2-203/2011 о признании бездействий незаконными и обязании предоставить жилое помещение



Дело № 2-203/2011 Копия

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

12 апреля 2011 года п. Чишмы

Чишминский районный суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Галикеева Р.М.,

с участием помощника прокурора Екимова А.Г.,

при секретаре Шатохиной А.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Чишминского района Республики Башкортостан в интересах Гирватуллина В.Р. к Администрации Муниципального района Чишминский район Республики Башкортостан, Правительству Республики Башкортостан о признании бездействия незаконным и обязании предоставить жилое помещение,

у с т а н о в и л:

Прокурор Чишминского района Республики Башкортостан в интересах Гирфатуллина В.Р. обратился в суд с иском к Администрации Муниципального района Чишминский район Республики Башкортостан, Правительству Республики Башкортостан о признании бездействия незаконным и обязании предоставить жилое помещение.

В обоснование иска указал, что проведенной проверкой было установлено, что Гирфатуллин В.Р., ДД.ММ.ГГГГ г.р., оставшийся без попечения родителей, в нарушении ст.8. ФЗ №, до настоящего времени не обеспечен жилым помещением по вине администрации МР Чишминский район РБ.

На обращение директора «Аургазинского детского дома» № от ДД.ММ.ГГГГ об оказании содействия в решении жилищного вопроса бывшего воспитанника Гирфатуллина В.Р., администрация МР Чишминского района сообщила, что последний трудоустроен и обеспечен жильем на птицефабрике «Юбилейная» Чишминского района.

Однако, проверка показала, что Гирфатуллин В.Р. жильем обеспечен не был, ему было предоставлено лишь койко-место в отделении временного стационарного социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов.

Таким образом, администрация МР Чишминского района ввела в заблуждение директора «Аургазинского детского дома» о том, что Гирфатуллин В.Р. обеспечен жильем, в связи с чем дальнейшие меры по защите жилищных прав Гирфатуллина В.Р. директором «Аургазинского детского дама» не принимались.

Согласно ранее действующей (до ДД.ММ.ГГГГ) редакции п.3 ст.8 ФЗ-№, выпускникам образовательных учреждений для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящимся на территории Российской Федерации, не имеющим закрепленного жилого помещения, оно предоставляется вне очереди органами исполнительной власти однократно по месту выявления и первичного устройства ребенка в семью или на воспитание в соответствующее учреждение или по месту регистрации их рождения, или по месту последнего проживания.

Гирфатуллин В.Р. был выявлен в качестве нуждающегося в помощи государства первоначально в муниципальном районе Чишминский район.

Последним местом жительства Гирфатуллина В.Р. является <адрес> МР <адрес> (отделение временного стационарного социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов Чишминского района).

Вместе с тем, администрацией МР Чишминский района в нарушение указанных требований ФЗ №, Гирфатуллин В.Р. в список лиц указанной категории, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями, включен не был, до настоящего времени жильем не обеспечен

Администрацией МР Чишминский район только ДД.ММ.ГГГГ направлено письмо в Министерство Образования РБ о внесении Гирфатуллина В.Р. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в постановке на учет для получения жилья вне очереди по договору социального найма.

В свою очередь в ответе Министерство образование излагает, что Гирфатуллин В.Р. не имеет оснований для получения жилого помещения, так как положения ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» распространяется на лиц до достижения ими 23-летнего возраста.

Однако, достижение Гирфатуллиным В.Р. 23 -летнего возраста не может являться основанием для лишения его гарантированного и нереализованного права для внеочередного предоставления жилья, которое им не было получено, и не освобождает соответствующие органы от обязанности предоставить жилое помещение.

В соответствии со ст. 10 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» прокурор вправе обратиться в суд за защитой прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Кроме того, согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечение права на жилище государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду, образования.

Гирфатуллин В.Р. не может самостоятельно обратиться в суд и в полной мере защищать права, поскольку не имеет постоянного места жительства, а также из-за отсутствия денежных средств он не может обратиться к адвокату и воспользоваться его услугами. Сам Гирфатуллин В.Р. юридическими познаниями не обладает.

Прокурор просит признать бездействия Администрации МР Чишминский район незаконными. Обязать Администрацию МР Чишминский район и Правительство Республики Башкортостан предоставить Гирфатуллину В.Р. жилое помещение по договору социального найма вне очереди, отвечающее установленным стандартам и техническим требованиям.

В судебном заседании прокурор, участвующий по делу, Екимов А.Г. исковые требования поддержал в полном объеме.

Истец Гирфатуллин В.Р. исковые требования поддержал, просил их удовлетворить.

