дело № 2-729/2012
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
15 июня 2012 года | г. Чистополь РТ |
Чистопольский городской суд Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Хуснутдинова А.И.,
при секретаре Хайруллиной Р.Ж.,
с участием представителя истца Каримова Р.Р.,
ответчика Хусаеновой Л.М.,
ответчика Полосухиной З.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кузнецова О.В. к нотариусу Хусаеновой Л.М., нотариусу Полосухиной З.А. о толковании завещания,
установил:
Кузнецова О.В. (далее - истец) обратилась в суд с иском к нотариусу Хусаеновой Л.М. и нотариусу Полосухиной З.А. о толковании завещания, указав следующее.
ДД.ММ.ГГГГ умер отец истца – Трошин В.Я., которому на праве собственности принадлежали садовый дом общей площадью 37,2 кв.м и земельный участок площадью 340,0 кв.м, находящиеся по адресу: <адрес>. Указанный факт был установлен решением Чистопольского городского суда Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ по делу №. ДД.ММ.ГГГГ Трошин В.Я. составил завещание, удостоверенное нотариусом Чистополького нотариального округа Хусаеновой Л.М. под реестровым №, согласно пункту 1 которого истице завещан «земельный участок площадью 0,034 га с расположенным на нем садовым домом и насаждениями, находящимися по адресу: <адрес>». Однако, в завещании указаны несколько иные (в меньшем объеме) сведения об имуществе, принадлежавшем Трошин В.Я., чем в указанном решении суда, поэтому по мнению нотариуса нотариального округа г.Чистополя Республики Татарстан Полосухиной З.А. из содержания названного выше завещания невозможно четко, ясно и однозначно установить подлинную волю умершего, что препятствует выдаче истице свидетельства о праве на наследство (на указанное имущество). Для устранения названного препятствия требуется определить последнюю волю завещателя, выраженную в завещании.
В связи с вышеизложенным, Кузнецова О.В. просит суд истолковать завещание от ДД.ММ.ГГГГ, составленное Трошин В.Я., удостоверенное нотариусом Чистополького нотариального округа Хусаеновой Л.М. под реестровым №, (установить его смысл) с целью определения последней воли Трошин В.Я., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, по распоряжению после смерти своим имуществом, состоящим из садового дома общей площадью 37,2 кв.м и земельного участка площадью 340,0 кв.м, находящихся по адресу: <адрес> 68, следующим образом: «Считать волей завещателя следующее: «Принадлежащие мне, Трошин В.Я., на праве собственности садовый дом общей площадью 37,2 кв.м и земельный участок площадью 340,0 кв.м, находящиеся по адресу: <адрес>, садоводческое общество «Часовщик-2», участок 68, я завещаю дочери – Кузнецова О.В..».
Представитель истца в ходе судебного разбирательства исковые требования поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить.
Ответчик Хусаеновой Л.М. оставила разрешение иска на усмотрение суда.
Ответчик Полосухиной З.А. пояснила, что вопрос о толковании завещания может быть разрешен судом в ином порядке, а именно: путем разъяснения решения Чистопольского городского суда Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ по делу №.
Выслушав участников судебного разбирательства, исследовав и оценив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно статье 1132 Гражданского кодекса Российской Федерации при толковании завещания нотариусом, исполнителем завещания или судом принимается во внимание буквальный смысл содержащихся в нем слов и выражений; в случае неясности буквального смысла какого-либо положения завещания он устанавливается путем сопоставления этого положения с другими положениями и смыслом завещания в целом; при этом должно быть обеспечено наиболее полное осуществление предполагаемой воли завещателя.
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ умер Трошин В.Я., приходившийся Кузнецова О.В. родным отцом, которому на праве собственности принадлежали садовый дом общей площадью 37,2 кв.м и земельный участок площадью 340,0 кв.м, находящиеся по адресу: <адрес>
ДД.ММ.ГГГГ Трошин В.Я. составил завещание, удостоверенное нотариусом Чистополького нотариального округа Хусаеновой Л.М. под реестровым №, согласно пункту 1 которого Трошин В.Я. завещал Кузнецова О.В. земельный участок площадью 0,034 га с расположенным на нем садовым домом и насаждениями, находящимися по адресу: <адрес>.
В завещании местонахождение земельного участка и садового домика указано: <адрес>.
Как пояснила Хусаеновой Л.М., при составлении завещания его содержание завещатель определяет самостоятельно, проверка правильности сведений, включенных в завещание, в соответствии с действующим законодательством нотариусом не проводится.
Решением Чистопольского городского суда Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ по делу № установлен факт владения и пользования на праве собственности Трошин В.Я., умершим ДД.ММ.ГГГГ, садовым домом общей площадью 37,2 кв.м и земельным участком площадью 340,0 кв.м, находящимися по адресу: <адрес>
Указания на нахождение наследственного имущества в селе <адрес> решение суда от ДД.ММ.ГГГГ не содержит.
Таким образом, сведения о местонахождении наследственного имущества, указанные в завещании, отличаются от сведений о том же имуществе, установленных в решении суда от ДД.ММ.ГГГГ.
Вместе с тем, несмотря на неверное указание наследодателем в завещании месторасположения наследственного имущества, суд считает допустимым, с учетом обстоятельств дела, истолковать завещание в пользу наследников. При этом суд учитывает требования части 2 статьи 61 ГПК РФ, согласно которой обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда; указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
При таких обстоятельствах суд считает исковые требования Кузнецова О.В. обоснованными, правомерными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Кузнецова О.В. к Хусаеновой Л.М. и Полосухиной З.А. о толковании завещания удовлетворить.
Истолковать завещание от ДД.ММ.ГГГГ, составленное Трошин В.Я., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, удостоверенное нотариусом Чистополького нотариального округа Хусаеновой Л.М. под реестровым №, (установить его смысл) с целью определения последней воли Трошин В.Я. следующим образом: «Считать волей завещателя следующее: «Принадлежащие мне, Трошин В.Я., на праве собственности садовый дом общей площадью 37,2 кв.м и земельный участок площадью 340,0 кв.м, находящиеся по адресу: <адрес>, я завещаю дочери – Кузнецова О.В.».
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан через Чистопольский городской суд Республики Татарстан в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья А.И. Хуснутдинов