РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 апреля 2011 года пос. Чишмы
Чишминский районный суд Республики Башкортостан
в составе председательствующего судьи Никонорова М.Я.
с участием адвоката Мингазовой А.Р., представившей удостоверение № и ордер №,
при секретаре Юсуповой Ф.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Валеевой Г.Т. к Валеевой А.Б. о признании завещания недействительным,
установил:
Валеева Г.Т. обратилась в суд с иском к Валеевой А.Б. о признании завещания недействительным, указывая на то, что ДД.ММ.ГГГГ было составлено завещание, по которому наследодатель, Тазетдинов Т.Б. завещал свое имущество, в том числе жилую комнату по адресу: <адрес>, р.п. Чишмы, <адрес>, <адрес> Валеевой А.Б.. Наследодатель является ее отцом. ДД.ММ.ГГГГ Тазетдинов Т.Б. умер.
Наследниками первой очереди по закону являются она - Валеева Г.Т. и ее брат- Т
При обращении с заявлением о выдаче свидетельства о праве на наследство ей стало известно, что Тазетдинов Т.Б. составил завещание на Валееву А.Б.
Как указывает истец, наследодатель Тазетдинов Т.Б. тяжело болел, что подтверждается выписками из медицинской карты больного, страдал алкоголизмом, постоянно употреблял спиртные напитки. Всем наследникам было известно, что Тазетдинов Т.Б. при жизни желал оставить свое имущество сыну - Т у которого нет своего жилья.
Считает, что наследодатель не мог полностью осознавать смысл тех действий, которые совершал. Вследствие своего возраста и состояния здоровья на момент подписания завещания не мог понимать значения своих действий.
Истец Валеева Г.Т. просит признать завещание от ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированное в реестре за № - недействительным.
В судебном заседании истец Валеева Г.Т., ее адвокат Мингазова А.Р., исковые требования поддержали по основаниям, изложенным в нем.
Представители ответчика Бондаренко Р.В., Абзелилова З.С., действующие по доверенности, исковые требования не признали, просили отказать в удовлетворении иска.
Третье лицо Т поддержал доводы искового заявления, просил удовлетворить иск.
Нотариус Чишминского нотариального округа - Байбурина Р.Р., суду пояснила, что Тазетдинов Т.Б. на момент подписания завещания имел хорошее зрение. Ею была проверена его дееспособность. Кроме того, она разъяснила завещание и Т подписал его. Если бы Тазетдинов Т.Б. не имел зрения, она произвела заверительную надпись и составила другую форму завещания. Тазетдинов Т.Б. сам прочитал завещание вслух. Это было волеизъявление завещателя.
Ответчик Валеева А.Б., извещенная надлежащим образом, на судебное заседание не явилась.
Суд, выслушав объяснения участников процесса, изучив материалы дела, допросив свидетелей, считает, что исковые требования подлежат отказу по следующим основаниям.
На основании п. 1 ст. 177 ГК РФ сделка, совершенная гражданином, хотя и дееспособным, но находившимся в момент ее совершения в таком состоянии, когда он не был способен понимать значение своих действий или руководить ими, может быть признана судом недействительной по иску этого гражданина либо иных лиц, чьи права или охраняемые законом интересы нарушены в результате ее совершения.
В силу положений п. 1, 2 ст. 1118 ГК РФ распорядиться имуществом на случай смерти можно только путем совершения завещания.
Завещание может быть совершено гражданином, обладающим в момент его совершения дееспособностью в полном объеме.
Согласно п. 1 ст. 1119 ГК РФ завещатель вправе по своему усмотрению завещать имущество любым лицам, любым образом определить доли наследников в наследстве, лишить наследства одного, нескольких или всех наследников по закону, не указывая причин такого лишения, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, включить в завещание иные распоряжения. Завещатель вправе отменить или изменить совершенное завещание в соответствии с правилами статьи 1130 настоящего Кодекса.
В соответствии с законодательством дееспособностью в полном объеме обладают граждане, достигшие 18 лет и не признанные судом недееспособными или ограниченно дееспособными (п. 1 ст. 21, ст. 29,ст. 30 ГК РФ).
Завещателю Тазетдинову Т.Б. ДД.ММ.ГГГГ, в день составления завещания, исполнилось 74 года. Следовательно, завещание составлено правоспособным субъектом.
Завещание в соответствии с ч. 5,ч. ч. 3 и 4 ст. 1118 ГК РФ является односторонней сделкой, которая по своему характеру должна быть совершена лично. Личностный характер завещания означает, что законодатель не допускает совершения завещания через представителя, а также совершать одно завещание двум и более гражданам.
Суд считает необоснованными доводы истца о наличии заболевания, препятствовавшего наследодателю самостоятельно указать на содержание завещания, указанное обстоятельство ничем не подтверждено. Истец представил суду выписки из медицинской карты амбулаторного больного Тазетдинова Т.Б.