Представитель ответчика Администрации МР Чишминский район РБ Нугаев С.Я., действующий на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования не признал, пояснив, что в апреле 2003 года поступило письмо директора Аургазинского детского дома, с просьбой решить жилищный вопрос бывшего воспитанника Гирфатуллина В.Р. В мае 2003 года Гирфатуллин В.Р. был трудоустроен и обеспечен жильем на птицефабрике «Юбилейная» Чишминского района, после 2-х месяцев он покинул предоставленное ему жилье, ушел с работы и скрылся в неизвестном направлении.

Согласно Порядка постановки на регистрационный учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (приложение№ 4 к Постановлению Правительства РБ от ДД.ММ.ГГГГ №) постановка на учет носит заявительный характер. В орган местного самоуправления Гирфатуллин по жилищным вопросам не обращался. Администрации муниципальных районов и городских округов РБ предоставляют в Министерство образования РБ: списки детей-сирот, не имеющих закрепленных жилых помещений и поставленных в установленном порядке на учет для предоставления жилых помещений; заявки на выделение лимитов капитальных вложений для обеспечения жильем детей-сирот; документы, подтверждающие стоимость жилья, предоставляемого детям - сиротам. Органы опеки и попечительства при администрации МР должны вести учет детей - сирот.

ДД.ММ.ГГГГ отдел опеки и попечительства отдела образования при Администрации МР Чишминский район обратился в Министерство образования РБ о постановке на учет Гирфатуллина В.Р. на учет для получения жилья вне очереди по договору социального найма. Отдел опеки и попечительства при Администрации МР Чишминский район свои обязанности по постановке на учет Гирфатуллина выполнило. Министерство образования РБ в ответ на обращение сообщило, что до достижения 23 летнего возраста Гирфатуллин В.Р. не обратился в органы местного самоуправления по месту выявления его как сироты либо по месту регистрации с заявлением в качестве нуждающегося в жилом помещении и соответственно не был поставлен на регистрационный учет, и в настоящее время у него отсутствуют основания для получения жилого помещения.

Администрация Чишминского района сможет предоставить жилое помещение только в случае перечисления средств с бюджета Республики Башкортостан, согласно Закона Республики Башкортостан № 260 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями РБ».

Согласно ст. 5 ФЗ от 21.12.1996 года № 159 « О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов РФ. Данный факт подтверждается также п. 1 ч.1 ст. 1 Закона Республики Башкортостан от 28.12.2005 года № 260 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями» в котором указано, что органы местного самоуправления муниципальных образований наделяются полномочиями по социальной поддержке, за исключением полномочий по обеспечению жилой площадью, детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

При вынесении решения необходимо разграничить обязанности Правительства РБ и администрации Чишминского района. Если будет финансирование с Правительства РБ, то они смогут купить жилье Гирфатуллину.

Надлежащим образом извещенный представитель ответчика Правительства Республики Башкортостан на судебное заседание не явился, о причинах неявки не сообщил. Однако представитель Калеева Н.О. представила в суд ДД.ММ.ГГГГ отзыв на исковое заявление в котором она просит суд отказать в удовлетворении заявленных исковых требований в полном объеме( л.д.46-47).

Представитель третьего лица Органа опеки и попечительства Зиякаева Г.Р., действующая на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ суду пояснила, что в журналах первичной регистрации 1983-1984 г.г Гирфатуллин В.Р. был отмечен. С 18 до 23 лет Гирфатуллин не обратился с заявлением о предоставлении ему жилья, если бы обратился, не было бы проблем. Внеочередное обеспечение жилой площадью должно предоставляться до достижения 23 лет, по общему правилу жилое помещение предоставляется в порядке очереди, определяемой датой постановки на учет. Ему было предоставлено жилье, хоть и временное, но проработав 2-3 месяца, он ушел с работы, и покинул место жительства. Считает, что здесь вина не только администрации Чишминского района, но и самого Гирфатуллина. Исковые требования поддерживает.

Надлежащим образом извещенный представитель третьего лица Министерства образования Республики Башкортостан в суд не явился, о причинах неявки не сообщил.

Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела в совокупности с представленными доказательствами, заслушав заключение прокурора, полагавшего, что исковые требования подлежат удовлетворению, приходит к следующему.

Согласно ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

Согласно пункту "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение.

В соответствии с пунктом 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях), социальной поддержки семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей).

Частью 3 ст. 49 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан (в данном случае детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей).

В соответствии с ч.2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Абзацем 4 ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения -родителей, отнесены лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

В соответствии с п. 1 ст. 8 указанного Федерального закона дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ.

В силу положений абзацев 5,6,7 ст. 8 Закона Республики Башкортостан от 27.10.1998г. № 188-3 № «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей сирот и детей, оставшихся без родителей», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются, органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди в срок, не превышающий трех месяцев, равноценной ранее занимаемому ими (или их родителями) жилому помещению жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В силу вышеприведенных норм законодательства, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям оставшихся без попечения родителей, является государственным полномочием субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, возлагается на исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации.

