Дело № 2-921/2010 ...
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
08 декабря 2010 года пос. Чишмы
Чишминский районный суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Галикеева Р.М.,
с участием адвоката Мунасиповой М.Е.,
при секретаре Кинзягулове В.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мурсалимовой З.З. к Субханкулову М.Ф. о сносе самовольной постройки и взыскании судебных расходов,
установил:
Мурсалимова З.З. обратилась в суд с иском к Субханкулову М.Ф. о сносе самовольной постройки и взыскании судебных расходов, ссылаясь на то, что договором дарения от ДД.ММ.ГГГГ и свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ ей принадлежит земельный участок площадью 2 848 кв.м. (кадастровый номер №) и расположенный на нем жилой дом площадью 103,5 кв.м., находящийся по адресу: <адрес>. Также ей принадлежит, согласно договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ и свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ по вышеназванному адресу, земельный участок площадью 1177 кв.м. (кадастровый номер №). То есть общая площадь земельного участка, принадлежащего ей составляет 4025 кв.м.
Субханкуловым М.Ф., являющийся ее соседом, постоянно допускаются грубые нарушения санитарных, строительных и противопожарных норм. Для решения спорных вопросов она обращалась в прокуратуру Чишминского района и Чишминский территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по РБ.
Истец указывает, что ею было получено письмо ДД.ММ.ГГГГ, в котором указывается, что Чишминским Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по РБ в отношении Субханкулова М.Ф. приняты меры административного воздействия за выявленные нарушения санитарного законодательства.
ДД.ММ.ГГГГ ею получено письмо из прокуратуры Чишминского района. В нем указано, что Субханкуловым М.Ф. возведены с нарушением пожарных и санитарных норм строения и сооружения на его территории. Установлено, что сарай Субханкулова М.Ф. расположен на расстоянии 7,5 метров от ее летней кухни. Теплица (стены выполнены из соломы, крыша из полиэтилена), расположена на расстоянии 10 метров по диагонали от бани.
По выявленным нарушениям в отношении Субханкулова М.Ф. возбуждено производство об административном правонарушении по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ (нарушение требований пожарной безопасности).
Как указывает истец на ее обращение в прокуратуру Чишминского района получен ответ в письменном виде ДД.ММ.ГГГГ.
В письме указано, что на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>, принадлежащий Субханкулову М.Ф. по меже построены: теплица деревянная, начато строительство нежилого строения, сарай.
Все вышеперечисленные строения расположены по меже (забору) с участком, принадлежащие ответчику, что не соответствует СП 30-102-99 «Планировка и застройка территорий малоэтажного жилищного строительства» так как должен быть отступ от общей межи до теплицы - 1 метр, до курятника, сарая - 4 метра.
Таким образом, ответчиком нарушены требования СНиП №* согласно которого расстояние между постройками должно быть не менее 15 метров и расстояние от строения до межи должно быть не менее 1 метра.
Истец Мурсалимова З.З. просит признать постройки (теплица, сарай и начатое строительство нежилого помещения), расположенные по адресу: <адрес>, принадлежащие Субханкулову М.Ф. самовольными и обязать снести данные строения за счет ответчика; взыскать с ответчика Субханкулова М.Ф. в свою пользу расходы на оплату услуг адвоката в сумме 30 000 рублей, уплаченную госпошлину в сумме 200 рублей, судебные расходы 3 688 рублей.
В судебном заседании истец Мурсалимова З.З. и ее представители Гилязова Н.В., Ахметшин Р.Р. исковые требования поддержали, просили удовлетворить.
Ответчик Субханкулов М.Ф. и его представитель Мунасипова М.Е. в судебном заседании исковые требования признали частично, по взысканию судебных расходов просили отказать.
Представитель третьего лица - Отделения государственного пожарного надзора Чишминского района РБ, Гончар Е.В. в судебном заседании вопрос о разрешении иска оставил на усмотрение суда.
Представитель третьего лица МУП «Архитектура и градостроительства» Галлямов А.Ф. в судебном заседании вопрос о разрешении иска оставил на усмотрение суда, при этом пояснил, что нарушения по теплице являются незначительными.
Суд, выслушав объяснения сторон, третьих лиц, исследовав представленные материалы дела, оценив все собранные доказательства по делу приходит к следующему.
