Дело № 2-167/2011 копия
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 апреля 2011 года пос. Чишмы
Чишминский районный суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Галикеева Р.М.,
при секретаре Шатохиной А.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Субханкулов М.Ф. к Мурсалимовой З.З., Галикеевой Ф.Х. о сносе самовольных построек и взыскании судебных расходов,
установил:
Субханкулов М.Ф. обратился в суд с иском к Мурсалимовой З.З. о сносе самовольных построек и взыскании судебных расходов, ссылаясь на то, что согласно свидетельства о государственной регистрации права собственности он является собственником жилого дома и земельного участка, находящиеся по адресу: <адрес>.
Истец указывает, что жилой дом и надворные постройки, принадлежащие на праве собственности его соседке Мурсалимовой З.З., расположенные на земельных участках (кадастровые номера №) по адресу: <адрес>, были возведены с нарушением норм Правил пожарной безопасности в Российской Федерации.
Вр. и.о. начальника отделения ГПН Чишминского района РБ майором внутренних дел Гончар Е.В. был осуществлен выезд и проведен осмотр строений на участках по адресу: <адрес>, то есть его и ответчика. В ходе осмотра установлено, что все постройки, расположенные на участках V-степени огнестойкости, установлены с нарушением требований ст. 69 ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
Как указывает истец расстояние: между жилым домом Субханкулова М.Ф. и домом Мурсалимовой З.З. составило 10.45м, требуется не менее 15 метров; между жилым домом Субханкулова М.Ф. и летней кухней Мурсалимовой З.З. составило 13 метров, требуется не менее 15 метров.
Жилые и нежилые строения, принадлежащие ответчику были построены значительно позднее его, что подтверждается похозяйственной книгой и техническими паспортами.
Следовательно, именно строения Мурсалимовой З.З. нарушают требования пожарной безопасности.
Главным специалистом МУП Архитектура и градостроительство Галлямовым А.Ф. была составлена схема расположения жилых домов и надворных построек на его участке и участке ответчика относительно друг друга, из которой также следует, что ответчиком нарушены требования пожарной безопасности, строительные нормы.
Кроме того, Мурсалимовой З.З. посажены плодовые деревья в количестве трех штук, на расстоянии менее 1,5 метров от границы его участка, что не соответствует п. 5,3,4 свода Правил по проектированию и строительству (СП 30-102-99).
Истец указывает, что обращался с заявлением в Чишминское отделение надзорной деятельности с заявлением о принятии мер по нарушению.
Истец Субханкулов М.Ф. просит признать постройки: жилой дом, баня, летняя кухня, расположенные по адресу: <адрес>, самовольными и обязать снести данные постройки за счет ответчиков; обязать ответчиков срубить плодовые деревья в количестве трех штук вдоль границы его участка; взыскать с ответчиков в свою пользу расходы на оплату услуг адвоката в сумме 5 000 рублей, госпошлину в сумме 200 рублей.
В судебном заседании истец Субханкулов М.Ф. с учетом уточнения иска исковые требования поддержал, просил удовлетворить.
Ответчик Мурсалимова З.З. и ее представитель Гилязова Н.В., в судебном заседании исковые требования не признали, просили отказать.
Представитель соответчика Галикеевой Ф.Х. - Гилязова Н.В. иск не признала, просила отказать.
Представитель третьего лица - начальник Отделения государственного пожарного надзора Чишминского района РБ, Биктимиров Р.К. в судебном заседании вопрос о разрешении иска оставил на усмотрение суда, пояснив, что иск не обоснован.
Представитель третьего лица МУП «Архитектура и градостроительства» Галлямов А.Ф. в судебном заседании вопрос о разрешении иска оставил на усмотрение суда, при этом пояснил, что нарушения не обнаружены.
Представитель третьего лица - Администрации сельского поселения Еремеевский сельский совет муниципального района Чишминский район РБ Галикеева Г.Х. в судебном заседании вопрос о разрешении иска оставила на усмотрение суда.
Суд, выслушав объяснения сторон, третьих лиц, допросив свидетелей, исследовав представленные материалы дела, оценив все собранные доказательства по делу приходит к следующему.
В соответствии со ст. 304 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
В соответствии со ст. 222 Гражданского кодекса РФ самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 40 Земельного кодекса Российской Федерации собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Согласно ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
В соответствии со ст. 8 ФЗ от 30.12.2009г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», здание или сооружение должно быть спроектировано и построено таким образом, чтобы в процессе эксплуатации здания или сооружения исключалась возможность возникновения пожара, обеспечивалось предотвращение или ограничение опасности задымления здания или сооружения при пожаре и воздействия опасных факторов пожара на людей и имущество, обеспечивались защита людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничение последствий воздействия опасных факторов пожара на здание или сооружение, а также чтобы в случае возникновения пожара соблюдались следующие требования: сохранение устойчивости здания или сооружения, а также прочности несущих строительных конструкций в течение времени, необходимого для эвакуации людей и выполнения других действий, направленных на сокращение ущерба от пожара; ограничение образования и распространения опасных факторов пожара в пределах очага пожара; нераспространение пожара на соседние здания и сооружения.
