальный трудовой стаж периодов работы, назначить трудовую пенсию с момента обращения.

В обоснование иска указано, что решением ответчика ему было отказано в назначении пенсии. Из специального стажа исключены: службы в Вооруженных Силах и 30-ти дневные сборы, учеба в Вильнюсской высшей партийной школе, работа в качестве первого секретаря Игналинского райкома в ЦК Коммунистической партии Литвы, работа в качестве ответственного секретаря в Чистопольском городском комитете КПСС, в качестве председателя колхоза «Черемшан» Чистопольского района, курсы повышения квалификации.

В судебных заседаниях истец дополнил свои требования, просил включить в стаж работы службу в армии 1 месяц за 2 месяца и работу в должности учителя с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Истец свои требования поддержал.

Представитель ответчика иск не признала.

Выслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно п.1 ст.7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

В силу подп.19 п.1 ст.27 указанного Закона трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Статьёй 19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусмотрено, что трудовая пенсия (часть трудовой пенсии) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии), за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии).

Согласно решению ответчика от ДД.ММ.ГГГГ истец обратился за назначение пенсии ДД.ММ.ГГГГ. По итогам рассмотрения представленных документов для назначения пенсии по возрасту в связи с педагогической деятельностью его стаж составил 19 лет 02 месяца 24 дня. В специальный стаж не включены оспариваемые периоды:

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ служба по призыву в Вооруженных Силах и 30-ти дневные сборы в 1989 году;

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ учеба в Вильнюсской высшей партийной школе;

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работа в ЦК Коммунистической партии Литвы в качестве первого секретаря;

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работа в Чистопольском городском комитете КПСС в качестве ответственного организатора;

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ нахождение на курсах повышения квалификации;

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работа председателем колхоза «Черемшан» Чистопольского района;

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работа учителем Нижнее-Контратинской средней школы Чистопольского района.

Ввиду отсутствия требуемой продолжительности стажа педагогической деятельности в учреждениях образования 25 лет указанным решением ответчик отказал истцу в досрочном назначении трудовой пенсии по старости.

При вынесении решения, по мнению суда, ответчиком не учтено следующее.

В силу ч. 1 ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

В статье 55 Конституции РФ закреплено, что в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 года N 8-П и Определение от 5 ноября 2002 года N 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.

В оспариваемый период работы истца действовало утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, в соответствии с которым учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитываются:

         а) выборная и другая ответственная работа в партийных и комсомольских органах;

б) работа на выборных должностях в советских учреждениях, профсоюзных и других общественных организациях;

в) работа в качестве председателя или заместителя председателя колхоза, если они были направлены в колхозы в соответствии с решениями советских или партийных органов с работы в учреждениях, организациях и должностях, дающих право на пенсию за выслугу лет;

г) служба в составе Вооруженных Сил СССР и пребывание в партизанских отрядах, служба в войсках и органах ВЧК, ОГПУ, НКВД, НКГБ, МГБ, Комитета государственной безопасности при Совете Министров СССР, Министерства внутренних дел СССР и органах милиции;

         2. В стаж работы учителей и других работников просвещения, кроме работы, указанной в пункте 1 настоящего Положения, засчитываются:

         время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность.

4. Время работы, указанной в пунктах 1, 2 и 3 настоящего Положения, засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.

Согласно ч.4 ст.30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» исчисление продолжительности периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, включаемых в общий трудовой стаж в соответствии с настоящим пунктом, производится в календарном порядке по их фактической продолжительности, за исключением периодов военной службы по призыву, которые включаются в общий трудовой стаж в двойном размере.

Аналогичный кратный порядок исчисления периодов военной службы по призыву установлен и частью 3 статьи 10 Федерального закона «О статусе военнослужащих», гласящей, что время нахождения граждан на военной службе по призыву (в том числе офицеров, призванных на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации) засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за два дня работы.

Согласно военному билету истец проходил службу в Вооруженных Силах ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, период службы истца в рядах Советской Армии по призыву подлежит включению в специальный трудовой стаж из расчета один день службы за два дня работы, что составит 04 года 01 месяц 23 дня.

