2-569/2011 Исковое заявление о взыскании морального вреда



Дело № 2- 569/2011                                                                                                                 Копия

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

4 октября 2011 года                                         пос. Чишмы

                     

                      Чишминский районный суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Никонорова М.Я.,

с участием зам. прокурора прокуратуры Чишминского района Бикбулатова Ф.Р.,

при секретаре Юсупвоой Ф.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гизетдиновой Г.З. к ГУЗ Республиканский противотуберкулезный санаторий «Толпар» о взыскании морального вреда и расходов по оплате юридических услуг,

УСТАНОВИЛ:

Гизетдинова Г.З. обратилась в суд с исковым заявлением к ГУЗ Республиканский противотуберкулезный санаторий «Толпар» о взыскании морального вреда и расходов по оплате юридических услуг, указывая, что ДД.ММ.ГГГГ, ее муж, Гизетдинов Р.Р., работая в качестве слесаря-сантехника в Государственном учреждении здравоохранения Республиканском противотуберкулезном детском санаторий «Алкино», в находясь на рабочем месте, получил травмы.

В МБУЗ «Чишминская центральная районная больница» был установлен диагноз: «Сочетанная травма. ОЗЧМТ. Сотрясение головного мозга. Компрессионный перелом. Ушиб спинного мозга тяжелой степени. Тетрапарез до плечей и в ногах. Степень тяжести - тяжелая». В результате полученных травм, ДД.ММ.ГГГГ, ее муж умер.

По результатам расследования несчастного случая был составлен акт о несчастном случае на производстве, по форме <данные изъяты> Данный акт ДД.ММ.ГГГГ утвердил главный врач ГУЗ РПДС «Алкино» Фазлыахметов Ш.Г..

Согласно подпункта 9.1. вышеуказанного акта, причиной, вызвавшей несчастный случай является неудовлетворительная организация производства работ, выразившаяся в недостаточном контроле со стороны ИТР за соблюдением работниками требований инструкций по охране труда.

По общему правилу, установленному пунктами 1 - 2 статьи 1064 ГК РФ, ответственность за причинение вреда возлагается на лицо, причинившее вред, если оно не докажет отсутствие своей вины.

Следует учитывать, что нетрудоспособными в отношении права на получение возмещения вреда в случае смерти кормильца признаются;

б) женщины старше 55 лет и мужчины старше 60 лет. Достижение общеустановленного пенсионного возраста (пункт 1 статьи 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации") является безусловным основанием для признания такого лица нетрудоспособным независимо от фактического состояния его трудоспособности;

В результате смерти мужа, ей причинены нравственные страдания, которые заключались в ее переживаниях по поводу смерти любимого человека. Они с мужем намеревались прожить долгую, счастливую жизнь и встретить вместе спокойную старость. В результате несчастного случая, все ее мечты были разрушены.

В течение месяца со дня получения травм с ДД.ММ.ГГГГ по день смерти ДД.ММ.ГГГГ, она находилась в больнице, рядом с беспомощным, медленно умирающим в тяжелых муках дорогим человеком. После смерти мужа, для нее был потерян смысл жизни. В результате переживаний связанных со смертью мужа, у нее появились головные боли, началась развиваться гипертония, мучает бессонница.

В результате смерти мужа, ей причинен моральный вред, который она оценивает в <данные изъяты>.

Истец просит взыскать с ГУЗ Республиканский противотуберкулезный санаторий «Алкино» в ее пользу моральный вред в размере <данные изъяты>, судебные расходы- оплата услуг представителя в размере 10 000 рублей.

В уточненном исковом заявление истец просит взыскать в ее пользу моральный вред в размере <данные изъяты>, судебные расходы - оплата услуг представителя в размере 15 000 рублей.

В ходе судебного разбирательства представитель истца Гизетдиновой Г.З. - Шагиев Р.Р., действующий на основании доверенности исковые требования полностью поддержал, пояснив, что ДД.ММ.ГГГГ супруг Гизетдиновой Г.З. пошел на работу. В результате его привлекли к разгрузке автомобиля. Он упал. В течение месяца он болел, его возили в больницу, он лежал в реанимации. Потом он умер. Вина работодателя доказана подпунктом 9.1 акта о несчастном случае на производстве, согласно которого причиной, вызвавшей несчастный случай является неудовлетворительная организация производства работ, выразившаяся в недостаточном контроле со стороны ИТР за соблюдением работниками требований инструкции по охране труда. Причинен моральный вред истцу. Просит взыскать моральный вред с ответчика в размере <данные изъяты>, судебные издержки в размере 15 000 рублей.

Истец Гизетдинова Г.З. на судебное заседание не явилась, хотя была извещена надлежащим образом, о причинах неявки не сообщила.

