дело № 2- 418 оспаривание действий призывной комиссии



дело №2-418/2012

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

23 марта 2012 года                                                                       город Чистополь

Чистопольский городской суд Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Гаянова А.Р.,

при секретаре Соловьевой С.Н.,

с участием заявителя Зиганшина И.Ф. и его представителя Даминовой Д.И., представителя Военного комиссариата Республики Татарстан Галявина Н.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Зиганшин И.Ф. об оспаривании решения призывной комиссии Республики Татарстан,

УСТАНОВИЛ:

Зиганшин И.Ф. обратился в суд с заявлением об оспаривании решения призывной комиссии Республики Татарстан и в обоснование заявления указал, что решением призывной комиссии Чистопольского муниципального района ДД.ММ.ГГГГ был освобожден от призыва на военную службу в связи с признанием меня ограниченно годным к военной службе заключениями врача-специалиста-хирурга и врача, руководящего работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу Отдела военного комиссариата Республики Татарстан по г. Чистополю, Чистопольскому и Новошешминскому районам.

ДД.ММ.ГГГГ по вызову он явился на контрольное медицинское освидетельствование (далее по тексту - КМО) на призывную комиссию Республики Татарстан. По результатам контрольного медицинского освидетельствования врач-специалист-хирург, участвующий в проведении КМО, не подтвердил заключение врача-специалиста-хирурга Отдела военного комиссариата РТ по г. Чистополю, Чистопольскому и Новошешминскому районам о признании ограниченно годным к военной службе. ДД.ММ.ГГГГ заявителем была получена копия решения призывной комиссии Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ о направлении на стационарное медицинское обследование в урологическое отделение ГАУЗ «Республиканская клиническая больница МЗ РТ» с консультацией главного внештатного специалиста-уролога Министерства Здравоохранения Республики Татарстан, явка на повторное медицинское освидетельствование в призывную комиссию Республики Татарстан назначена на ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ заявителю вручено направление в ГАУЗ «РКБ МЗ РТ».

С решением врача и призывной комиссии Республики Татарстан заявитель не согласен на следующих основаниях.

Согласно Приложению № 1 к Приказу Министра обороны Российской Федерации от 2 октября 2007 г. N 400 «О мерах по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 г. N 663» призывная комиссия субъекта Российской Федерации, рассмотрев личные дела призывников, не позднее 15 июля (31 декабря) принимает решение об утверждении или отмене решения нижестоящей призывной комиссии об освобождении призывника от исполнения воинской обязанности, от призыва на военную службу или о предоставлении ему отсрочки от призыва по состоянию здоровья. При этом одновременно с отменой решения принимает одно из решений, указанных в Федеральном законе от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе": о призыве на военную службу; о направлении на альтернативную гражданскую службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; о зачислении в запас; об освобождении от исполнения воинской обязанности.

Так же порядок проведения КМО установлен и Приложении N 3 к Приказу Министра обороны Российской Федерации и Министерства здравоохранения Российской Федерации от 23 мая 2001 г. N 240/168.

Таким образом, возможность принятия решения о направлении призывника на обследовании в медицинское учреждение решением призывной комиссии субъекта федерации не предусмотрена и является незаконной.

По результатам ранее проведенных обследований диагноз <данные изъяты>» был трижды подтвержден. Указанное заболевание в соответствии со ст. 45 Б Расписания болезней (Приложение к Положению о военно-врачебной экспертизе, утверждённому Постановлением Правительства РФ от 25 февраля 2003 года № 123) даёт основания для признания заявителя ограниченно годным к военной службе (категория годности «В»). Граждане, признанные ограниченно годными к военной службе, согласно пп. «а» п. 1 ст. 23 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», освобождаются от призыва на военную службу. Данный диагноз был установлен:    в результате обследования, проведенного с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ГАУЗ «Республиканская клиническая больница Министерства здравоохранения Республики Татарстан»; в результате обследования в МБУЗ «Чистопольская ЦРБ», проведенного в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; по результатам обследования, проведённого в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ГАУЗ «РКБ МЗ РТ» в ходе проведения мероприятий, связанных с призывом на военную службу.

Таким образом врачу-специалисту и призывной комиссии РТ были предоставлены заключения двух медицинских учреждений, оба из которых проводили обследование по направлению призывной комиссии, врачи получили возможность определить категорию годности к военной службе на месте, а призывная комиссии вынести решение по представленным медицинским документам: они не противоречивы, содержат одинаковый диагноз, выставленный двумя различными медицинскими организациями.

Представление отдельно к акту исследования состояния здоровья консультации любого специалиста на отдельном бланке (и любого другого документа) не предусмотрена ни одним нормативно правовым актом и является незаконной.

