2-261/2011 о признании незаконным решения об отказе в установлении пенсии, установлении досрочной трудовой пенсии, взыскании судебных расходов.



№ 2-261/2011           копия

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

11 июля 2011 года       пос. Чишмы

Чишминский районный суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Никонорова М.Я.,

с участием адвоката Гилязовой Н.В., представившей удостоверение № 1150 и ордер 36,

при секретаре Юсуповой Ф.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Забирова С.Р. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Чишминском районе Республики Башкортостан о признании незаконным решения об отказе в установлении пенсии, установлении досрочной трудовой пенсии, взыскании судебных расходов,

УСТАНОВИЛ:

Забирова С.Р. обратилась в суд с иском к ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Чишминском районе Республики Башкортостан о признании незаконным решения об отказе в установлении пенсии, установлении досрочной трудовой пенсии, взыскании судебных расходов, указывая, ДД.ММ.ГГГГ она обратилась к ответчику с заявлением об установлении досрочной пенсии по старости в соответствии с требованиями Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ».Решением № 5 от 25 февраля 2011 года ей было отказано в назначении досрочной пенсии в связи с тем, что стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 20 п.1 ст.27 ФЗ № 173 от 17.12.2001г. «О трудовых пенсиях в РФ» в связи с лечебной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городах, сельской местности и поселках городского типа составляет 23 года 4 месяца 5 дней.

Истец считает данный отказ незаконным и не основанным на нормах закона по следующим основаниям:

Так, в частности ей не засчитан в специальный трудовой стаж периоды нахождения на курсах повышения квалификации с отрывом от производства.

В соответствии с требованиями, статьи 187 ТК РФ в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.

Поэтому период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением заработной платы, с которой работодатель обязан производить отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.

Кроме того, в силу закона и специфики выполняемой ею работы повышение квалификации в силу специальных нормативных актов - обязательное выполнение работы.

Таким образом, истец считает, что период нахождения на курсах повышения квалификации подлежит включению в стаж, дающий право на досрочно пенсионное обеспечение.

Следовательно, ответчиком незаконно не засчитаны в специальный трудовой стаж:

периоды нахождения на курсах повышения квалификации с отрывом от производства, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ г., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГпо ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, что составит дополнительно к исчисленному стажу 4 месяца и 14 дней.

Также истец не согласна с решением в части не включения в трудовой стаж периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ-3 года 1 месяц 12 дней.

Страховой стаж - учитываемая при определении права на трудовую пенсию суммарная продолжительность периодов работы и иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.

В соответствии с подп. 3 п. 1 ст. 11 Федерального закона РФ от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» в страховой стаж наравне с периодами работы и иной деятельности засчитывается период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет. Период ухода за ребенком засчитывается в страховой стаж, но не более трех лет в общей сложности.

Согласно п. 7 Разъяснения Госкомитета СССР по труду и социальным вопросам и Секретариата ВЦСПС от 29 ноября 1989 г. N23/24-11 «О порядке предоставления женщинам частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет», во всех случаях исчисления общего, непрерывного стажа и стажа работы по специальности время частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет учитывается в том же порядке, как работа, в период которой предоставлены указанные отпуска.

Расчетный пенсионный капитал - это общая сумма страховых взносов и иных поступлений в Пенсионный фонд РФ за застрахованное лицо и пенсионные права в денежном выражении, приобретенные до 01.01.2002 г. Эта сумма является базой для определения размера страховой части трудовой пенсии.

При установлении трудовой пенсии осуществляется оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 г. путем преобразования этих прав в расчетный пенсионный капитал.

После определения расчетного пенсионного капитала устанавливается расчетный размер трудовой пенсии. Для этого существует два варианта, один из которых предусматривает включение в общий трудовой стаж периода ухода неработающей матери за каждым ребенком в возрасте до трех лет и 70 дней до его рождения, но не более девяти лет в общей сложности.

Не включение указанного периода в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, является незаконным.

В соответствии с требованиями пункта 20 статьи 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона лицам, осуществлявшим лечебную или иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской и поселках городского типа либо только в городах независимо от их возраста.

Всего стаж ее работы как лица осуществлявшего лечебную или иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения составит 26 лет 10 месяцев 1 день.

Таким образом, решение, принятое ответчиком не основано на нормативных актах и является незаконным.

Принятие незаконного решения напрямую ущемляет ее законные права и интересы.

В соответствии с требованиями ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя.

Для обеспечения судебной защиты она вынуждена была обратиться к адвокату, которому было уплачено согласно квитанции 20 000 рублей.