В соответствии с трудовой книжкой истец ДД.ММ.ГГГГ утвержден первым секретарем Игналинского райкома Компартии Литвы, ДД.ММ.ГГГГ освобожден от занимаемой должности и утвержден ответственным организатором Чистопольского городского комитета КПСС. Истец работал в указанной должности по ДД.ММ.ГГГГ. Стаж работы истца в указанных должностях составляет 11 месяцев 11 дней и 02 месяца 30 дней соответственно.

Работа истца в указанных должностях подлежат включению в специальный трудовой стаж в соответствии с требования постановления ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ N 1397.

С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец работал председателем <данные изъяты> Чистопольского района РТ. До работы в данной должности, истец работал учителем истории и обществознания Нижнее-Кондратинской средней школе Чистопольского района.

В материалах дела имеется подтверждающее письмо помощника Главы Чистопольского муниципального района РТ о том, что истец был рекомендован администрацией <адрес> и <адрес> ДД.ММ.ГГГГ на выборную должность <данные изъяты> Чистопольского района на общем собрании колхозников.

При этом отсутствие письменного решения администрации о направлении истца в колхоз, не может нарушать его права на пенсионное обеспечение.

В связи с тем, что постановление ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ N 1397 применялся до ДД.ММ.ГГГГ, работа истца в должности председателя колхоза должна включаться в стаж с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, что составляет 02 месяца 12 дней.

Истец, работая в должности учителя с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находился курсах повышения квалификации (18 дней и 17 дней соответственно).

На основании ст.187 Трудового Кодекса РФ при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Работникам, направляемым для повышения квалификации с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки.

При указанных обстоятельствах, требования истца о включении в специальный стаж периодов нахождения на курсах повышения квалификации являются обоснованными.

Несмотря на обращение истца ДД.ММ.ГГГГ, в оспариваемом решении ответчиком расчет стажа произведен по ДД.ММ.ГГГГ. Согласно трудовой книжке и справки Управления образования истец с 1995 года по настоящее время работает в должности учителя истории в Нижнее-Контратинской средней школе, в административном отпуске не был. В связи с этим период работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (02 месяца 29 дней) подлежит включению в специальный трудовой стаж.

При сложении установленного ответчиком специального трудового стажа и подлежащего включению на основании настоящего решения специального трудового стажа общий трудовой стаж истца составляет 25 лет 01 месяц 10 дней (19 лет 02 месяца 24 дня + 05 лет 10 месяцев 18 дней).

На основании ст.ст.56 и 57 ГПК РФ ответчик доказательства, опровергающие требования истца не представил и не ходатайствовал об их истребовании.

В связи с этим, суд полагает об удовлетворении требований в указанной части.

Требования истца о включении в специальный трудовой стаж периодов нахождения на 30-ти дневных военных сборах, учебу в Вильнюсской высшей партийной школе являются несостоятельными.

Включение в специальный трудовой стаж нахождение на военных сборах не предусмотрено законом.

По окончании Вильнюсской высшей партийной школы истцу присвоена квалификация специалиста в области партийного и советского строительства, политолога, преподавателя социально-политических дисциплин в высших и средних учебных заведениях.

Однако до обучения и непосредственно после него истец, не занимался педагогической деятельностью.

На основании ч.1 ст.98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежит взысканию сумма уплаченной при подаче иска государственной пошлины.

Чистопольский городской суд Республики Татарстан, руководствуясь ст.ст.194 – 198 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

          признать право Смирнов В.С. на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.

          Обязать Управление Пенсионного фонда РФ по городу Чистополю, Чистопольскому и Новошешминскому районам РТ:

          включить в специальный трудовой стаж Смирнов В.С. следующие периоды:

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ служба по призыву в Вооруженных Силах из расчета один день военной службы за два дня работы;

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ЦК Коммунистической партии Литвы в качестве первого секретаря;

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Чистопольском городском комитете КПСС в качестве ответственного организатора;

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ курсы повышения квалификации;

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ председатель колхоза «Черемшан» Чистопольского района;

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ учитель Нижнее-Контратинской средней школы Чистопольского района;

назначить Смирнов В.С. досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности с ДД.ММ.ГГГГ.

В удовлетворении остальной части иска Смирнов В.С. отказать.

Взыскать с Управления Пенсионного фонда РФ по городу Чистополю, Чистопольскому и Новошешминскому районам РТ в пользу Смирнов В.С. в возврат государственной пошлины 200 рублей.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан через Чистопольский городской суд в течение одного месяца.

Судья                              И.Ш. Шайдуллин