В соответствии со ст. 304 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
В соответствии со ст. 222 Гражданского кодекса РФ самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 40 Земельного кодекса Российской Федерации собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Согласно ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
В соответствии со ст. 8 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», здание или сооружение должно быть спроектировано и построено таким образом, чтобы в процессе эксплуатации здания или сооружения исключалась возможность возникновения пожара, обеспечивалось предотвращение или ограничение опасности задымления здания или сооружения при пожаре и воздействия опасных факторов пожара на людей и имущество, обеспечивались защита людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничение последствий воздействия опасных факторов пожара на здание или сооружение, а также чтобы в случае возникновения пожара соблюдались следующие требования: сохранение устойчивости здания или сооружения, а также прочности несущих строительных конструкций в течение времени, необходимого для эвакуации людей и выполнения других действий, направленных на сокращение ущерба от пожара; ограничение образования и распространения опасных факторов пожара в пределах очага пожара; нераспространение пожара на соседние здания и сооружения.
Согласно п.п. 22, 24 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных приказом МЧС РФ от ДД.ММ.ГГГГ №Противопожарные расстояния между зданиями и сооружениями, штабелями леса, пиломатериалов, других материалов и оборудования не разрешается использовать под складирование материалов, оборудования и тары, для стоянки транспорта и строительства (установки) зданий и сооружений.
Временные строения должны располагаться от других зданий и сооружений на расстоянии не менее 15 м (кроме случаев, когда по другим нормам требуются иные противопожарные расстояния) или у противопожарных стен.
В соответствии п. 5.3.4 СП 30-102-99 «Планировка и застройка территорий малоэтажного жилищного строительства» до границы соседнего при квартирного участка расстояния по санитарно-бытовым условиям должно быть не менее от усадебного, одно-двухквартирного и блокированного дома - 3 метра с учетом требований п. 4.1.5. настоящего свода правил от постройки для содержания скота и птицы - 4 метра, от других построек (бани, гаража и др.) - 1 метр.
Согласно п. 36 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» противопожарный разрыв (противопожарное расстояние) - это нормированное расстояние между зданиями, строениями и (или) сооружениями, устанавливаемое для предотвращения распространения пожара.
Исследование материалов показало, что на основании свидетельства о государственной регистрации права серии № Мурсалимова З.З. является собственником жилого дома по адресу: <адрес>.
На основании свидетельства о государственной регистрации права серии № Мурсалимова З.З. является собственником земельного участка (кадастровый номер № по адресу: <адрес>.
На основании свидетельства о государственной регистрации права серии № Мурсалимова З.З. является собственником земельного участка (кадастровый номер №) по адресу: <адрес>.
Мурсалимова З.З. являясь собственником земельных участков (кадастровые номера №, №) и жилого дома предъявила исковые требования к Субханкулову М.Ф. о сносе самовольных построек. Истец основывает свои требования на том, что ответчиком нарушены строительные нормы и правила, требования противопожарной безопасности.
Определением Чишминского районного суда Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ назначена межведомственная комиссия с постановкой вопросов для разрешения вопроса правомерности требований сторон по делу.
Заключением главного специалиста МУП «Архитектура и градостроительство» МР Чишминский район РБ Галлямова А.Ф., зам.начальника Чишминского территориального отдела управления Роспотребнадзора по РБ Гафарова М.М., главы администрации СП Еремеевский сельсовет Карачуриной В.М. установлено, что на земельном участке по адресу: <адрес> имеется Навес, на момент осмотра длина 14,0м. Стена навеса передвинута на 1.0м в сторону территории Субханкулова М.Ф. Кровля навеса сдвинута на 15 см в сторону территории Субханкулова М.Ф. Бывшая стена навеса будет служить ограждением (забором). Под навесом хранится хоз.инвентарь и служит для прогона скота.
На земельном участке по адресу: <адрес> начато строительство нежилого помещения, построена стена вдоль межи из шлакоблока, длиной 5,20м. При разъяснении Субханкулов М.Ф. объяснил, что данная стена в дальнейшем будет служить забором. Никакого продолжения строительства нежилого строения в дальнейшем не будет.
На земельном участке по адресу: <адрес> имеется Теплица. Расстояние от теплицы до межи (забора) с Мурсалимовой З.З. составляет 850-900мм.
В данном случае Теплица Субханкулова М.Ф. не соответствует СП 30-102-99 п. 5.3.4. «Планировка и застройка территорий малоэтажного жилищного строительства».
