дело №2-422/12
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
26 марта 2012 года город Чистополь
Чистопольский городской суд Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Гаянова А.Р.,
при секретаре Соловьевой С.Н.,
с участием заявителя Полещук Л.В. и ее представителей Полещука А.В. и Огаркина Н.А., представителя лица, чьи действия обжалуются, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан Алякиной Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Полещук Л.В. об оспаривании действий Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан,
УСТАНОВИЛ:
Полещук Л.В. обратилась в суд с заявлением об оспаривании действий Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, в обоснование заявления указала, что ДД.ММ.ГГГГ ею зарегистрировано право на помещение в здании по адресу: <адрес> н-1, площадью <данные изъяты> кв.м. Позже выяснилось, что в одном свидетельстве о регистрации и под одним кадастровым номером имеются фактически два помещения по разным адресам: <адрес> н-1, и <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ заявитель обратилась с заявлением в Чистопольский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан (далее – Чистопольский отдел Росреестра) о предоставлении копий документов, а также предоставления копий документов собственников в общей долевой собственности этих зданий, на что ответа не получено. Руководитель Чистопольского отдела Росреестра также отказал в выдаче копий документов. После чего заявитель обращалась в следственный комитет, прокуратуру, от которых ей также не удалось получить ответ. Полагает, что согласно ст.7 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» сведения о регистрации прав являются открытыми и максимальный срок выдачи копий документов составляет 5 дней. Просит истребовать у Чистопольского отдела Росреестра весь пакет документов приобретенного объекта недвижимости, расположенного по адресам: <адрес> и <адрес>.
В судебном заседании заявитель и ее представители требования поддержали.
Представитель Росреестра с заявлением не согласилась и пояснила, что заявителю на основании ст.7 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» было отказано в предоставлении информации о бывших правообладателях, поскольку эти сведения имеют ограниченный доступ. Сведений об объекте по адресу: РТ, <адрес>, не имеется. Объект по адресу: РТ, <адрес>, состоит из нескольких помещений и имеет нескольких собственников, сведения о которых заявителю также не могут предоставить. По жалобам заявителя проводилась прокурорская проверка, нарушений выявлено не было.
Выслушав заявителя и ее представителей, представителя Росреестра, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 254 и ч.4 ст.258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
Суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
Согласно п.3 ст.7 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» сведения о содержании правоустанавливающих документов, обобщенные сведения о правах отдельного лица на имеющиеся или имевшиеся у него объекты недвижимости, выписки, содержащие сведения о переходе прав на объекты недвижимости, а также сведения о признании правообладателя недееспособным или ограниченно дееспособным предоставляются только:
самим правообладателям или их законным представителям;
физическим и юридическим лицам, получившим доверенность от правообладателя или его законного представителя;
залогодержателю в отношении объектов недвижимого имущества, находящихся у него в залоге;
руководителям, заместителям руководителей федеральных органов исполнительной власти, руководителям, заместителям руководителей их территориальных органов, руководителям, заместителям руководителей органов государственной власти субъектов Российской Федерации, руководителям, заместителям руководителей органов местного самоуправления, если соответствующие сведения необходимы для осуществления полномочий данных органов в установленной сфере деятельности, в том числе для оказания государственных или муниципальных услуг;
судам, правоохранительным органам, судебным приставам-исполнителям, имеющим в производстве дела, связанные с объектами недвижимого имущества и (или) их правообладателями;
лицам, имеющим право на наследование имущества правообладателя по завещанию или по закону;
арбитражному управляющему в деле о банкротстве в отношении принадлежащих соответствующему должнику объектов недвижимого имущества;
руководителям (должностным лицам) федеральных государственных органов, перечень которых определяется Президентом Российской Федерации, и высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации (руководителям высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации) в целях исполнения ими обязанностей по противодействию коррупции;
Председателю Счетной палаты Российской Федерации, его заместителю и аудиторам Счетной палаты Российской Федерации для обеспечения деятельности Счетной палаты Российской Федерации.
Правообладателю, его законному представителю, лицу, получившему доверенность от правообладателя или его законного представителя, по их заявлениям в письменной форме выдаются копии договоров и иных документов, выражающих содержание односторонних сделок, совершенных в простой письменной форме.
Согласно ч.1 ст. 43 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ (ред. от 08.12.2011) «О государственном кадастре недвижимости» до 1 января 2013 года устанавливается переходный период применения настоящего Федерального закона к отношениям, возникающим в связи с осуществлением государственного учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства (далее в настоящей статье - переходный период).
Частью 2 статьи установлено, что в переходный период положения настоящего Федерального закона не применяются в отношении зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства.
Согласно ч.2.1 этой же статьи в переходный период государственный учет зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства осуществляется в порядке, установленном на день вступления в силу настоящего Федерального закона нормативными правовыми актами в сфере соответственно осуществления государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства и государственного технического учета жилищного фонда (далее - ранее установленный порядок осуществления государственного учета), если иной порядок осуществления в переходный период государственного учета таких объектов не установлен в соответствии с частью 2.2 настоящей статьи.