В уточненном исковом заявлении истец Забирова С.Р.указывает, что сгласно подпункту «а» пункта 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781, если работа осуществлялась в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), период работы в сельской местности исчисляется в льготном порядке (1 год работы за 1 год и 3 месяца). Если работа осуществлялась только в сельской местности и в поселке городского типа, то вышеназванные Правила не предусматривают права льготного порядка исчисления таких периодов работы.

Между тем, по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона № 173-ФЗ, периоды работы до 1 января 2002 года могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.

По состоянию на 31 декабря 2001 года пенсионное обеспечение медицинских работников регулировалось, в частности, Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения» (далее - Постановление № 1066).

Пунктом 1 Постановления № 1066, вступившим в силу с 1 ноября 1999 года, был утвержден Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения.

В соответствии с пунктом 3 Постановления № 1066 в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, периоды работы до 1 ноября 1999 года засчитывались в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 464.

Учитывая, что пунктом 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 464 1 год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывался в стаж работы в льготном порядке (за 1 год и 3 месяца) независимо от того, проходила ли работа только в сельской местности или также и в городе, стаж работы в сельской местности до 1 ноября 1999 года может быть исчислен в указанном льготном порядке.

Таким образом, исчислять период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в качестве заведующей <адрес> <адрес> (1год 6 мес. 23дн.) и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в качестве заведующей <адрес> (1год 5мес 9дн) следует применить 1 год работы с засчитывается в указанный стаж работы как 1 год и 3 месяца.

При исчислении 1 года 3 месяцев непосредственно 3 мес.=1/4 года=0,25 года, то есть при вычислении следует применить коэффициент к 1 году и 3 месяца=1,25 коэффициент.

1год 6мес. 23дн.=365+180+23=568 дней

568 дней X 1,25=710 дней=1 год 11 месяцев 10 дней

1 год 11 месяцев 10 дней - 1год 6мес. 23дн.=4 месяца 17 дней

То есть увеличение стажа по данному периоду к исчисленному составит 4 месяца 17 дней период ее работы заведующей <адрес> <адрес>.

1год 5мес 9дн=365+150+9=524 дня

524 дня X 1,25=655 дней=1 год 9 месяцев 17 дней

1 год 9 месяцев 17 дней - 1год 5мес 9дн=4 месяца 8 дней.

То есть увеличение стажа по данному периоду к исчисленному составит 4 месяца 8 дней период работы Забировой СР. заведующей <адрес> <адрес>.

Итого: 4 месяца 17 дней +4 месяца 8 дней = 8 месяцев 25 дней увеличение стажа в период работы Забировой СР. в качестве заведующей <адрес> <адрес> и заведующей <адрес> ФП <адрес>.

Также с вышеперечисленными законодательными актами о начислении пенсии период работы Забировой СР. в качестве фельдшера скорой помощи с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ следует применить 1 год работы засчитывается в указанный стаж работы как 1 год и 3 месяца.

С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ 5мес.19дн.=169дн. 169дн.Х1,25=211дн.=7мес. 7мес. - 5мес.19дн=1 мес. 1день

То есть увеличение стажа по данному периоду к исчисленному составит 1 мес. 1день.

С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

4 года 1 месяц 6 дн.=1496 дней

1496 дней Х1,25=1870 дней=5 лет 1 мес.15 дн.

5 лет 1 мес.15 дн. - 4 года 1 месяц 6 дн=1 год 9 дней

То есть увеличение стажа по данному периоду к исчисленному составит 1 год 9 дней.

С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

4 мес. 27 дней=147 дней

147 дней XI,25=183 дня=6 месяцев 3 дня

6 месяцев 3 дня - 4 мес. 27 дней=1 месяц 6 дней

То есть увеличение стажа по данному периоду к исчисленному составит 1 месяц 6 дней.

С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

10 месяцев=300 дней

300 дней X1,25=375 дней=1 год 1 месяц

1 год 1 месяц - 10 месяцев= 2 месяца 10 дней.

То есть увеличение стажа по данному периоду к исчисленному составит 2 месяца 10 дней.

С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

3 месяца 6 дней=96 дней

96 дней Х1,25=120 дней=4месяца

4месяца - 3месяца 6 дней=24 дня

То есть увеличение стажа по данному периоду к исчисленному составит 24 дня.

С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

1 год=365 дней

365 дней XI,25=1 год 3 месяца

1 год 3 месяца - 1 год=3 месяца

То есть увеличение стажа по данному периоду к исчисленному составит 3 месяца.