Заявитель просит признать незаконным решение призывной комиссии Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ о направлении на обследование в урологическое отделение ГАУЗ «РКБ МЗ РТ» с консультацией главного внештатного уролога МЗ РТ и предоставлением его заключения, нарушающим права на освобождение от призыва на военную службу и на зачисление в запас. Просит возложить на призывную комиссию обязанность принять новое решение.

В судебном заседании заявитель и его представитель заявление поддержали.

Представитель Военного комиссариата Республики Татарстан с заявлением не согласился и пояснил, что решением призывной комиссии РТ права заявителя не нарушены, направление на медицинское обследование отвечает его интересам, поскольку врач-специалист пришел к выводу об отсутствии основных признаков варикоцеле III степени. Направление на медицинское обследование соответствует требованиям статьи 5.1 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе».

Представитель отдела Военного комиссариата Республики Татарстан по г.Чистополю, Чистопольскому и Новошешминскому районам в предварительном судебном заседании с заявлением не согласился, указав, что по его мнению врач сомневается в том, какая степень заболевания имеется – вторая или третья.

Выслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.5.1 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ (ред. от 08.12.2011) «О воинской обязанности и военной службе» (далее - Закон) (пункт 1) граждане при постановке на воинский учет, призыве или поступлении на военную службу по контракту, поступлении в военные образовательные учреждения профессионального образования, призыве на военные сборы, прохождении альтернативной гражданской службы, а также граждане, ранее признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами: терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом, а в случае необходимости - врачами других специальностей. По согласованию с командиром (начальником) воинской части (военно-медицинского учреждения) для медицинского освидетельствования указанных граждан могут привлекаться военные врачи-специалисты.

2. Врачи, руководящие работой по медицинскому освидетельствованию граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи, по результатам медицинского освидетельствования дают заключение о годности гражданина к военной службе по следующим категориям:

А - годен к военной службе;

Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями;

В - ограниченно годен к военной службе;

Г - временно не годен к военной службе;

Д - не годен к военной службе.

3. Порядок организации и проведения медицинского освидетельствования граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи, определяется Положением о военно-врачебной экспертизе.

4. В случае невозможности вынесения медицинского заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья в ходе медицинского освидетельствования гражданин направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинскую организацию.

Согласно п.п. 2, 3 и 4 ст. 29 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» призывная комиссия субъекта Российской Федерации:

организует медицинский осмотр граждан, не пребывающих в запасе, призванных на военную службу, перед направлением их к месту прохождения военной службы, а также контрольное медицинское освидетельствование граждан, получивших освобождение от призыва на военную службу по состоянию здоровья, и граждан, заявивших о несогласии с заключениями о их годности к военной службе по результатам медицинского освидетельствования;

проверяет правильность предоставления гражданам отсрочек и освобождений от призыва на военную службу.

Призывная комиссия субъекта Российской Федерации имеет право отменять решения нижестоящих призывных комиссий. При этом одновременно с отменой решения нижестоящей призывной комиссии призывная комиссия субъекта Российской Федерации принимает одно из решений, указанных в пункте 1 статьи 28 настоящего Федерального закона. При принятии решения о призыве граждан на военную службу призывная комиссия субъекта Российской Федерации определяет вид и род войск Вооруженных Сил Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы, в которых указанные граждане будут проходить военную службу.

Решение призывной комиссии субъекта Российской Федерации по жалобе гражданина может быть обжаловано им в суд в установленный законодательством Российской Федерации срок со дня получения копии указанного решения. Решение призывной комиссии приостанавливается до вступления в законную силу решения суда.

На основании п.1 ст.28 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования указанных граждан и принятию в отношении их одного из следующих решений:

о призыве на военную службу;

о направлении на альтернативную гражданскую службу;

о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу;

об освобождении от призыва на военную службу;

о зачислении в запас;

об освобождении от исполнения воинской обязанности.

В силу пункта 51 Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе (приложение №1 к Приказу Министра обороны РФ от 02.10.2007 N 400 «О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 г. N 663») призывная комиссия субъекта Российской Федерации:

проверяет правильность предоставления гражданам отсрочек и освобождения от призыва на военную службу;

организует контрольное медицинское освидетельствование граждан, получивших освобождение от призыва на военную службу или получивших отсрочку от призыва на военную службу по состоянию здоровья.