Из статьи 132 Конституции Российской Федерации, как указал Конституционный Суд РФ в Постановлении от 30 ноября 2000 года № 15-П следует, что наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями может осуществляться только законодателем федеральным или субъекта Российской Федерации - и только в форме закона с учетом установленного Конституцией Российской Федерации разграничения предметов ведения и полномочий Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (статьи 71,72 и 73).

Порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями регулируется Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации».

Обязанность обеспечения Гирфатуллина В.Р. жилым помещением из муниципального фонда может быть возложена на Администрацию Муниципального района Чишминский район Республики Башкортостан лишь при условии наделения ее в установленном законом порядке государственными полномочиями на обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями.

Пунктом 1 статьи 1 Закона Республики Башкортостан от 28 декабря 2005 года № 260-3 (редакции от 01 апреля 2010 года) «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями РБ» предусмотрено, что органы местного самоуправления муниципальных образований, перечисленных в статье 2 настоящего Закона, а именно органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в РБ, наделяются государственными полномочиями РБ по социальной поддержке, за исключением полномочий по обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей ( за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях).

В соответствии с частями 4 и 6 статьи 8 Закона Республики Башкортостан от 27 октября 1998 года № 188-3 (ред. от 07.11.2005) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством Республики Башкортостан и относятся к расходным обязательствам Республики Башкортостан.

Согласно Постановлению Правительства Республики Башкортостан № 200 от 20.07.2007 г. «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в целях государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии со статьей 8 Закона Республики Башкортостан «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Правительство Республики Башкортостан постановляет:

1.Предоставлять детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, не имеющим закрепленных жилых помещений (далее - дети-сироты), жилые помещения по договорам социального найма в порядке - и на условиях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и Республики Башкортостан, площадью не ниже установленной в соответствующем муниципальном образовании нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, но не более:

33 кв. м - для одиноко проживающих детей-сирот; 42 кв. м - на семью из двух человек, являющихся детьми-сиротами; 18 кв. м - на каждого члена семьи при ее численности три человека и более, являющихся детьми-сиротами.

2.Установить, что финансирование расходов по предоставлению администрациями муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан жилых помещений детям-сиротам осуществляется за счет средств, выделяемых из бюджета Республики Башкортостан на капитальные вложения;

перечисление средств в бюджеты муниципальных образований производится исходя из общей площади жилого помещения, предоставляемого в соответствии с пунктом 1 настоящего Постановления, и средней рыночной стоимости 1 кв. м общей площади жилья в муниципальных районах, городских поселениях и городских округах Республики Башкортостан, ежеквартально утверждаемой Министерством строительства, архитектуры и транспорта Республики Башкортостан, но не более фактической стоимости предоставляемого жилья. (в ред. Постановления Правительства РБ от 09.11.2009 № 415)

3. Финансирование расходов по предоставлению жилых помещений детям - сиротам осуществляется путем перечисления средств бюджета Республики Башкортостан в доход бюджетов муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан на основании следующих документов:

распоряжения Правительства Республики Башкортостан о распределении лимитов капитальных вложений, предусмотренных на указанные цели, между администрациями муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан;

заявки Министерства образования Республики Башкортостан, сформированной по соответствующим заявкам администраций муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан, на выделение средств из бюджета Республики Башкортостан на финансирование указанных расходов с указанием детей - сирот - получателей государственной поддержки;

документов, подтверждающих стоимость жилья, предоставляемого детям-сиротам.

Оплата жилья, приобретаемого детям-сиротам, осуществляется с лицевых счетов администраций муниципальных районов и городских округов Республики «Башкортостан, открытых в территориальных финансовых управлениях Министерства финансов Республики Башкортостан.

4. Министерству экономического развития Республики Башкортостан ежегодно -предусматривать в республиканской адресной инвестиционной программе лимиты капитальных вложений на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот.

5. Министерству образования Республики Башкортостан:

сформировать сводный список (банк данных) детей-сирот, не имеющих закрепленных жилых помещений и поставленных в установленном порядке на учет для предоставления жилых помещений с ежегодным уточнением данного списка по состоянию на 1 апреля;

ежегодно по заявкам администраций муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан представлять в Министерство экономического развития Республики Башкортостан заявку на выделение лимитов капитальных вложений для обеспечения жильем детей - сирот;

вносить предложения о распределении лимитов капитальных вложений, предусмотренных на указанные цели в республиканской адресной инвестиционной программе, между администрациями муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан;

представлять в Министерство финансов Республики Башкортостан заявки на выделение средств из бюджета Республики Башкортостан на финансирование указанных расходов и информацию о фактическом использовании выделенных средств;

