2-805/2012



дело № 2-805/12

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

17 июля 2012 года                                                                           город Чистополь РТ

Чистопольский городской суд Республики Татарстан в составе:

председательствующего судьи Шайдуллина И.Ш., при секретаре судебного заседания Салеевой Е.А.;

с участием:

представителя истца Беспаловой Т.М.;

представителя ответчика Батыру А.П.;

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску

Кириллова О.М. к Управлению Пенсионного фонда РФ по городу Чистополю, Чистопольскому и Новошешминскому районам РТ о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости,

УСТАНОВИЛ:

Кириллова О.М. обратилась в Чистопольский городской суд РТ с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ по городу Чистополю, Чистопольскому и Новошешминскому районам РТ о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии с ДД.ММ.ГГГГ, возложении обязанностей на ответчика включить в специальный стаж периодов нахождения на курсах повышения квалификации, в том числе до ДД.ММ.ГГГГ с учетом применения льготного коэффициента, применить льготный порядок исчисления стажа к периодом отпуска по беременности и родам, назначить пенсию с ДД.ММ.ГГГГ.

В обоснование иска указано, что она обратилась к ответчику по вопросу назначения пенсии. Ей было отказано. Ответчик не применил льготный коэффициент к периодам отпусков по беременности и родам и отпуска по уходу за ребенком. Не включены периоды нахождения на курсах повышения квалификации.

Представитель истца иск поддержала.

Представитель ответчика иск не признала.

Суд, заслушав сторон, исследовав и оценив представленные по делу доказательства, приходит к следующему.

ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась к ответчику о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.

Решением ответчика от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении заявления истца отказано, в связи с отсутствием требуемого специального трудового стажа 30 лет.

На основании оспариваемого решения специальный стаж для назначения пенсии истца составляет 29 лет 4 месяца 18 дней.

В специальный стаж не включен в льготном исчислении периоды (включен в календарном исчислении):

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – нетрудоспособность (больничный лист) по беременности и родам;

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – отпуск по уходу за ребенком.

В специальный стаж не включен период:

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – курсы повышения квалификации.

В соответствии с п.20 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года № 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 года № 8-П и Определение от 5 ноября 2002 года № 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.

Согласно списку профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденного постановлением Совета Министров РСФСР № 464 от 06 сентября 1991 года врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно - профилактических и санитарно - эпидемиологических учреждений всех форм собственности имеют право на пенсию по выслуге лет.

На основании пункта 2 постановления Совета Министров РСФСР № 464 от 06 сентября 1991 года установлено, что исчисление сроков выслуги производится по следующим правилам: врачам - хирургам всех наименований, среднему медицинскому персоналу отделений (палат) хирургического профиля стационаров, врачам - анестезиологам - реаниматорам, среднему медицинскому персоналу отделений (групп) анестезиологии - реанимации, отделений (палат) реанимации и интенсивной терапии, врачам - патологоанатомам и среднему медицинскому персоналу отделений общей, детской и инфекционной патологии республиканских, областных и городских патологоанатомических бюро, городских, районных, межрайонных и централизованных бюро патологоанатомических отделений, проводящим патологоанатомические вскрытия трупов, гистологические исследования трупного материала, органов и тканей, удаленных при операциях и биопсиях, обработку трупного, операционного и биопсийного материала, врачам - судебно - медицинским экспертам, среднему медицинскому персоналу районных, межрайонных и городских отделений бюро судебно - медицинской экспертизы, проводящим судебно - медицинское вскрытие, исследование трупов и трупного материала, обработку трупного материала - один год работы в этих должностях и подразделениях считать за один год и 6 месяцев.

До введения в действие Закона РФ от 25 сентября 1992 года № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» ст.167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет.

Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 января 1981 года «О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей» были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года, и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.

Лишь с принятием Закона РФ № 3543-1 от 25 сентября 1992 года «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» (вступил в силу 6 октября 1992 года) период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях (ст. 167 КЗоТ РФ). Данным законом статья 167 КЗоТ РФ была изложена в новой редакции.

В соответствии с п.2 постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 года № 677 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей» с 1 декабря 1989 года повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.

Законом СССР от 22 мая 1990 года № 1501-1 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства» были внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, утвержденные Законом СССР от 15 июля 1970 года; статья 71 Основ была изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. В соответствии с данным Законом законодательство союзных республик подлежало приведению в соответствие с настоящим законом.