Приказом Минздрава СССР от ДД.ММ.ГГГГ N 1030 "Об утверждении форм первичной медицинской документации учреждений здравоохранения" утвержден перечень и образцы форм первичной медицинской документации, используемой в учреждениях здравоохранения. (Письмом Минздравсоцразвития РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 14-6/242888 рекомендовано учреждениям здравоохранения по рекомендации Минздрава РФ использовать в своей работе для учета деятельности бланки, утвержденные данным документом). Документом, подтверждающим факт обращения физических лиц в медицинское учреждение, является справка, составленная по форме N 027/у "Выписка из медицинской карты амбулаторного (стационарного) больного", которая содержит информацию о полном диагнозе больного, о диагностических исследованиях и проведенном лечении.
Однако, указанные документы не могут иметь силы доказательств по делу, поскольку оформлены с нарушением Правил оформления медицинской справки 027/у, установленными Министерством здравоохранения Российской Федерации.
Так одна из представленных выписок не имеет штамп медицинского учреждения, вторая - оттиски печати, фамилии. Имя, отчество лица, выдавшего справку.
В соответствии с нормативными медицинскими документами, выписка в обязательном порядке должна содержать следующие пункты:
должно указываться учреждение, куда предоставляется справка 027/у;
2. Ф.И.О., дата рождения и адрес проживания, место работы/учебы;
3. Даты начала и окончания заболевания, полный диагноз;
4. Краткий анамнез, диагностические обследования, динамика развития болезни, проведенное лечение, состояние при направлении, а так же при выписке.
5. На бланке справки 027/у необходимо наличие двух печатей: прямоугольный штамп лечебно-профилактического учреждения и треугольная печать для больничных листов.
Кроме того, согласно ст. 31 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от ДД.ММ.ГГГГ № информация о состоянии здоровья гражданина предоставляется лично ему, а в отношении лиц, не достигших возраста, установленного частью второй статьи 24 Основ, и граждан, признанных в установленном законом порядке недееспособными, - их законным представителям лечащим врачом, заведующим отделением лечебно-профилактического учреждения или другими специалистами, принимающими непосредственное участие в обследовании и лечении.
Информация, содержащаяся в медицинских документах гражданина, составляет врачебную тайну и может предоставляться без согласия гражданина только по основаниям, предусмотренным статьей 61 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан.
Предоставление сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия гражданина или его законного представителя допускается в частности по запросу органов дознания и следствия и суда в связи с проведением расследования или судебным разбирательством;
Истец Валеева Г.Т. не является законным представителем умершего Тазетдинова Т.Б., в связи с чем, представленные истцом медицинские документов названное доказательство по данному спору получено с нарушением закона, и, следовательно, согласно ч. 2 ст. 55 ГПК РФ не имеет юридической силы и не может быть положено в основу решения суда.
В соответствии с требованиями ст. 1131 Гражданского кодекса Российской Федерации завещание может быть признано судом недействительным по иску лица, права и законные интересы которого нарушены этим завещанием.
Согласно п. 3 ст. 1131 Гражданского кодекса Российской Федерации не могут служить основанием недействительности завещания описки и другие незначительные нарушения порядка его составления, подписания или удостоверения, если судом установлено, что они не влияют на понимание волеизъявления завещателя.
Требование истца признать завещание от ДД.ММ.ГГГГ Тазетдинова Т.Б., недействительным, суд оставляет без удовлетворения, поскольку истцом Валеевой Г.Т. не представлены обоснованные доводы того, в какой его части, завещание не соответствует положениям закона.
Опрошенная в судебном заседании нотариус Байбурина P.P. пояснила суду, что удостоверение спорного завещания совершалось ею в точном соответствии с нормами ГК РФ и правилами, установленными в главах 9-10 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от ДД.ММ.ГГГГ №, а именно:, личность и дееспособность завещателя Тазетдинова Т.Б. нотариусом проверена, содержание завещания соответствует воле завещателя;завещание имеет письменную форму и содержит все установленные законом сведения (дата и место совершения нотариального действия, наследодатель и его паспортные данные, распоряжение в отношении своего имущества, подпись наследодателя, удостоверительная надпись нотариуса и его печать);завещание прочитано самим завещателем в присутствии нотариуса;завещание собственноручно подписано завещателем;завещателю разъяснено содержание ст. 1149 ГК РФ;завещание зарегистрировано нотариусом в реестре под № 1296, завещание он подписал собственноручно, после прочтения завещания.
Истцом Валеевой Г.Т. не представлены также доказательства того, что Тазетдинов Т.Б. подписал завещание под влиянием заблуждения или неправомерного воздействия других лиц, в частности под воздействием алкогольного опьянения.