обеспечивать контроль за целевым и эффективным использованием средств, выделенных из бюджета Республики Башкортостан на указанные цели,

6. Администрациям муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан представлять в Министерство образования Республики Башкортостан:

списки детей-сирот, не имеющих закрепленных жилых помещений и поставленных в установленном порядке на учет для предоставления жилых помещений;

заявки на выделение лимитов капитальных вложений для обеспечения жильем детей-сирот, не имеющих закрепленных жилых помещений и поставленных в установленном порядке на учет для предоставления жилых помещений, на предстоящий год по форме согласно приложению № I к настоящему Постановлению;

документы, подтверждающие стоимость жилья, предоставляемого детям-сиротам;

ежеквартально в срок до 7 числа месяца, следующего за отчетным периодом, сведения о предоставлении жилых помещений детям-сиротам за счет всех источников финансирования, в том числе за счет средств бюджета Республики Башкортостан и местного бюджета, по формам согласно приложениям № 2 и 3 к настоящему Постановлению.

Судом установлено, что Гирфатуллин В.Р., ДД.ММ.ГГГГ г.р., оставшийся без попечения родителей, до настоящего времени не обеспечен жилым помещением.

На обращение директора «Аургазинского детского дома» № от ДД.ММ.ГГГГ об оказании содействии в решении жилищного вопроса бывшего воспитанника Гирфатуллина В.Р., администрация МР Чишминского района сообщила, что последний трудоустроен и обеспечен жильем на птицефабрике «Юбилейная» Чишминского района.

Однако, Гирфатуллин В.Р. жильем обеспечен не был, ему было предоставлено лишь койко-место в отделении временного стационарного социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов.

Согласно ранее действующей (до 22.08.2004) редакции п.3 ст.8 ФЗ-№159, выпускникам образовательных учреждений для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящимся на территории Российской Федерации, не имеющим закрепленного жилого помещения, оно предоставляется вне очереди органами исполнительной власти однократно по месту выявления и первичного устройства ребенка в семью или на воспитание в соответствующее учреждение или по месту регистрации их рождения, или по месту последнего проживания.

Гирфатуллин В.Р. был выявлен в качестве нуждающегося в помощи государства первоначально в муниципальном районе Чишминский район.

Последним местом жительства Гирфатуллина В.Р. является п. Чишмы МР Чишминский район (отделение временного стационарного социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов Чишминского района).

Вместе с тем, администрацией МР Чишминский района в нарушении указанных требований ФЗ №159, Гирфатуллин В.Р. в список лиц указанной категории, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями, включен не был, до настоящего времени жильем не обеспечен

Администрацией МР Чишминский район только ДД.ММ.ГГГГ направлено письмо в Министерство Образования РБ о внесении Гирфатуллина В.Р. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в постановке на учет для получения жилья вне очереди по договору социального найма.

В письме от ДД.ММ.ГГГГ Министерство образования <адрес> излагает, что Гирфатуллин В.Р. не имеет оснований для получения жилого помещения, так как положения ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» распространяется на лиц до достижения ими 23-летнего возраста (л.д.7).

Однако, достижение Гирфатуллиным В.Р. 23 -летнего возраста не может являться основанием для лишения его гарантированного и нереализованного права на внеочередного предоставления жилья, которое им не было получено, и не освобождает соответствующие органы от обязанности предоставить жилое помещение.

При указанных выше обстоятельствах суд приходит к выводу, что Гирфатуллин В.Р. относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, окончил пребывание в образовательном учреждении, имеет право на обеспечение его вне очереди жилым помещением по договору социального найма площадью и возложить обязанность по предоставлению ему благоустроенного жилого помещения на Правительство Республики Башкортостан и Администрацию Муниципального района Чишминский район Республики Башкортостан.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Исковые требования прокурора Чишминского района Республики Башкортостан в интересах Гирватуллина В.Р. к Администрации Муниципального района Чишминский район Республики Башкортостан, Правительству Республики Башкортостан о признании бездействия Администрации Муниципального района Чишминский район Республики Башкортостан незаконным и обязании ответчиков предоставить жилое помещение, удовлетворить.

Признать бездействия Администрации муниципального района Чишминский район Республики Башкортостан незаконными.

Обязать Администрацию муниципального района Чишминский район РБ и Правительство Республики Башкортостан предоставить Гирфатуллину В.Р. жилое помещение по договору социального найма вне очереди, отвечающее установленным стандартам и техническим требованиям.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение 10 дней после принятия судом решения в окончательной форме.

Судья (подпись).

Копия верна.

Федеральный судья Чишминского

районного суда Республики Башкортостан Галикеев Р.М.

Секретарь суда по гражданским делам