Представитель ответчика ГУЗ Республиканский противотуберкулезный санаторий «Толпар» Халилова Г.В., действующая на основании доверенности с исковыми требованиями не согласилась, пояснив, что Гизетдинов P.P. был принят на работу в санаторий ДД.ММ.ГГГГ на должность слесаря-сантехника. При приеме на работу был ознакомлен с инструкцией а по охране труда для подсобного рабочего и подписал трудовой договор от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно инструкции а подсобный рабочий п. 2.3 подготовить рабочую зону для безопасной работы. Согласно п.6.4. Данного трудового договора работник был обязан соблюдать правила охраны труда и техники безопасности.

ДД.ММ.ГГГГ был составлен Акт о расследовании несчастного случая на производстве произошедшего ДД.ММ.ГГГГ. В составе комиссии проводившей расследование несчастного случая был также государственный инспектор труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в РБ Еркеев И.Х., то есть представитель государственного органа, профессионального занимающегося вопросами охраны труда и все, что связано с ним. В пункте 5.2. вышеуказанного акта причиной вызвавшей несчастный случай указано нарушение работником дисциплины труда, выразившегося в нарушении им требований инструкции по охране труда. В п.6.2. Данного акта указанно, что Гизетдинов P.P. В нарушение п.2.3. Абз.2 инструкции а по охране труда не убедился в отсутствии факторов, которые могли бы привести к несчастному случаю.

В постановлении 1347-08 от ДД.ММ.ГГГГ старшего следователя Чишминского МСО СУ СК при прокуратуре РФ по РБ об отказе в возбуждении уголовного дела указано следующее: - «Таким образом, проверкой установлено, что несчастный случай на производстве со смертельным исходом произошел по вине самого Гизетдинова P.P., так как он упал с кузова споткнувшись по своей неосторожности». Данное постановление никем не оспорено, вступило в законную силу и служит неоспоримым доказательством невиновности санатория в смерти Гизетдинова P.P.

Каких-либо действий (бездействие) в отношении Истицы, которые причинили ей нравственные или физические страдания со стороны санатория не совершалось.

Вины санатория и каких-либо противоправных действий со стороны работников санатория нет, так же как нет причинной связи между наступлением смерти Гизетдинова P.P. и действиями работников санатория. Просит отказать в удовлетворении исковых требований.

Изучив материалы дела в совокупности с представленными доказательствами, выслушав стороны, заключение прокурора, полагавшего, что исковые требования подлежат удовлетворению, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Согласно части первой статьи 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (на праве аренды, по доверенности на право управления транспортным средством, в силу распоряжения соответствующего органа о передаче ему источника повышенной опасности и т.п.).

Согласно п. 2 ст. 1083 Гражданского кодекса Российской Федерации если грубая неосторожность самого потерпевшего содействовала возникновению или увеличению вреда, в зависимости от степени вины потерпевшего и причинителя вреда размер возмещения должен быть уменьшен.

При грубой неосторожности потерпевшего и отсутствии вины причинителя вреда в случаях, когда его ответственность наступает независимо от вины, размер возмещения должен быть уменьшен или в возмещении вреда может быть отказано, если законом не предусмотрено иное. При причинении вреда жизни или здоровью гражданина отказ в возмещении вреда не допускается.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в 11.55 часов на территории ГУЗ Республиканский противотуберкулезный санаторий «Алкино» с Гизетдиновым Р.Р. произошел несчастный случай в результате падения с кузова автомобиля (составлен акт о несчастном случае на производстве, по форме Н-1).

ДД.ММ.ГГГГ был составлен Акт о расследовании несчастного случая на производстве произошедшего ДД.ММ.ГГГГ. В пункте 5.1 вышеуказанного акта причиной вызвавшей несчастный случай указано неудовлетворительная организация производства работ, выразившаяся в недостаточном контроле со стороны ИТР за соблюдением работниками требований инструкций по охране труда.

В п.6.2 данного акта указанно, что Гизетдинов P.P. в нарушение п.2.3 абз.2 инструкции а по охране труда не убедился в отсутствии факторов, которые могли бы привести к несчастному случаю (л.д.26-30).

Согласно заключению судебно-медицинской экспертизы смерть Гизетдинова Р.Р. от восходящего отека спинного и головного мозга со сдавлением ствола в большом затылочном отверстии развившегося как осложнение позвоночно-спинальной травмы. При госпитализации Гизетдинова Р.Р. в МБУЗ «Чишминская центральная районная больница» был установлен диагноз: «Сочетанная травма. ОЗЧМТ. Сотрясение головного мозга. Компрессионный перелом. Ушиб спинного мозга тяжелой степени. Тетрапарез до плечей и в ногах. Степень тяжести - тяжелая».

Данное обстоятельство подтверждается постановлением старшего следователя Чишминского межрайонного следственного отдела следственного управления следственного комитета при прокуратуре РФ об отказе в возбуждении уголовного дела от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельством о смерти, выданным отделом ЗАГС по Чишминскому району МЮ РБ от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.15, 31-32).