Исходя из смысла приведенных выше законодательных актов, ст.167 КЗоТ РСФСР (в редакции Закона РСФСР от 9 декабря 1971 года), период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности.

В п.15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 25 от 20 декабря 2005 года «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» разъяснено, что при разрешении споров, возникших в связи с не включением женщинам в стаж работы по специальности периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком при досрочном назначении пенсии по старости (ст.ст.27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»), следует исходить из того, что если указанный период имел место до 6 октября 1992 года (времени вступления в силу Закона РФ от 25 сентября 1992 года № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РФ», с принятием которого названный период перестал включаться в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости.

При указанных обстоятельствах, решение ответчика в части не включения в льготном исчислении в специальный трудовой стаж периодов нетрудоспособности истца (больничный лист по беременности и родам) и отпуска по уходу за ребенком, не соответствует требованиям закона.

Согласно ст.187 Трудового Кодекса РФ при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Работникам, направляемым для повышения квалификации с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки.

По смыслу указанной нормы при направлении для повышения квалификации трудовой договор с работником не прекращается, и период повышения квалификации входит в трудовую деятельность.

Исключение ответчиком из специального стажа периоды нахождения на курсах повышения квалификации является необоснованным, поэтому данные периоды подлежат включению в специальный трудовой стаж. При этом периоды нахождения на курсах повышения квалификации до ДД.ММ.ГГГГ подлежат включению в стаж с применением льготного коэффициента.

Работа истца до оспариваемых периодов и после него ответчиком включена в специальный трудовой стаж с применением льготного коэффициента.

Специальный стаж, дающий право для назначения трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной или иной деятельности по охране здоровья на день обращения к ответчику составлял 30 лет 5 месяцев 9 дней (29 лет 4 месяца 18 дней + 7 месяцев 15 дней (разница между включенным в специальный стаж в календарном исчислении и подлежащим включению в льготном исчислении периодов нахождения на больничном по беременности и родам, и отпуска по уходу за ребенком) + 3 месяца 16 дней (периоды нахождения на курсах повышения квалификации с применением льготного коэффициента, то есть, до ДД.ММ.ГГГГ) + 1 месяц 18 дней (нахождение на курсах повышения квалификации, подлежащий включению в календарном исчислении).

Согласно п.1 ст.19 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных п.4 настоящей статьи, во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Ответчик в силу ст.ст.56 и 57 ГПК РФ доказательства, опровергающие исковые требования не представил и не ходатайствовал об их истребовании.

При таких обстоятельствах, суд полагает, что требования истца в указанной части являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Пункт 23 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 25 от 20.12.2005г. «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» регламентирует, что обратить внимание судов на необходимость четкого и ясного изложения резолютивной части решения, с тем чтобы оно не вызывало вопросов при его исполнении. В этих целях в резолютивной части решения, которым требования истца удовлетворены, должно быть, в частности, указано, какие требования подлежат удовлетворению и какая обязанность возлагается на ответчика в целях восстановления нарушенного права истца (например, о возложении обязанности на ответчика включить определенный период работы истца в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение истцу пенсии по старости, о взыскании с ответчика недоплаченной суммы пенсии), а также указано, с какого времени ответчик обязан назначить истцу пенсию, если суд придет к выводу, что пенсионный орган необоснованно отказал истцу в назначении пенсии.

В силу ч.1 ст.98 ГПК РФ с ответчика подлежат взысканию в пользу истца его расходы по уплате государственной пошлины 200 рублей.

Чистопольский городской суд Республики Татарстан, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

признать право Кириллова О.М. на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения с ДД.ММ.ГГГГ.

         Обязать Управления Пенсионного фонда РФ по г.Чистополю, Чистопольскому и Новошешминскому районам РТ:

         применить льготный порядок исчисления трудового стажа Кириллова О.М. к следующим периодам:

         - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – нетрудоспособность по беременности и родам;

         - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – нахождение в отпуске по уходу за ребенком;

включить в специальный трудовой стаж Кириллова О.М., дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, следующие периоды:

- в льготном исчислении с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – нахождение на курсах повышения квалификации;

- в календарном исчислении с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – нахождение на курсах повышения квалификации.

         назначить Кириллова О.М. досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения с ДД.ММ.ГГГГ.

Взыскать с Управления Пенсионного фонда РФ по городу Чистополю, Чистопольскому и Новошешминскому районам РТ в пользу Кириллова О.М. в возврат государственной пошлины 200 рублей.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан через Чистопольский городской суд в течение одного месяца.

Судья                                       И.Ш. Шайдуллин