О признании отказа в присвоении звания незаконным



Дело 2-915/2010

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

р.п. Чишмы 22 ноября 2010 г.

Судья Чишминского районного суда Республики Башкортостан Галикеев Р. М.

при секретаре Шатохиной А.Р.

с участием представителя Управления труда и социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан по Чишминскому району Рафиковой З.З.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Тимербулатовой Ф.Г. к Управлению труда и социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан по Чишминскому району об отказе в присвоении звания и выдаче удостоверения «Ветеран труда»,

установил:

Тимербулатова Ф.Г. обратилась в суд с заявлением на действия Управления труда и социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан по Чишминскому району, в которой просит признать незаконным отказ Управления труда и социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан по Чишминскому району в присвоении звания и выдаче удостоверения «Ветеран труда», обязать ответчика включить ее в список лиц, представляемых к присвоению звания «Ветеран труда». В обоснование своих требований указала, что она имеет стаж работы более 36 лет и награды Центросоюза Российской Федерации «За добросовестный труд в потребительской кооперации России», «Ветеран потребительской кооперации России», Почетные грамоты Башпотребсоюза, Чишминского райпо.

Управление труда и социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан по Чишминскому району отказало ей в присвоении звания и выдаче удостоверения «Ветеран труда» со ссылкой на то, что Центросоюз России не является федеральным органам государственной власти и его награды не являются основанием для присвоения звания «Ветеран труда», чем нарушило ее права. Считает отказ Управления труда и социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан по Чишминскому району незаконным по следующим основаниям.

Согласно ст. 7 Конституции РФ, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Все государственные органы без исключения обязаны соблюдать Конституцию РФ и не имеют право ущемлять конституционные права граждан, в частности право на социальное обеспечение.

Ограничительные условия противоречат ст. ст. 19,55 Конституции РФ, согласно которым все равны перед Законом, перечисление в Конституции РФ основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина. В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ «О ветеранах» ветеранами труда являются лица, награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР, РСФСР, РФ, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, для назначения пенсии по старости или за выслугу лет, лица начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.

Перечень ведомственных знаков отличия в труде приведен в письме Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ № «О ведомственных знаках отличия в труде, учитываемых при присвоении звания «Ветеран труда».

Тимербулатова Ф.Г. считает, что имеющиеся у нее награды Центросоюза Российской Федерации являются ведомственными, при это не имеет значение, какое ведомство произвело награждение.

Согласно ст. 4 п. 1 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и должны применяться к правоотношениям, возникающим после введения их в действие. Конституционный суд в своем определении от ДД.ММ.ГГГГ указал, что придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему, по существу, отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с требованиями, вытекающими из ст. 2, 18, 19, 39,54,55 Конституции РФ.

В судебном заседании Тимербулатова Ф.Г. свои исковые требования полностью поддержала. Просила признать отказ Управления труда и социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан по Чишминскому району незаконным и удовлетворить ее исковые требования.

Представитель Управления труда и социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан по Чишминскому району Рафикова З.З. с заявленными требованиями не согласилась, указав, что согласно Федеральному закону «О ветеранах» от ДД.ММ.ГГГГ № 163-ФЗ, вступившего в силу с ДД.ММ.ГГГГ, право устанавливать порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» предоставлено субъектам Российской Федерации. Во исполнение названного Закона постановлением Правительства Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ № утверждено Положение «О порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда», согласно которому звание «Ветеран труда» присваивается лицам: а) награжденным орденами и (или) медалями (орденская книжка, удостоверение к медали), либо удостоенным почетных званий СССР, РСФСР или Российской Федерации, либо награжденным ведомственными знаками отличия в труде (удостоверение к знаку, удостоверение к почетному и заслуженному званиям, почетная грамота) и имеющим трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; б) начавшим трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны (на основании трудовых книжек и справок архивных учреждений) и имеющим трудовой стаж не менее 40 лет - для мужчин и 35 лет - для женщин; в) награжденным в соответствии с законодательством Республики Башкортостан государственными наградами Республики Башкортостан либо удостоенным почетных званий Республики Башкортостан и имеющим трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет (государственными наградами в Республике Башкортостан являются: ордена, медали, почетные грамоты, почетные звания Башкирской АССР, Башкирской ССР или Республики Башкортостан, учрежденные Президиумом Верховного Совета Башкирской АССР или Государственным Собранием- Курултаем- Республики Башкортостан, награждение и присвоение которых осуществлялось Указом Президиума Верховного Совета Башкирской АССР, Башкирской ССР, Республики Башкортостан, Президента Республики Башкортостан).