Согласно п.п. 22, 24 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных приказом МЧС РФ от 18.06.2003г. № 313Противопожарные расстояния между зданиями и сооружениями, штабелями леса, пиломатериалов, других материалов и оборудования не разрешается использовать под складирование материалов, оборудования и тары, для стоянки транспорта и строительства (установки) зданий и сооружений.
Временные строения должны располагаться от других зданий и сооружений на расстоянии не менее 15 м (кроме случаев, когда по другим нормам требуются иные противопожарные расстояния) или у противопожарных стен.
В соответствии п. 5.3.4 СП 30-102-99 «Планировка и застройка территорий малоэтажного жилищного строительства» до границы соседнего при квартирного участка расстояния по санитарно-бытовым условиям должно быть не менее от усадебного, одно-двухквартирного и блокированного дома - 3 метра с учетом требований п. 4.1.5. настоящего свода правил от постройки для содержания скота и птицы - 4 метра, от других построек (бани, гаража и др.) - 1 метр.
Согласно п. 36 ст. 2 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» противопожарный разрыв (противопожарное расстояние) - это нормированное расстояние между зданиями, строениями и (или) сооружениями, устанавливаемое для предотвращения распространения пожара.
Исследование материалов показало, что на основании свидетельства о государственной регистрации права серии <адрес> Субханкулов М.Ф. является собственником жилого дома по адресу: <адрес>.
На основании свидетельства о государственной регистрации права серии <адрес>* Субханкулов М.Ф. является собственником земельного участка (кадастровый номер №) по адресу: <адрес>.
На основании свидетельства о государственной регистрации права серии <адрес> Мурсалимова З.З. является собственником земельного участка, общей площадью 1177 кв.м. по адресу: <адрес>.
На основании свидетельства о государственной регистрации права серии <адрес> Мурсалимова З.З. является собственником жилого дома по адресу: <адрес>.
На основании свидетельства о государственной регистрации права серии <адрес> Мурсалимова З.З. является собственником земельного участка (кадастровый номер № по адресу: <адрес>.
На основании свидетельства о государственной регистрации права серии <адрес> Мурсалимова З.З. является собственником земельного участка (кадастровый номер №) по адресу: <адрес>.
Субханкулов М.Ф. являясь собственником земельного участка (кадастровый №) и жилого дома предъявил исковые требования к Мурсалимовой З.З., Галикеевой Ф.Х. о сносе самовольных построек. Истец основывает свои требования на том, что ответчиком нарушены строительные нормы и правила, требования противопожарной безопасности.
Допрошенный в качестве свидетеля Г. суду показал, чтоон является старостой улицы. Земельным участком и домом пользуются молодые. Там два дома стоят. Один старый, второй новый. Баней, сараем, летней кухней они все вместе пользуются. Он ни в старом, ни в новом доме не был. Он только во двор заходил. У них бабушка больная, только внуки ухаживают. Баней, сараем, летней кухней мать не пользуется, она у них больная.
Из показаний свидетеля Г следует, что у них (ответчиков) имеется два дома, пользуются и живут они все вместе. Старым домом тоже пользуются, поскольку имеется хозяйство. Летней кухней, баней пользуются все. Мать у них не трудоспособная, она не может работать. В основном хозяйство ведут молодые. Бывает он у них иногда, не каждый день. Может один раз в месяц, может один раз в год. Когда с сельсовета нужно бумаги разносить, тогда заходит.
Определением Чишминского районного суда Республики Башкортостан от 22 марта 2011 года назначена межведомственная комиссия с постановкой вопросов для разрешения вопроса правомерности требований сторон по делу.
Заключением главного специалиста МУП «Архитектура и градостроительство» МР Чишминский район РБ Галлямова А.Ф., начальника отделения НД Чишминского района Биктимирова Р.К., специалиста администрации СП Еремеевский сельсовет Галикеевой Г.Х., техника по СС Чишминского Межрайонного филиала ГУП «БТИ по РБ» Мухаметзяновой З.М. установлено, что на земельном участке по адресу: <адрес> имеется жилой дом, расстояние от жилого дома до общей межи с Галикеевой Ф.Х. составляет 1.55:3.50м.
Согласно выписке из похозяйственной книги жилой дом Субханкулова М.Ф. построен в 1957 году.
Навес, расстояние от навеса до общей межи с Галикеевой Ф.Х. составляет 1.0м.