При этом члены призывной комиссии субъекта Российской Федерации могут наделяться следующими правами и обязанностями:

уточнять у граждан, не пребывающих в запасе, фактические данные, необходимые для принятия решения в соответствии с законодательством Российской Федерации;

высказывать свои предложения при принятии призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения, а если они не совпадают с мнением большинства, изложить его письменно в протоколе заседания призывной комиссии субъекта Российской Федерации;

изучать накануне дня заседания призывной комиссии субъекта Российской Федерации личные дела граждан, не пребывающих в запасе, определяя при этом, какие сведения для принятия решения требуют уточнения;

уточнять сведения по гражданам, не пребывающим в запасе, необходимые для принятия решения;

На рассмотрение призывной комиссии субъекта Российской Федерации представляются личные дела призывников, в отношении которых приняты решения об освобождении от исполнения воинской обязанности, от призыва на военную службу, о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу по состоянию здоровья (при необходимости представляются для медицинского освидетельствования призывники) и о призыве на военную службу, но не реализованные в течение текущего призыва на военную службу по различным основаниям. Личные дела призывников, которые освобождены от призыва или которым предоставлены отсрочки от призыва по основаниям, не связанным с состоянием здоровья, представляются на рассмотрение призывной комиссии субъекта Российской Федерации выборочно - по решению председателя призывной комиссии субъекта Российской Федерации.

Призывная комиссия субъекта Российской Федерации, рассмотрев личные дела призывников, не позднее 15 июля (31 декабря):

а) принимает решение:

об утверждении или отмене решения нижестоящей призывной комиссии об освобождении призывника от исполнения воинской обязанности, от призыва на военную службу или о предоставлении ему отсрочки от призыва по состоянию здоровья. При этом одновременно с отменой решения принимает одно из решений, указанных в Федеральном законе от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе". При принятии решения о призыве граждан на военную службу призывная комиссия субъекта Российской Федерации определяет вид, род войск Вооруженных Сил, другие войска, воинские формирования и органы, в которых указанные граждане должны проходить военную службу.

Согласно п. 22 Инструкции о порядке проведения медицинского освидетельствования, обследования (лечения) граждан Российской Федерации при призыве на военную службу и лечебно-оздоровительных мероприятий среди граждан Российской Федерации, получивших отсрочки от призыва на военную службу по состоянию здоровья (Приложение N 3 к Приказу Министра обороны Российской Федерации и Министерства здравоохранения Российской Федерации от 23 мая 2001 г. N 240/168) обоснованность освобождения призывников или предоставления им отсрочек от призыва на военную службу по состоянию здоровья проверяется путем изучения врачами - членами призывной комиссии субъекта Российской Федерации (из числа врачей военно-врачебной комиссии военного комиссариата субъекта Российской Федерации) всех личных дел призывников и медицинских документов, подтверждающих установленный диагноз и вынесенное заключение.

Данная работа проводится совместно с врачом военного комиссариата или врачами-специалистами, привлекаемыми к работе призывной комиссии субъекта Российской Федерации.

Врач военного комиссариата составляет в 2-х экземплярах списки на призывников, освобожденных от призыва на военную службу и временно негодных к военной службе по состоянию здоровья (далее именуются - призывники, освобожденные от призыва). Образец данного списка приведен в приложении N 2 к настоящей Инструкции. Указанные списки вместе с личными делами призывников и медицинскими документами, подтверждающими установленный диагноз и вынесенное заключение, представляются врачам - членам призывной комиссии субъекта Российской Федерации для изучения обоснованности принятых решений.

Пункт 24 указанной Инструкции гласит, что в случае несогласия врача - члена призывной комиссии субъекта Российской Федерации с заключением врача-специалиста, проводившего медицинское освидетельствование призывника, освобожденного от призыва, врач - член призывной комиссии субъекта Российской Федерации в листе медицинского освидетельствования (приложение N 4 к Инструкции) делает отметку о необоснованности диагноза, заключения и необходимости направления этого призывника на контрольное медицинское освидетельствование.

Врачом - членом призывной комиссии субъекта Российской Федерации (председателем военно-врачебной комиссии военного комиссариата субъекта Российской Федерации), на которого возложено руководство работой по контрольному медицинскому освидетельствованию призывников, освобожденных от призыва, в списке (приложение N 2 к настоящей Инструкции) делается отметка о необоснованности диагноза, заключения и указывается дата прибытия указанных призывников на контрольное медицинское освидетельствование.

В пункте 31 Инструкции закреплено, что если в результате контрольного медицинского освидетельствования ранее установленный диагноз и вынесенное заключение не подтверждаются, то соответствующим врачом - членом призывной комиссии субъекта Российской Федерации оформляется лист медицинского освидетельствования (приложение N 4 к Инструкции). Кроме того, им, как и другими врачами - членами призывной комиссии субъекта Российской Федерации, делается запись в разделе II "Б" учетной карты призывника (приложение N 8 к Инструкции по подготовке и проведению призыва) (должна быть указана категория годности призывника).

Согласно п. 4 Положения о военно-врачебной экспертизе (Утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2003 г. N 123) под медицинским освидетельствованием понимаются изучение и оценка состояния здоровья и физического развития граждан на момент освидетельствования в целях определения их годности к военной службе (службе в органах), обучению (службе) по отдельным военно-учетным специальностям (специальностям), решение других предусмотренных настоящим Положением вопросов с вынесением письменного заключения.

