дело № 2-182/11
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
01 февраля 2011 года город Чистополь РТ
Чистопольский городской суд Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Шайдуллина И.Ш. при секретаре судебного заседания Салеевой Е.А.;
с участием:
истца Багаутдинова П.Р.;
представителя ответчика Батыру А.П.;
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску
Багаутдинова П.Р. к Управлению Пенсионного фонда РФ по г.Чистополю, Чистопольскому и Новошешминскому районам РТ о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости и возложении обязанности назначить досрочную трудовую пенсию,
УСТАНОВИЛ:
Багаутдинова П.Р. обратилась в Чистопольский городской суд РТ с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ по г.Чистополю, Чистопольскому и Новошешминскому районам РТ о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью, возложении обязанности на ответчика назначить ей досрочную трудовую пенсию с ДД.ММ.ГГГГ, то есть, с момента обращении.
В обосновании своих требований истец указала, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась к ответчику с заявлением о назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности не менее 25 лет. Ответчик решением от ДД.ММ.ГГГГ отказал в назначении пенсии. Отказ считает необоснованным. Из специального трудового стажа исключены периоды работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – отпуска по уходу за ребенком до 1,5 лет и более 1,5 лет. Исключены периоды работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с 0405.2009г. по ДД.ММ.ГГГГ – курсы повышения квалификации. Исключен период нахождения в учебном отпуске с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
Истец в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, пояснив, что в период нахождения в учебном отпуске ей начислялась заработная плата, и производились отчисления в Пенсионный фонд.
Представитель ответчика иск не признала и пояснила, что учебный отпуск не относится к дополнительному отпуску, и включить его в стаж не имеют возможности.
Суд, заслушав сторон, исследовав и оценив представленные по делу доказательства, приходит к следующему.
Истец с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время работает воспитателем в дошкольном образовательном учреждении.
ДД.ММ.ГГГГ она обратилась к ответчику о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности не менее 25 лет в дошкольных образовательных учреждениях.
Решением ответчика № от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении заявления истца отказано, в связи с отсутствием требуемого специального трудового стажа 25 лет. Истцу предложено доработать недостающий стаж в должностях и учреждениях строго предусмотренных списком.
На основании оспариваемого решения специальный стаж для назначения пенсии истца составляет 22 года 11 месяцев 15 дней.
В специальный стаж не включены периоды:
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – отпуска по уходу за ребенком до 1,5 лет и более 1,5 лет;
- ДД.ММ.ГГГГ - дни отдыха как матери (данный период истцом не оспаривается);
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с 0405.2009г. по ДД.ММ.ГГГГ – курсы повышения квалификации;
- ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – нахождение в учебном отпуске.
В соответствии с п.19 ч.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, следующим лицам: лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
До введения в действие Закона РФ от 25.09.1992г. № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» ст.167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет.
Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22.01.1981г. «О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей» были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года, и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.
Лишь с принятием Закона РФ № 3543-1 от 25.09.1992г. «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» (вступил в силу 06.10.1992г.) период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях (ст. 167 КЗоТ РФ). Данным законом статья 167 КЗоТ РФ была изложена в новой редакции.
В соответствии с п.2 постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22.08.1989г. № 677 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей» с 01.12.1989г. повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.
Законом СССР от 22.05.1990г. № 1501-1 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства» были внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, утвержденные Законом СССР от 15.07.1970г.; статья 71 Основ была изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. В соответствии с данным Законом законодательство союзных республик подлежало приведению в соответствие с настоящим законом.
Исходя из смысла приведенных выше законодательных актов, ст.167 КЗоТ РСФСР (в редакции Закона РСФСР от 09.12.1971г.), период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности.
Кроме того, п.15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 25 от 20.12.2005г. «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» предусмотрено, что при разрешении споров, возникших в связи с не включением женщинам в стаж работы по специальности периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком при досрочном назначении пенсии по старости (ст.ст.27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»), следует исходить из того, что если указанный период имел место до 06.10.1992г. (времени вступления в силу Закона РФ от 25.09.1992г. № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РФ», с принятием которого названный период перестал включаться в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости.
Таким образом, если отпуск по уходу за ребенком в целом (до достижения ребенком возраста полутора лет и до достижения им возраста трех лет) начался у матери в период действия названных нормативных актов, то с учетом положений статей 6 ч. 2, 15 ч. 4, 17 ч. 1, 18, 19 и 55 ч. 1 Конституции Российской Федерации, предполагающих правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, весь период отпуска по уходу за ребенком подлежит включению в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости.
Таким образом, период нахождения истца в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 и более 1,5 лет: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежит включению в специальный стаж.
Согласно ст.187 Трудового Кодекса РФ при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Работникам, направляемым для повышения квалификации с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки.
По смыслу указанной нормы при направлении для повышения квалификации трудовой договор с работником не прекращается, и период повышения квалификации входит в трудовую деятельность.
Исключение ответчиком из специального стажа периодов нахождения на курсах повышения квалификации является необоснованным.
В соответствии со ст.ст. 196, 198 КЗоТ РСФСР оплачиваемый отпуск в связи с обучением без отрыва от производства в образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию, не был отнесен к категории дополнительного.
С 01.02.2002г. вступил в силу Трудовой Кодекс РФ, с принятием которого отпуск, предоставленный в связи с обучением, был отнесен к разряду дополнительного.
На основании пункта 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии со ст.ст.27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002г. №516 периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами.
При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные.
Из этого следует, что после принятия Трудового кодекса Российской Федерации ученический отпуск был отнесен к категории дополнительных и с этого времени подлежал включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии.
18.06.2007г. в п.5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии со ст.ст. 27, 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской федерации», утвержденный Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 года №516, были внесены изменения, где в стаж работы по специальности при досрочном назначении пенсии могут засчитываться дополнительные отпуска, предоставляемые ежегодно, то есть предоставляемые отдельным категориям работников в связи с характером и особыми условиями труда.
Таким образом, отпуск, предоставленный в связи с учебой, может быть включен в специальный стаж, только в период с 01.02.2002г. до 30.06.2007г. – с момента вступления в силу постановления Правительства РФ от 18.06.2007г. №381 «О внесении изменений в Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002г. №516».
По указанным основаниям ответчик правомерно не включил в специальный стаж работы истца периоды ее нахождения в учебном отпуске.
Специальный стаж, дающий право для назначения трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности на день обращения к ответчику (ДД.ММ.ГГГГ) с учетом оспариваемых периодов (нахождение в отпуске по уходу за ребенком, на курсах повышения квалификации) составляет 24 года 11 месяцев 9 дней.
Согласно п.1 ст.19 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных п.4 настоящей статьи, во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Истец в силу ст.ст.56 и 57 ГПК РФ доказательства, подтверждающие исковые требования не представил и не ходатайствовал об их истребовании.
При таких обстоятельствах, суд полагает, что требования истца о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости и возложении обязанности назначить ей досрочную трудовую пенсию с ДД.ММ.ГГГГ являются не обоснованными и подлежащими отказу в удовлетворении.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194, 198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
в удовлетворении исковых требований Багаутдинова П.Р. к Управлению Пенсионного фонда РФ по г.Чистополю, Чистопольскому и Новошешминскому районам РТ о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости и возложении обязанности назначить досрочную трудовую пенсию – отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан через Чистопольский городской суд в течение десяти дней.
Судья И.Ш.Шайдуллин