Итого: 1 мес1день +1 год 9 дней +1 месяц 6 дней +2 месяца 10 дней +24 дня +3 месяца = 1 год 8 месяцев 20 дней увеличение стажа в период работы Забировой СР. в качестве фельдшера скорой помощи с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

В связи с представленным расчетом, исчисление ответчиком мне стажа в календарном порядке считаю неправомерным, так как расчет производился без исчисления 1 года работы за 1 год и 3 месяца.

Ей не засчитан в специальный трудовой стаж периоды нахождения на курсах повышения квалификации с отрывом от производства.

В соответствии с требованиями статьи 187 ТК РФ в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.

Поэтому период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением заработной платы, с которой работодатель обязан производить отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.

Кроме того, в силу закона и специфики выполняемой ею работы повышение квалификации в силу специальных нормативных актов - обязательное выполнение работы.

Таким образом, период нахождения на курсах повышения квалификации подлежит включению в стаж, дающий право на досрочно пенсионное обеспечение.

Следовательно, ответчиком незаконно не засчитаны в специальный трудовой стаж периоды нахождения на курсах повышения квалификации с отрывом от производства, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, что составит дополнительно к исчисленному стажу 4 месяца и 14 дней. Исходя из вышеуказанного подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» в льготном исчислении это составит 6 месяцев 08 дней.

В соответствии с требованиями пункта 20 статьи 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона лицам, осуществлявшим лечебную или иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской и поселках городского типа либо только в городах независимо от их возраста.

23 года 4 месяца 5 дней (стаж работы)+8 месяцев 25 дней (увеличение стажа в период работы Забировой СР. в качестве заведующей <адрес> <адрес> и заведующей <адрес> <адрес>) +1 год 8 месяцев 20 дней (увеличение стажа в период работы Забировой СР. в качестве фельдшера скорой помощи с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) + 4 месяца и 14 дней (периоды нахождения на курсах повышения квалификации)= 26 лет 2 месяца 4 дня.

Таким образом, стаж ее работы, как лица осуществлявшего лечебную или иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения составляет 26 лет 2 месяца 4 дня при исчислении в льготном порядке.

При таких обстоятельствах, решение принятое ответчиком не основано на нормативных актах и является незаконным.

Основанные на таких выводах решение пенсионного органа не соответствуют требованиям ст. 55 Конституции Российской Федерации и правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 года № 2-П.

Так, согласно ч. 2 ст. 55 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.

Принятие незаконного решения напрямую ущемляет мои законные права и интересы.

С учетом уточнения и дополнения к иску истец Забирова С.Р. просит решение Управления Пенсионного фонда РФ в Чишминском районе РБ №5 от 25 февраля 2011 года об отказе в установлении мне досрочной трудовой пенсии признать незаконным обязать ответчика исчислить период работы в сельской местности в льготном порядке (1 год работы за 1 год и 3 месяца), что дополнительно к исчисленному стажу составит 2 год 5 месяцев 15 дней; включить в трудовой стаж необходимый для назначения ей досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 20 п.1 ст.27 ФЗ № 173 от 17.12.2001г. «О трудовых пенсиях в РФ» в связи с лечебной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городах, сельской местности и поселках городского типа периоды нахождения на курсах повышения квалификации с отрывом от производства, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, что составит дополнительно к исчисленному стажу 4 месяцев и 14 дней; обязать ответчика назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии с п.п. 20 п.1 ст.27 ФЗ № 173 от 17.12.2001г. «О трудовых пенсиях в РФ» в связи с лечебной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городах, сельской местности и поселках городского типа с момента обращения, то есть с ДД.ММ.ГГГГ; взыскать с ответчика расходы на оплату услуг адвоката в сумме 20 000 рублей.

В судебном заседании истец Забирова С.Р. исковые требования поддержала, просила решение Управления Пенсионного фонда РФ в Чишминском районе РБ №5 от 25 февраля 2011 года об отказе в установлении ей досрочной трудовой пенсии признать незаконным обязать ответчика исчислить период работы в сельской местности в льготном порядке (1 год работы за 1 год и 3 месяца), что дополнительно к исчисленному стажу составит 2 год 5 месяцев 15 дней; включить в трудовой стаж необходимый для назначения ей досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 20 п.1 ст.27 ФЗ № 173 от 17.12.2001г. «О трудовых пенсиях в РФ» в связи с лечебной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городах, сельской местности и поселках городского типа периоды нахождения на курсах повышения квалификации с отрывом от производства, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, что составит дополнительно к исчисленному стажу 4 месяцев и 14 дней; обязать ответчика назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии с п.п. 20 п.1 ст.27 ФЗ № 173 от 17.12.2001г. «О трудовых пенсиях в РФ» в связи с лечебной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городах, сельской местности и поселках городского типа с момента обращения, то есть с ДД.ММ.ГГГГ; взыскать с ответчика расходы на оплату услуг адвоката в сумме 20 000 рублей.