В соответствии с ч. 1 ст. 254 и ч.4 ст.258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

Суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.

Из дела усматривается, что решением призывной комиссии Чистопольского муниципального района РТ от ДД.ММ.ГГГГ заявитель Зиганшин И.Ф. освобожден от призыва на военную службу как ограниченно годный к военной службе (категория годности к военной службе «В») по статье 45 «в» расписания болезней (приложение к Положению о военно-врачебной экспертизе, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 25.02.2003 N 123).

Согласно карте медицинского освидетельствования гражданина, подлежащего призыву на военную службу, имеющейся в учетной карте призывника, поставлен диагноз «варикоцеле слева III степени».

При проверке призывной комиссией Республики Татарстан обоснованности предоставления заявителю освобождения от призыва врач – член призывной комиссии Республики Татарстан И. Валеев пришел к выводу о невозможности вынести экспертное решение по вопросу установления диагноза. При этом врач в листе медицинского освидетельствования от ДД.ММ.ГГГГ указал, что отсутствуют основные признаки <данные изъяты>. Рекомендовал провести стационарное обследование с консультацией главного уролога МЗ РТ в условиях ГАУЗ «РКБ МЗ РТ».

Решением призывной комиссии РТ от ДД.ММ.ГГГГ заявитель направлен на стационарное медицинское обследование в урологическое отделение ГАУЗ «Республиканская клиническая больница Министерства здравоохранения РТ» с консультацией главного внештатного специалиста-уролога МЗ РТ. Явка на повторное медицинское освидетельствование в призывную комиссию РТ назначена на ДД.ММ.ГГГГ.

Суд полагает, что направление призывной комиссией РТ заявителя на стационарное медицинское обследование в медицинскую организацию является законным и обоснованным и не нарушает права заявителя в силу следующего.

Призывная комиссия РТ на основании п.2 ст.29 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» уполномочена проверять правильность предоставления освобождения от призыва на военную службу и проводить контрольное медицинское освидетельствование граждан, получивших такое освобождение. При этом по результатам этой деятельности призывная комиссия РТ обязана либо утвердить решение призывной комиссии Чистопольского муниципального района РТ, либо отменить его. При этом в случае отмены решения призывная комиссия РТ обязана вынести одно из решений, указанных в п.1 ст.28 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», а именно: о призыве на военную службу; о направлении на альтернативную гражданскую службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; о зачислении в запас; об освобождении от исполнения воинской обязанности. Направление призывника в нижестоящую призывную комиссию для определения категории годности и проведения всех мероприятий по призыву, в том числе направление на медицинское обследование, не предусмотрено.

Для принятия одного из указанных в п.1 ст.28 Закона решений врачи призывной комиссии РТ должны определить категорию годности заявителя к военной службе, для чего, в свою очередь, необходимо подтвердить либо опровергнуть уставленный врачом нижестоящей призывной комиссией диагноз.

При этом при несогласии с установленным ранее диагнозом врач – член призывной комиссии РТ должен указать иной диагноз, который, по его мнению, имеется у гражданина. Иное означало бы неопределенность в определении категории годности гражданина к военной службе, и, соответственно, невозможность принятия призывной комиссией РТ соответствующего решения по п.1 ст.28 Закона.

Врачу – члену призывной комиссии РТ И.Валееву экспертное заключение по вопросу диагноза заявителя, и соответственно, о категории годности вынести не представилось возможным. В этом случае на основании п.4 ст.5.1 Закона гражданин направляется на стационарное медицинское обследование в медицинскую организацию.

Действующее законодательство не содержит запрета на направление призывной комиссией субъекта Российской Федерации гражданина на медицинское обследование при проверке обоснованности предоставления освобождения от призыва на военную службу.

Вместе с тем, указание в решении призывной комиссии РТ на необходимость консультации главного внештатного специалиста-уролога Министерства здравоохранения РТ не соответствует требованиям п.4 ст.5.1 Закона и поэтому данное указание подлежит исключению из текста решения призывной комиссии РТ.

При таких данных суд не находит оснований для удовлетворения заявления Зиганшина И.Ф. о признании решения призывной комиссии РТ от ДД.ММ.ГГГГ незаконным и возложении обязанности по принятию нового решения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199, 258 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления Зиганшин И.Ф. о признании незаконным решения призывной комиссии Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ о направлении Зиганшин И.Ф. на стационарное медицинское обследование в урологическое отделение ГАУЗ «Республиканская клиническая больница Министерства здравоохранения Республики Татарстан» и принятии нового решения – отказать, исключив из решения призывной комиссии формулировку «с консультацией главного внештатного специалиста-уролога Министерства здравоохранения Республики Татарстан».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Татарстан через Чистопольский городской суд РТ в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья                        А.Р. Гаянов