дело № 2-521/12
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
23 мая 2012 года город Чистополь РТ
Чистопольский городской суд Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Шайдуллина И.Ш. при секретаре судебного заседания Салеевой Е.А.;
с участием:
истца Смирнова В.С.;
представителя ответчика Батыру А.П.;
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску
Смирнов В.С. к Управлению Пенсионного фонда РФ по городу Чистополю, Чистопольскому и Новошешминскому районам РТ о признании права на досрочную трудовую пенсию, возложении обязанности включить периоды работы в специальный трудовой стаж и назначить досрочную трудовую пенсию,
УСТАНОВИЛ
Смирнов В.С. обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ по городу Чистополю, Чистопольскому и Новошешминскому районам РТ о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельности, возложении обязанности: включить в специальный трудовой стаж периодов работы, назначить трудовую пенсию с момента обращения.
В обоснование иска указано, что решением ответчика ему было отказано в назначении пенсии. Из специального стажа исключены: службы в Вооруженных Силах и 30-ти дневные сборы, учеба в Вильнюсской высшей партийной школе, работа в качестве первого секретаря Игналинского райкома в ЦК Коммунистической партии Литвы, работа в качестве ответственного секретаря в Чистопольском городском комитете КПСС, в качестве председателя колхоза «Черемшан» Чистопольского района, курсы повышения квалификации.
В судебных заседаниях истец дополнил свои требования, просил включить в стаж работы службу в армии 1 месяц за 2 месяца и работу в должности учителя с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Истец свои требования поддержал.
Представитель ответчика иск не признала.
Выслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно п.1 ст.7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В силу подп.19 п.1 ст.27 указанного Закона трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Статьёй 19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусмотрено, что трудовая пенсия (часть трудовой пенсии) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии), за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии).
Согласно решению ответчика № от ДД.ММ.ГГГГ истец обратился за назначение пенсии ДД.ММ.ГГГГ. По итогам рассмотрения представленных документов для назначения пенсии по возрасту в связи с педагогической деятельностью его стаж составил 19 лет 02 месяца 24 дня. В специальный стаж не включены оспариваемые периоды:
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ служба по призыву в Вооруженных Силах и 30-ти дневные сборы в 1989 году;
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ учеба в Вильнюсской высшей партийной школе;
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работа в ЦК Коммунистической партии Литвы в качестве первого секретаря;
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работа в Чистопольском городском комитете КПСС в качестве ответственного организатора;
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ нахождение на курсах повышения квалификации;
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работа председателем колхоза «Черемшан» Чистопольского района;
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работа учителем Нижнее-Контратинской средней школы Чистопольского района.
Ввиду отсутствия требуемой продолжительности стажа педагогической деятельности в учреждениях образования 25 лет указанным решением ответчик отказал истцу в досрочном назначении трудовой пенсии по старости.
При вынесении решения, по мнению суда, ответчиком не учтено следующее.
В силу ч. 1 ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
В статье 55 Конституции РФ закреплено, что в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 года N 8-П и Определение от 5 ноября 2002 года N 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
В оспариваемый период работы истца действовало утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, в соответствии с которым учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитываются:
а) выборная и другая ответственная работа в партийных и комсомольских органах;
б) работа на выборных должностях в советских учреждениях, профсоюзных и других общественных организациях;
в) работа в качестве председателя или заместителя председателя колхоза, если они были направлены в колхозы в соответствии с решениями советских или партийных органов с работы в учреждениях, организациях и должностях, дающих право на пенсию за выслугу лет;
г) служба в составе Вооруженных Сил СССР и пребывание в партизанских отрядах, служба в войсках и органах ВЧК, ОГПУ, НКВД, НКГБ, МГБ, Комитета государственной безопасности при Совете Министров СССР, Министерства внутренних дел СССР и органах милиции;
2. В стаж работы учителей и других работников просвещения, кроме работы, указанной в пункте 1 настоящего Положения, засчитываются:
время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность.
4. Время работы, указанной в пунктах 1, 2 и 3 настоящего Положения, засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.
Согласно ч.4 ст.30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» исчисление продолжительности периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, включаемых в общий трудовой стаж в соответствии с настоящим пунктом, производится в календарном порядке по их фактической продолжительности, за исключением периодов военной службы по призыву, которые включаются в общий трудовой стаж в двойном размере.
Аналогичный кратный порядок исчисления периодов военной службы по призыву установлен и частью 3 статьи 10 Федерального закона «О статусе военнослужащих», гласящей, что время нахождения граждан на военной службе по призыву (в том числе офицеров, призванных на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации) засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за два дня работы.