Так свидетель И суду пояснила, что она явялется лечащим врачом Тазетдинова Т.Б. с 2005 года. Он являлся инвалидом 2 группы, имел множество различных заболеваний, переломы, на учете у психиатра и нарколога он не состоял, до смерти находился в сознании, спиртное не употреблял. Тазетдинов Т.Г. нуждался в постороннем уходе. Посещала его ежедневно. Она сама меняла ему белье и делала перевязки, покупала ему лекарства. Он до смерти разговаривала, смотрел телевизор, по телефону разговаривала с родными и друзьями. Приезжали ли к нему дети, она не видела. После перелома кости ноги, он самостоятельно не двигался, читал газеты. Бесплатные лекарства она приносила ему сама. Подписи он не ставил о получении.
Свидетель Х суду пояснила, что знала Тазетдинова Т.Б. с сентября 2009 года. До смерти он находился в сознании, разговаривал, зрение у него было хорошее, самостоятельно подписывал квитанции, производил расчеты по коммунальным услугам. Летом 2009 года он упал и получил перелом кости ноги. Спиртные напитки не употреблял. Ухаживали за ним соседи и его друзья.
Свидетель Ю суду пояснила, что она и Тазетдинов Т.Б. являлись соседями. Знала его 10 лет. В 2009, 2010 году он после перелома ноги, не вставал. Спиртные напитки он употреблял. За ним ухаживала соседка и его друг, приносили продукты. Очки Тазетдинов Т.Б. не носил.
Свидетель Н суду пояснила, что знает его 32 года. Он все время находился в нетрезвом состоянии. Близко знакомы не были, встречались только на улице, не разговаривали. В 2010 года она видела его один раз, он ее не узнал. Она его никогда не навещала.
Свидетель М суду пояснил, что он знал Тазетдинова Т.Б. несколько лет. Спиртное он употреблял нечасто, для утоления боли. К детям относился хорошо.
Свидетель А суду пояснил, что знал Тазетдинова Т.Б. много лет, характеризует его положительно. В 2009 -2010 году он Тазетдинову Т.Б. навещал часто, ухаживали за ним с Х. У него онкология была. Часто лежал в больнице в <адрес>, ходить не мог. Память у Тазетдинова была хорошая, спиртные напитки он употреблял не часто. Сестра его навещала, дети не помогали.
Свидетель Х суду пояснил, что знал Тазетдинова Т.Б. много лет, навещал его ежедневно, спиртные напитки Тазетдинов не употреблял. Его дети не навещали. Говорил, что завещает комнату тому, кто за ним будет ухаживать. Тазетдинов потерял зрение в 2010 года, узнавал людей по голосу. На момент составления завещания, в марте 2010 года, он уже полностью потерял зрение. Подтверждает, что подпись в завещании Тазетдинова Т.Б.
Представленными доказательствами и показаниями свидетелей не подтверждается довод истца о том, что Тазетдинов Т.Б. страдал алкоголизмом. Возражают по этому поводу и свидетели по делу - Х, Ф и комендант общежития Х, где проживал наследодатель, которые указали, что Тазетдинов Т.Б. не употреблял спиртные напитки. Участковый врач И, посещавшая Тазетдинова Т.Б. ежедневно, отметила, что пациент никогда не состоял на учете у нарколога, а также заявила об отсутствии у завещателя алкоголизма и пристрастия к спиртным напиткам.
Утверждения свидетеля Х в части того, что в 2010 году Тазетдинов Т.Б. полностью потерял зрение, являются несостоятельными, поскольку, противоречат показаниям свидетелей в частности участкового врача И, имеющей медицинское образование и наблюдавшей Тазетдинова Т.Б. длительное время, вплоть до его смерти. Также показаниями свидетелей Х, М и др.
Объективно показания вышеуказанных свидетелей подтверждаются показаниями нотариуса Чишминского нотариального округа - Байбуриной Р.Р., которая суду пояснила, что Тазетдинов Т.Б. на момент подписания завещания имел хорошее зрение. Ею была проверена его дееспособность. Кроме того, она разъяснила завещание и Т подписал его. Если бы Тазетдинов Т.Б. не имел зрения, она произвела заверительную надпись и составила другую форму завещания. Тазетдинов Т.Б. сам прочитал завещание вслух. Это было волеизъявление завещателя.
Согласно ч. 1 ст. 65 Гражданского процессуального кодекса РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств,
аудио- и видеозаписей, заключений экспертов.
Согласно ч. 1 ст. 56 каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Таким образом, истцом Валеевой Г.Т. не были представлены суду бесспорные и достаточные доказательства, подтверждающие ее доводы, указанные в иске.
Учитывая изложенное, суд считает, что оснований для признания завещания от ДД.ММ.ГГГГ не действительным не имеются, как не имеется оснований для удовлетворения иска Валеевой Г.Т.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
В удовлетворении искового заявления Валеевой Г.Т. к Валеевой А.Б. о признании завещания недействительным - отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Федеральный судья Чишминского
районного суда Республики Башкортостан Никоноров М.Я.