Из приобщенных к материалам дела копии свидетельства о заключении брака между Гизетдинов Р.Р. и Камалетдиновой Г.З. от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что истец являются супругой погибшего (л.д. 15).

В силу п. 33 Постановления Пленума ВС РФ N 1 от ДД.ММ.ГГГГ, круг лиц, имеющих право на возмещение вреда в случае потери кормильца (потерпевшего), установлен в пункте 1 статьи 1088 ГК РФ.

К таким лицам относятся нетрудоспособные лица, состоявшие на иждивении умершего или имевшие ко дню его смерти право на получение от него содержания; ребенок умершего, родившийся после его смерти; один из родителей, супруг либо другой член семьи независимо от его трудоспособности, который не работает и занят уходом за находившимися на иждивении умершего его детьми, внуками, братьями и сестрами, не достигшими четырнадцати лет либо хотя и достигшими указанного возраста, но по заключению медицинских органов нуждающимися по состоянию здоровья в постороннем уходе; лица, состоявшие на иждивении умершего и ставшие нетрудоспособными в течение пяти лет после его смерти.

Следует учитывать, что нетрудоспособными в отношении права на получение возмещения вреда в случае смерти кормильца признаются несовершеннолетние, в том числе ребенок умершего, рожденный после его смерти, до достижения ими 18 лет (независимо от того, работают ли они, учатся или ничем не заняты). Правом на возмещение вреда, причиненного в связи со смертью кормильца, пользуются также совершеннолетние дети умершего, состоявшие на его иждивении до достижения ими 23 лет, если они обучаются в образовательных учреждениях по очной форме; женщины старше 55 лет и мужчины старше 60 лет. Достижение общеустановленного пенсионного возраста является безусловным основанием для признания такого лица нетрудоспособным независимо от фактического состояния его трудоспособности; инвалиды независимо от того, какая группа инвалидности им установлена, - I, II или III.

В ходе судебного разбирательства нашло подтверждение того, что на момент гибели Гизетдинова Р.Р. супруге погибшего Гизетдиновой Г.З.,<данные изъяты> рождения было 55 лет, в связи чем она имеет право на возмещение вреда связи с потерей кормильца.

Согласно ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные имущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Согласно ст. 1100 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случае, когда вред причинен жизни или здоровью гражданина источником повышенной опасности.

В силу ст. 1101 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.

Учитывая отсутствие правовых норм, определяющих материальные критерии, эквивалентные нравственным и физическим страданиям, принимая во внимание степень родства заявителя с потерпевшим, руководствуясь принципом соразмерности и справедливости, исходя из судейской убежденности, на основании ст. 151, 1064, 1100, 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд принимает решение об удовлетворении заявленного иска о компенсации морального вреда частично, взыскав с ответчика моральный ущерб в размере 200 000 рублей.

Доводы представителя ответчика о том, что вины санатория и каких-либо противоправных действий со стороны работников санатория нет, так же как и нет причинной связи между наступлением смерти Гизетдинова P.P. и действиями работников санатория, в связи с чем в удовлетворении исковых требования следует отказать, несостоятельны и не основанны на законе.

Оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к убеждению, что имеются правовые основания для частичного удовлетворения искового заявления Гизетдиновой Г.З. к ГУЗ Республиканский противотуберкулезный санаторий «Толпар» о взыскании морального вреда и расходов по оплате юридических услуг.

В соответствии со статьей 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

В соответствии со ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации подлежит взысканию государственная пошлина в доход государства с ГУЗ Республиканский противотуберкулезный санаторий «Толпар» в размере 200 ( двести) рублей.

Согласно статье 100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

Следовательно, подлежит удовлетворению и требование истца о взыскании с ответчика расходов на оплату услуг представителя в размере 10 000 (десять тысяч) рублей.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Исковые требования Гизетдиновой Г.З. к ГУЗ Республиканский противотуберкулезный санаторий «Толпар» о взыскании морального вреда и расходов по оплате юридических услуг, удовлетворить частично.

Взыскать с ГУЗ Республиканский противотуберкулезный санаторий «Толпар» в пользу Гизетдиновой Г.З. в счет компенсации морального вреда 200000 ( двести тысяч) рублей, расходы на оплату услуг представителя в размере 10 000 (десять тысяч) рублей.

Взыскать государственную пошлину в доход государства с ГУЗ Республиканский противотуберкулезный санаторий «Толпар» в размере 200 (двести) рублей.

В остальной части исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан через районный суд в течение десяти дней со дня его принятия.

Судья (подпись).

Копия верна.

Решение суда вступило в законную силу «__» _______________2011 года.

Федеральный судья Чишминского

районного суда Республики Башкортостан Никоноров М.Я.

Секретарь суда по гражданским делам     Кадырова Д.В.