В соответствии с п. 4 Положения лица, претендующие на присвоение звания «Ветеран труда» по подпункту «а» пункта 1 Положения, представляют документы, подтверждающие награждение орденами или медалями (орденская книжка, удостоверение к медали), либо присвоение почетных званий СССР, РСФСР или Российской Федерации (удостоверение к почетным званиям СССР, РСФСР, Российской Федерации), либо награждение федеральными органами государственной власти ведомственными знаками отличия в труде (удостоверение к нагрудному и почетному знакам, удостоверение к медали, удостоверение к почетному или заслуженному званиям, почетная грамота)

Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Следовательно, при присвоении звания «Ветеран труда» учитываются ведомственные знаки отличия в труде, награждение которыми осуществлялось органами законодательной власти Российской Федерации (Совет Федерации и Государственная Дума), федеральными органами исполнительной власти (федеральные министерства, федеральные службы, федеральные агентства) и соответствующими судебными органами Российской Федерации. Перечень органов исполнительной власти приведен в Указе Президента РФ № от ДД.ММ.ГГГГ (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ №) «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти», куда Центросоюз России не включен.

Кроме того, при присвоении звания «Ветеран труда» так же учитываются ведомственные знаки отличия в труде, награждение которыми отдельных граждан производилось руководством министерств и государственных комитетов бывшего Союза ССР и РСФСР, т.е. решение о награждении лица, имеющего трудовые заслуги, было принято министром (его заместителем), председателем государственного комитета (его заместителем). Документы о награждении должны содержать обязательные реквизиты: подпись руководителя федерального органа государственной власти либо его заместителя и печать указанного органа.

Центросоюз России, наградивший Тимербулатову Ф.Г. знаками «За добросовестный труд в потребительской кооперации России», «Ветеран потребительской кооперации России» ни к органам государственной власти, ни к министерствам и ведомствам СССР и РСФСР не относится.

Из письма Министерства труда и социального развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что письмо Минтруда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № "О ведомственных знаках отличия в труде, учитываемых при присвоении звания "Ветеран труда" не прошло государственную регистрацию в Минюсте России и дальнейшее использование в работе является неправомерным.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы гражданского дела, суд установил следующее.

Согласно п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ. В силу ч. 2 ст. 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные акты субъектов РФ. Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в РФ установлены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ «О ветеранах».

При осуществлении правового регулирования, в том числе в сфере социальной защиты, должен соблюдаться конституционный принцип равенства, в силу требований которого различия в социальных правах допустимы, если они объективно оправданы, обоснованы и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им, напротив введение различий, не имеющих объективного и разумного оправдания для лиц, принадлежащих к одной и той же категории (находящихся в одинаковых или сходных ситуациях), нарушает принцип равенства (постановление Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, определение от ДД.ММ.ГГГГ №)

Однако, в данных правовых позициях, как указывает Верховный Суд Российской Федерации в своем определении от ДД.ММ.ГГГГ №, речь идет об установленных социальных правах, принадлежащих гражданам, то есть лицам, которым уже в установленном порядке было присвоено звание «Ветеран труда». Поскольку Тимербулатовой Ф.Г. в установленном порядке такое звание присвоено не было, исходя из позиции Верховного Суда РФ, изложенной в вышеуказанном определении, «нельзя говорить об ограничении ее социальных прав по сравнению с другими лицами, имеющими данный статус, присвоенный им на основании действующих норм».