Согласно п.1.3 Административного регламента исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции «Ведение государственного технического учета объектов капитального строительства» (утвержден Приказом Минэкономразвития РФ от 26.04.2007 N 146, утратил силу с 01.01.2012 в связи с изданием Приказа Минэкономразвития РФ от 14.10.2011 N 577) государственная функция «Ведение государственного технического учета объектов капитального строительства» исполняется федеральным органом исполнительной власти - Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и территориальными органами Роснедвижимости.
В п.2.1.1 Регламента указано, что конечными результатами исполнения государственной функции являются:
запись в ЕГРОКС;
удостоверенные Роснедвижимостью технические паспорта;
решение об отказе во внесении в ЕГРОКС сведений об объектах капитального строительства, удостоверенное Роснедвижимостью.
В соответствии с п.15 Положения об организации в Российской Федерации государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 04.12.2000 N 921, организации (органы) по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации объектов капитального строительства предоставляют физическим и юридическим лицам сведения (документы) об объектах капитального строительства, техническую инвентаризацию которых они осуществляют.
Из дела усматривается, что заявитель Полещук Л.В. является собственником нежилого помещения общей площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного на втором этаже по адресу: РТ, <адрес>, пом. <данные изъяты>
ДД.ММ.ГГГГ в Чистопольский отдел Росреестра поступило заявление Полещук Л.В., в котором она просила изготовить и предоставить ей кадастровый паспорт и свидетельство о присвоении кадастрового номера принадлежащим ей объектам недвижимого имущества, расположенным в здании по <адрес>, пом. <данные изъяты>, и <адрес>. Просила также изготовить и представить технический паспорт на ее долю в общей собственности в указанных зданиях, а также предоставить долю в общей собственности на крышу, подвал, земельный участок и другого недвижимого имущества и коммунальных инфраструктур.
Также в заявлении содержится просьба представить (буквально по тексту) «копии собственников в общей долевой собственности этих зданий …, сколько их, и кто, в какой доли собственности принадлежит это право и на каких условиях». В судебном заседании установлено, что заявитель просила копии всех правоустанавливающих документов, на основании которых предыдущие собственники недвижимости являлись правообладателями.
В ответе заявителю от ДД.ММ.ГГГГ со ссылкой на ст.43 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», Приказ Минэкономразвития РФ от 26.04.2007 N 146 «Об Административном регламенте исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции «Ведение государственного технического учета объектов капитального строительства» (утратил силу с 01.01.2012 в связи с изданием Приказа Минэкономразвития РФ от 14.10.2011 N 577), Приказ Минэкономразвития РФ от 08.09.2006 №268 сообщено, что для получения технического и кадастрового паспортов заявитель должен обратиться в соответствующий орган технической инвентаризации по месту нахождения объекта капитального строительства.
Кроме того, заявителю со ссылкой на ст.7 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» разъяснено, что выдача копий договоров и иных документов, выражающих содержание односторонних сделок, совершенных в простой письменной форме, возможна только правообладателям по их заявлению в письменной форме.
Ответ направлен заявителю по почте заказным письмом, сданным в организацию почтовой связи ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается списком почтовых отправлений № от ДД.ММ.ГГГГ, квитанцией с печатью организации связи.
Поскольку к полномочиям Росреестра на момент обращения заявительницы не отнесено изготовление и выдача технических и кадастровых паспортов на объекты недвижимости, то отказ указанного государственного органа в удовлетворении таких требований является законным и обоснованным.
Также к полномочиям Росреестра не относится предоставление долей в праве общей собственности на объекты недвижимого имущества.
Заявителю государственным органом обоснованно отказано и в выдаче копий всех правоустанавливающих документов на принадлежащий ей объект недвижимости, на основании которых прежние собственники являлись его правообладателями, поскольку заявитель в силу ст.7 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» правом на получение из Росреестра таких документов не обладает. Заявитель имеет право на получение копий тех правоустанавливающих документов, которые были предоставлены для регистрации за ней права собственности.
Государственным органом, чьи действия оспариваются, не допущено нарушения прав и свобод заявителя, заявителю не созданы препятствия к осуществлению его прав и свобод, на него незаконно не возложена какая-либо обязанность, он незаконно не привлечен к ответственности.
При таких данных оснований для удовлетворения заявления Полещук Л.В. об оспаривании действий Чистопольского отдела Росреестра не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199, 258 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления Полещук Л.В. об оспаривании действий Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, выразившихся в отказе в выдаче копий всех документов на приобретенные объекты недвижимого имущества, расположенные по адресам: <адрес> и <адрес>, – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Татарстан через Чистопольский городской суд РТ в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: А.Р. Гаянов