Сарай, расстояние от сарая до общей межи с Галикеевой Ф.Х. составляет 5.10м.
Согласно выписке из похозяйственной книги сарай Субханкулова М.Ф. построен в 1947 году.
Теплица, расстояние от теплицы до общей межи с Галикеевой Ф.Х. составляет 0.85:0.90м.
На расстоянии 1.10м от общей межи с Галикеевой Ф.Х. растет тополь, высота приблизительно 1.70, O в основании приблизительно 3 см.
На земельном участке по адресу: <адрес> имеется: жилой дом, расстояние от жилого дома до общей межи с Субханкуловым М.Ф. составляет 8.35:8.95м.
Согласно выписке из похозяйственной книги жилой дом Галикеевой Ф.Х. построен в 1960 году.
Летняя кухня, расстояние от летней кухни до общей межи с Субханкуловым М.Ф. составляет 7.67м (возведена в 1987г.).
Баня, расстояние от бани до общей межи с Субханкуловым М.Ф. составляет 6.50м.
Согласно выписке из похозяйственной книги баня Галикеевой Ф.Х. построена в 1971 году.
Деревья в количестве 4 штук спилены.
На земельных участках по адресу: <адрес>, нарушения требований строительных норм действовавших на момент постройки (с учетом года постройки недвижимого имущества) нет.
В ходе осмотра установлено, что участок № 11, принадлежащий Мурсалимовой З.З., является крайним по улице, а участок № 9 примыкающим к нему. Жилые дома на данных участках возводились в 60-х годах. До 1989 года, требования противопожарных разрывов были изложены в СНиП II-К.2.62 «Планировка и застройка населенных мест». В соответствии с требованиями п. 5.26, СНиП II-К.2.62, - «разрыв между одно-двуквартирными домами усадебной застройки в пределах одной пары домов не нормируются. При этом разрывы между соседними парами домов, между одной парой домов и хозяйственными строениями двух пар домов должны быть не менее указанных в табл. 9.9».
Учитывая, что участки являются крайними, строения на них необходимо
рассматривать как пару, следовательно, расстояния между ними не нормируются.
В соответствии с вышеизложенным, комиссия сделала вывод о том, что нарушения требований норм и правил пожарной безопасности при соблюдении разрывов отсутствуют.
В едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют данные о правах на спорный объект недвижимости: жилой дом по адресу: <адрес>, <адрес> (л.д. 71).
В едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним также отсутствуют данные о правах на спорный объект недвижимости: баня по адресу: <адрес> (л.д. 72).
В едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним также отсутствуют данные о правах на спорный объект недвижимости: летняя кухня по адресу: <адрес> (л.д. 73).
Учитывая изложенные обстоятельства, суд не усматривает грубые нарушения со стороны ответчиков в возведении жилого дома, бани, летней кухни.
Так, в судебном заседании установлено, что нарушения СНиП, требований норм и правил пожарной безопасности при соблюдении разрывов отсутствуют.
Требования о признания жилого дома, бани, летней кухни самовольными постройками и их сносе суд находит несостоятельными. Как следует, из технического паспорта, похозяйственной книги, представленных ответчиком, годом постройки жилого дома является 1960 год, бани - 1971 год, летней кухни - 1987 год.
Кроме того, требования об обязании спилить плодовые деревья в количестве трех штук, ответчиками исполнены добровольно, в заключении комиссии указано, что деревья в количестве четырех штук спилены.
Суд выносит решение в пределах заявленных истцом требований.
Таким образом, суд приходит к выводу, что на дату возведения ответчиком жилого дома (1960г.), бани (1971г.), летней кухни (1987г.) нарушений СНиП, требований пожарной безопасности не выявлено, поскольку СНиП II-К 2.6.2 «Планировка и застройка населенных мест» действовали с 1962 по 1989 год.
Истцом не представлены убедительные доказательства того, что на дату возведения ответчиком жилого дома, бани и летней кухни, имелись нарушения трубований пожарной безопасности и СНиП.
Более того, истец в доме по адресу: <адрес> проживает с рождения, ранее требований к ответчику о признании построек самовольными и их сносе не предъявлял.
Оценивая представленные доказательства, исковые требования Субханкулова М.Ф. к Мурсалимовой З.З., Галикеевой Ф.Х. о сносе самовольной постройки и взыскании судебных расходов, суд находит не обоснованными, в связи, с чем принимает решение об отказе в удовлетворении предъявленных требований в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований Субханкулова М.Ф. к Мурсалимовой З.З., Галикеевой Ф.Х. о сносе самовольной постройки и взыскании судебных расходов, отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья (подпись).
Копия верна.
Федеральный судья Чишминского
районного суда Республики Башкортостан Галикеев Р.М.
Секретарь суда по гражданским делам