Согласно Федеральному закону «О ветеранах» от ДД.ММ.ГГГГ № 163-ФЗ, вступившего в силу с ДД.ММ.ГГГГ, право устанавливать порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» предоставлено субъектам Российской Федерации.

Во исполнение названного Закона постановлением Правительства Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ № утверждено Положение «О порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда», согласно которому звание «Ветеран труда» присваивается лицам: а) награжденным орденами и (или) медалями (орденская книжка, удостоверение к медали), либо удостоенным почетных званий СССР, РСФСР или Российской Федерации, либо награжденным ведомственными знаками отличия в труде (удостоверение к знаку, удостоверение к почетному и заслуженному званиям, почетная грамота) и имеющим трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; б) начавшим трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны (на основании трудовых книжек и справок архивных учреждений) и имеющим трудовой стаж не менее 40 лет - для мужчин и 35 лет - для женщин; в) награжденным в соответствии с законодательством Республики Башкортостан государственными наградами Республики Башкортостан либо удостоенным почетных званий Республики Башкортостан и имеющим трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет (государственными наградами в Республике Башкортостан являются: ордена, медали, почетные грамоты, почетные звания Башкирской АССР, Башкирской ССР или Республики Башкортостан, учрежденные Президиумом Верховного Совета Башкирской АССР или Государственным Собранием- Курултаем- Республики Башкортостан, награждение и присвоение которых осуществлялось Указом Президиума Верховного Совета Башкирской АССР, Башкирской ССР, Республики Башкортостан, Президента Республики Башкортостан).

Управление труда и социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан по Чишминскому району в своем отказе ссылается на то, что Центросоюз России не является федеральным органом исполнительной власти, в связи с чем знаки «За добросовестный труд в потребительской кооперации России», «Ветеран потребительской кооперации России» не являются основанием для присвоения звания «Ветеран труда».

Оценивая, являются ли знаки «За добросовестный труд в потребительской кооперации России», «Ветеран потребительской кооперации России» ведомственными знаками отличия в труде суд учитывает, что в соответствии с п. 4 Положения лица, претендующие на присвоение звания «Ветеран труда» по подпункту «а» пункта 1 Положения, представляют документы, подтверждающие награждение орденами или медалями (орденская книжка, удостоверение к медали), либо присвоение почетных званий СССР, РСФСР или Российской Федерации (удостоверение к почетным званиям СССР, РСФСР, Российской Федерации), либо награждение федеральными органами государственной власти ведомственными знаками отличия в труде (удостоверение к нагрудному и почетному знакам, удостоверение к медали, удостоверение к почетному или заслуженному званиям, почетная грамота)

Центросоюз Российской Федерации, наградивший Тимербулатову Ф.Г. к числу перечисленных в подпункте «а» п. 4 Положения «О порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда» органов- ни к министерствам и ведомствам СССР и РСФСР, ни к органам государственной власти не относится.

Перечень органов государственной власти, правомочных согласно подпункта «а» п. 4 вышеуказанного Положения «О порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда», утвержденного Постановлением Правительства РБ от ДД.ММ.ГГГГ № (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ №) награждать ведомственными знаками отличия в труде, приведен в Указе Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ №) «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти», куда соответственно, Центральный союз потребительских обществ Российской Федерации не включен. Данный перечень является исчерпывающим и расширенному толкованию не подлежит.

Суд так же считает несостоятельным доводы Тимербулатовой Ф.Г. о том, что знаки «За добросовестный труд в потребительской кооперации России», «Ветеран потребительской кооперации России» признаны ведомственными знаками, в соответствии с письмом Министерства труда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-КС "О ведомственных знаках отличия в труде, учитываемых при присвоении звания "Ветеран труда", по следующим основаниям:

во - первых, удостоверения о вышеуказанных награждениях выдавались не органом государственной власти Российской Федерации, министерствами и ведомствами СССР и РСФСР, как того требуют нормы п. 4 Положения «О порядке и условиях присвоения звания «Ветеран руда», утвержденного постановлением Правительства РБ от ДД.ММ.ГГГГ №.