На земельном участке по адресу: <адрес> принадлежащий Мурсалимовой З.З., нарушений требований строительных норм нет.
СанПин 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территории населенных мест», п. 2.2.3. гласит: «На территории частных домовладений места расположения мусоросборников, дворовых уборных и помойных ям должны определяться самими домовладельцами, разрыв может быть сокращен до 8:10 метров. В конфликтных ситуациях этот вопрос должен рассматриваться представителями общественности, административными комиссиями исполкомов районных и поселковых Советов народных депутатов».
Постройки Субханкулова М.Ф. и Мурсалимовой З.З. соответствуют Санитарным правилам.
ДД.ММ.ГГГГ комиссия после осмотра и инструментального замера строений на земельных участках по адресу: <адрес> подвела итоги в здании администрации СП Еремеевский сельский совет.
Главным специалистом МУП «Архитектура и градостроительство» Галлямовым А.Ф. составлено уточнение к заключению от ДД.ММ.ГГГГ. Так ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка изложенных фактов с выездом на место для осмотра и инструментального замера строений на земельных участках по адресу: <адрес> присутствии Субханкулова М.Ф. и Мурсалимовой З.З.
При проведении проверки установлено, что на земельном участке по адресу: <адрес> имеется Навес, на момент осмотра длина 14.0м. Стена навеса передвинута на 1.0м в сторону территории Субханкулова М.Ф. Кровля навеса сдвинута на 15см в сторону территории Субханкулова М.Ф. Бывшая стена навеса будет служить ограждением (забором). Высота забора 2.25м. Под навесом хранится хоз.инвентарь и служит для прогона скота.
В данном случае ограждение (забор) Субханкулова М.Ф. не соответствует Градостроительство. Планировка и застройка городских округов, городских и сельских поселений РБ п. ДД.ММ.ГГГГ. На границе с соседним земельным участком допускается устанавливать ограждения, которые должны быть сетчатыми или решетчатыми с целью минимального затенения территории соседнего участка и высотой не более 2.0м.
На земельном участке по адресу: <адрес> начато строительство нежилого помещения, построена стена из шлакоблока, длиной 5.20м, высотой 1,60м, расстояние от стены до межи (забора) с Мурсалимовой З.З. составляет 300-500мм.
В данном случае стена из шлакоблока, не рассматривается как ограждение (забор), так как расположена не по меже. Стена является начатым строительством нежилого помещения и не соответствует Планировке и застройка территорий малоэтажного жилищного строительства СП 30-102-99 п. 5.3.4. До границы соседнего приквартирного участка расстояния по санитарно-бытовым условиям должны быть не менее: от усадебного, одно-двухквартирного и блокированного дома 3м; от постройки для содержания скота и птицы - 4м, от других построек (бани, гаража и др.) - 1м, от стволов высокорослых деревьев - 4м, среднерослых -2 м, от кустарников - 1 м.
При разъяснении Субханкулов М.Ф. объяснил, что данная стена в дальнейшем будет служить забором. Никакого продолжения строительства нежилого строения в дальнейшем не будет.
Если шлакоблочную стену рассматривать как ограждение (забор), то она не будет соответствовать Градостроительство. Планировка и застройка городских округов, городских и сельских поселений РБ п. ДД.ММ.ГГГГ. На границе с соседним земельным участком допускается устанавливать ограждения, которые должны быть сетчатым или решетчатым с целью минимального затенения территории соседнего участка и высотой не более 2.0м.
На земельном участке по адресу: <адрес> имеется Теплица. Расстояние от теплицы до межи (забора) с Мурсалимовой З.З. 850-900мм.
В данном случае Теплица Субханкулова М.Ф. не соответствует СП 30-102-99 п. 5.3.4. «Планировка и застройка территорий малоэтажного жилищного строительства».
На земельном участке по адресу: <адрес>, принадлежащий Мурсалимовой З.З., нарушения требований строительных норм нет.