Представитель истца - адвокат Гилязова Н.В., исковые требования поддержала, просила удовлетворить.

Представитель ответчика Уразметова Р.Р. (действующая на основании доверенности за № 1 от 12 января 2011 года) иск не признала по мотиву необоснованности и пояснила, что с иском не согласна в связи с отсутствием стажа для назначения пенсии. Просила в удовлетворении иска отказать.

Выслушав истца его представителя, представителя ответчика, исследовав материалы дела в совокупности с представленными доказательствами, суд приходит к следующему.

В соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Пунктом 3 Постановления Правительства РФ от 22.09.1999 N 1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения» установлено, что в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, засчитываются периоды работы до 1 ноября 1999 г. в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464, а периоды работы после указанной даты - в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными пунктом 1 настоящего Постановления.

Как следует из материалов дела Решением Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Чишминском районе Республики Башкортостан за № 5 от 25.02.2011 года Забировой С.Р. отказано в назначении пенсии досрочной трудовой пенсии по старости согласно п.п.20 п.1 ст.27 Федерального закона №173-Ф3 от 17.12.2001 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и Постановлением Правительства от 29.10.2002г. №781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона « О трудовых пенсиях в РФ». Причина отказа:Отсутствие требуемых 25 лет стажа лицам, осуществлявшим лечебную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в сельской местности и поселках городского типа.

Из указанного решения следует, что в специальный трудовой стаж, не засчитаны периоды отпуска по уходу за ребенком (3г.1мес.12дн.), с ДД.ММ.ГГГГн. по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;

курсы повышения квалификации с отрывом от производства (4мес.14дн.) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

Стаж работы, дающее право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии п.п.20 п.1 ст.27 Федерального закона №173 от 17.12.2001г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002г. № 1781, в связи с лечебной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городах, сельской местности и поселках городского типа составляет 23 года 4мес. 5дн.

Согласно записям в трудовой книжке и справке, уточняющего характер работы или условия труда, выданной МБУЗ Чишминская районная больница ДД.ММ.ГГГГ Забирова (Даньялова) С.Р. работала в течение полного рабочего дня в должности: заведующей <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ (приказ п. 2 от ДД.ММ.ГГГГ) по ДД.ММ.ГГГГ; заведующей <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ (приказ п. 3 от ДД.ММ.ГГГГ) по ДД.ММ.ГГГГ Фельдшер скорой медицинской помощи с ДД.ММ.ГГГГ (приказ п.4 от ДД.ММ.ГГГГ) по настоящее время.

Должность заведующей фельдшерским пунктом относится к среднему медицинскому персоналу.

Отпуск по беременности и родам с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (ДД.ММ.ГГГГг.р.).

Отпуск по беременности и родам с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (ДД.ММ.ГГГГг.р.).

Отпуск по беременности и родам с с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (ДД.ММ.ГГГГг.р.).

За период работы имели место периоды, которые не засчитываются в стаж для назначения досрочной пенсии:

Отпуск по уходу за ребенком до полутора лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (приказ п.5 от ДД.ММ.ГГГГ);

Отпуск по уходу за ребенком до трех лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (приказ п. 1 от ДД.ММ.ГГГГ);

Отпуск по уходу за ребенком до полутора лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ( приказ п. 8 от ДД.ММ.ГГГГ);

Отпуск по уходу за ребенком до трех лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (приказ п. 12 от ДД.ММ.ГГГГ);

Нахождение на курсах повышения квалификации с отрывом от производства:

С ДД.ММ.ГГГГ.г. по ДД.ММ.ГГГГ (приказ п.4 от ДД.ММ.ГГГГ);

С 01.06. по ДД.ММ.ГГГГ и с 13.10.по ДД.ММ.ГГГГ (приказ ДД.ММ.ГГГГ п. 3);

С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (приказ п.2 от ДД.ММ.ГГГГ);

С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (приказ п. 13 от ДД.ММ.ГГГГ);

С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (приказ ком п. 4 от ДД.ММ.ГГГГ); с 20.04. по ДД.ММ.ГГГГ (приказ ком п. 8 от ДД.ММ.ГГГГ).