Согласно военному билету истец проходил службу в Вооруженных Силах ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, период службы истца в рядах Советской Армии по призыву подлежит включению в специальный трудовой стаж из расчета один день службы за два дня работы, что составит 04 года 01 месяц 23 дня.
В соответствии с трудовой книжкой истец ДД.ММ.ГГГГ утвержден первым секретарем Игналинского райкома Компартии Литвы, ДД.ММ.ГГГГ освобожден от занимаемой должности и утвержден ответственным организатором Чистопольского городского комитета КПСС. Истец работал в указанной должности по ДД.ММ.ГГГГ. Стаж работы истца в указанных должностях составляет 11 месяцев 11 дней и 02 месяца 30 дней соответственно.
Работа истца в указанных должностях подлежат включению в специальный трудовой стаж в соответствии с требования постановления ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ N 1397.
С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец работал председателем <данные изъяты> Чистопольского района РТ. До работы в данной должности, истец работал учителем истории и обществознания Нижнее-Кондратинской средней школе Чистопольского района.
В материалах дела имеется подтверждающее письмо помощника Главы Чистопольского муниципального района РТ о том, что истец был рекомендован администрацией <адрес> и <адрес> ДД.ММ.ГГГГ на выборную должность <данные изъяты> Чистопольского района на общем собрании колхозников.
При этом отсутствие письменного решения администрации о направлении истца в колхоз, не может нарушать его права на пенсионное обеспечение.
В связи с тем, что постановление ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ N 1397 применялся до ДД.ММ.ГГГГ, работа истца в должности председателя колхоза должна включаться в стаж с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, что составляет 02 месяца 12 дней.
Истец, работая в должности учителя с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находился курсах повышения квалификации (18 дней и 17 дней соответственно).
На основании ст.187 Трудового Кодекса РФ при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Работникам, направляемым для повышения квалификации с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки.
При указанных обстоятельствах, требования истца о включении в специальный стаж периодов нахождения на курсах повышения квалификации являются обоснованными.
Несмотря на обращение истца ДД.ММ.ГГГГ, в оспариваемом решении ответчиком расчет стажа произведен по ДД.ММ.ГГГГ. Согласно трудовой книжке и справки Управления образования истец с 1995 года по настоящее время работает в должности учителя истории в Нижнее-Контратинской средней школе, в административном отпуске не был. В связи с этим период работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (02 месяца 29 дней) подлежит включению в специальный трудовой стаж.
При сложении установленного ответчиком специального трудового стажа и подлежащего включению на основании настоящего решения специального трудового стажа общий трудовой стаж истца составляет 25 лет 01 месяц 10 дней (19 лет 02 месяца 24 дня + 05 лет 10 месяцев 18 дней).
На основании ст.ст.56 и 57 ГПК РФ ответчик доказательства, опровергающие требования истца не представил и не ходатайствовал об их истребовании.
В связи с этим, суд полагает об удовлетворении требований в указанной части.
Требования истца о включении в специальный трудовой стаж периодов нахождения на 30-ти дневных военных сборах, учебу в Вильнюсской высшей партийной школе являются несостоятельными.
Включение в специальный трудовой стаж нахождение на военных сборах не предусмотрено законом.
По окончании Вильнюсской высшей партийной школы истцу присвоена квалификация специалиста в области партийного и советского строительства, политолога, преподавателя социально-политических дисциплин в высших и средних учебных заведениях.
Однако до обучения и непосредственно после него истец, не занимался педагогической деятельностью.
На основании ч.1 ст.98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежит взысканию сумма уплаченной при подаче иска государственной пошлины.
Чистопольский городской суд Республики Татарстан, руководствуясь ст.ст.194 – 198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
признать право Смирнов В.С. на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.
Обязать Управление Пенсионного фонда РФ по городу Чистополю, Чистопольскому и Новошешминскому районам РТ:
включить в специальный трудовой стаж Смирнов В.С. следующие периоды:
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ служба по призыву в Вооруженных Силах из расчета один день военной службы за два дня работы;
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ЦК Коммунистической партии Литвы в качестве первого секретаря;
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Чистопольском городском комитете КПСС в качестве ответственного организатора;
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ курсы повышения квалификации;
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ председатель колхоза «Черемшан» Чистопольского района;
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ учитель Нижнее-Контратинской средней школы Чистопольского района;
назначить Смирнов В.С. досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности с ДД.ММ.ГГГГ.
В удовлетворении остальной части иска Смирнов В.С. отказать.
Взыскать с Управления Пенсионного фонда РФ по городу Чистополю, Чистопольскому и Новошешминскому районам РТ в пользу Смирнов В.С. в возврат государственной пошлины 200 рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан через Чистопольский городской суд в течение одного месяца.
Судья И.Ш. Шайдуллин