Из сообщения начальника отделения государственного пожарного надзора Чишминского района следует, что в ходе осмотра установлено, что все постройки, расположенные на данных участках V-степени огнестойкости, установлены с нарушением требований ст. 69 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
Согласно указанному сообщению расстояние:
Между жилым домом Субханкулова М.Ф. и домом Мурсалимовой З.З. составило 10,45 м и требуется не менее 15 метров;
Между жилым домом Субханкулова М.Ф. и летней кухней Мурсалимовой З.З. составило 13 метров, требуется не менее 15 метров;
Между навесом Субханкулова М.Ф. и летней кухней Мурсалимовой З.З. составило 8,76м, требуется не менее 15 метров;
Между навесом Субханкулова М.Ф. и домом Мурсалимовой З.З. составило 9,40м, требуется не менее 15 метров;
Между навесом Субханкулова М.Ф. и баней Мурсалимовой З.З. составило 7,45м, требуется не менее 15 метров;
Между теплицей Субханкулова М.Ф. и баней Мурсалимовой З.З. 10.85м, требуется не менее 15 метров.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд усматривает грубые нарушения со стороны ответчика в возведении (начатого) строительства нежилого помещения из шлакоблока.
Так, в судебном заседании установлено, что стена из шлакоблока не рассматривается как ограждение (забор), поскольку расположена не по меже. Указанная стена является начатым строительством нежилого помещения и не соответствует нормам СП 30-102-99 «Планировка и застройка территорий малоэтажного жилищного строительства». Доводы ответчика Субханкулова М.Ф. о том, что стена в дальнейшем будет служить забором, и продолжение строительства нежилого строения в дальнейшем не будет, суд находит необоснованными, поскольку опровергаются материалами дела. Как указано выше, стена расположена не по меже. Если рассматривать шлакоблочную стену как ограждение (забор), то она не будет соответствовать требованиям Градостроительства «Планировка и застройка городских округов, городских и сельских поселений» (уточнение к заключению). На границе с соседним земельным участком допускается устанавливать ограждения, которые должны быть сетчатыми или решетчатыми с целью минимального затенения территории соседнего участка и высотой не более 2.0м.
Между тем, как установлено судом и видно из фотографий, нахождение теплицы ответчика от межи соседних земельных участков на расстоянии 850-900 мм вместо 1,0м, суд находит незначительным нарушением Градостроительного кодекса Российской Федерации, СНиП и ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», и не является существенным нарушением прав и законных интересов истца.
Требования в части признания сарая самовольной постройкой и его сносе суд находит несостоятельными. Как следует, из похозяйственной книги, представленной ответчиком, годом постройки сарая является 1947 год. Жилые и нежилые строения, принадлежащие истцу, построены значительно позднее.
Требования о сносе иных построек, в том числе навеса и других сооружений, принадлежащих ответчику, истцом не заявлены.
Суд выносит решение в пределах заявленных истцом требований.
Оценивая представленные доказательства, исковые требования Мурсалимовой З.З. к Субханкулову М.Ф. о сносе самовольной постройки и взыскании судебных расходов, суд находит обоснованными в части признания начатого строительства нежилого помещения из шлакоблока самовольной постройкой и ее сносе, в связи, с чем принимает решение о частичном удовлетворении предъявленных требований.
В соответствии со статьей 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Согласно статье 100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах. В подтверждении расходов, истцом представлена копия квитанции (л.д. 27) на сумму 3 598 руб. 78 коп за выдачу плана земельного участка. Указанный документ (квитанцию) суд не может принять во внимание, поскольку не находит причинно-следственную связь между заявленными требованиями истца в этой части и предметом рассмотрения спора.
Учитывая пределы разумности, требования истца о взыскании расходов на оплату услуг адвоката суд удовлетворяет частично, взыскав расходы в размере 5 000 рублей.
На основании ст. 103 ГПК Российской Федерации с Субханкулова М.Ф. следует взыскать государственную пошлину в размере 200 рублей в пользу Мурсалимовой З.З..
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования Мурсалимовой З.З. к Субханкулову М.Ф. о сносе самовольной постройки (теплица, сарай и начатое строительство нежилого помещения) и взыскании судебных расходов - удовлетворить частично.
Признать начатое строительство нежилого помещения из шлакоблока, расположенное по адресу: <адрес> - самовольной постройкой.
Обязать Субханкулова М.Ф. снести начатое строительство нежилого помещения из шлакоблока за свой счет.
Взыскать с Субханкулова М.Ф. в пользу Мурсалимовой З.З. судебные расходы по оплате госпошлины в сумме 200 рублей, расходы по оплате услуг представителя в сумме 5 000 рублей.
В остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья (подпись).
...
Федеральный судья Чишминского
районного суда Республики Башкортостан Галикеев Р.М.
Секретарь суда по гражданским делам Байрамгулова Г.М.