Из решения ГУ УПФ РФ в Чишминском районе № 2 от 21.01.2011 года следует, что в стаж Забировой С.Р., необходимый для досрочного назначения пенсии по старости включены периоды работы:

С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в качестве заведующей <адрес> <адрес> (1 год 6мес. 23дн.);

С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в качестве заведующей <адрес> <адрес> (1 год 5мес.9дн.);

С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в качестве фельдшера скорой медицинской помощи в <адрес> (18 лет 3мас. 15дн.).

Согласно действовавшему в период нахождения истца в отпуске по уходу за ребенком совместному постановлению Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам и Секретариата Всесоюзного центрального совета профессиональных союзов от 29 ноября 1989 г. N 375/24-11, время отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет засчитывается также в стаж, дающий право на пенсию на льготных условиях и в льготных размерах. Во всех случаях исчисления общего, непрерывного стажа работы и стажа работы по специальности время частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет учитывается в том же порядке, как работа, в период которой предоставлены указанные отпуска (пункт 7).

Поскольку периоды отпуска по беременности и родам, а также отпуска по уходу за ребенком до трех лет, имевшего место до 6 октября 1992 г., включаются в специальный стаж, на указанные периоды распространяются установленные правила исчисления периодов работы.

Принимая во внимание, что отпуск по уходу за ребенком начался 28 ноября 1991 года в период действия указанных нормативных актов, с учетом положений статей 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч. 1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции Российской Федерации, предполагающих правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики и сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, то период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (до момента его прерывания) подлежит включению в специальный стаж работы Забировой С.Р., дающий ей право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости.

В соответствии со ст. 187 ТК РФ в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.

С учетом данных положений следует, что никакого перерыва стажа и изменений работы при направлении работника для повышения квалификации с отрывом от производства не происходит.

Учитывая, что в периоды нахождения работника на курсах повышения квалификации, за ним сохраняется средняя заработная плата по месту работы, соответственно работодатель уплачивает страховые взносы в Пенсионный Фонд РФ.

Следовательно, периоды нахождения истицы на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ.г. по ДД.ММ.ГГГГ; с 01.06. по ДД.ММ.ГГГГ и с 13.10.по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с 20.04. по ДД.ММ.ГГГГ подлежат включению в специальный трудовой стаж в льготном исчислении, так как истица в указанные периоды работала в структурных подразделениях <адрес>

В соответствии с подпунктами «а», «б» пункта 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в городе, сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается в указанный стаж работы как год и 3 месяца.

Ранее действовавшее законодательство также предусматривало льготное исчисление стажа работы в учреждениях здравоохранения в сельской местности или в поселке городского типа.

В силу пункта 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464, которым был утвержден Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, установлено, что работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, указанным в прилагаемом Списке, 1 год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) считать за 1 год и 3 месяца.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 15 Постановления Пленума Верховного суда РФ № 25 от 20.12.2005г. «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами прав на трудовые пенсии» при разрешении споров, возникших в связи с невключением женщинам в стаж работы по специальности периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком при досрочном назначении пенсии по старости (статьи 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»), следует исходить из того, что если указанный период имел место до 6 октября 1992 года (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-I «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации», с принятием которого названный период перестал включаться в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости.

Согласно ч. 1 ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

В соответствии со ст. 100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

Из материалов дела видно, что Забирова С.Р. ДД.ММ.ГГГГ оплатила юридические услуги адвоката в размере 20 000 рублей (квитанция ), учитывая пределы разумности, суд полагает взыскать с ответчика в пользу истца 10 000 рублей.

Кроме того, истицей при подаче иска была уплачена государственная пошлина в размере 200 рублей, которая также подлежит взысканию с ответчика.

При таких обстоятельствах, исковые требования Забировой С.Р., суд находит подлежащими частичному удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление Забирова С.Р. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Чишминском районе Республики Башкортостан о признании незаконным решения об отказе в установлении пенсии, установлении досрочной трудовой пенсии, взыскании судебных расходов - удовлетворить частично.

Включить в трудовой стаж для досрочного назначения пенсии Забировой С.Р. периоды нахождения на курсах повышения квалификации с отрывом от производства с ДД.ММ.ГГГГ.г. по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ.по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

Включить льготное исчисление по умершему ребенку с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в льготном варианте.

Взыскать с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Чишминском районе Республики Башкортостан в пользу Забирова С.Р. судебные расходы по оплате услуг адвоката в размере 10 000 (десять тысяч) рублей, государственной пошлине 200 (двести) рублей.

В остальной части удовлетворения исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья (подпись)

Копия верна

Федеральный судья

Чишминского районного суда

Республики Башкортостан                                                                             М.Я. Никоноров