Дело № 2-433/2011
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
15 апреля 2011 года. Чистопольский городской суд Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Т.М.Семеновой,
с участием помощника прокурора г. Чистополя Д.А.Матвеева,
представителя Волжско-Камского ТУ МЭПР РТ Е.А.Седова,
представителя ответчика Р.А. Салаховой,
при секретаре С.Н.Соловьевой,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску,
прокурора г. Чистополя к ИП Приданниковой Л.Н. об обязании составить паспорт опасных отходов потребления,
у с т а н о в и л:
Прокурор г. Чистополя обратился в суд с иском к индивидуальному предпринимателю Приданниковой Л.Н.( далее по тексту ИП Приданникова Л.Н.) об обязании составить паспорт опасных отходов потребления на том основании, что она осуществляет предпринимательскую деятельность в магазине «Выбор», расположенном в <адрес>, для освещения которого используются люминесцентные лампы в количестве 15 штук, которые имеют определенный класс опасности. Договор на вывоз и утилизацию отходов имеющих класс опасности заключен, однако отсутствуют паспорта на опасные отходы.
Ответчик Приданникова Л.Н. в судебное заседание не явилась.
Представитель ответчика с иском полностью согласилась указав, что данное торговое помещение освещается люминесцентными лампами. Договор на вывоз и утилизацию отходов заключен, в рамках данного договора с ООО «Сфера плюс» разработаны паспорта опасных отходов и переданы на согласование в Управление Федеральной службы по надзору в сфере природоиспользования.
Представитель Волжско-Камского территориального управления Министерства экологии и природных ресурсов РТ поддержал исковые требования прокурора и выразил мнение удовлетворения заявления на усмотрение суда.
Исследовав материалы дела, оценив добытые доказательства, суд считает, что исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В силу требований п.1 ст. 51 Федерального закона № 7-ФЗ от 10.01.2002 «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 11 Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998 «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны: соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования.
Статьей 14 Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998 «Об отходах производства и потребления» установлены требования к обращению с опасными отходами. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I-IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды. На отходы I-IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I-IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации. Деятельность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, в процессе которой образуются отходы I-IV класса опасности, может быть ограничена или запрещена в установленном законодательством Российской Федерации порядке при отсутствии технической или иной возможности обеспечить безопасное для окружающей среды и здоровья человека обращение с отходами I-IV класса опасности.
В соответствии со ст. 39 Федерального закона № 7-ФЗ от 10.01.2002 «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.
При невыполнении вышеназванных требований закона нарушаются интересы Российской Федерации в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов, конституционные права граждан, неопределенного круга лиц (ст. 42 Конституции РФ) на благоприятную окружающую среду, право на жизнь (ст. 20 Конституции РФ), т.к. возникла потенциальная угроза причинения вреда жизни и здоровью граждан в связи с несоблюдением ИП Приданниковой Л.Н. требований в области охраны окружающей среды, которые предъявляются к хозяйственной и иной деятельности с целью исключения негативного воздействия на среду жизнедеятельности и здоровье населения.
В соответствии со ст. 80 Федерального закона от 10.01.2002 №7 ФЗ «Об охране окружающей среды» требования об ограничении, о приостановлении или о прекращении деятельности юридических и физических лиц, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, рассматриваются судом.
Судом установлено, что ИП Приданникова Л.Н. осуществляет предпринимательскую деятельность в магазине «Выбор», расположенный в г. <адрес>. Для освещения торгового помещения используются люминесцентные лампы с ртутным заполнением в количестве 15 штук, которые имеют определенный класс опасности (I-V класс).
Однако, как показала проверка, а также подтверждено в судебном заседании представителем ответчика и представителем третьего лица, договор № № от ДД.ММ.ГГГГ по утилизации опасных отходов(отработанные люминесцентные лампы, масла, фильтры, ветошь, медицинские и промышленные термометры) со специализированной организацией хотя и заключен, однако отсутствует паспорт на опасные отходы (л.д.13,14).
Суд считает, что при невыполнении вышеуказанных требований закона нарушаются интересы Российской Федерации в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов, конституционные права граждан, неопределенного круга лиц (ст. 42 Конституции РФ) на благоприятную окружающую среду, право на жизнь (ст. 20 Конституции РФ).
В связи с тем, что требования госинспектора по охране природы ответчиком не выполнены, исковые требования прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, а также интересов Российской Федерации об обязании ответчика составить паспорт опасных отходов потребления, являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. 333.36 Налогового кодекса от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции освобождаются прокуроры- по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Согласно ч.1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Руководствуясь ст.ст. 194, 198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Обязать индивидуального предпринимателя Приданниковой Л.Н. подтвердить отнесение образующихся в ходе осуществления предпринимательской деятельности в магазине «Выбор», расположенного по адресу <адрес> отходов в виде люминесцентных ламп к конкретному классу опасности путем составления паспорта отходов в порядке, установленном органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области окружающей среды.
Взыскать с ИП Приданниковой Л.Н. государственную пошлину в размере 200 рублей в пользу федерального бюджета.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан в течение 10 дней через Чистопольский городской суд.
СУДЬЯ______