во - вторых вышеназванное письмо Минтруда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-КС "О ведомственных знаках отличия в труде, учитываемых при присвоении звания "Ветеран труда", не может расцениваться как нормативный акт, так как не прошло государственную регистрацию в Минюсте России и в установленном порядке опубликовано не было.

В соответствии с пунктом 10 Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" установлено, что нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу, и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров.

Согласно ч. 1 ст. 116 ГК РФ потребительским кооперативом признается добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов, потребительский кооператив является некоммерческим юридическим лицом.

В соответствии со ст. 1 Закона РФ «О потребительской кооперации России», Центральный союз потребительских обществ России создан потребительскими обществами для координации деятельности потребительских обществ и союзов потребительских обществ, обеспечения защиты имущественных и иных прав потребительских обществ и их членов, союзов потребительских обществ, представления их интересов в государственных органах, органах местного самоуправления и международных организациях, а так же для оказания потребительским обществам и их союзам правовых, информационных и иных услуг.

Согласно ст. 3 Закона РФ «О потребительской кооперации в РФ»от ДД.ММ.ГГГГ № (в ред. От ДД.ММ.ГГГГ № 31-ФЗ) государственные органы и органы местного самоуправления не вправе вмешиваться в хозяйственную, финансовую и иную деятельность потребительских обществ и их союзов, за исключением случаев предусмотренных законами РФ. Взаимоотношения потребительских обществ, их союзов и соответствующих органов исполнительной власти определяются соглашениями, неотъемлемой частью которых должен быть перечень организаций потребительской кооперации. Потребительские общества и их союзы самостоятельно разрабатывают программы своего экономического и социального развития.

Тем самым данной нормой закона подчеркивается независимость органов потребительской кооперации и их союзов от органов государственной власти.

В соответствии со ст. 31 Закона РФ «О потребительской кооперации», союз является некоммерческой организацией и действует на основании устава и учредительного договора. Союз может заниматься предпринимательской деятельностью постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых он создан. Доходы от предпринимательской работы союза полностью направляются на покрытие расходов, на осуществление уставной деятельности союза.

Учитывая вышеизложенное Центросоюз России не может быть признан органом государственной власти РФ, поскольку его властные полномочия имеют крайне узкий круг и ограничены по существу выбором самих потребительских обществ, которые как могут являться членами союза и в этом случае добровольно передавать союзу часть своих полномочий, так могут и не вступать в союз и осуществлять свою деятельность самостоятельно.

Центросоюз не обладает правами законодательной или судебной власти, не является так же органом государственной исполнительной власти, поскольку он создан для указанных в ст. 1 Закона РФ «О потребительской кооперации России» целей, а не с целью исполнения законов в процессе управления или регулирования экономической, социально- культурной и административно- политической сферами жизни общества. В этой связи знаки «За добросовестный труд в потребительской кооперации России», «Ветеран потребительской кооперации России» не могут быть признаны ведомственными знаками отличия в труде Российской Федерации

Таким образом, в судебном заседании установлено, что действия Управления труда и социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан по Чишминскому району, отказавшего в присвоении звания и выдаче удостоверения «Ветеран труда» Тимербулатовой Ф.Г. являются законными и обоснованными. Ущемление законных прав и интересов Тимербулатовой Ф.Г. в суде не установлено.

При таких условиях суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований Тимербулатовой Ф.Г.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199, 258 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении исковых требований Тимербулатовой Ф.Г. к Управлению труда и социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан по Чишминскому району о признании незаконным отказа в присвоении звания и выдаче удостоверения «Ветеран труда», обязании ответчика включить ее в список лиц, представляемых к присвоению звания «Ветеран труда», отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

... судья (подпись)

Федеральный судья Чишминского

районного суда Республики Башкортостан Галикеев Р.М.

секретарь суда по гражданским делам Байрамгулова Г.М.